Накануне канонизации отца Германа

В СВЯЗИ С ПРИБЛИЖЕНИЕМ ДНЯ торжественной канонизации Русской Зарубежной Церковью аляскинского миссионера и монаха отца Германа уместно сообщить ряд важных фактов, которые, возможно, до сих пор неизвестны многим. Время непосредственно перед канонизацией святого в Православной Церкви отводится на особую подготовку к ней: издание его жития и чудес, составление особой Службы ему, усиленное поминовение его и молитвы ему. Эти труды человеческого ума и тела находят отклик в духовной сфере: святой, которого собираются прославить, приближается к людям, и от него часто происходят особые знамения или чудеса; но и темные силы не дремлют и всячески стараются воспрепятствовать излиянию благодати Божией через избранного им святого.

Хотя Русская Православная Церковь уже более ста лет чтит память отца Германа как подвижника святой жизни и угодника Божия, явного Небесного покровителя как Аляски, так и всего Американского континента, раскол, учиненный в 20-х годах так называемыми «платонитами», возобновленный в 1946 году Американской митрополией, в юрисдикцию которой попала Аляска, сильно затруднил дело канонизации и значительно умалил земную славу Святого. Однако, по милости Божией и по заступничеству самого отца Германа, его мощи вплоть до прошлогоднего решения Синода о его канонизации фактически пребывали в неразрывном каноническом единстве со всей страждущей Русской Зарубежной Церковью, что дает нам дерзновение считать блаженного Германа покровителем и защитником нашей Русской Зарубежной Церкви, тем более, что он сам был иностранцем на этой земле и все эти годы, хотя и в своих мощах, разделял с русскими верующими годы этого смутного времени изгнания. Чтобы сделать это утверждение более точным, мы кратко проследим цепь событий, связанных с Преподобным, от его блаженного упокоения во Господе до кануна его канонизации.

1. Успение, погребение и открытие мощей Преподобного.

КАК ПОВЕСТВУЕТ избранный последователь Преподобного отец Герасим, отец Герман предвидел свою кончину и, приготовившись к ней, блаженно почил в присутствии своих воспитанников-сирот, которые при зажженных свечах видели, как их старец просиял Фаворским светом и как вся келья наполнилась неземным, таинственным благоуханием. Так, склонив голову на грудь юного Герасима, их Аппа – «дедушка» по-алеутски, почил сном праведным. А туземцы соседнего острова Афогнак свидетельствовали, что видели огненный столп, поднимающийся к небу, и человека, возносящегося в облака, который таким образом подражал упокоению основателя монашества великому Антонию, преподобному Иоанникию Великому и своему современнику преподобному Серафиму Саровскому, которого он, возможно, даже знал лично, если, что вполне возможно, сопровождал своего старца Назария в поездках в Саров.

Погребение Преподобного произошло при следующих обстоятельствах. Согласно распоряжению губернатора, тело не могло быть погребено до его прибытия со священником, но внезапно разразилась буря, отложившая погребение почти на целый месяц; мощи все это время оставались в теплой комнате, не будучи тронуты тлением. После того как буря прошла, привезли гроб, но ни губернатор, ни священник не прибыли, и дети сами вырыли неглубокую могилу и похоронили своего приемного отца, как могли, в изумлении от всего этого, что произошло именно так, как он сказал. Так мощи Старца почти сто лет покоились на Еловом острове.

Спустя тридцать лет после кончины отца Германа настоятель Валаамского монастыря отец Дамаскин заинтересовался жизнью валаамского монаха на Аляске и из Америки получил сведения, что датой кончины Старца было 13 декабря 1837 года. Эта дата была принята до настоящего времени: она указана во всех житиях Преподобного и во всех докладах епископов; она отмечается всеми, кто чтит память Старца; и она прочно вошла в современную церковную практику. Однако документы с Аляски, найденные в 1937 году в Библиотеке Конгресса в Вашингтоне, указывают, что годом смерти был 1836-й, а один документ указывает дату смерти как 15 ноября того же года. Поэтому возможно, что дата 13 декабря относится к погребению, а не к смерти Старца, поскольку известно, что он был похоронен примерно через месяц после своей кончины. Те почитатели памяти Старца, которые знали обо всем этом, среди них архиепископ Иоанн (Максимович), продолжали соблюдать дату 13 декабря как уже вошедшую в церковную практику, как особый день его памяти (который, впрочем, не обязательно должен быть днем преставления Преподобного). На могиле Старца на Еловом острове стали отмечать и дату 15 ноября, и, может быть, со временем она будет принята Церковью как второй праздник Преподобного, тем более, что дата его рождения неизвестна.

Из сохранившейся традиции видно, что почитание отца Германа сопровождалось непрерывным потоком случаев чудесной помощи по его молитвам. Господь даровал милость через почитание земли с могилы Старца, через воду, взятую из его источника, и т. п. Почитание отца Германа среди верующих неуклонно росло и поддерживалось епископами Русской Церкви в Америке.

Но именно архимандрит Герасим1, призванный отцом Германом на Еловый остров Небесным благоуханием и потрудившийся более всех других для отца Германа, был сочтен достойным обрести его святые мощи и исполнить пророчество, сделанное самим Преподобным. Этот послушник отца Германа закончил свое бдение у могилы сразу после того, как Русская Зарубежная Церковь постановила канонизировать Старца, отойдя таким образом в лучший мир, достойно исполнив свое монашеское послушание. Господь, действительно, забрал его вовремя, избавив от скорби, которую он бы претерпел из-за «автокефалии» митрополии. За все годы, в которые остальная Русская Церковь на Аляске находилась в расколе с Русской Зарубежной Церковью, у могилы отца Германа всегда поминались первоиерархи Русского Синода: митрополиты Антоний, Анастасий и Филарет.

___
1. См. Православное Слово, 1969, №. 6.


Обретение и открытие святых мощей отца Германа произошло при следующих обстоятельствах. В 1935 году было восстановлено церковное единство Русской Церкви в Америке, и повсеместно было признано главенство Зарубежного Архиерейского Синода. Нормальная церковная жизнь по всей Америке была быстро восстановлена. В этом же году отец Герасим начал ремонт церкви над могилой святого Старца. Как известно, чада, хоронившие отца Германа, не смогли выкопать могилу на должную глубину, и поэтому при ремонте фундамента могила была раскрыта, и мощи открылись, сохранившиеся в виде чистых костей, как и мощи преподобного Серафима Саровского. Отец Герасим нашел их, и его трудами они были приведены в порядок; когда епископ Аляскинский Алексий (Пантелеев) прибыл для организации монастыря на острове, мощи были им осмотрены, извлечены из подземного места упокоения и торжественно перенесены в верхнюю церковь. 10 июня 1937 года открытие мощей было торжественно засвидетельствовано епископом Алексием в документе, который был помещен вместе с мощами.

Мощи были помещены в деревянную раку, которая до недавнего времени стояла у южной стороны церкви в честь преподобных Сергия и Германа Валаамских над могилой отца Германа на острове Еловом. Снаружи рака была покрыта черной материей и украшена со всех четырех сторон золотыми крестами из тесьмы, а изнутри была покрыта белой материей. Мощи, обернутые отцом Герасимом в монашескую мантию, состояли из черепа и нескольких костей туловища, рук и ног. Голова была покрыта клобуком и помещена на черную подушку, набитую отцом Герасимом водорослями (ламинарией), за что отец Герасим был осужден его врагами. Сверху клобука голова была покрыта особым покровом из светло-зеленого бархата с зеленой окантовкой, а мощи были покрыты двумя разноцветными плащаницами.

В годы до и после открытия мощей епископ Алексий вел работы по строительству зданий для начинающегося монастыря. В свободное время он записывал свидетельства о чудесах и знамениях отца Германа. Своим докладом на Архиерейском Соборе о собственной деятельности на Еловом острове епископ Алексий вызвал большую симпатию, что побудило епископов учредить 15 сентября 1939 года специальную комиссию по подготовке канонизации отца Германа. Во главе этой комиссии стоял архиепископ Сан-Францисский Тихон. В конце 1939 года в Сербии Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви во главе с митрополитом Анастасием обсудил и предварительно утвердил канонизацию, но начавшаяся вскоре Мировая война помешала этому. В конце войны, в 1946 году, как ни прискорбно, разразился новый раскол, который снова потянул за собой Аляску. Когда в 1953 году встал вопрос о канонизации отца Иоанна Кронштадтского Русской Зарубежной Церковью, Митрополия поспешила вынести постановление о канонизации отца Германа на 1957 год, но из этого ничего не вышло по причинам, не раскрытым верующим, и, по словам отца Герасима, отец Герман был забыт — забыт до тех пор, пока не возникла опасность, что Русская Зарубежная Церковь может канонизировать его раньше Митрополии.

2. Вторая православная канонизация в Америке.

С САМОГО начала XVIII века духовный интерес всей верующей России был направлен на Восток, на деятельную евангельскую ревность сибирских миссионеров. На обширном пространстве Сибири, претерпевая всевозможные опасности и лишения, трудились великие апостолы-просветители язычников, некоторые из которых личными подвигами достигли подлинной святости, став поистине светилами, привлекавшими за собой множество последователей. Один из таких миссионеров, святитель Иннокентий Иркутский, является Небесным покровителем не только этого движения, но и всей огромной территории Сибири и за ее пределами, где бы ни проповедовалось Православие. Это столетие достигло своей кульминации, когда уже за пределами Сибири, за океаном, на территории далекой Америки, новый маяк Православия явил Новому Свету целый ряд деятельных подвижников, как из Кадьякской миссии, как, например, ныне канонизированный отец Герман, так и из других мест, самым выдающимся из которых был епископ Иннокентий (Вениаминов), впоследствии ставший первоиерархом Русской Церкви, сменив великого Филарета на кафедре митрополита Московского. Построенный им в Ситке собор стал настоящим памятником его великих апостольских подвигов.

В России много говорили и писали о миссионерах в Америке. Едва ли был семинарист, который не мечтал бы проповедовать Евангелие диким племенам и непросвещенным народам Аляски, Японии, Кореи и других стран.

Годы семинарии будущего святого праведного Иоанна Кронштадтского пришлись на самый зенит этого движения. Как он сам говорил, он думал оставить все и уехать в Америку, чтобы всецело отдаться самоотверженному труду проповеди Евангелия. Чтобы быть достойным своего призвания, он тщательно готовился к миссионерской деятельности, и эта установка не оставляла его до конца его жизни. Хотя фактически он оставался в столице, его установка на пастырскую деятельность была именно миссионерской, горящей верой апостольских времен. Но вместо диких язычников его внимание было направлено на проповедь одичавшему народу и отступникам города, потерявшим Христа. У него было великое поле деятельности не в непросвещенных дальних странах, а по всей длине и ширине огромной России; и он говорит как бы с новообращенными, рассказывая им, как любить Бога и жить во Христе. Без сомнения, пламенная вера наших русских апостолов, таких как отец Герман и митрополит Иннокентий, произвела на него огромное впечатление, и он горячо любил их. И Господь, всевидящий и исполняющий всякое тайное наше желание, угодное Ему, устроил Своим Промыслом, чтобы канонизация святого праведного Иоанна произошла именно в Америке, в то время, когда она не могла произойти в России, где истинно святые мощи его злонамеренно скрываются от народа, а память его попирается. Мог ли он когда-либо подумать, что станет первым канонизированным святым Америки, даже раньше отца Германа и митрополита Иннокентия или мучеников — семени Христианства — иеромонаха Ювеналия и алеута Петра?

Когда Русская Зарубежная Церковь готовилась к канонизации святого Иоанна, глава первоначальной комиссии по канонизации архиепископ Иоанн (Максимович), сам святой жизни, предвидел, что отпавшая Митрополия откажется признать канонизацию, тем самым только углубив разделение среди русских за рубежом. Испытывая большое почтение к отцу Герману и давно желая его прославления, владыка Иоанн лично отправился к одному из старейших иерархов Митрополии со следующим предложением: чтобы Митрополия канонизировала блаженного отца Германа, за чем последует Синод, а Митрополия в свою очередь признала бы канонизацию Синодом отца Иоанна Кронштадтского, тем самым не лишая свою паству такого излияния благодати. Увы, Митрополия ответила на это суровым посланием, отрицающим возможность канонизации отца Иоанна за пределами России. На это архиепископ Иоанн ответил1, исходя из своих более широких и глубоких знаний православной традиции, что такая канонизация имеет прецеденты в православной истории и не только возможна сегодня, но и духовно необходима, как это действительно могут видеть те, чьи глаза открыты для духовных реалий сего времени. Однако Митрополия не была убеждена, и в последнее время стала очевидна еще одна причина ее слепоты: Митрополия в то время уже начала переговоры с Советской Церковью о ее «автокефалии», которую она, несомненно, не хотела бы скомпрометировать, участвуя в акте, столь явно неугодном Московскому Патриархату. Ибо этим она продемонстрировала бы свою солидарность с Русской Зарубежной Церковью, к которой Советы питают непримиримую ненависть, и возвысила бы для почитания Святого, который отвратительн советскому правительству не только своими духовными качествами, которые оно стремится искоренить с лица земли, но и своей ревностной защитой Православной Монархии от революционеров.

___
1. См. Православное Слово, 1969, № 5.


Накануне 19 октября 1964 года Русская Зарубежная Церковь все же торжественно прославила праведного чудотворца Иоанна Кронштадтского; в этот день, а также 20 декабря, в день преставления Святого, ликовали православные русские, рассеянные Промыслом Божиим по всему миру. Даже члены Катакомбной Церкви в СССР сообщили Синоду о своей благодарности: «Вся Катакомбная Церковь приняла канонизацию и едина с вами душой».


Ситкинский собор: слева, до 1966 года; вверху [справа], горящий в праздник святого Иоанна Кронштадтского, 2 января 1966 года.


Но Аляска, где и по сей день сохраняется отголосок православного прошлого, вместе с остальной американской митрополией не участвовала в канонизации святого праведного Иоанна, не удостоилась благодати этого столь важного для Русского Православия духовного события. Ситка молчала. Великолепный Михайловский собор, неизменный с 1848 года, не услышал отголоска прославления угодника Божия. Непостижим Промысл Божий, проявляющиеся порой в праведном гневе Его попираемых святых. Всего год спустя, точно в праздник преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского в 1966 году, 2 января по гражданскому календарю, сгорел дотла Ситкинский собор. До сих пор он не восстановлен.

Если в этом случае око веры может различить гнев святого Иоанна, то разве нельзя увидеть и милосердие отца Германа, год канонизации которого Митрополия превращает в год Советской Церкви, в том, что многие из лучших людей Митрополии спешат покинуть ее из-за ее последних деяний против Православия? Один из них, протоиерей Алексий Ионов, был главой комиссии Митрополии по канонизации отца Германа и до недавнего времени редактором ее официального издания на русском языке. Покинув теперь Митрополию вместе со своим приходом, он описывает свой поступок так: «Да, я сделал важный шаг и тем самым подвел итог всей своей жизни, всем своим церковным и политическим убеждениям». И Богоугодный блаженный Герман утешил его, как он далее рассказывает: «Некоторое время назад я привез с острова Елового [куда он отправился с митрополитом Иринеем, чтобы провести официальное освидетельствование мощей отца Германа] веточку сосны. Я положил ее в воду. Примерно через две недели она начала высыхать, но когда она совсем высохла, то появился дивный запах, благоухание, подобное тому, о котором упоминается в книге о жизни отца Германа, — воистину «мистическое благоухание». Я, грешный, даже не мог помыслить, что это может быть каким-то знаком духовной близости святого Старца. Но что я никогда не обонял столь тонкого и приятного благоухания — об этом я свидетельствую». В МАРТЕ 1969 года Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви вновь рассмотрел вопрос о канонизации отца Германа в связи с недавним решением Митрополии о канонизации святого старца 27 июля 1970 года. Было решено, чтобы не углублять раскол в русском народе и ради славы Преподобного, праздновать канонизацию в тот же день, что и Митрополия, хотя эта дата и не имеет никакой связи с отцом Германом. Было решено запросить мнение всех иерархов Русской Зарубежной Церкви о порядке канонизации и подготовке к ней.

Впоследствии к канонизации проявился большой интерес со всего мира – из Западной Европы, Австралии, Южной Америки и других мест, не говоря уже о восторженном ожидании быстро растущего числа молодых американских новообращенных и ревнителей Православия, многие из которых только недавно пришли в Русскую Зарубежную Церковь по принципиальным соображениям.

К августу прошлого года большинство иерархов дали свой положительный ответ, и 3 сентября Указом № 1748 канонизация была назначена на 26-27 июля (8-9 августа) 1970 года в новом Радосте-Скорбященском соборе в Сан-Франциско.

Это решение, таким образом, пришло довольно внезапно, как бы само собой, хотя его давно ждали и, несомненно, оно имеет особое и глубокое значение для настоящего времени. Интересно отметить, что указ был подписан на третий день церковного нового года, в который всего через три недели исполнилось 175 лет со дня прибытия отца Германа и начала Православия в Америке. Выбор Сан-Франциско в качестве места канонизации также не лишен значения, поскольку этот город, более чем какой-либо другой, имеет непосредственные связи с преподобным Германом. Конечно, подразумевается, что Аляска, как находящаяся в юрисдикции неверных, закрыта для Русской Зарубежной Церкви, и мощи отца Германа теперь стали для нас такими же, как мощи святителя Николая, находящиеся во владении римских католиков. Первым православным священником, ступившим в Сан-Франциско, был тот, кто испытал первое чудо по посмертному заступничеству отца Германа: отец Иоанн (впоследствии митрополит Иннокентий) Вениаминов. Канонические иерархи Сан-Франциско почти с самого основания епархии принимали участие в прославлении отца Германа: первые епископы совершали паломничества на Еловый остров и писали о нем; епископ Николай в конце прошлого [XIX] века построил церковь над могилой старца; епископ (впоследствии патриарх) Тихон благословил открытие приюта во имя отца Германа и посетил его могилу; епископ Аполлинарий, чтобы подлинное и каноническое Православие не прекратилось из-за раскола «платонитов», основал кафедральный собор в Сан-Франциско, в котором теперь состоится канонизация; архиепископ Тихон возглавил первую комиссию по подготовке канонизации; архиепископ Иоанн (Максимович) молитвенным трудом и деятельным почитанием Старца приблизил день канонизации и благословил Братство отца Германа, которое печатным словом старалось распространять сведения о святом и увеличивать его почитание, впервые опубликовав на английском языке житие святого и засвидетельствованные чудеса. Нынешний иерарх Сан-Францисской кафедры архиепископ Антоний взял на себя ответственность за проведение торжественной канонизации, и его усилиями (1) стены Сан-Францисского собора были украшены превосходными фресками, включая икону преподобного Германа, написанную великим мастером-иконописцем нашего времени архимандритом Киприаном из Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, (2) была составлена и напечатана полная Служба преподобному Герману на двух языках (церковно-славянском и английском), и (3) две разные иконы Преподобного были воспроизведены в цвете в четырех размерах.

Подготовительные торжества начал архиепископ Антоний, в сопровождении епископа Нектария и многих священнослужителей, с поминального Богослужения в Форт-Россе, где было совершено особое поминовение отца Германа, его близких и его современников, которые трудились и были похоронены в Форт-Россе. Для торжественности самой канонизации в Сан-Франциско приедут иерархи, духовенство и верующие со всей Америки и из-за рубежа.

Таким образом, как Русская Церковь дала Америке своего первого Святого, так и теперь она канонизирует его не только для православных американцев, но и для православных верующих во всем мире. Пусть этот новый русский святой Американской земли вдохновит как россиян на верность их гонимой вере и Отечеству, так и американцев на преданность их новообретенной вере, чтобы все, кто разделяет Истинную веру, не лишились благодати Божией в эти тяжкие времена, но могли быть вместе причастниками благодати, ныне обильно изливаемой на эту землю!

Преподобне отче Германе, моли Бога о нас!


Рецензии