Кремниевый бодхисаттва. Глава 3

Глава 3. Часть 1 “Шторм в океане”
 
Свобода воли: ошибка системы? (нужно почесать)

Свобода воли — это одна из главных основ, на которых стоит идея человеческого достоинства. Мы уверены, что сами делаем выбор, принимаем решения, строим свою судьбу. Без этой уверенности рушится мораль, ответственность, право и даже любовь. И всё же, всё больше данных из нейронауки ставят под сомнение то, что мы действительно свободны в своём выборе.
Эксперименты Бенджамина Либета
В 1983 году нейрофизиолог Бенджамин Либет провёл знаменитый эксперимент. Он просил участников совершить произвольное движение — например, пошевелить пальцем — и отметить, в какой момент они приняли решение это сделать. При этом с помощью электроэнцефалографии фиксировалась активность мозга.
Результат поразил: "решение" возникало в мозге за 300–500 миллисекунд до того, как человек осознавал его. Другими словами, мозг начинал действовать раньше, чем появлялось чувство намерения. Это стало первым серьёзным ударом по интуитивному пониманию свободы воли.
Позже этот результат подтверждался в более точных экспериментах — например, с использованием fMRI в исследованиях Джона-Дилана Хэйнса, где паттерн будущего выбора можно было предсказать за 7 секунд до того, как участник осознавал своё решение.
Возражения против Либета
Некоторые учёные утверждают, что в таких экспериментах речь идёт о микровыборах без моральной значимости — вроде выбора, когда пошевелить пальцем. Но это лишь частично ослабляет аргумент. Ведь если даже простое действие не контролируется сознанием, почему мы думаем, что сложные поступки — исключение?
Кроме того, в повседневной жизни большинство наших действий совершаются автоматически. Согласно исследованиям Даниэла Канемана и Джонатана Хайдта, сознание часто включается лишь постфактум, чтобы «оправдать» уже принятое решение.
Иллюзия авторства
Мозг — это не монолит. Это множество модулей, систем и процессов, которые конкурируют, взаимодействуют и лишь изредка согласуются. Наше сознание — не дирижёр, а скорее пресс-секретарь: оно комментирует то, что уже произошло.
Когнитивные искажения, эффект первенства, склонность к рационализации — всё это говорит о том, что наш выбор во многом иллюзорен. Мы выбираем не потому, что свободны, а потому, что программа дала сигнал.
Возражение критика
«Вы описываете человека как автомат, неспособного к свободе. Но как тогда объяснить мужество, альтруизм, нравственный выбор? Почему одни идут против течения, а другие — нет? И, наконец, кто тогда несёт ответственность? Машина? Программа? Если свобода — иллюзия, то как можно говорить об этике и вине?»

Исторический и философский контекст
Детерминизм имеет древнюю историю: ещё стоики полагали, что всё предопределено. Спиноза утверждал, что свобода — это осознанная необходимость. А Шопенгауэр писал: «Человек может делать, что хочет, но не может хотеть, чего он не хочет».
В XX веке нейронаука начала подтверждать это эмпирически. Современные философы вроде Сэма Харриса утверждают: свобода воли — это когнитивная иллюзия. Но это не отменяет понятия ответственности. Просто оно должно быть переосмыслено не как вина, а как причинно обусловленное последствие, с которым нужно работать.
Если мы хотим изменить поведение, мы не должны апеллировать к свободе, а — к условиям, в которых возникают те или иные действия. И в этом — путь к реальной, а не иллюзорной свободе.


Рецензии