Они не отвернулись они шли своим путём

Караимы. Они не отвернулись — они шли своим путём

Караимы не отвернулись — они просто шли своим путём. Их путь не был бегством и не был бунтом. Это было иное дыхание иудаизма. Как и мы, они стояли у подножия горы Синай. Мы с ними — с одного холма.

Они отказались от Устной Торы, но не от Б-га. Их намерение не было злым; это была ошибка — но ошибка, совершённая во имя Небес. И, быть может, именно по воле Небес.

Когда пришли погромы и пожары, когда над Европой разверзлись пасти лагерей, раввины сказали: «Они не наши». И тем — спасли их. Потому что если бы они были признаны частью нас, их ждала бы та же участь. Это не было предательством. Это было проявлением талмудической мудрости, милосердия, сокрытого в парадоксе.

Ведь в Талмуде сказано: «Эт лаасот лаАшем — хеферу торатеха» — «Время действовать ради Господа — даже нарушая Твою Тору» (Псалом 119:126), как это истолковал Иехуда ха-Наси, решив записать Устную Тору, чтобы спасти её от исчезновения. Так и здесь: Устная Тора, предназначенная объяснять, стала щитом для тех, кто её не признавал. Не против них — ради них.

Позже, когда народ Израиля воскрес в своей земле, Государство Израиль признало караимов частью своего народа. С оговорками, с условиями — но признало. Потому что они — тоже с одного холма, с той самой горы Синай, откуда пошёл свет Завета. Это не компромисс. Это возвращение. Кто сказал, что путь к Б-гу должен быть прямым?

Они не отвернулись — они просто шли своим путём возвращения. Их путь напоминал не отступление, а русло реки, огибающее преграды. Оно не уходит в сторону, а обходит, чтобы всё равно впасть в Завет. Как лучи шестиконечной звезды Давида, что расходятся во все стороны, но всё равно сходятся в центре. А в центре — Шхина.

Караимы — это одна из живых нитей пёстрой мозаики еврейской судьбы. Их отличие — не отделение. Они не раввинисты, но они иудеи. Они не ушли от Б-га — они просто несли свою свечу в другую сторону ветра.

И если бы Гитлер знал, что однажды они будут признаны частью народа Израиля — разве бы он их пощадил? Нет. Но решал не он. Решает Тот, Кто пишет Книгу, которую не пишут чернилами. Потому что так было задумано. И потому караимы выжили. Чтобы увидеть Мошиаха. Чтобы вернуться в Землю Обетованную.

Это был их путь служения Творцу. Если бы Всевышний не желал этого пути — дороги бы не было. Но дорога была. Потому что и они — с горы Синай. Потому что и они — дети Авраама.



Заключение

Караимы — часть великого народа Израиля. Они шли своим путём служения Творцу. И если бы Всевышний не захотел этого пути, у них бы не было этой дороги. Но Он дал им путь. Они читают Тору. Они ждут Мошиаха. Они молятся тому же Б-гу, что и мы. А значит, они с нами. А значит, никогда и не уходили.



Rabbinical Student
Moshe Ben Yisrael Salita / Michael Salita / Михаил Салита
С признательностью Тому, Кто пишет Книгу мира не чернилами, а светом.


Рецензии