Литературный календарь. Вольтер, Тургенев

30 мая
1593 год – В таверне Дептфорда в возрасте 29 лет был зарезан английский поэт, переводчик и драматург Кристофер Марло.
1744 год – В Твикенхэме в возрасте 56 лет скончался английский поэт Александр Поуп («Виндзорский лес»), один из крупнейших авторов британского классицизма.
1778 год – В Париже в возрасте 83 лет скончался французский писатель и философ Вольтер.
1852 год – Иван Тургенев после месячного заключения сослан в Спасское-Лутовиново под полицейский надзор.
1862 год – В Санкт-Петербурге родился русский поэт Константин Фофанов («Иллюзии», «После Голгофы»).

1876 год – В городке Постира на острове Брач родился хорватский писатель Владимир Назор («Пастор Лода», «Партизанка Мара»).
1911 год – В Санкт-Петербурге в возрасте 49 лет скончался русский поэт Константин Фофанов («Иллюзии», «После Голгофы»).
1912 год – В Рыбинске родился советский поэт-песенник Лев Ошанин («Пока я дышать умею», «Дети разных народов», «Ничего не вижу», «Эх, дороги»), лауреат Сталинской премии первой степени 1950 года.
1919 год – Маяковский заключил договор на издание поэм Велимира Хлебникова с Центральным издательством ВЦИК.
1922 год – В Сомервилле, штат Массачусетс родился американский писатель-фантаст Хол Клемент («Экспедиция «Тяготение»», «Сквозь игольное ушко»), лауреат премий «Небьюла» и «Хьюго».
1935 год – В Шанхае родился китайский писатель-фантаст Ни Куан.
1954 год – В Энглвуде, штат Нью-Джерси родился американский писатель-фантаст Алан;Бреннерт, лауреат премии «Небьюла».
1960 год – В Переделкине в возрасте 70 лет от рака лёгких скончался советский писатель Борис Пастернак («Доктор Живаго», «Второе рождение»), лауреат Нобелевской премии в области литературы 1958 года.
1976 год – В Загребе в возрасте 76 лет скончался хорватский драматург и поэт Мирослав Фельдман («Поездка», «Заяц», «Профессор Жич», «На углу», «Серна»).
1994 год – В Мадриде в возрасте 84 лет скончался уругвайский писатель Хуан Карлос Онетти.
2010 год – В возрасте 62 лет от рака желчных путей умерла канадская писательница Джинн Робинсон («Сага о звёздном танце»), лауреат премий «Небьюла» и «Хьюго», жена Спайдера Робинсона.


ТУРГЕНЕВ

30 мая 1852 года после месячного заключения молодой (ему тогда было 33 года), но уже известный писатель (уже были написаны и изданы «Записки охотника») Иван Тургенев был сослан в родовое имение Спасское-Лутовиново под надзор полиции.

Поводом для репрессий послужила публикация его статьи-некролога на смерть Гоголя в «Московских ведомостях» 28 апреля 1852 года. Уже на следующий день Тургенев в своей квартире на Малой Морской улице был арестован и доставлен на съезжую Второй Адмиралтейской части, где он провел целый месяц, после чего был выслан в Спасское. Ничего крамольного в статье Тургенева на смерть Гоголя, вроде бы, не было, но, как пояснял в статье «Замечательное десятилетие» человек, близко знавший Тургенева, литературный критик Павел Анненков, в Петербурге, с самого «верха» «состоялось распоряжение о недопущении надгробных панегириков автору «Мертвых душ»:

«Никто не осведомился, знал или не знал Тургенев о состоявшемся распоряжении и можно ли было даже, предполагая, что распоряжение было ему известно, поставить ему в вину желание провести свою статейку в свет, так как для достижения своего желания он не нарушил никаких положительных законов и подверг статью обыкновенному цензурному ходу, только на расстоянии нескольких сот верст от Петербурга – в Москве. Тогдашний председатель цензурного комитета в Петербурге (М. Н. Мусин-Пушкин), однако же, усмотрел в бегстве статейки из-под его ведомства и появлении ее в Москве ослушание начальству, и последствием был месячный арест Тургенева при одной из съезжих и затем высылка в деревню на жительство». (Цитируется по кн. П. В. Анненков «Литературные воспоминания» – Москва, изд. «Терра», 2015 г.).

Как сообщает Павел Анненков, благодаря этой мере съезжая, где содержался заключённый (у Большого театра, между Екатерининским каналом и Офицерской улицей), попала в историю русской литературы:

«Там, посреди разных домашних расправ полиции, бывших тогда в полном цвету, но в квартире самого частного пристава, куда Тургенев был переведён по повелению государя наследника (так Тургеневу смягчили режим после того, как он отправил прошение на имя самого государя-императора – прим. автора), Тургенев написал тот маленький шедевр, который не утерял и доселе способности возбуждать умиление читателя, а именно рассказ «Муму». На другой день после своего освобождения и перед выездом в ссылку он нам прочёл его. Истинно трогательное впечатление произвёл этот рассказ, вынесенный им из съезжего дома, и по своему содержанию, и по спокойному, хотя и грустному тону изложения. Так отвечал Тургенев на постигшую его кару, продолжая без устали начатую им деятельную художественную пропаганду по важнейшему политическому вопросу того времени» («важнейшим политическим вопросом того времени» Павел Анненков подразумевает отмену крепостного права – прим. автора).

Как пишет исследователь биографии Ивана Тургенева литературовед Юрий Лебедев (кн. «Тургенев» в серии ЖЗЛ), образованный Петербург был взволнован арестом автора «Записок охотника»:

«Кто-то из литераторов пустил гулять по Петербургу каламбур: «Говорят, литература не пользуется у нас уважением, не в чести, — напротив, литература у нас в части». <…> Поплатились и московские друзья Тургенева. В. П. Боткин (литературный критик – прим. автора) за содействие в публикации некролога был взят под полицейский надзор, а неслужащий Е. М. Феоктистов (писатель, журналист – прим. автора) насильственно определён на государственную службу с установленным и за ним «присмотром»».

Как отмечает Павел Анненков в статье «Молодость И. С. Тургенева», последовавшая за арестом административная высылка в деревню была для молодого писателя хуже, чем сам арест:

«Во-первых, потому, что она могла продолжаться неопределённое количество лет, а во-вторых, потому, что Тургенев лишался возможности, имея к тому все нужные средства, располагаться собою. Стеснение это раздражало его более всего. Мы видели подложный паспорт на имя какого-то мещанина, приобретенный им где-то, и с которым он явился однажды в Москву, к изумлению и ужасу своих приятелей. Не желая, однако ж, рисковать всякий раз дальнейшей своей судьбой, он жаловался в Петербург и получил оттуда совет составить письмо с просьбой об освобождении с признанием своей вины. Тургенев последовал этому совету и был возвращён в следующем, 1853 году».

Впоследствии, как сообщает Павел Анненков, Тургенев не сердился даже на непосредственных виновников постигшей его кары (например, на начальника III Отделения князя Орлова), так как считал, что «нельзя сердиться на устоявшиеся нравы и обычаи, против которых не слышится и протеста общественной совести». Однако в дальнейшем и жить, и работать предпочитал, по вполне понятным причинам, по большей части в Европе. Его за это даже упрекали некоторые современники. Однако, как поясняет Павел Анненков, такое предпочтение объяснялось не отсутствием народных симпатий в душе и не надменным пренебрежением к строю русской жизни, а тем, что Европу сделало необходимостью для его существования обильное течение умственной жизни, которого на Родине он не находил…

Использованы материалы статьи в "Московской правде"
https://mospravda.ru/2022/05/30/528818

Алиса
На основе источников, возможны неточности

Содержимое ответа
В конце февраля 1852 года Иван Тургенев написал некролог памяти Николая Гоголя. Писатель предложил его для публикации в газете «Санкт-Петербургские ведомости». Однако председатель цензурного комитета М. Н. Мусин-Пушкин запретил печатать заметку, назвав Гоголя «лакейским писателем».

Тогда Тургенев переслал некролог в газету «Московские ведомости». 13 марта заметка под заглавием «Письмо из Петербурга» появилась в печати.

Власти сочли публикацию некролога нарушением запрета и усмотрели в тексте бунт. 28 апреля 1852 года Тургенева арестовали и на месяц отправили под арест. После этого писателя сослали в его имение Спасское-Лутовиново без права покидать пределы Орловской губернии.

Некоторые строки из некролога Тургенева: «Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова? Он умер... Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, назвать великим; человек, который своим именем одним означил эпоху в истории нашей литературы... Мысль, что прах его будет покоиться в Москве, наполняет нас каким-то горестным удовлетворением. Да, пусть он покоится там, в этом сердце России, которую он так глубоко знал и так любил…».

ТУРГЕНЕВ О ГОГОЛЕ

После смерти Гоголя Тургенев написал некролог, который петербургская цензура не пропустила. Причиной её недовольства стало то, что, как выразился председатель Петербургского цензурного комитета М. Н. Мусин-Пушкин, «о таком писателе преступно отзываться столь восторженно».

Это было в последних числах февраля 1852 года. На утреннем заседании в зале Дворянского собрания в Петербурге Тургенев заметил странно возбужденного       
И. И. Панаева, перебегавшего от одного лица к другому. «В Москве умер Гоголь!»...

Тургенев Полине Виардо:
«Нас поразило великое несчастие. Гоголь умер в Москве, умер, предав всё сожжению, — всё — второй том «Мёртвых душ», множество оконченных и начатых вещей, — одним словом, всё.

Вам трудно будет оценить всю огромность этой столь жестокой, столь полной утраты. Нет русского, сердце которого не обливалось бы кровью в эту минуту. Для нас он был более, чем только писатель: он раскрыл нам нас самих.

Он во многих отношениях был для нас продолжателем Петра Великого. Быть может, эти слова покажутся вам преувеличенными, внушенными горем. Но вы не знаете его: вам известны только самые из незначительных его произведений, и если б даже вы знали их все, то и тогда вам трудно было бы понять, чем он был для нас.

Надо быть русским, чтобы это почувствовать. Самые проницательные умы из иностранцев, как, например, Мериме, видели в Гоголе только юмориста английского типа. Его историческое значение совершенно ускользнуло от них. Повторяю, надо быть русским, чтобы понимать, кого мы лишились».

В смерти Гоголя Тургенев увидел событие, отражающее трагические стороны русской жизни и русской истории.

«Это тайна, тяжёлая, грозная тайна — надо стараться её разгадать... но ничего отрадного не найдёт в ней тот, кто ее разгадает... Трагическая судьба России отражается на тех из русских, кои ближе других стоят к ее недрам — ни одному человеку, самому сильному духу, не выдержать в себе борьбу целого народа — и Гоголь погиб!».

Тургеневу казалось, что это была не простая смерть, а смерть, похожая на самоубийство, начавшееся с истребления «Мёртвых душ». Социальная дисгармония прошла через сердце великого писателя России, и это сердце не выдержало, разорвалось.

Стремясь разъяснить читателям глубину постигшей Россию трагедии, Тургенев написал некролог:

«Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова? Он умер... Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, назвать великим; человек, который своим именем одним означил эпоху в истории нашей литературы...

Мысль, что прах его будет покоиться в Москве, наполняет нас каким-то горестным удовлетворением. Да, пусть он покоится там, в этом сердце России, которую он так глубоко знал и так любил...».

Тургенев направил некролог в редакцию «Петербургских ведомостей». Но статья не появилась ни в один из последовавших дней. На недоуменный вопрос Тургенева издатель газеты заметил:

— Видите, какая погода, — и думать нечего.

— Да ведь статья самая невинная.

— Невинная ли, нет ли, — возразил издатель, — дело не в том; вообще имя Гоголя не велено упоминать.

Вскоре до Тургенева дошёл слух, что попечитель Петербургского учебного округа Мусин-Пушкин назвал Гоголя «лакейским писателем».
Возмущённый Тургенев обратился к московским друзьям с просьбой попытаться напечатать некролог в Москве.

Им это удалось, и 13 марта некролог под заглавием «Письмо из Петербурга» вышел в газете «Московские ведомости».

Так Тургенев попал, наконец, «под статью», нарушил закон, и против него уже можно было применить чрезвычайные меры.

Он был на подозрении как автор антикрепостнических «Записок охотника», как свидетель парижских событий 1848 года, как друг Бакунина и Герцена. Нужен был повод. И он нашёлся.

Глава цензурного комитета, попечитель Петербургского округа Мусин-Пушкин заверил начальство, что он призывал Тургенева лично и лично передал ему запрещение цензурного комитета печатать статью, хотя в действительности Тургенев Мусина-Пушкина в глаза не видал и никакого с ним объяснения не имел.

И вот за ослушание и нарушение цензурных правил Тургенев был арестован, приговорён к месячному заключению, а затем ссылке на жительство в родовое имение под полицейский надзор.

Тургенев месяц находился под арестом в Адмиралтейской части. Образованный Петербург был взволнован этим безобразным событием. Толпы посетителей устремились к месту заключения, чтобы выразить свое искреннее сочувствие автору «Записок охотника». Тогда на посещение наложили запрет.

Кто-то из литераторов пустил гулять по Петербургу каламбур: «Говорят, литература не пользуется у нас уважением, — напротив, литература у нас в части».

Тургенев начал было под арестом изучать польский язык, но Мещерская предупредила, что это безумно со стороны человека, преследуемого властями, знающими об антигосударственных настроениях в современной Польше, где поднимается освободительное движение.

Княжна не уставала повторять: «Помните, что ни одно ваше движение или слово не остаются незамеченными... Прощайте и еще раз — сожгите ваш польский учебник».

Под арестом Тургенев создает рассказ «Муму», навеянный воспоминаниями о матери: «день ее нерадостный и ненастный, и вечер ее чернее ночи».

После освобождения он читает «Муму» своим друзьям в Петербурге:

«Истинно трогательное впечатление произвел этот рассказ, вынесенный им из съезжего дома, и по своему содержанию, и по спокойному, хотя и грустному тону изложения.

Так отвечал Тургенев на постигшую его кару, продолжая без устали начатую им деятельную художническую пропаганду по важнейшему политическому вопросу того времени», — вспоминал П. В. Анненков.

***

После заключения Тургенева выслали в его родную деревню, и только благодаря хлопотам графа А. К. Толстого через два года писатель вновь получил право жить в столицах.

Использована информация со страницы в соцсети Вконтакте
"Красуйся, град Петров"


Рецензии