Казачьи поселения в составе Золотой Орды
Подготовка опытного наездника у казаков проходила через постоянную службу на ямских линиях, по которым они могли передвигаться со скоростью до 250 верст в сутки в разных направлениях. Ямская служба заключалась в скорой доставке приказов и донесений, сопровождении послов и курьеров. Перевозка грузов с помощью телег, характерных для монголов и перевозивших юрты, имущество и семьи — не применялась. Вместо этого чиновники и посланцы были доставлены на скорой верховой езде или на специальных верблюдах, у которых строились люльки для женщин и детей, включая ханшу и женщин с детьми. Скорость передвижения на верблюдах была предельной. Конные почтовые линии дублировались пешими курьерами, которые в час проходили до 25 верст и передавали сообщения через три-четыре версты. Вся жизнь казаков проходила на поле и на коне: они находились в постоянной боевой готовности и были связаны с хорошим боевым товарищем — конём и меткой стрелой. Они привыкали к условиям быта и адаптированы к ним. В одежде русские казаки заменили длинные одежды на более удобные для верховой езды — чекмен и короткий кафтан, взяли у приазовских русских традиционный стиль. Их внешний вид включал серьги в ухе и взбитый чуб — заимствования из казачьей орды с реки Енисей.
Одним из условий сохранения культурных особенностей казаков — их национального языка, православной веры и обрядов — стала организация поселений по национальному признаку, при этом в монгольской среде общение между различными по национальности поселениями было запрещено. Это сохраняло национальные традиции и обычаи народа, подчинённого ханам Золотой Орды. Русские также не могли полностью ассимилироваться с монголами из-за разницы в быте и обычаях: монголы не практиковали купание, считая его опасным и запретным — по шаманским обрядам в воде их могли убить боги. Их одежда менялась очень редко, и они носили её до полного изношения. В противоположность им, казаки могли купаться, но при этом их традиция «париться в банях» казалась монголам непонятной и вызывающей ужас, потому что эта практика не укладывалась в их представления о чистоте.
Русские поселки, созданные по аналогии с татарскими юртами, получили названия «хутора» или «городки». Общение казаков с монголами и другими племенами приводило к возникновению смешанных браков и постепенной ассимиляции, что влияло на их внешность и культурные особенности. В результате формировался особый казачий тип, отличавшийся от народа северо-западных русских княжеств.
Земли, обладающие исключительным плодородием и населённые казаками со скифских времён, служили «житницей» для множества народов и быстро превращались для казаков в новую родину, крепко связывая их с этими местами. Эти земли, богатые всеми видами растительности, предоставляли неисчерпаемые ресурсы для кормления скота и поддержания населения. В зимние месяцы природа засыпала — поля и реки покрывались снегом и льдом. Однако с приходом весеннего солнца реки освобождались от льда и устремлялись к южным морям бурными потоками. Весна захватывала природу: поля и леса покрывались травами и лиственностью, а земля начинала готовить разнообразные фрукты и плоды. Скоты и конные стада выпускались на пастбища — всё пробуждалось после зимней спячки под весенним солнцем, ощущая жажду жизненных сил. После весеннего паводка реки и озёра превращались в спокойные воды, подобные тихому Дону, и становились неистощимыми источниками для рыболовства. Раскрывшиеся реки становились важными путями сообщения, по течению которых начинали движение быстрые лодки — «душегубки». Наступала жизнь скотоводов, требующая постоянного внимания к скоту и конным стадам.
Личная жизнь казака тесно связывалась с постоянной службой по охране границ, на которых они жили: это была «дозорная служба — дальняя и ближняя». Участки кочевых владений представляли собой «подвижные военные лагеря», всегда готовые к нападениям или обороне. Поэтому окрестности границ, прилегающие к соседям, всегда находились под постоянным наблюдением. По Днепру осуществлялся контроль в сторону Венгрии, Польши и Литвы, а также за границами Галицкого княжества. Охрана границ улуса Великого хана велась непрерывно в сторону русских княжеств, а также в сторону Востока и Малой Азии.
Русские люди в радостях и горестях всегда выражали чувства через песни. Песни несли облегчение и бодрость душе русского человека. Их сила заключалась не только в содержании, но и в напеве. Напевы казачьих песен были плавными и протяжными, подобно безграничным степным пейзажам. В бескрайних полях звучали как отдельные голоса певцов, так и хора. Песни сопровождали всю казачью жизнь — праздники, собрания и свободное время. Их отличительной чертой остаются переливающиеся, протяжные мотивы и звонкое сопровождение на высоких нотах, иногда с использованием подголоска, который покрывал голос и создавал степной колорит. Эти особенности казачьего пения не имеют аналогов у других народов, и до сих пор неизвестны его истоки. В течение веков русский народ находился в тесном контакте с половцами; значительная часть их, после монгольского нашествия, оказалась в схожих условиях с казаками. Половцы были расселены в низовьях Терека как пограничная стража с лагерями — «куманы». Много половцев также входило в казачьи населённые пункты, сливаясь с ними как боевые товарищи. Их хоровое пение часто сопровождалось флейтой. В казачьих хорах вместо флейты использовался подголосок, который покрывал голоса певцов и добавлял песням степной колорит, напоминая залетающего в небо жаворонка — переходящее от грустных напевов к веселым, залихватским казачьим песням, сопровождаемым танцами.
Девственные леса, овраги и поля — ещё не тронутые земледелием — были богаты охотничьими зверями и птицами. Охота служила не только источником питания и мехом, но и защитой человека перед силами природы. Она велась как по инициативе отдельных стрелков, так и в рамках общих мероприятий под руководством местных властей и даже ханских командований. Осенью собирались все жители, под руководством ответственных лиц устраивались охоты на просторных участках, устраивая круговые охваты территории.
Вокруг всех сторон начиналась охота. В первую очередь, зверя убивал высший начальник, после чего следовала всеобщая битва. Эта охота служила борьбой с природой, обеспечивая участников богатой добычей, а также была средством обучения боевым навыкам крупным воинским соединениям. Она являлась народным спортом, и существовали группы отважных людей, для которых охота была главным промыслом. В одиночку или небольшими группами ватаги отправлялись в места, изобилующие зверьми и разной дичью, чтобы охотиться. Такие предприятия были опасными не только из-за дикой природы, но и из-за соседних, конкурирующих по национальности племен. Встречаясь в труднодоступных местах, где власть могла принадлежать только силе, ватаги устраивали нападения друг на друга, и исход таких столкновений мог закончиться либо успешной добычей, либо гибелью охотников.
Одним из важнейших способов обогащения для монголов была военная добыча: войны у них, как и у других кочевых народов, имели преимущественно грабительский характер. Военная добыча служила источником дохода всех участников военных походов. После завершения похода десятая часть захваченного имущества шла хану, а остальное делилось равными долями между всеми участниками. Монголы вели военные кампании двумя эшелонами: первый — боевые отряды, второй — резерв, предназначенный для принятия и распределения добычи. После возвращения из похода участники делили добычу. Для казаков захваченная ею добыча также была важным средством существования: она принадлежа им и делилась между ними поровну в их главных поселениях — Раздорах. Еще одним источником их жизни служило жалованье от ханских властей за службу, которое представляло собой продукцию земледелия, взятую у соседних русских княжеств в виде пшеницы и проса — как отмечал галицкий князь Даниил, также обложенный этой данью.
Как писал Марко Поло: «Воинские отряды ханом содержатся за счет доходов с областей». Жалованье от ханов служило средством закрепления верности войск правителям, что было важным элементом управления страной в условиях азиатских взаимоотношений. Казачья знать излишки скотоводческих продуктов продавала в соседних городах русских княжеств и приобретала недостающие товары.
Под властью Монголии часть русского населения, расселенного в степной полосе и управляемого монгольскими начальниками в служебных частях, стала изолированной. Эта сегрегация происходила и в русских княжествах, где жители казачьих поселений привязывались к землям, на которых жили, и к военной службе. В то время как казачьи общины привыкали к жизни на своих землях и формировали особую военную психологию, положение в русских княжествах ухудшалось из-за усиливавшихся княжеских междоусобиц, в которых казаки тоже выступали вооруженной силой.
По материалам одноименной статьи из книги А.А. Гордеева История казачества.
Свидетельство о публикации №225053000539