Из дневника 85 Макс Бирбом

Сегодня у меня в гостях критик, прозаик, эссеист, мастер в литературной пародии сэр МАКС БИРБОМ (1872–1956)

«Я не знал ни одного гениального человека, которому бы не приходилось платить - физическим недугом или духовной травмой - за то, чем наградили его боги».

Действительно, за дар богов люди, как правило, дорого платят. Достаточно познакомиться с биографиями великих людей: редко кто проживал долгую и безмятежную жизнь. А уж если говорить о гениальности, то стоит почитать книгу итальянского психиатра и криминалиста Чезаре Ломброзо «Гениальность и  помешательство», впервые опубликованную в 1863 году; а также «Гениальные люди»  немецкого психиатра и психолога Эрнста Кречмера, посвящённую исследованию проблемы гениальности.

Так что завидовать нечему. Однако многие все равно завидуют.

«Завидуя гению, бездарь тешит себя надеждой, что гений все-таки плохо кончит».

Можно подумать, что бездари живут бесконечно.

«Чем человек менее жизнеспособен, тем он более чувствителен к искусству с большой буквы».

Возможно, это некая природная компенсация слабой жизнеспособности.

«Человек, который вносит в искусство что-то новое, жестоко за это расплачивается: к нему со всех сторон сбегаются эпигоны и продают его оригинальный вклад по дешевке».

И мы это наблюдали довольно часто.

«Быть суетным - значит заботиться о том, какое впечатление вы производите на окружающих. Быть самовлюбленным значит устраивать прежде всего самого себя».

Мне кажется, что суетными мы бываем в юности и молодости, когда важно обрести свой круг общения и найти свое место в жизни. А с возрастом и опытом общения, когда знаешь людей лучше, чем хотелось бы, стремишься устраивать прежде всего самого себя.
Но это не самовлюбленность, а самодостаточность, необходимая зрелому человеку.

«Все, что стоит делать, уже делалось, поэтому теперь, мне думается, есть смысл обратить внимание на то, чего делать не стоит».

Люди веками этим занимаются, и чудо, что человечество еще не вымерло.
Как тут не вспомнить блистательного Ф. Искандера:
«Несмотря на правильные прогнозы пессимистов, человечество еще живо. Несмотря на то, человечество все, еще живо прогнозы пессимистов, увы, остаются правильными».

А вот один весьма актуальный призыв:
«К сведению политиков. Коль скоро ораторским искусством владеют лишь немногие из вас, коль скоро лишь единицы способны выражаться ясно, гладко и без банальностей, было бы гораздо лучше (и для публики, и для вас самих), если бы вы обращались к народу, стоя за закрытым окном».

Но, увы, в наш век повального интернета  это справедливое предложение нереализуемо.

«Время, этот усердный художник, подолгу трудится над прошлым, шлифует его, отбирая одно и отбрасывая другое с большим тактом».

Если бы над прошлым трудилось только время, можно было бы говорить о художественном вкусе и такте, но над ним работают еще историки и политологи разных направлений, поэтому чем дальше, тем больше у человечества вариантов прошлого.

«Не будем пренебрегать формой в литературе. Ведь это кубок, куда наливается вино».

Хотелось бы, чтобы этому призыву внимали некоторые поэты-новаторы. Я не знаю, что они пьют и в какую посуду наливают свои напитки, но читать их затруднительно, а понять невозможно.

Точно высказался на эту тему С. Лец: «Новейшие авангардисты! Их заумь ничем не напоминает ту, что мы слышали год назад»

«Многие неразумные вещи естественны. Все естественное - в той или иной мере неразумно».

Природа первична, разум – вторичен.

«Разрушать - это по-прежнему самая сильная из врожденных склонностей человека».

Есть такое мнение, но возводить на месте разрушенного также присуще человеку.
 А потому человечество живет и надеется на лучшее.


Рецензии
"которому бы не приходилось платить" - да, такое в самом деле есть. Интересно высказалась об этом Маруся Климова (она же Татьяна Кондратович, переводчица книг Луи Селина):

"Смешно, но только сейчас я, кажется, до конца осознала, в чем заключается сущность гениальности. Чем больше на человека в течение жизни накладывают отпечаток всякого рода проблемы, неудачи, болезни, нищета и прочие негативные явления, которых он сам специально никогда бы не стал себе желать, тем сильнее в его творчестве выражено иррациональное, ускользающее от обыденного понимания, магическое начало. Личности же, добившиеся всего, к чему стремились – бабкам, известности и т.п. − на их фоне выглядят совершенно банальными персонажами, поскольку они сформировались и устроились без какого-либо вмешательства потусторонних сил".

Можно бы подумать, что здесь своего рода романтический штамп - "безумные несчастные гении"... Но я сам только в последнее время узнал нескольких очень одарённых людей с крайне тяжёлыми и даже страшными судьбами.

Владимир Алисов   07.06.2025 15:43     Заявить о нарушении
Благодарю за интересный отклик, с которым нельзя не согласиться.
Так часто бывает, но к счастью, не всегда. Например, Гёте прожил долгую, вполне благополучную жизнь, а уж в гениальности ему не откажешь.
Но, как правило, за божий дар приходится платить...
Счастливы ограниченные потребители)).

Елена Пацкина   07.06.2025 18:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.