Размышления о поисках идеологии в стране

     В последние годы с экранов телевизоров, в публикациях и выступлениях в социальных сетях Интернета часто стали возникать разговоры об идеологии, которая вроде бы нужна стране для её устойчивого развития, хотя действующая в России Конституция, напрямую запрещает, какую-либо официальную идеологию.  Множество «политологов», «экспертов», ведущих различных шоу, которых развелось в стране, как грибов после дождя, часто затрагивают эту тему и, по-видимому, неплохо зарабатывают на этом поприще. При этом ведутся «туманные» разговоры о состоянии общества, придумываются вопросы и вычурные ответы на них. Красноречие участников часто зашкаливает, хотя в этих «дискуссиях» конкретно никакой идеологии не предлагается и не обсуждается существующая идеология. Порою в «жарких» обсуждениях много говорят о патриотизме, вере, нравственности, особой роли российского народа и прочем. И эти «рассуждения» преподносятся, как элементы «нужной» идеологии. Многие слушатели постепенно втянулись и втягиваются в эту долгоиграющую говорильню. Но ведь общеизвестно, что в любом обществе всегда есть доминирующая идеология. Поэтому напрашивается вопрос. Эти разговоры действительно направлены на анализ идеологии нашего общества или это процесс отвлечения общества от различных проблем, существующих и возникающих в нашем обществе?
     На взгляд автора, этот процесс многоплановой говорильни, и есть та цель, которую преследуют её ведущие и их заказчики, а не поиск идеологии для общества. При такой говорильне существенная часть общества перестаёт анализировать реальные процессы, происходящие в обществе и являющиеся результатом действия этого общества. Можно предположить, что такой поиск «нужной» идеологии управляется властью и является одним из элементов управления обществом, позволяющим снять ненужные социальные напряжения.
     Марксистско-ленинская философия представляет идеологию, как надстройку к базису, основой которого являются производственные отношения, которые существуют в обществе и образуют экономическую структуру общественной формации. Именно производственные отношения определяют социальный характер общества и формируют в нём идеологические отношения. Идеология выполняет роль обеспечения функционирования существующих производственных отношений в обществе. И никакие приукрашивания суть идеологии изменить не могут.
     Сегодня в России действует общественная формация, название которой – капитализм. Поэтому и доминирующая в обществе идеология направлена на защиту этой формации. Основным признаком её является формирование в стране общества потребления и наживы. Частная собственность на средства производства, закреплённая Конституцией страны, является инструментом для эксплуатации человека человеком и создания социального неравенства в обществе. И действующая в стране буржуазная идеология стоит на защите этого неравенства. Получение прибыли при любых действиях является стержнем этой идеологии и смыслом жизни. Наше общество находится в глубоких объятиях этой буржуазной идеологии. И уйти от неё оно не сможет без изменения производственных отношений, существующих в нашем обществе.
     Пример действия разных идеологий можно проанализировать на жизни обществ самых народонаселённых стран, а именно, Китая и Индии. В Китае общественный строй, закреплённый в Конституции страны, – социализм, а в Индии – капитализм. Анализ жизни народов этих стран можно провести на основе данных, приведенных в интернете. Этих данных вполне достаточно, чтобы каждый мог сделать свои выводы: какая идеология привлекательнее.

май 2025 года


Рецензии