Немного о три-лакшана
анитья (непостоянство)
анатта / анатман ("не-я")
дуккха ("проблемы", примерно переводят (с серьёзными оговорками) как "страдание").
Но поверхностный взгляд не замечает, что Будда "категорически не рекомендовал" привязываться к "не-я", это так же условная конструкция, призванная скорее объяснить не "отсутствие "я", а его ИЗМЕНЧИВОСТЬ (тут прямая связь с анитьей (непостоянством).
То есть фиксация на "не-я" такая же глупость как фиксация на "я"...
Древнейший текст (на пали), и не только он, гласит:
"Знающий, что своё я — приятно, пусть бдительно охраняет себя. Мудрец должен охранять себя ... Ведь своё я — господин себе. Кто же ещё может быть господином?"
Как правило привязавшиеся к концепции о "не-я" не комментируют (просто игнорируют) подобные стихи. Интересное развитие это учение (о непривязанности к крайностям: "я - и не-я" нашло в восьмом веке во время синтеза мадхъямаки и виджнянавады (но это уже другая история...)
Свидетельство о публикации №225052900555