Вознесение Господне. Четверг 6-й седмицы по Пасхе

В Великий Праздник Церковь предлагает почитать и поразмышлять над отрывками из Евангелия...

Мк., 71 зач., XVI, 9-20.

Деян., 1 зач., I, 1-12.

Лк., 114 зач., XXIV, 36-53.

***

«Но так как противное излечивается противным, – так как мы умерли по злому намерению лукавого: то мы снова ожили по доброму намерению Благого; и так как замысливший о смерти открыл удовольствия, похоти, которыми род наш ниспровергается в бездну: то Замысливший об истинной жизни открыл нам узкий и тесный путь, ведущий к жизни.

Господь провозглашает даже гнев напрасный равным человекоубийству и, осуждая на то же самое наказание того, кто во гневе с жестокостью нападает на ближнего; Он сказал, что таковой достоин геенны огненной (;ф. 5:22).

Что же – мы желаем временной жизни, а вечную ставим ни во что? Царства (правда, великого, но) имеющего конец, – славы и радости (правда, великой, однако) преходящей, – богатств соединенных с сей жизнью мы сильно желаем и трудимся ради них, а благ гораздо превосходнейших, нетленных, бесконечных мы не ищем и даже не употребляем малого усилия, дабы достигнуть их.

Вы знаете, ради чего люди обыкновенно отдают самих себя на труды и на смерть. Не за малую ли награду воины представляют себя опасностям и даже поражению? Не для малейшего ли увеличения богатств купец пренебрегает бурями, ветрами и жестокими людьми, которые делают и море, и землю опасными? Не из–за малого ли куска хлеба часто многие из сильных бывают слугами господ? Ужели же мы не будем служить человеколюбивому Богу? Ужели мы не удалимся от обилия богатств, чтобы достигнуть небесных богатств? Ужели мы не перенесем поношения и позора со стороны людей, чтобы достигнуть божественной славы, меняя смертное на бессмертное? Ужели мы не будем алкать и жаждать немного, чтобы есть хлеб жизни, сходящий с неба, и пить воды истинно живые, которые кто бы не нашел достойным есть и пить, – тот уже не будет алкать и не возжаждет во веки? Ужели мы не очистим душевные очи, воздерживаясь от всякой душевной и телесной нечистоты, – чтобы узреть свет более светлый, чем солнце, или лучше, чтобы быть чадами высшего света? Да не будет, молю вас, братие, чтобы мы предпочитали свету мрак, божественной и вечной радости – удовольствие смерти и служение геенне, богатящей любви – роскошь тления, вещество огня, которым вовеки будут жегомы те, которые домогались зла, как показал нам Господь в притче о богаче и Лазаре (Лк.;16:19–31). Но будем жить, как жил Он Сам, как Сам научил нас, уподобившись нам и понесши крест, – будем следовать Ему, распиная плоть со страстьми и похотьми, чтобы спрославиться с Ним, и по воскресении быть взятыми к Нему, как Он ныне был взят к Отцу. Став посреди учеников Своих, Он (Спаситель) дал им заповедь о проповеди и обетование Духа, присовокупляя, что Он пребудет с ними до скончания века (Мф.;28:20); сказавши это и поднявши руки Свои, Он благословил их и на виду их поднялся, указывая, что, кто будет повиноваться Ему, тот по воскресении вознесется к Богу Отцу. Итак, Господь ушел от них – апостолов телом: ибо по Божеству Он присущ был им, и, как сказал им, возвеличенный сел одесную Отца с нашим образом. Посему, как Он воскрес и вознесся: так и мы воскреснем все; вознесения же не все достигнем, но только те, у которых еже жити Христос: и еже умрети (ради Него) приобретение(Флп.;1:21). Те, которые прежде смерти распяли грех чрез раскаяние и Евангельское обращение, – те одни только после воскресения восхищены будут на облаках в сретение Господне на воздусе. Апостолы после того, как Господь вознесся, созерцали Его очами душевными и вместе поклонились. И мы, восходя на высшую ступень нашей души, очистим себя от порочных и земных помышлений. Ибо так мы получим и пришествие Утешителя, и поклонимся в духе и истине Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь».

_____________________
Фрагмент из книги:
«Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Часть 1»
Глава: «Беседа на Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского»
Автор: протоиерей Петр Смирнов

***

«…Ибо таковым, каковым Господь соделался, Он соделался ради нас, будучи по Своему Божеству несотворен; жизнь, которую Он прожил, Он прожил для нас, указывая нам путь, ведущий к истинной жизни; что; Он пострадал по плоти, Он ради нас пострадал, исцеляя наши страсти, и за наши грехи Он был осужден на смерть, ради нас воскрес и вознесся, даровав нам на бесконечные веки воскресение и вознесение, так как все наследники жизни сей, насколько возможно, подражают делу Его домостроительства на земле. Началом сего подражания для нас служит святое крещение – образ смерти и воскресения Господа, серединой его – добродетельная жизнь и согласная с Евангелием деятельность, а концем – победа над страстями при помощи духовных подвигов, доставляющая жизнь безболезненную, не подверженную смерти, небесную, как нам говорит Апостол: Аще по плоти живете, имате умрети: аще ли духом деяния плотская умерщвляете, живи будете (Рим.;8:13)…

В этом, братие, и состоит, говоря кратко, жизнь христиан – заниматься прошениями и молениями, иметь взор ума обращенным, по подражанию ангелам, к небесному Владыке, славить и благословлять Его непорочным житием и, таким образом, уготовлять Его таинственное вселение, согласно с сказавшим: Пою и разумею в пути непорочне, когда приидеши ко мне (Пс.;100:2)…

…Он, для избравших совершенное Ему повиновение, все дни соделал благословенными субботами и таким образом не нарушил, но исполнил закон. А вы, пристрастившиеся к мирским делам, если воздержитесь от корыстолюбия и от взаимной ненависти и устремитесь к истине и благоразумию, то, вследствие уклонения от зла, все дни соделаете субботами. А всякий раз как настанет тот, более остальных спасительный, день (суббота), то должно отложить и беспорочные дела и речи, постоянно пребывать в церкви Божией…»

_____________________
Фрагмент из книги:
«Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Часть 1»
Глава: «Беседа на Вознесение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского»
Автор: протоиерей Петр Смирнов

***

«138. Как праздновать праздники? Мы празднуем или событие (вникнуть в величие события, цель его, плоды его для верующих), или лицу, как например: Господу, Божией Матери, Ангелам и святым (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу сердцем, впитать их в себя, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые добрые нравы. А они проходят больше с грехом, как и встречаются неразумно маловерным, холодным сердцем, часто вовсе не приготовленным к чувству тех великих благодеяний Божиих, которые Бог даровал через известное празднуемое лицо или событие."
Моя жизнь во Христе - праведный Иоанн Кронштадтский...»

***

(Дея. 1, 1-12; Лк. 24, 36-53). Силу Вознесения Господня св. Павел выражает так: "восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам" (Еф. 4, 8). Удовлетворив правде Божией, Господь отверз для нас все сокровища благости Божией. Это и есть плен, или добыча вследствие победы. Начало раздаяния этой добычи человекам есть сошествие Святого Духа, Который, сошедши единожды, всегда пребывает в Церкви и каждому подает что кому потребно, беря все из того же единожды плененного плена. Приди всякий и бери. Но заготовь сокровище-хранительницу - чистое сердце; имей руки, чем брать - веру неразмышляющую, и приступи исканием уповающим и неотступно молящимся.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года


Рецензии