Рояль Рубинштейна
Мама знает назубок почти все арии из оперетт, многих опер. Наверное, если бы пришлось стать профессиональной певицей, то это ей бы удалось без всякого труда.
В маминой юности она почти каждый день ходила в оперу, и её музыкальная эрудиция, особенно классического репертуара, у многих вызывает восхищение.
Думаю, что если вам волею судеб достанется такая мама, то рёбенок, конечно, будет знать и любить музыку просто « по умолчанию».
Мама начала меня возить в Москву с самого раннего детства и «знакомить с театральной жизнью».
Большой Театр, театр Оперетты, музыкальные и детские театры, концертный зал имени Чайковского мы посещали почти каждый месяц.
Помню, мы пришли в консерваторию на детский абонемент. На этих встречах музыковеды рассказывали об известных произведениях, объясняя нам, что же на самом деле хотел сказать композитор. А всякие разные лауреаты исполняли их. Один раз мы даже слушали Эмиля Гилельса и Святослава Рихтера. Все вокруг хлопали, и можно было сравнить, кто как играет. Конечно, эти сложные пьесы мне самому бы так никогда не сыграть и я тоже хлопал, понимая, что пианист не сделал за двадцать минут яркой, феерической игры ни одной ошибки и за это честно заработал оглушительные аплодисменты.
Мой папа любил Равеля, Малера и мне тоже нравилась такая музыка. Но на оперетту мама любила ходить больше. У неё сразу настроение поднималось, в такие дни мы почти вприпрыжку приближались к зданию театра, боясь опоздать, и я понимал, как она любит эту самую оперетту, а на серьёзную музыку по абонементам мы ходим, чтобы «повышать мой музыкальный уровень» .
Я не сержусь на маму, мне всегда это было интересно.
Сам дух театра и предстоящего спектакля завораживал вас, уже как только вы переступали его порог, словно тихонько приоткрывали первый лист интереснейшей книги. А первый лист – это что?
Это белый полупрозрачный лист, за которым только ещё угадывается название будущего действия, это – интрига скорого узнавания и возможного разочарования, это предвосхищение событий, которые, быть может, никогда и не состоятся.
Это вот то ощущение, пожалуй, как после спектакля в детском театре, когда после занавеса, маленькие дети, ещё совсем клопики такие, выходят из зала и напевают: Па-ай-дём, за си-ин-ей пти–и-цей…
И вот однажды в консерватории мы слушали Виноградову, которая рассказывала нам о симфонической сказке Прокофьева «Петя и волк», а потом, как всегда, играли разные исполнители. Нам показывали инструменты, особенно духовые, играли на них, рассказывая о персонажах этой сказки, а после перерыва должен был выступать Дмитрий Кабалевский. А пока любимая всеми детьми Светлана Викторовна представляла инструменты и играла с нами. Да, да! это была игра.
Каждый персонаж представлялся новым инструментом со своим мотивом: Петю изображали скрипки, старого дедушку – фагот, птичку наигрывала флейта, кларнет крался кошкой, гобой крякал уткой, страшного волка играло несколько валторн, а охотников – литавры и барабаны. Наслушавшись и наигравшись, дети вывалились на перерыв. Мы с мамой шли по коридору в буфет и вдруг увидели как у рояля Рубинштейна (на нем даже табличка такая белая стояла, чтобы не трогали, наверное) дети и родители окружили высокого мужчину в очках. Мама сразу взяла меня за руку и сказала: - Вон, смотри - это Кабалевский! Пойдём, познакомимся!
Кабалевский был автором музыки к нашим любимым фильмам : «Щорс», «Антон Иванович сердится», и «Первоклассница». Но я возразил: - Куда, мам! Он же нас совсем не знает, неудобно… Но мама решительно направилась в гущу событий. Пробившись к роялю, она через некоторое время уже разговаривала с Дмитрием Борисовичем, который оказался внимательным слушателем и искренне обрадовался, что мы с ней так часто бываем на подобных концертах. Мне разрешили подойти и пожать ему руку. Мама попросила автограф на программке и, казалось, шоу было окончено. Но тут она вспомнила, что я играю пьеску «Клоуны», автором которой был Кабалевский. Она, решительно открыв рояль, сказала, что я сейчас сыграю для автора его пьесу, вокруг сгрудились другие ребята, отступать было некуда, но вот беда, пьесу мне задали совсем недавно, и мало того, что я плохо помнил ноты наизусть, я ещё не мог их выигрывать в том темпе, который был нужен. Такого позора я не испытывал никогда! А пьесу- то надо было доиграть до конца…
Кабалевский, видя , как я смущаюсь, тем не менее, несколько раз прикоснулся к моему плечу, и сказал: Не волнуйся, не торопись, всё хорошо!
Но я ошибался и ошибался всё время в одном и том же музыкальном повторе и чуть не заплакал, проклиная мысленно маму и всех, кто собрался вокруг и видел, как мне лихо. Кабалевский всё-таки дождался окончания пьесы, поблагодарил нас с мамой за внимание к его произведениям и быстро покинул фойе, объяснив, что ему надо готовиться к выходу на сцену. Когда он появился на сцене, зал встретил его овацией, его любили. А я сидел и думал, как можно было на рояле Рубинштейна, в Консерватории, самому Кабалевскому - и так всё испортить...
…Когда кончился концерт, Дмитрия Борисовича долго не отпускали. Зал встал. Я долго хлопал в ладоши до боли вместе со всеми, но слезы стояли у меня на глазах…
(из книги"Недетские рассказы")
Свидетельство о публикации №225053001096