Сказка про нейробук

В глухомани уральской, где ели вековые сплетались в непроглядную чащу, а медведь считался не хозяином тайги, а скорее, досадной помехой на пути к магазину, развернулось производство диковинное. Нет, не лапти плели и не деготь по осени  гнали, а собирали тут диво технологическое - переносные справочно-вычислительные изобразительные машины - ноутбуки. И всё  как положено по современным требованиям пользователя разбалованного - супертонкие, раскладные, да еще и автономные.
История рождения сего чуда техники теряется в древности предыдущих пяти лет.
Был в славном городе Екатеринбурге, что раскинулся на границе Европы и Азии, специалист по микроэлектронике по имени Геннадий. Ростом Геннадий был – дай Боже каждому! – два метра десять сантиметров, в плечах – косая сажень, а животом напоминал хорошо откормленный арбуз. Работал Геннадий, как и полагается, в одном из многочисленных НИИ, где, как известно, рождаются самые безумные и, порой, гениальные идеи.
Долго ли коротко ли тянулись рабочие дни, а случаться стали в НИИ перебои с энергией. Электричество неожиданно выключалось среди дня белого и отсутствовало до поздних вечерних часов. Расчеты зависали на самом интересном месте. Это ещё хорошо, что не пропадали вовсе. Заплаканные аспирантки по крупицам собирали свои. кандидатские, таявшие в темной бездне безответных розеток. Старшие научные сотрудники воспринимали этскую переменчивость степенно, неспешно обсуждая возможные причины во время перекуров.
Случай, конечно, пренеприятнейший, но мало кого взволновавший. "Всё проходит," - рассуждали философски коллеги Геннадия.
Но день за днем вынужденное безделие превращалось в скуку и на пятые сутки уже тяготило весь отдел.
Передовые силы науки пытались собрать динамо-машину из стареньких велосипедов, или превратить часть комнаты в химическую лабораторию с чанами солей, заряженными электролитами. Но всё старомодные способы по затратам сильно превышали добытые крохи такого переменчивого тока. Подключать сверхчувствительную нежную технику к этим источникам было опасно. 
И вот однажды, осенило Геннадия! Задумал он создать ноутбук, который не нуждался бы в розетке. Но не просто какой-нибудь там аппарат с долгоиграющей батарейкой, а такой, чтобы от воздуха и от солнечного света заряжался. Чтобы, значит, можно было его в поле, в лесу, да хоть на крыше дома в самом что ни наесть захолустном уголке использовать, не думая о том, где бы розеточку сыскать.

Задумка, без сомнений, была хороша, но, как водится, требовала доработки.
На долгую неделю заперся Геннадий в своем кабинете
Взял с собой несколько молчащих экспонатов от разных производителей, отвертку, да пару бутербродов. После долгих ночей, проведенных за паяльником и осциллографом, Геннадий, наконец, представил свой чудо-нейробук миру. Собрал он этакий гибридный вариант, поставил пару тёмных стекол на крышку, и вынес сие техническое устройство в отдел. Поставил на окошечко. Благо дни были летние,солнце свету своего не жалело. Аккурат в полдень нейробук моргнул пару раз экраном и шустренько начал грузить привычную ОС.
Представление вышло знатное. Аппарат, действительно, от воздуха и света заряжался. Правда, с одним маленьким нюансом. Заряжать его надо было три раза в день. Иначе, знаете ли, работать отказывался.
"Ну и что?" – гордо заявил Геннадий, вытирая пот со лба, -"Зато какая экономия электроэнергии! И, вообще, это вам не просто ноутбук, а символ свободы от розетки!"

Коллеги, конечно, покивали головами, но в глубине души каждый подумал: "А не проще ли обычный ноутбук купить, да и не мучиться?". Но вслух никто ничего не сказал. Боялись, знаете ли, Геннадия. Все-таки, два метра десять сантиметров – это аргумент!
 Так вот и родилось современное чудо техники, затерянное в уральской лесной чаще.И сразу потребовало доработки и усовершенствования, нового производства деталей и квалифицированных кадров на линию сборки. Население очень хотело иметь чудо техники в каждом доме, в каждой палатке и на каждой буровой вышке.
Кадры для сего предприятия пришлось отыскивать по всей стране. Заманивали не зарплатой (хотя и она была вполне себе), а обещанием уединения, свежего воздуха и возможности приложить свои таланты вдали от суеты мирской. Обещали и карьеру тоже. Но больший интерес был в том, что можно своё  придумать, реализовать и подарить миру. Съезжались инженеры и программисты со всех уголков державы, словно мотыльки на свет неведомый.

А вот чиновникам новинка пришлась не по вкусу. Представьте себе: заседание, доклад, важные цифры… и вдруг – бац! – ноутбук, заряжающийся от стакана воды, что стоит рядом. «Что это такое?!» – возмутится иной начальник, привыкший к розеткам и удлинителям. А это, батенька, прогресс. И прогресс этот, как репейник, прилип к штанам бюрократическим, не желая отпускать. Ибо как уследишь за тем, кто с таким ноутбуком и в лесу отчитается, и в поле план выполнит? Нет, не по душе это чиновничьему люду. Им бы проще – к розетке привязать, бумагой завалить, да чтоб под контролем все было. А тут – воля, автономность, понимаешь… Беда, одним словом.
И началось. Проверки, комиссии, внеплановые инвентаризации. Каждый винтик пересчитают, каждую микросхему под лупой изучат. Искали, конечно, не нарушение закона (хотя и его, если приспичит, найдут), а слабое место, за которое можно было бы уральское чудо-производство прижать. Давили на экологию (мол, лес вырубают), на технику безопасности (мол, медведи в цеха заглядывают), на что угодно, лишь бы прикрыть лавочку.
Но не тут-то было. Инженеры и программисты, народ, конечно, не военный, но упрямый. Они и лес облагородили (саженцы высадили, мусор убрали), и технику безопасности усовершенствовали (медведям малину за территорией посеяли), и все проверки прошли, как сквозь строй, с гордо поднятой головой. Ноутбуки продолжали собирать, чиновников раздражать, и в светлое будущее потихоньку продвигаться.
Тогда бюрократы пошли другим путем. Собрали совещание, пригласили "экспертов" (читай – людей, от них зависимых), и вынесли вердикт: "Ноутбуки эти, конечно, хороши, но не нужны они нашей стране. Не формат. Не вписываются в концепцию". И дали команду – закупки прекратить, разработки свернуть, финансирование обрезать.
Уральское чудо-производство оказалось на грани закрытия. Но инженеры и программисты не сдались. Решили они тогда сами свой товар продвигать. В интернете сайты сделали, ролики сняли, по ярмаркам ездить начали. И народ заинтересовался. Потому что кому не нужен ноутбук, который от стакана воды работает?
И вот, прошло время. Чиновники, что пытались чудо-производство прикрыть, давно забыты. А уральские ноутбуки – в каждом доме, в каждой школе, в каждом офисе. Потому что, как ни крути, а прогресс не остановить. Особенно, если он из уральской глухомани родом.


Рецензии