Курсы писательского мастерства. Жанр - ваш компас
Петербург, пишу политические триллеры, документальные романы, книги о спорте; недавно получил печатный экземпляр весьма благожелательно оцененной критиками книги Русский Фауст (Турникет.На передовой борьбы с коронавирусом), под авторским псевдонимом Николае Карпати
Пришло сообщение в рамках акции.
Привет. Добро пожаловать на мини-марафон «Глава первая».
Ты официально записан!
Во-первых, отправляем ссылочку на чат (смотри на кнопки под сообщением). Туда вступать необязательно. Это как курилка при офисе. Участвовать в мини-марафоне можно без вступления в чат. Если ты интроверт — дважды подумай.
Во-вторых, в сообщениях время от времени мы делимся полезностями (статьи и записи семинаров). Они понадобятся тебе, чтобы подготовиться к мини-марафонам. Начнём сегодня. Одна из кнопок приведёт тебя к записи семинара, который посвящён созданию сюжетов. Не забудь поставить лайк и подписаться на канал.
Следующим сообщением вышлем условия регистрации. Там всё очень просто, а первый шаг (подписаться на рассылку) ты уже сделал.
Услышимся!
Мини-марафон «Глава первая». По датам. Мы стартуем 2-го июня в 19:00 по МСК.
Для регистрации нужно только:
а) подписаться на эту рассылку (сделано!),
б) поставить лайк под анонсом мини-марафона (https://vk.com/wall-70265472_191757),
в) написать там любой комментарий.
И ещё (на всякий случай) перепроверь, что подписан на группу (https://vk.com/pisateli_rf). Это нужно, чтобы тебе начислялись баллы. Про них чуть позже отдельно расскажем.
Свяжемся завтра!
Глава первая. ДЗ №1. О замысле
Начинаем мини-марафон «Глава первая» #глава_кпм
Идеи — это основа любого творческого процесса.
Но что делать, если вдохновение куда-то улетучилось, а на горизонте не видно ни единой зацепки?
Вариантов довольно много: можно копаться в исторических событиях, можно разработать замысел через персонажа, можно сразу начать искать драматическую ситуацию, можно попробовать задумку от альтернативного фактора, а можно идти канонично — от идейно-тематической составляющей.
На первом задании мы разберём универсальную практику, которую разработали ещё в 2013-м году — с тех пор она активно гуляет по сети. Что, конечно, говорит о её эффективности.
Что, если?
Мы начнём с формулировки, которая даст толчок к началу произведения.
Итак, начните продумывать замысел со слов «а что, если».
Что, если женщина пойдет против законов современного общества? — «Анна Каренина».
Что, если среди нас живут волшебники? — «Гарри Поттер».
Что, если бедный студент решится на убийство ради денег? — «Преступление и наказание».
Что, если наш мир – просто сон, который мы видим, лежа в коконе?— «Матрица».
Что, если человек продаст душу чёрту — «Фауст».
Что, если дети двух противоборствующих семей влюбятся друг в друга? — «Ромео и Джульетта»
Раскручивайте размышления на тему «А что, если..?» до тех пор, пока они приведут к сцене, которая даст толчок к конфликту:
«Что, если украдут сына великого князя за день до коронации» – отправная точка для романа Бориса Акунина (признан иноагентом в РФ) «Коронация».
«Что, если кто-то будет знать секрет трех карт, с помощью которого можно выиграть состояние» – знание о таком человеке доводит Германна до известных событий в романе Пушкина «Пиковая Дама».
«Что, если бедный студент решится на убийство ради денег» — замысел сразу даёт нам понимание, с чего начать повествование.
Давайте попробуем разобраться на примере.
Пример
Мы увидели в сети картинку:
Она нас впечатлила.
Мы решили написать рассказ «по мотивам» изображения.
Как можно сформулировать «а что, если?».
Неправильно:
Что, если женщина пойдёт гулять вдоль моря?
Что, если женщина умеет превращаться в птицу?
Что, если женщина умеет ходить по воде?
Правильно:
Что, если женщина научится превращаться в птицу из-за несчастной любви?
Что, если в мире, где все люди умеют летать, одна женщина никак не может взлететь?
Что, если женщина обратится к ведьме и обменяет здоровье семьи на древнее проклятье Птиц?
В чём отличие между верным и неверным?
В том, что во втором случае вы не только видите отправную точку рассказа, но и вырисовывающийся конфликт.
Когда у вас есть правильно сформулированное «что, если»:
1. Вы знаете отправную точку.
2. Вы видите очертания конфликта.
3. Вы начинаете искать характер, чтобы лучше рассказать вашу историю.
4. Вы сможете найти сюжет, который лучше выразит качества вашего героя.
Связь жанра и идеи/замысла
Ваш выбор жанра (фэнтези, детектив, хоррор, любовный роман, научная фантастика, драма и т.д.) – это не просто ярлык для истории. Он напрямую влияет на то, как вы будете развивать свою идею («а что, если?») и формулировать замысел.
Почему это важно?
«А что, если?» трансформируется под жанровые каноны
Одна и та же исходная идея в разных жанрах приобретает совершенно разную окраску и требует разных акцентов.
Что, если в доме завёлся призрак?
Хоррор. Что, если призрак дома решает убить новых жильцов, повторяя свою собственную смерть?
Детектив. Что, если «призрак» – это ловкая мистификация преступника, скрывающая убийство?
Драма/Мистика. Что, если призрак – это неприкаянная душа, которая не может обрести покой, пока герой не выполнит её последнюю просьбу или не разгадает тайну её жизни?
Комедия:.Что, если призрак – это неудачник, который отчаянно пытается быть страшным хотя бы после смерти, но у него вечно всё выходит смешно и нелепо?
Важно. Определите жанр раньше или параллельно с идеей.
Подумайте, в каком ключе вам интереснее развивать свое «а что, если?».
Жанр – ваш компас. Если в процессе работы вы чувствуете, что идея или замысел «не звучат», проверьте – возможно, вы неосознанно сместились в другой жанр и нужно либо скорректировать историю, либо сознательно сменить жанр.
Выбор жанра не ограничивает фантазию, а фокусирует её, помогая превратить сырую идею в мощную, целостную и удовлетворяющую читателя историю.
Упражнение на ближайшие 23 часа:
Перечисли свои любимые книги. Какой жанр их объединяет?
В каком жанре ты планируешь писать на мини-марафоне?
Сформулируй «а что, если?» для своего будущего произведения.
Выпиши всё, что пришло в голову об этом произведении на основе замысла (герои, конфликты, препятствия, финал, отдельные сцены).
Опубликуй ответы на все вопросы и получившийся текст на стене группы: https://vk.com/pisateli_rf.
Не забудь поставить хэштег #глава_кпм
Подбери картинку через поиск в сети. Это может быть фотография человека, пейзаж или даже абстрактный рисунок. Прикрепи изображение к тексту.
Важно! Выполнение ДЗ — неотъемлемая часть мини-марафона. Не сдал ДЗ— не получил следующую часть теории. А значит — и новое задание. Так что постарайся уложиться по времени.
Дерзай!
До связи завтра!
Глава первая. ДЗ №2. О герое
«Персонаж ; Мотив ; Сюжет»
Понимание мотивов главного героя помогает нам увидеть, как продвигать сюжет, на чём строить главные сюжетные проблемы, из чего конструировать событийный ряд.
Именно мотив зачастую становится отправной точкой всей истории.
Литературоведы и драматурги уже сотни лет повторяют друг друга, когда говорят о стремлениях персонажей:
«Нет мотива — нет истории».
Умение рассказывать интересные и захватывающие истории сводится не к идее «мыслю, следовательно, существую», а к «хочу, следовательно, существую».
Нам важно понять, как правильно развить существующий замысел через мотив. И сделать это так, чтобы в дальнейшем планирование сюжета проходило легче, а сама история развивалась событийно органичнее.
Попробуем развить наш замысел так через формулу:
Это история про ____, который хочет _____.
Первый промежуток — это ваш герой, второй промежуток — обозначение действия.
Посмотрим на примеры
Это история про женщину из высшего общества, которая хочет развестись с влиятельным мужем, несмотря на нравы. «Анна Каренина».
Это история про талантливого и харизматичного афериста, который хочет найти спрятанные бриллианты в одном из двенадцати стульев. «Двенадцать стульев».
Это история про человека, который не верит в загробную жизнь, хочет иметь все и сразу, поэтому заключает договор с чёртом. «Фауст».
Это история про задёрганного и сомневающегося мальчика, который, узнав правду о смерти своих родителей, решает отомстить. Связующий мотив для всех семи книг серии о Гарри Поттере.
Это история про парня и девушку, которые хотят быть друг с другом, но это невозможно из-за вражды их семей. «Ромео и Джульетта».
Присмотрись. Какое слово объединяет все замыслы?
Хочет.
Закрепим.
Мотив вызывает сопереживание и создаёт интригу.
ПРИМЕР
Нам дано изображение:
Глава первая. ДЗ №2. О герое, изображение №1
Предположим, наша задача — придумать историю по такому изображению. Попробуем использовать практику «Персонаж ; Мотив ; Сюжет».
Неправильная проработка:
Это история о девушке, которая гуляет по лесу.
Это история о девушке, которая превращается в птицу.
Это история о девушке, которая испугалась своего дара.
В этих вариантах нет истории, нет никакого потенциала развития.
Они отлично подойдут для зарисовки, но слишком слабы для полноценного произведения.
Правильная работа с практикой:
Это история о девушке, которая хочет стать птицей, чтобы перестать страдать.
Это история о девушке, которая хочет избавиться от своего дара, потому что он заставляет её страдать.
Это история о девушке, которая хочет спасти семью и идёт на сделку с ведьмой.
Каждая грань вашего будущего произведения определяется персонажем и мотивировкой.
Идея истории, развитие характера, построение сюжета, всякая отдельная сцена— всё имеет отношение к мотивировке действия главного героя.
ВЫВОД
Мотивы героев — это ключевой элемент любого сюжета.
Они помогают создать многомерных персонажей, которым сопереживают читатели, и добавляют вашему повествованию глубины и эмоциональной нагрузки. Не бойтесь экспериментировать с различными мотивами и смотреть, как они влияют на развитие сюжета.
Не знаешь, с чего начать работу с сюжетом?
Чаще всего проблему найдёшь именно на уровне мотиваций. Скорее всего, мотивы слабы или слишком абстрактны. Значит, идея вряд ли кого-то заинтересует. Значит, читатель не сможет сопереживать герою с таким мотивом.
Что нужно сделать?
Правильно, проработать мотив.
Так, чтобы он цеплял тебя самого.
Потренируемся.
Упражнение на ближайшие 23 часа:
Коротко напомни про своё «А что, если?».
Кто будет твоим героем? Придумай: распиши внешность и характерные черты. Опиши кратко.
Сформулируй мотив героя. Через формулу «это история про ____, который хочет _____».
Напиши небольшую сценку, из которой читателю станет понятно, чего хочет твой персонаж. Не менее 500 символов с пробелами.
Опубликуй получившийся текст на стене группы: https://vk.com/pisateli_rf. Не забудь поставить хэштег #глава_кпм
Подбери картинку через поиск в сети. Это может быть фотография человека, пейзаж или даже абстрактный рисунок. Прикрепи изображение к тексту.
Важно! Выполнение ДЗ — неотъемлемая часть мини-марафона. Третье задание получат только те студенты, которые успеют сдать второе задание до дедлайна.
Дерзай!
До связи завтра!
Telegram: https://t.me/litcour
Расписание курсов: https://14priemov.ru
YouTube: https://vk.cc/3wlfg5 /
VK: https://vk.com/pisateli_rf
Лекторий писателя: https://14priemov.ru/lekt
Tik-Tok: https://www.tiktok.com/@litcour
Подготовили для вас пять самых важных ссылок мини-марафона.
1. Регистрация:
https://vk.cc/cMkklB
2. Пост для знакомства с участвующими авторами:
https://vk.com/wall-70265472_192079
3. Пост с анонсом:
https://vk.com/wall-70265472_191757
4. Правила для новичков:
https://vk.com/@pisateli_rf-mini
5. Чат:
https://vk.cc/cMrLbV
Свидетельство о публикации №225053001480