Небесные одежды для Вавилы-скомороха
И тут – явление. Не громы и молнии, не ослепительный свет, от которого слепнут глаза (ведь к Вавиле подход нужен особый). А так, будто из вечернего тумана выткался – ангел. Не грозный архангел с огненным мечом, а скорее, похожий на странника, только уж больно чистый и светлый, и взгляд у него такой… будто он знает все наперед, но от этого ему немного грустно и удивительно.
«Вавило-скоморох», – голос у ангела тихий, как шелест листвы, но слышно его почему-то лучше, чем самый громкий крик базарного зазывалы. «За твоей душой пришли. Иди, снимут с тебя естество перстное и облачат в небесное, во святу плоть».
Вавило моргает. Может, пиво было крепковато сегодня? Или грибы не те попались? Он оглядывается – нет, вроде все на месте: его старый колпак с бубенцами валяется рядом, гудочек под боком.
«Кто пришел?» – спрашивает он, почесывав в затылке. Голос у него хрипловатый, привыкший перекрикивать толпу.
«Святы ангелы», – терпеливо отвечает небесный гость.
Вавило хмурится. Слово "святы" ему знакомо, но как-то издалека. Бабушка крестилась, когда гром гремел, да попы в церкви что-то такое говорили. Но чтобы вот так, к нему, Вавиле…
«Я не знаю, каки святы ангелы», – бормочет он, и в голосе его не страх, а искреннее недоумение. Он знает медведей ученых, знает купцов хитрых, знает девок смешливых и мужиков драчливых. А вот "святы ангелы" – это что-то из другой оперы, которую он не разучивал.
«Не знаю, кака свята плоть», – продолжает он, оглядывая себя. Руки в мозолях, ноги в пыли дорог, рубаха латаная-перелатаная. Вот его плоть, перстная, земная. Он ее чувствует, он с ней живет. А "свята плоть"? Это что, не чешется? Не мерзнет? Не хочет есть после долгого представления?
И тут из него вырывается самое главное, его суть, его единственная правда: «Я скачу все и пляшу!»
Это не жалоба, не оправдание. Это констатация факта, как если бы река сказала: "Я теку". Он скачет – и мир вокруг него оживает, хмурые лица расцветают улыбками, забываются на миг тяготы. Он пляшет – и сама земля под его ногами будто становится легче, а воздух наполняется звоном бубенцов и смехом. Это его служение, его молитва, его естество.
«Каки ангелы?» – повторяет он, теперь уже с оттенком вызова. Ангелы – они где-то там, высоко, в небесах, где все чинно и благородно. А он – здесь, на земле, среди грязи и смеха, слез и радости. Разве ангелы умеют смешить до икоты? Разве они знают, как заставить плакать от песни, сыгранной на трех струнах?
«Кака свята плоть?» – и тут в его голосе почти отчаяние. Если с него снимут "естество перстное", что останется? Этот Вавило, который знает тысячу прибауток, который может кувыркнуться через голову и тут же сложить небылицу, который чувствует боль другого, как свою, и умеет эту боль развеять смехом – он исчезнет? А что взамен? Нечто непонятное, "святое", быть может, совершенное, но… неживое? Не его?
Ангел молчит, и в его глазах, кажется, появляется еще больше той тихой грусти и удивления. Он пришел с благой вестью, с обещанием небесного блаженства, а встретил вот это – полное, искреннее, почти детское непонимание и отторжение. Вавило не отвергает "святость" из гордыни или греховности. Он ее просто не знает, не чувствует, она ему чужда, как чужд был бы ему царский кафтан, в котором не то что плясать – дышать трудно.
Может быть, ангел думает: "Как же так? Ведь все стремятся к этому – к очищению, к свету, к вечности". А Вавило, сам того не ведая, задает ему встречный вопрос, который повисает в воздухе: "А есть ли место в вашей святости моему скоморошьему сердцу? Есть ли там место для смеха, для пляски, для той самой перстной, но такой живой жизни, которую я люблю и которой служу, как умею?"
И кто знает, может, ангел, постояв еще немного, тихо улыбнется и скажет: «Ладно, Вавило. Скачи и пляши дальше. Видно, твое время для небесных одежд еще не пришло. А может… может, ты и так уже в них, по-своему, по-скоморошьи». И растает в сумерках, оставив Вавилу в недоумении, но с какой-то новой, непонятной мыслью, которая, как назойливый бубенец, будет еще долго звенеть у него в голове. А может, ангел просто вздохнет и улетит, решив, что с этим Вавилой каши не сваришь, и что Царствие Небесное, оно, конечно, для всех, но не все пока готовы понять, что это такое.
А Вавило, посидев немного, зябко поведет плечами, подхватит свой гудочек и, может быть, сложит новую песню – про чудного ангела, который звал его в неведомые края, где не скачут и не пляшут, а ходят во "святой плоти". И песня эта будет и смешной, и грустной одновременно – как и вся жизнь Вавилы-скомороха.
Свидетельство о публикации №225053000024