Рисунок с папой
Было время, когда все мы учились в школе.
И так получилось, что мне хорошо давались все предметы. Почти все.
Дедушка научил меня счёту, грамоте и письму в раннем детстве и до шестого класса мне было просто неинтересно в школе. Всё, что там преподавалось я уже или читал или знал от родителей заранее. Поэтому я иногда приносил в школу книги и читал их под партой, чтобы не терять времени.
Папа мой хоть и был скульптором, но очень хорошо рисовал. Когда он был ещё маленьким, он так хорошо рисовал, что ему по особому разрешению позволялось рисовать портреты Ленина и.Сталина. Я даже видел у нас в домашнем архиве старую газету, в которой про это написано. Но мой папа всегда был сама скромность и никогда этого никому не говорил. А вот у меня с рисованием, мягко говоря, было не совсем гладко.
Наша учительница по черчению качала головой и возмущалась, почему отец, которого все в городе знали, как «человека творческого, чьи памятники стоят по городу, да и по всей стране», не смог передать сыну умение красиво и правильно рисовать «и передавать перспективу». Все, что выходило из под моих рук на уроках рисования, оценивалось как три с минусом и исключительно под грифом «за старание» …
Я видел, как работает папа дома. Иногда он приносил для доработки эскизы будущих своих скульптур, они обычно были сделаны начерно в карандаше, потом я видел эти работы в мастерской в пластилине, затем в гипсе. И вот тогда, вслед за всем этим, появлялись форматоры, люди, которых все любили в художественных мастерских, потому что после окончания их работы Художественный Совет «принимал фигуру» и скульпторы могли получить, наконец, свою зарплату.
Зарплату папе и другим платили нерегулярно, ведь процесс от начала до конца изготовления скульптуры довольно долгий и иногда может занимать от года до двух лет.
Поэтому наша семья часто жила в долг или на зарплату мамы и бабушки, а когда у папы случались аванс или зарплата, то все радовались и семья могла купить что-нибудь большое, например, телевизор, или поехать к морю отдыхать или, наконец, просто отдать долги.
Я спросил у мамы, нельзя ли попросить папу как-нибудь в его выходной, объяснить мне, как научиться рисовать, потому что учительница рисования постоянно мне портит настроение, да и классная наша всегда мне говорит, что отличником нельзя стать если «везде у тебя – пять, а по рисованию - три».
Мама сказала, что папа очень устаёт и всегда на работе, но надо самому подойди к нему и попросить найти время.
И вот однажды в воскресенье папа оказался дома.
Я тогда учился в четвёртом классе и пристал к нему, чтобы он показал, как правильно передать перспективу. Это было темой нашего урока.
Папа выглядел очень усталым и вяло сказал, что, если можно, он лучше сыграет в шахматы, потому что в прошлый раз я его обыграл и он жаждет реванша. Но я не отставал, потому что на дом нам задали самим придумать рисунок, в котором должна быть обязательно перспектива.
- Ну, ладно, - сказал папа, - если уж избежать этого нельзя, то давай попробуем.
- Как ты понимаешь, - продолжал он, просматривая мои рисунки в школьном альбоме ,-научить сразу рисовать нельзя никого. Меня учили в институте много лет, правда, я рисовал ещё с детства, мне это удавалось. А потом я захотел пойти дальше и стал художником. В тебе этого, видимо, нет, у тебя больше от мамы, с её стороны пришло, она любит музыку, да и ты, видно тоже. Я люблю слушать музыку, когда ты играешь, и у тебя уже получается …Тут вот у тебя в альбоме кувшин нарисован, неплохо, на мой взгляд, только это вы ведь копированием занимались, да?
- Как копированием? – не понял я.
- Ваш учитель поставил кувшин и попросил его скопировать, так ?
- Ну да…
- Он хотел, чтобы вы показали форму кувшина и как от него падает тень, так?
- Наверное… - неуверенно протянул я.
Вот поэтому тебе и поставили здесь «три». Смотри – форма вроде бы есть, а тень лежит неправильно. Где был здесь источник света? От окна, правильно ? А у тебя получается, что он словно сверху как солнце…
- Па-ап, нам сегодня перспективу задали…
- Ладно, хорошо, а что именно?
- Мы должны сами придумать картинку, какой-то сюжет. Рассказ чтобы можно было рассказать по картинке.
- А ты придумал?
- Нет, ничего в голову не приходит…
- Ну, давай подумаем… ты ведь ещё у меня не куришь?
- Нет!
Папа сам всегда курил, но никогда не спрашивал, курю ли я, и никогда не оскорблял подозрением. Бабушка, его мама, любила причитать по этому поводу в мой адрес, «как бы чего не вышло». А дома отец почти никогда не курил, если только вдруг выпивал, то всегда курить выходил на балкон.
- Тогда смотри, сейчас почти все взрослые мальчики в школе курят, ну, или балуются… а это очень вредно, поверь мне. Я тоже курю, потому что уже привык. Давай тогда придумаем сюжет по этому поводу. Вот смотри. Что такое перспектива? Самый простой пример перспективы – это дорога. Рисуем…
И он провёл линию по диагонали листа из левого нижнего угла почти в правый верхний, затем он провёл вторую линию, которую начал немного выше первой, чтобы они сходились в правом углу.
- Вот смотри, все наши предметы и персонажи, которые мы разместим вдоль этой дороги, будут разного размера, потому что при удалении от нас они становятся все меньше и меньше. Если ты посмотришь в окно, то ты в этом убедишься, наш глаз так устроен!
Теперь это надо передать. Кто у нас будет стоять на первом плане? Наверное, ты…
Ты же не куришь, значит ….
И он нарисовал мальчишку, очень похожего на меня, изумлённо смотрящего слева направо в сторону уходящей дороги. В руках мальчика был портфель, копия моего.
- Так, а теперь сам бери лист бумаги и попробуй нарисовать то же, что и я, хотя бы скопировать … Сам, своими руками…ведь то, что рисую я, ни один учитель не поверит, что это ты нарисовал…
- У меня не получится как у тебя, я вообще не умею…
- А надо пробовать…что же, выходит, что я тебе и показать ничего не сумел, ты меня тоже не подводи перед учителем, попробуй, как сумеешь…
Я взял бумагу и стал пробовать срисовать с папиного рисунка собственное изображение. Как ни странно, но отсутствие приставучей учительницы, все время шипевшей на меня на уроках, сказывалось благотворно и, худо-бедно, но у меня получилось нечто похожее на папин рисунок.
- Теперь идём дальше, смотри, что же тебе так не нравится, - и папа нарисовал вдоль дороги школьника-стилягу, одетого в синий блузон с приспущенным цветастым галстуком, стоящего в разбитной позе, расставившего вальяжно и широко ноги в громадных ботинках. На нём красовались джинсы с иностранными этикетками. В зубах торчала сигарета, которую парнишка курил с видимым удовольствием. Длинные его волосы были растрёпаны.
- Вот , попробуй теперь его нарисовать.
Парнишка стоил мне двадцати минут напряжённого пыхтения, но и с ним было покончено.
- Что дальше? - продолжил папа, - где это всё происходит? А-га …недалеко от школы…
И он нарисовал вдалеке угол школы с надписью, на школьном дворе ребята играли в мяч.
С этим я управился быстрее.
- А вот теперь главное… что совсем нельзя…,- и папа, улыбаясь, нарисовал между школой и парнишкой ещё двух ребят, рядом с которыми валялись на земле две пустых бутылки из-под пива.
Картинка получалась захватывающая…
Я все это тщательно перерисовал.
Весь «урок» занял меньше двух часов.
- «Училка» ни за что мне не поставит «пять» за этот рисунок. Скажет, что это не я рисовал - сказал я с сожалением, оглядев «произведение», почти точь-в-точь походившее на папину картину. - А можно я возьму в школу и твой рисунок и мой, если она вдруг скажет, что это не я.
- Не бери, оставь его дома. Она должна поверить, да и на тебе будет большими буквами написано, что ты сделал это сам, вот увидишь, - устало улыбнулся папа. - А в шахматы то хоть со мной сыграешь, художник?
- Нет, я не верю ,что она поверит, -продолжал я любоваться обоими рисунками.
- И все же – не бери !
В понедельник у нас был урок рисования. Папин рисунок разбирали всем классом.
Мне поставили «пять с минусом», минус за то, что я не сам придумал сюжет. Я честно рассказал всем всю историю рисования с папой .
Папа оказался прав…
Жаль только, что потом он никогда больше не рисовал со мной…
(Из книги "Недетские рассказы")
Свидетельство о публикации №225053001107