Анна Павлова Лебедь, изменивший мир балета

   

   Пролог: Рождение легенды   
12 февраля 1881 года в петербургской ночлежке родилась девочка с судьбой, достойной романа. Дочь прачки и отставного солдата, Анна Павлова в 8 лет увидела «Спящую красавицу» в Мариинке — и обрела призвание. «Я буду танцевать Аврору!» — заявила она матери. Через 10 лет ее имя уже знал весь Петербург.

---

   Глава 1. Хрупкая бунтарка   
 Детство в нищете:   
- Жизнь в промозглом подвале на Лиговке 
- Спасение билетом в Мариинку (подарок матери ко дню рождения) 
- Отчаянная просьба к директору Императорского училища: «Возьмите меня! Я буду лучшей!»

 Испытания:   
 1891 год:  Приемная комиссия сомневается — слишком худа, слишком бледна. 
 1899 год:  Выпускной экзамен. Партнер роняет ее. Вердикт Мариуса Петипа: «Дитя, ты соткана из воздуха и пламени!»

---

   Глава 2. Революция в пуантах   
 В Мариинском театре:   
- 1902: Первая сольная партия — Никия в «Баядерке» 
- Конфликт с традицией: Отказ от жестких корсетов, демонстрация естественной хрупкости 
- «Ее техника — бунт», — писал критик Валериан Светлов

 Рождение Лебедя:   
 1905 год:  Мишель Фокин ставит для нее миниатюру «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса. 
 Всего 130 секунд танца.  Но когда Павлова, трепеща в последнем арабеске, падала на колени, в зале рыдали. После премьеры Дягилев сказал: «Вы убили классику. Да здравствует новая эра!»

---

   Глава 3. Мир к ее ногам   
 Великие гастроли:   
-  1910:  Разрыв с Императорскими театрами. Создание собственной труппы 
-  1912-1925:  9 кругосветных турне, 4,000 спектаклей 
-  Маршруты:  От Лимы до Токио, от Йоханнесбурга до Мельбурна

 Культурный шок:   
- В Мексике индейцы пускали стрелы в проектор, думая, что Лебедь — живой 
- В Австралии изобрели торт «Павлова» с безе-лебедем 
- В Индии она танцевала перед Махатмой Ганди

---

   Глава 4. Анатомия гения   
 Физика чуда:   
- Рост: 165 см 
- Вес: 49 кг 
- Подъем: 90 градусов без усилия 
- Пуанты: Особый крой с твердым носком для баланса на кончиках пальцев 
- «Ее прыжок — не преодоление гравитации, а диалог с небом» (Серж Лифарь)

 Педагогика:   
- Лондонская школа Павловой (1912) — воспитала Марго Фонтейн 
- Заповеди ученицам: «Работай в тишине. Слава — шум»; «Танцуй не ногами — душой»

---

   Глава 5. Трагедия в три акта   
 Личная драма:   
- Брак с Виктором Дандре: Любовь или расчет? (споры о миллионах ее гонораров) 
- Тайна: Потерянный ребенок после травмы в 1914 г. 
- Дом в Лондоне с прудом для лебедей и теплицей орхидей

 Финал:   
 23 января 1931 года:  Гастроли в Гааге. Простуда ; плеврит. Последние слова: «Приготовьте мой костюм Лебедя...» 
 Похороны:  Гроб накрыли балетной пачкой. В Лондоне объявили минуту молчания.

---

   Глава 6. Наследие: Танец длиною в век   
 Влияние на искусство:   
-  Кинематограф:  Образы Одри Хепберн в «Забавной мордашке», Натали Портман в «Черном лебеде» 
-  Мода:  Платья-пачки Дома Dior (1954) 
-  Наука:  Астероид №3069 «Pavlova»

 Цифры бессмертия:   
- 23 фильма с ее хореографией 
- 17 памятников от Стокгольма до Мельбурна 
- 10 млн девочек, вставших к балетному станку после «Умирающего лебедя»

---

   Эпилог: Вечно живой Лебедь   
Когда в 2020 году искусственный интеллект воссоздал танец Павловой, нейрофизиологи зафиксировали феномен: у зрителей синхронно учащался пульс. Секрет прост — она танцевала не тело, а душу. Ее фигура в музейных витринах (изящные туфельки 31 размера, истертые до дыр) напоминает: гений рождается не в дворцах, а в подвалах. И умирает лишь для того, чтобы взлететь. 

>  «Она доказала, что балет — не искусство ног, а поэзия полета»   
>  — Агриппина Ваганова, 1933 г.

---

 Приложение: Хроника триумфов   
| Год | Событие | Значение |
|------|-----------|-----------|
| 1906 | Звание прима-балерины | Самая молодая в истории Мариинки |
| 1909 | «Русские сезоны» в Париже | Мировая слава |
| 1913 | Фильм «Танцовщица» | Первая балерина в кино |
| 1924 | Турне по Японии | Основание школы дзен-балета в Токио |
| 2023 | Выставка в Эрмитаже | 1 млн посетителей за 3 месяца |

 P.S. В ее петербургской квартире (ул. Рылеева, 2) висит зеркало, в котором отражались Матисс, Шаляпин и Дягилев. Смотрители клянутся: перед рассветом в нем мелькает белая фигура...


Рецензии