Рисунок с папой

 

    Было время, когда все мы учились в школе.
    И так получилось, что мне хорошо давались все предметы. Почти все.
   Дедушка научил  меня счёту, грамоте и письму в раннем детстве и до шестого класса мне было просто неинтересно в школе. Всё, что там преподавалось я уже или читал или знал  от родителей  заранее. Поэтому я иногда приносил в школу книги и читал их под партой, чтобы не терять времени.
   Папа мой хоть и был скульптором, но очень хорошо рисовал. Когда он был ещё маленьким, он так хорошо рисовал, что ему по особому разрешению  позволялось рисовать портреты Ленина и.Сталина. Я даже видел у нас в домашнем архиве  старую газету, в которой про это  написано. Но мой папа всегда был сама скромность и никогда этого никому не говорил. А вот у меня с рисованием, мягко говоря, было не совсем гладко.
   Наша учительница  по черчению качала головой и возмущалась, почему отец, которого все в городе знали, как «человека творческого, чьи памятники стоят по городу, да и по всей стране», не смог передать сыну умение красиво и правильно рисовать «и передавать перспективу».   Все, что выходило из под моих рук на уроках рисования, оценивалось как три с минусом и исключительно под грифом «за старание» …
  Я видел, как работает папа дома. Иногда он приносил  для доработки эскизы будущих своих скульптур, они обычно были  сделаны начерно в карандаше, потом я видел эти работы в мастерской в пластилине, затем в гипсе. И вот тогда, вслед за всем этим, появлялись форматоры, люди, которых все любили в  художественных мастерских, потому что после окончания их работы   Художественный Совет «принимал фигуру»  и скульпторы могли получить, наконец, свою зарплату.      
     Зарплату папе и другим платили нерегулярно, ведь процесс от начала до конца изготовления скульптуры довольно долгий и иногда может занимать от года до двух лет.      
   Поэтому  наша семья часто жила в долг или на зарплату мамы и бабушки, а когда у папы случались аванс или зарплата, то все радовались и семья могла купить что-нибудь большое, например, телевизор, или поехать к морю отдыхать или, наконец, просто отдать долги.
    Я спросил у мамы, нельзя ли попросить папу как-нибудь в его выходной, объяснить мне, как научиться рисовать, потому что учительница рисования постоянно  мне портит настроение,  да и классная наша всегда мне говорит, что отличником нельзя стать если «везде у тебя – пять, а по рисованию -  три».
  Мама сказала, что папа очень устаёт и всегда на работе, но надо самому подойди к нему и попросить  найти время.
    И вот однажды в воскресенье папа оказался дома.
    Я тогда учился в четвёртом классе и пристал к нему, чтобы он показал, как правильно передать перспективу.  Это было темой нашего урока.
   Папа выглядел очень усталым и  вяло сказал, что, если можно, он  лучше сыграет  в шахматы, потому что в прошлый раз я его обыграл и он жаждет реванша. Но я не отставал, потому что на дом нам задали самим придумать рисунок, в котором должна быть обязательно перспектива.
  - Ну, ладно, - сказал папа, - если уж избежать этого нельзя, то давай попробуем.
  - Как ты понимаешь, - продолжал он, просматривая  мои рисунки в школьном альбоме ,-научить сразу рисовать нельзя никого.   Меня учили в институте много лет, правда, я рисовал ещё с детства, мне это удавалось.  А потом я захотел пойти дальше и стал художником. В тебе этого, видимо, нет, у тебя больше от мамы, с её стороны пришло, она любит музыку, да и ты, видно тоже. Я люблю слушать музыку, когда ты играешь, и у тебя уже получается …Тут вот у тебя в альбоме кувшин нарисован, неплохо, на мой взгляд, только это вы ведь копированием занимались, да?
  -  Как копированием? – не понял я.
  -  Ваш учитель поставил кувшин и попросил его скопировать, так ?
 -  Ну да…
 -  Он хотел, чтобы вы показали форму кувшина и как от него падает тень, так?
 -  Наверное… - неуверенно протянул я.
    Вот поэтому тебе и поставили здесь «три».  Смотри – форма вроде бы есть,  а тень лежит неправильно. Где был здесь источник света?  От окна, правильно ?  А у тебя получается, что он словно сверху как солнце…
  - Па-ап, нам  сегодня перспективу задали…
  - Ладно, хорошо, а что именно?
  - Мы должны сами придумать картинку, какой-то сюжет. Рассказ чтобы можно было рассказать по картинке.
   - А ты придумал?
   - Нет, ничего в голову не приходит…
   - Ну, давай подумаем…  ты ведь ещё у меня не куришь?
  - Нет!
   Папа сам всегда курил, но никогда не спрашивал, курю ли я, и никогда не оскорблял подозрением. Бабушка, его мама, любила причитать по этому поводу в мой адрес, «как бы чего не вышло».  А дома отец почти никогда не курил, если только вдруг выпивал, то всегда  курить выходил на балкон.
  - Тогда смотри, сейчас почти все  взрослые мальчики в школе курят, ну, или балуются…  а это очень вредно, поверь мне. Я тоже курю, потому что уже привык. Давай тогда придумаем сюжет по этому поводу. Вот смотри. Что такое перспектива? Самый простой пример перспективы – это дорога.    Рисуем…
   И он провёл линию по диагонали листа из левого нижнего угла  почти в  правый верхний, затем он провёл вторую линию, которую начал немного выше первой, чтобы они сходились  в правом углу.
- Вот смотри, все наши предметы и персонажи, которые мы разместим вдоль этой дороги, будут разного размера, потому что при удалении от нас они становятся все меньше и меньше. Если ты посмотришь в окно, то ты в этом убедишься, наш глаз так устроен!
Теперь это надо передать. Кто у нас будет стоять на первом плане? Наверное, ты…
Ты же не куришь, значит ….
   И он нарисовал мальчишку, очень  похожего на меня,  изумлённо смотрящего слева направо в сторону уходящей дороги. В руках  мальчика был портфель, копия моего.
  - Так, а теперь сам бери лист бумаги и попробуй нарисовать то же, что и я, хотя бы скопировать … Сам, своими руками…ведь то, что рисую я,  ни один учитель не поверит, что это ты нарисовал…
- У меня не получится как у тебя, я вообще не умею…
- А надо пробовать…что же, выходит, что я тебе и показать ничего не сумел, ты меня тоже не подводи  перед учителем, попробуй, как сумеешь…
 Я взял бумагу и стал пробовать  срисовать с  папиного рисунка собственное  изображение.  Как ни странно, но отсутствие приставучей учительницы, все время шипевшей на меня на уроках, сказывалось благотворно и, худо-бедно, но у меня получилось нечто похожее на папин рисунок.
 - Теперь идём дальше, смотри, что же тебе так не нравится, - и папа нарисовал вдоль дороги  школьника-стилягу, одетого в синий блузон с приспущенным  цветастым галстуком, стоящего в разбитной позе,  расставившего вальяжно и широко ноги в громадных ботинках. На нём  красовались джинсы  с иностранными этикетками. В зубах торчала сигарета, которую парнишка курил с видимым удовольствием.  Длинные его волосы были растрёпаны.
- Вот , попробуй теперь его нарисовать.
 Парнишка стоил мне двадцати минут напряжённого пыхтения, но и с ним было покончено.
 - Что дальше?  - продолжил папа, -  где это всё происходит?  А-га …недалеко от школы…
   И он нарисовал вдалеке угол школы с надписью, на школьном дворе ребята играли в мяч.
   С этим я управился  быстрее.
- А вот теперь главное… что совсем нельзя…,- и папа, улыбаясь, нарисовал между школой и парнишкой ещё двух ребят, рядом с которыми валялись на земле две пустых бутылки из-под пива.
  Картинка получалась захватывающая…
Я все это тщательно перерисовал.
Весь «урок» занял меньше двух часов.
- «Училка» ни за что мне не поставит «пять» за этот рисунок. Скажет, что это не я рисовал - сказал я с сожалением, оглядев  «произведение», почти точь-в-точь походившее на папину картину. - А можно я возьму в школу и твой рисунок и мой, если она вдруг скажет, что это не я.
  - Не бери,  оставь его дома. Она должна поверить, да и на тебе будет большими буквами  написано, что ты сделал это сам, вот увидишь, -  устало улыбнулся папа.  - А в шахматы то хоть со мной сыграешь, художник?
  - Нет, я не верю ,что она поверит, -продолжал я любоваться обоими рисунками.
  - И все же – не бери !

В понедельник у нас был урок рисования. Папин рисунок разбирали всем классом.
Мне поставили «пять с минусом», минус за то, что я не сам придумал сюжет. Я честно рассказал  всем всю историю  рисования с папой .
  Папа оказался прав…
 Жаль только, что потом он никогда больше  не рисовал со мной…

 (Из книги "Недетские рассказы")


Рецензии