Писатель-проповедник
Сергей Кургинян: «Толстой не хотел быть известным писателем, он хотел проповедовать - и проповедовал. И Достоевский проповедовал, и Пушкин проповедовал, и даже скромнейший Чехов проповедовал...» Он назвал великую русскую литературу «литературой проповеди», которая не разделяется на этику, эстетику и гносеологию, а объединяет всё это в единой целостности. «Она ненормальная. Она потому и великая, что ненормальная», — сказал С. Кургинян. По его мнению, русская литература великая только тогда, когда она именно такая.
Как ёмко и точно сказано: «литература проповеди». И ведь с сутью этого определения не поспоришь: достаточно вспомнить или перечитать Ф. Тютчева, А. Блока, М. Шолохова, В. Астафьева, В. Шукшина, И. Бродского, А. Куприна... впрочем, можно перечислить ещё много имён писателей, чьи произведения являются именно проповедями, пусть и завуалированными взятыми из жизни или придуманными сюжетами. В книгах таких писателей – «польза душе», о которой и говорил Н. Гоголь. И в этом-то и заключается их неоспоримая ценность, с достоинством прошедшая проверку временем – самым строгим и неподкупным для искусства судьёй.
Вот посудите сами: разве «Му-му» И.С. Тургенева - не проповедь? А «Живи и помни» В. Распутина? Или «Град обреченный» А. и Б. Стругацких?
И ещё вот это самое проповедничество - безусловно, главный ориентир для тех, кто только начинает свой путь в искусстве – в любом из его видов: литературе, театре, кино, музыке, живописи... К какой жуткой деградации отдельных людей и всего общества приводит безнравственность и бездуховность, все мы уже видели. И, увы, продолжаем наблюдать и сейчас...
Потому в своих заметках я часто и возвращаюсь к этой больной теме, потому и берусь утверждать, что без цензуры, которая будет жёстко препятствовать пропаганде в искусстве насилия, безнравственности и прочих западных «ценностей», нам не удастся не то что построить суверенное Российское Государство-цивилизацию, но и сохранить всё то, что мы ещё не успели за последние три десятилетия растерять. И такая цензура – это не попрание демократии (разумеется, не той псевдодемократии, которая беспардонно рвётся к нам с Запада, но демократии в её истинном смысле), а её защита – вполне возможно, что на настоящий момент истории – защита единственно возможная и действенная. Ибо пока государство ни поставит непреодолимый никакими ухищрениями заслон беспределу, слишком часто творящемуся сегодня в нашем искусстве, мы не сможем надеяться ни на школьное воспитание, ни на различные патриотические движения и объединения, ни на правильные призывы и лозунги, чтобы восстановить нашу российскую – во всём её исторически сложившемся многообразии – идентичность. И никакого Государства-цивилизации у нас не будет – ни через год, ни через двадцать лет, ни через сто. Меры надо принимать сейчас, пока ещё, может быть, не поздно.
Именно поэтому я полностью согласен и с Н. Гоголем, и с С. Кургиняном: литература, как и искусство в целом, просто обязана быть проповеднической, и создаваться она должна для воспитания человеческих душ, а не для бессмысленного развлекательного чтива.
Человек есть не только то, что он ест (как то ли в шутку, то ли всерьёз утверждает медицина), но и то, что он читает (и смотрит в театре или на экране ТВ). А сейчас читает и смотрит он всё, что ему подсовывают. Потому мы и имеем то общество, которое имеем, а не декларируемую цивилизацию. И уж тем более – не Государство-цивилизацию. Отсюда – и необходимость цензуры (при непременном условии, что осуществлять её будут люди, наделённые безусловным доверием общества, а не назначенные Минкультом или кем-либо ещё чиновники).
Впрочем, вы и сами всё это знаете не хуже меня...
P.S. Представляю, какой вой поднимется среди разного рода и калибра либералов, когда они прочтут слово «цензура», которое для них равнозначно понятию «смертная казнь». Ну, да Бог им Судия....
А Российское Государство-цивилизацию мы построим: иного выбора у нас нет.
Свидетельство о публикации №225053001353