Сплав. Часть третья

С детства очень люблю поезда. Тихое покачивание, чечётка стыков, запах угля от печки с кипятком, звон стаканов с ложечками в подстаканниках. Жаль, что сейчас нет больше тонкостенных стаканов с красными филёнками по краю. Сейчас, в основном, гранёные подают. Видимо, стало больше агрессии в людях, бьют тонкие стаканы? А может, бьются от кипятка.

Как-то ехал в Караганду к отцу (ещё в начале замшелых тысяча девятьсот семидесятых) мне лет 12 было. Мама в Челябинске посадила, поручила девчонкам проводницам присмотреть за мной, а в Караганде отец встречал. Проводницы принесли в плацкарту четыре стакана горячего чая в подстаканниках. Через пару минут один стакан просто лопнул. Еле успели коленки раздвинуть, чтоб не ошпариться. Мужчина, ехавший в нашей плацкарте, целинного вида, типа водитель, (как оказалось потом – металлург ехал в Караганду устраиваться на комбинат), объяснил про расширение стакана от кипятка в узком подстаканнике плюс вибрация. От того и лопнул. В этот раз я запомнил, что при нагреве тела расширяются.

Так! Про что это я? А! Сели на Белорецкий поезд. Разместили всё, давай знакомиться. Ну, взрослые знались уже. А мы с Игорем, сыном нашего походного проводника и капитана плота не знали друг-друга. Я только от мамы слышал его имя и то, что он глухонемой. Очень боялся, что не смогу с ним общаться и играть с ним. Не представлял, как это будет. Видел не раз на улице как они быстро танцуют пальцами и помогают танцу ртом – ничего не понято…

Короче! Уселись рядом на скамейке плацкарты и мама присела к нам с Игорем. Показала Игорю на меня и сказала – это – Алексей. Всё. Представление закончено. Он показал на себя и каким-то глухим «изнутряным» гортанным голосом выдавил: «Ыхор». Я подал ему руку, и мы обменялись рукопожатиями. Игорь заулыбался.

Дядя Боря сказал, что основные слова, которые нам понадобятся это выставленный мизинец из кулака – плохо или не надо, большой палец из кулака – «Во», что значит одобрение намерений или положительная оценка действий, предметов и прочего. Ещё один знак – удар кулака по кулаку – значить сделать, работать, производить. Всё! Остальное как получится. Ну, типа показываешь рукой как машешь ложкой в рот – значить кушать. Руками машешь – полетели, двумя пальцами по ладошке противоположной руки идёшь – пошли. Айда – просто машешь рукой в сторону «айды»))). Сделать удочку – показываешь, как рыбачат и двумя кулаками друг об друга бьёшь – сделать. Если рыбачить, то айда рыбачить. Если в ответ мизинец, значит, не хочу или не нравится. Большой палец – одобрение. Что-то более сложное уже писать надо. Для этого в кармане блокнот и карандаш. Но я не помню, чтобы мы в походе часто пользовались блокнотом. От похода осталось одно общее ощущение, что мы просто болтали с Игорем. Правда руками, ртом, и выкриками. Ну, а как привлечь внимание глухого? Он чувствовал, видимо сотрясение воздуха. Я тоже сначала пугался крика Игоря. Он кричал мне, чтобы привлечь моё внимание. Я поворачивался к нему лицом и тогда он показывал, что хотел донести.

Сейчас, ретроспективно, я начинаю осознавать, что эти - мизинец - плохо, большой палец – одобрение, кулак об кулак – действие – являются тремя основными знаками общения. Скорее всего, с этого началось изначально общение людей…

Какой поезд без курицы, яиц, отварного картофеля и чая от проводницы? А у нас всё было не так. В обед поставили термосы от китайского «Пикника» и разливали поварёшкой в железные миски сначала суп, потом гречку с мясом. Горлышки этих термосов широкие, по размеру самих термосов. Где-то в половину кастрюли. Крышки плотные на горлышко - пластмассовые. Сверху закручиваются большие железные крышки с резьбой. Можно использовать как миску. Все достали свои походные ложки и миски и хлебали с удовольствием. Тётеньки проводницы с удивлением смотрели на наш стол.

Мы попросили чай покрепче. Принесли всем как положено в подстаканниках и в тонких стаканах с двумя филёночками по краю. Сгущёнку вытащили из мешка, открыли по окружности открывашкой и все «напали» на неё! Взрослые, понятно слегка подбелили чай, и увлеклись разговорами о будущем сплаве… А, зря! Мы с Игорем не дали сгущёнке стать яблоком раздора между нами и просто поделили остатки на двоих. Ну, взрослые сами виноваты. Кто же бросает такую вкуснятину на произвол детей?! С этого началось наше сотрудничество и дружба. Дальше мы просто общались и не замечали, кто из нас глухо-немой.


Рецензии