Из дневника 85 Макс Бирбом
«Я не знал ни одного гениального человека, которому бы не приходилось платить - физическим недугом или духовной травмой - за то, чем наградили его боги».
Действительно, за дар богов люди, как правило, дорого платят. Достаточно познакомиться с биографиями великих людей: редко кто проживал долгую и безмятежную жизнь. А уж если говорить о гениальности, то стоит почитать книгу итальянского психиатра и криминалиста Чезаре Ломброзо «Гениальность и помешательство», впервые опубликованную в 1863 году; а также «Гениальные люди» немецкого психиатра и психолога Эрнста Кречмера, посвящённую исследованию проблемы гениальности.
Так что завидовать нечему. Однако многие все равно завидуют.
«Завидуя гению, бездарь тешит себя надеждой, что гений все-таки плохо кончит».
Можно подумать, что бездари живут бесконечно.
«Чем человек менее жизнеспособен, тем он более чувствителен к искусству с большой буквы».
Возможно, это некая природная компенсация слабой жизнеспособности.
«Человек, который вносит в искусство что-то новое, жестоко за это расплачивается: к нему со всех сторон сбегаются эпигоны и продают его оригинальный вклад по дешевке».
И мы это наблюдали довольно часто.
«Быть суетным - значит заботиться о том, какое впечатление вы производите на окружающих. Быть самовлюбленным значит устраивать прежде всего самого себя».
Мне кажется, что суетными мы бываем в юности и молодости, когда важно обрести свой круг общения и найти свое место в жизни. А с возрастом и опытом общения, когда знаешь людей лучше, чем хотелось бы, стремишься устраивать прежде всего самого себя.
Но это не самовлюбленность, а самодостаточность, необходимая зрелому человеку.
«Все, что стоит делать, уже делалось, поэтому теперь, мне думается, есть смысл обратить внимание на то, чего делать не стоит».
Люди веками этим занимаются, и чудо, что человечество еще не вымерло.
Как тут не вспомнить блистательного Ф. Искандера:
«Несмотря на правильные прогнозы пессимистов, человечество еще живо. Несмотря на то, человечество все, еще живо прогнозы пессимистов, увы, остаются правильными».
А вот один весьма актуальный призыв:
«К сведению политиков. Коль скоро ораторским искусством владеют лишь немногие из вас, коль скоро лишь единицы способны выражаться ясно, гладко и без банальностей, было бы гораздо лучше (и для публики, и для вас самих), если бы вы обращались к народу, стоя за закрытым окном».
Но, увы, в наш век повального интернета это справедливое предложение нереализуемо.
«Время, этот усердный художник, подолгу трудится над прошлым, шлифует его, отбирая одно и отбрасывая другое с большим тактом».
Если бы над прошлым трудилось только время, можно было бы говорить о художественном вкусе и такте, но над ним работают еще историки и политологи разных направлений, поэтому чем дальше, тем больше у человечества вариантов прошлого.
«Не будем пренебрегать формой в литературе. Ведь это кубок, куда наливается вино».
Хотелось бы, чтобы этому призыву внимали некоторые поэты-новаторы. Я не знаю, что они пьют и в какую посуду наливают свои напитки, но читать их затруднительно, а понять невозможно.
Точно высказался на эту тему С. Лец: «Новейшие авангардисты! Их заумь ничем не напоминает ту, что мы слышали год назад»
«Многие неразумные вещи естественны. Все естественное - в той или иной мере неразумно».
Природа первична, разум – вторичен.
«Разрушать - это по-прежнему самая сильная из врожденных склонностей человека».
Есть такое мнение, но возводить на месте разрушенного также присуще человеку.
А потому человечество живет и надеется на лучшее.
Свидетельство о публикации №225053001584
"Смешно, но только сейчас я, кажется, до конца осознала, в чем заключается сущность гениальности. Чем больше на человека в течение жизни накладывают отпечаток всякого рода проблемы, неудачи, болезни, нищета и прочие негативные явления, которых он сам специально никогда бы не стал себе желать, тем сильнее в его творчестве выражено иррациональное, ускользающее от обыденного понимания, магическое начало. Личности же, добившиеся всего, к чему стремились – бабкам, известности и т.п. − на их фоне выглядят совершенно банальными персонажами, поскольку они сформировались и устроились без какого-либо вмешательства потусторонних сил".
Можно бы подумать, что здесь своего рода романтический штамп - "безумные несчастные гении"... Но я сам только в последнее время узнал нескольких очень одарённых людей с крайне тяжёлыми и даже страшными судьбами.
Владимир Алисов 07.06.2025 15:43 Заявить о нарушении
Так часто бывает, но к счастью, не всегда. Например, Гёте прожил долгую, вполне благополучную жизнь, а уж в гениальности ему не откажешь.
Но, как правило, за божий дар приходится платить...
Счастливы ограниченные потребители)).
Елена Пацкина 07.06.2025 18:38 Заявить о нарушении