Глава 7. Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спа
Иерей трижды перекрестился, подняв глаза на православные кресты, сверху взиравшие на четыре стороны света. Подумал с содроганием: «Как я мог даже помыслить о снятии с себя сана! Печать двух таинств – крещения и священства – неизгладима из души. Как нас учили в семинарии? После рукоположения священник уже не мирянин, а совершитель Христовых Тайн. После рукоположения у него прекращается жизнь и начинается житие. Он уже не разговаривает, а проповедует. Господь послал искушение, чтобы проверить истинность моей веры».
В первом округе Боринской епархии сегодня ожидали архиепископа Лазаря. Священников заранее предупредили о собрании, которое будет вести новый архиерей. Все привыкли к владыке Григорию, вернее, к его мягкости и всепрощению.
Несколько дней приходские батюшки по телефону или при личной встрече обсуждали вопрос: что ждать от нового священноначальника?
Евтеев посмотрел на часы: без четверти десять. Он открыл боковую дверь собора и вошёл в библиотеку. В просторном помещении за столами уже сидели приходские священники. Молодые, приклонив головы друг к другу, негромко беседовали. Те, кто постарше, свободно откинувшись на спинки стульев, о чём-то смеялись. Старый батюшка с грустными глазами, в полной растерянности, сидел ровно, как свеча. В помещении слышался монотонный гул мужских голосов, прерываемый негромким смехом.
Никто не обратил внимания на появление отца Иоанна, потому что головы отцов были обращены к двери в трапезную. На фоне светлых стен отцы в чёрных подрясниках напоминали героев картины Василия Перова «На трапезе в монастыре». Только вместо блюда перед каждым священником лежали чистый лист писчей бумаги и ручка, а посередине сдвинутых столов стояли невысокие стаканы из толстого стекла и пол-литровые пластмассовые бутылки с минеральной водой. При прежнем владыке такой официальности священники не видели. «К добру иль к худу?» – удивился про себя отец Иоанн.
Иерей быстро посчитал всех сидящих «по головам»: одиннадцать батюшек. Он сам – двенадцатый. А всего должно быть, вместе с благочинным и архиереем, пятнадцать человек. За столами не было благочинного – протоиерея Александра, и молодого соборного священника – отца Евгения. Отсутствовал и архиерей Лазарь. «Отец Евгений, скорее всего, бегает по делам, выполняет обязанности по храму, а благочинный с владыкой что-то обсуждают перед собранием, советуются», – предположил отец Иоанн.
Он присел на одно из свободных мест ближе к столу, за которым обычно сидел прежний владыка. Приходские священники сели подальше от нового архиерея. Отец Иоанн понимал почему: вдруг владыка Лазарь задаст им каверзный вопрос, а они не смогут сразу ответить на него? При первой же встрече покажут себя некомпетентными клириками . А первое впечатление о человеке, как известно, очень стойкое. Даже новый благочинный – дело трудное для священников: пока присмотрятся к нему, привыкнут к характеру, требованиям. Тут же и вовсе священноначальник!.. В миру сан архиерея соответствует должности мэра города. На произвол градоначальника в миру можно подать иск в суд или заявление в прокуратуру. Независимо от результата разбирательства – гражданина не накажут. На произвол главы епархии никакой управы нет: архиерей сам себе начальник и судья. И со стороны митрополии (считай, в миру областного министерства) защиты нет: рядовые священники обязаны воспринимать архиерея как самого Иисуса Христа. Можно ли сетовать на суд Господень?! Молчи и терпи: смиряйся. Верь архиерею и не осуждай его, тогда Господь попалит все грехи церковной общины. А если священник не исполняет архиерейскую волю, то ему грозит запрет в служении! Как тогда семью кормить?
Евтеев не боялся сидеть рядом со священноначальником: владыка Лазарь при первой встрече понравился ему степенностью и рассудительностью. Отец Иоанн чувствовал, что и сам пришёлся по душе новоназначенному архиерею. Господь милостив: вначале попустит искушение или скорбь, а потом подаст помощь. Да и вести из третьего благочиннического округа, где находилась вторая кафедра архиепископа Лазаря, пришли хорошие. Матушка одного священника из третьего округа рассказала по телефону знакомой матушке из Куревского района, что епархиальный начальник – большой постник и молитвенник – очень уважает людей смиренных, считая, что только смирение – главная добродетель христиан, особенно клириков.
К десяти часам священники притихли. Говорили шёпотом, никто не смеялся. Ожидали появления главного участника собрания.
Неожиданно дверь из трапезной открылась. Все вскочили. Увидев отца Евгения, высокого соборного священника с окладистой постриженной бородой, взревели:
- Ну, напугали!
- Что вы отцов в стресс вводите?
Отец Евгений виновато улыбнулся, прикрыл за собой дверь, сел на свободное место у архиерейского стола и пробормотал:
- Все пугливые стали, как красные девицы.
В это время дверь снова тихо отворилась, и в библиотеку через порог бесшумно шагнул худощавый седой архиерей. Священники не сразу заметили его. Только когда из-за худой спины архиерея вышел полный благочинный и стал по правую руку главы епархии, тогда священники один за другим быстро поднялись. Протоиерей Александр посмотрел на всех хмуро, опустил голову, задумчиво глядя в пол.
- Мир всем, – с почтением сказал архиепископ Лазарь, поклонился и мягким движением руки благословил пришедших на собрание пастырей.
Отцы смиренно склонили головы под благословение.
Владыка Лазарь, степенно пройдя по ковровой дорожке, положенной посередине библиотеки, свернул к столам. Положил два отпечатанных листа перед собой. Благочинный к своему месту поспешно прошёл за спинами стоящих священников.
- Начнём первое собрание в благочинии, – без обычно длинного сентиментального вступления прежнего архиерея начал свою речь новый владыка. После этих слов раздался могучий архиерейский бас: – Царю Небесный, Утешителю, Душе истины…
Волнующе-мягкий бас архиерея сразу очаровал священников. Они вдохновенно подхватили молитву Святому Духу:
- … Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас...
Если бы кто-то не видел нового владыку, а мог только слышать его, то представил бы себе архиепископа Боринской епархии крупным мужчиной. «Велика сила его духа!» – обдало сердце Евтеева нежданной радостью. Он давно убедился: в жизни внешний образ и внутреннее содержание часто не совпадают.
- Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, – закончил начинательное молитвословие архиерей. – Садитесь.
Чтобы не создавать шум, священники осторожно присели, не придвинув стулья к столам. Один благочинный громко придвинул стул, удобно усаживаясь за столом. Приходские батюшки украдкой поглядывали снизу вверх на стоявшего архиепископа: изучающе смотреть нельзя – неприлично.
- Отсутствующих нет? – обратился священноначальник к благочинному.
Тот засуетился:
- Нет. Здесь, владыка, все священники, служащие на приходах нашего округа.
- Надо выбрать секретаря собрания и нескольких человек для подписания протокола.
- Секретарём собрания предлагаю выбрать отца Евгения. Ему это дело уже известно. Отцы Андрей, Павел и Никита подпишут протокол, – предложил протоиерей Александр.
- Все согласны? – спросил архиерей.
Священники кивнули, не издав ни звука.
- Единогласно, – утвердительно сказал благочинный.
Архиепископ продолжил:
- У нас сегодня несколько вопросов в повестке дня. Один из них очень важный, и ему отведено больше времени. – Помолчал, глядя перед собой, и негромко заговорил: – В течение почти двух месяцев в благочинии проходила епархиальная ревизионная проверка приходов. Всем настоятелям рекомендую в строгом соответствии с требованиями устранить выявленные недочёты и замечания. Отец благочинный в скором времени проведёт собрание. Он подробно обо всём скажет каждому настоятелю. Это первое. Второе, о чём хотелось бы сказать. Всё в мире стремительно меняется. Направления работы Русской Православной Церкви должны успевать за бегом времени. Я сейчас имею в виду социальное служение. Я уже познакомился с отчётом за первое полугодие отца благочинного Александра. Это хорошо, что вы посещаете детские сады и школы, проводите там беседы на нравственные темы, показываете православные фильмы, ведёте занятия в воскресной школе. Скажу вам: этого мало. Нужно менять формы работы с мирянами: пожилыми людьми, молодёжью, разными социальными группами. Пора помогать приходским семьям, если они оказались в трудном материальном положении. Церковь должна печься о народе не меньше государства. И тут встаёт вопрос об образовании священнослужителей. На ближайшем собрании отец благочинный Александр доведёт до вашего сведения изменения и требования епархиального отдела по образованию.
Священники, смиренно опустив головы и глядя перед собой, слушали архиерея.
- Переходим к третьему, последнему вопросу собрания, очень важному для всех. – Владыка снова замолчал, с добродушной улыбкой поглядывая на приходских настоятелей.
Эта улыбка их не успокоила, а ещё больше встревожила: сейчас кому-то из отцов задаст вопрос – так всегда делал владыка Григорий. Двое клириков, заметив, что только они в начале собрания положили руки на стол, тихо убрали их под стол, чтобы не выделяться.
Архиерей Лазарь и не думал никого спрашивать, ведь он не поставил перед отцами конкретную задачу. Ему не нравилось запутывать подчинённых, а потом глядеть, как они будут выходить из неловкого положения. Владыка Лазарь слышал, что другие архиереи использовали такой метод проверки смирения клириков, но сам считал это проявлением неуважения к духовному сану священнослужителей.
- У нас почти все русские люди крещёные, – вновь заговорил архиерей. – Возможно, поэтому и называют себя верующими, православными. Среди таких православных многие ведут неподобающий образ жизни, несколько раз женятся и разводятся, нечестно ведут бизнес. Но своим ближним говорят, что они верующие. Видимо, подразумевается, что верят в существование Бога. Менять жизнь согласно Евангелию они не хотят. Понятно: каждодневный труд над собой для тех, кто только на словах верующий, слишком тяжёл. Многие думают, в том числе и священство, что работа над собой тяжела именно для состоятельных людей. Я думаю иначе. – Помолчал, глядя перед собой. Впалые щёки покрылись лёгким румянцем. – Простому человеку, подменяющему христианство народным православием – с суевериями, верой в колдунов и порчу – тоже трудно даётся духовное радение. Приходит простой человек после работы в маленькую квартирку, ужинает, ложится на диван. Без интереса смотрит телевизор. Так же равнодушно листает сайты в интернете...
Архиепископ Лазарь говорил бесстрастно, не жестикулируя. Он перед любым выступлением или проповедью продумывал не только речь, но и жесты. Его руки сейчас неподвижно висели вдоль тела. Привык он смиряться, будучи в молодости монахом в Свято-Троице-Сергиевой лавре. И только узловатые кисти рук иногда вздрагивали.
- И так живут люди из года в год. Не причащаются. Кто-то из них, возможно, редко и посещает церковь, но не причащается. Вы же знаете: это всё равно жизнь вне лона Церкви, без Божьей ограды от страстей и бесовского обстояния. Такие люди говорят: день прошёл – и слава Богу. Вот и вся их вера. Не задумываются о смысле жизни. Не досуг им, – только теперь архиерей сделал резкое движение рукой, что говорило о его волнении. – Ничего не читают, даже художественной литературы. О духовной и говорить не стоит. Пустота заняла красный угол в душе. – Помолчал несколько секунд и снова забасил: – Главное сейчас для людей – казаться, а не быть христианином. Христианин сегодня звучит модно. Вы знаете, отцы, что такая жизнь называется двойной. И это страшно для души. Эта неискренность, это лицемерие очень пагубно для человеческой личности. В наше время люди привыкли жить в притворном мире, привыкли к тому, что раздвоение личности – это нормально. Чёрные силы нашёптывают: так живут все. Не дают человеку выйти из стада и стать индивидуальностью, к которой призывает Господь.
- Да, да, – услужливо поддакнул благочинный и закивал головой в знак согласия.
Некоторые священники подняли головы, внимая архиерейскому слову.
- Только индивидуальность видит вокруг себя красоту Божьего мира, хорошее в людях, – продолжил священноначальник. – Именно поэтому индивидуальность может любить и не видит чужой греховности. Человек видит в людях только те грехи, которые есть в нём самом. Станет чистым и не увидит ни одного греха в ближнем. – Опустил голову, помолчал немного, собираясь с мыслями. Потом вскинул взгляд на ожидающих его слова священников: – Ложь и правда – всё смешалось. Кто поможет людям отделить плевела от зёрен? Только священник. Современный россиянин нуждается в понимающем и заботливом батюшке. Поэтому, отцы, нельзя нам забывать слов Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».
Владыка Лазарь улыбнулся, оглядел местное священство, ожидая отклика в их душах.
В улыбке архиерея отец Иоанн увидел строгую доброту, настоящую (без сладкого притворства и вежливого безразличия), облачённую во внешнюю строгость.
- Все знают прописную истину: тело мертво, если в нём нет души. Почему-то думают, что к вере это не относится. Но мы-то с вами знаем: если нет у человека добрых дел, то вера его мертва. Говоря современным языком, – это религиозный формализм. Как отличить формалиста от истинно верующего человека? – Все молчали, снова опустив головы. И архиепископ ответил сам: – Христианин сердцем принимает Христовы заповеди. Его сердце не позволит ему пьянствовать, блудить, воровать, обманывать и обижать других людей. Христианин, конечно же, не святой, поэтому может ошибаться. Но он всегда скорбит об ошибках, старается исправиться, со слезами приступает к исповеди. – Архиерей Лазарь замолчал. Всмотрелся в крепких священников: ждут ли они его вразумления? Неожиданно спросил: – Как вы думаете, отцы, не страдают ли священники формализмом? Не заразились ли и они современной болезнью? Я понимаю, что священнослужители не идеальны: у всех есть немощи. Но нельзя переходить ту грань, за которой человеческие немощи начинают разрушать церковную жизнь. Как говорил апостол, мы должны быть чистыми и непорочными перед Богом и Отцом и хранить себя от скверн мира.
Обескураженные клирики зашевелились. Заметно было их душевное волнение. Владыка Лазарь улыбнулся в бороду и снова заговорил:
- Смотрите по делам. Нет добрых дел у человека – это формалист. – Снова владыка сделал паузу, будто заставляя подчинённых задуматься о жизненной позиции. Он оглядывал приходских духовников, но никто не посмел прервать наставление архиепископа. – Если к вам пришёл формалист, не отталкивайте его, а помогите. Особенно если видите искренность, желание получить духовный совет. Предложите вначале литературу. Пусть почитают люди, задумаются. Возможно, из нескольких таких людей один и придёт через душевное к духовному. Хотя бы так на первых порах старайтесь противостоять дьявольскому наваждению. Сами видите: только православная церковь ещё рассеивает мрак вокруг, сдерживает распоясавшиеся страсти.
Благочинный кашлянул в кулак, извиняясь, что прервал архиерейское наставление, и вкрадчиво произнёс:
- Владыка, невоцерковленные иногда задают вопросы, на которые не всякий священник может сразу ответить, особенно молодой.
- Какие вопросы? – заинтересованно спросил архиерей.
- Вот в собор наш пришёл интеллигент. Так, – повертел пальцами благочинный, – лет пятьдесят ему или чуть больше. Уже после литургии пришёл. Постоял у некоторых икон. Может, о чём думал, не знаю. Потом к отцу Евгению обратился. Спрашивает его: «Разве справедливо, что человек блудил всю жизнь, даже убивал, а потом пришёл в церковь, покаялся, и Бог простил ему тяжкие грехи?»
- И что же отец Евгений ответил? – посмотрел владыка Лазарь на сидящего рядом с благочинным скромного соборного священника.
- Отец Евгений мне рассказал, что ответил… этому человеку, – протоиерей Александр хотел сказать своё любимое слово «захожанину», которым он называл случайно зашедшего в церковь человека, но вовремя остановился. – Сказал: «Божественная любовь выше человеческой справедливости. Но Бог всё-таки не отменяет земной справедливости, поэтому есть и уголовное право, и суды».
Протоиерей Александр только открыл рот, чтобы продолжить рассказ, как архиерей тактично прервал его:
- Интересно было бы послушать самого отца Евгения.
Гладкие белые щёки застенчивого иерея зарделись. Молодой батюшка встал из-за стола, вытянулся в струнку, как послушный школяр, и, превозмогая волнение, ответил:
- Я сказал, что мы не всех любим, желаем своим врагам отмщения. А Господь наш Иисус Христос, – перекрестился иерей и блаженно заулыбался, – всех любит, и грешников тоже, и желает им спасения.
- Мужчина согласился с вашими словами? – напрягся архиерей.
- Нет. Он сказал, что пока ни от кого не услышал вразумительного ответа, – почти пропел молодой священник, покрасневший до корней волос.
- Если он пришёл в храм – значит, ищет ответа, – поднял руку над столом архиерей. – Значит, сомневается, правильно ли он живёт. Значит, хочет что-то изменить в жизни, но не знает, как сделать это правильно.
- Да, – смиренно согласился отец Евгений.
- Это хорошо, что он пришёл в храм, а не прислушался к кривотолкам людей, далёких от православной веры, – сказал владыка Лазарь. – Но… – ненадолго задумался архипастырь, – в беседах с интеллигенцией в прежней моей епархии, Тишанской, я не раз слышал: «В храме ничему нельзя научиться, потому что священники не воплощают в себе евангельские заповеди. Священники показывают человеческие слабости, как у обычных людей». А как в Боринской епархии обстоят дела?
- Преосвященнейший владыка, – сдавленно кашлянул благочинный в кулак и, робко поглядывая на епархиального начальника, заговорил тихо, так что сидящие за другими столами священники не могли разобрать ни одного слова: – Вот, к примеру, я. Спрашиваю знакомых: «Почему на богослужение в храм не ходите?» Отвечают: «Некогда. Работаем много, чтобы детей прокормить, одеть и обуть».
- Они интеллигенты?
- Нет. Рабочие, индивидуальные предприниматели…
- А с интеллигенцией какие у вас взаимоотношения? – нетерпеливо спросил архиерей. – Ведь ходят же в храмы люди интеллигентные?
- В собор многие заходят, – так же тихо ответил благочинный. – Раз-два в полгода.
Архиерей повёл плечом, дав понять своё недовольство ответом.
- В последнее время вспоминаю восьмидесятые годы. Началась перестройка. Настоящих верующих и нас, священнослужителей, грела надежда, что вот откроют вскоре храмы и весь православный люд устремится к Богу. И храмы открылись в девяностые, – делился воспоминаниями архиерей. – Намного ли больше стало постоянных прихожан? – Несколько священников угрюмо закивали. – Прошло больше двадцати лет, а наш народ до сих пор говорит, что негде почерпнуть правильные понятия о Боге. Почему?
- А ведь храм – школа богословия для человека, где питается душа. Слово с амвона учит истинам Православия, – громко сказал благочинный, нагнувшись вперёд, чтобы его увидели священники округа.
- Иные прихожане считают, что знают больше священника, – нерешительно начал рыжий иерей Андрей. – Не дают слова сказать с амвона. Начинают громко переговариваться друг с другом: «Это мы и сами знаем».
- Нужно воспитывать своих прихожан, а не осуждать их, – твёрдо сказал архипастырь. – За семьдесят лет советского атеизма русский народ забыл Христа. Нас окружают крещёные безбожники. Им нужно нести слово о Христе, как когда-то делали апостолы. – И уже мягче добавил: – Придётся трудно. Священник должен являть образ Христа. Если священнослужитель представляет другой образ, то неустойчивые люди соблазняются. Даже прихожане по духовной немощи не могут справиться с искушением. И вина за это лежит на священнослужителях. – Архиерей Лазарь помолчал, кусая нижнюю губу, но сказал твёрдо: – Нужно признать, что часто поспешно рукополагают диаконов. Многие из них ещё не совсем поняли, какое высокое служение им доверено: соблазняются возможностью заработать на людских нуждах. И уже не хотят молиться, жить по совести. Живут греховной жизнью. От таких священников отходит благодать Божья. Как следствие, скорби: болезни, несчастные случаи, разлад в семье. Потом и деградация. Почаще перечитывайте книгу архимандрита Киприана «Православное пастырское служение».
У отца Иоанна по телу пробежала дрожь: как будто о нём сказано.
- Важно привлекать интеллигенцию, – высказал давно зревшие мысли архиерей. – Но привлечь интеллигентного человека непросто. Он образован, умён, поэтому с ним нужно разговаривать на его уровне. Священник должен быть образованным и иметь внутреннюю культуру. У современных приходских священников это и вызывает сложности. Если пастырь не знает, что такое внутренняя культура, это не пастырь. Он никого не научит, и за ним никто не пойдёт.
- Вот я и говорю, – вкрадчиво вставил благочинный, – что батюшке нельзя идти супротив времени. От мира мы не спрячемся, но нужно стараться сохранять душу от соблазнов. А для этого нужно критически смотреть на всё, что в мире происходит, и не забывать чистую молитву. Тогда вокруг церкви будут спасаться тысячи людей. Надо стараться. Вода камень точит. – Благочинный, как и прежде, при епархиальном начальстве поучал, используя слова «надо» и «нужно».
- А теперь вопрос, отцы, – пробасил архиерей. – Кого вы привели к вере? Нельзя быть священником и за всю жизнь ни разу, – владыка Лазарь сделал ударение на слове, – не прикоснуться к апостольскому труду.
Священноначальник ждал около минуты, но священники молчали.
- Не ходите в народ? – разочарованно спросил он. – Ждёте новых прихожан, выглядывая на улицу с порога храма? В больших городах священники уже берут на себя апостольскую миссию. Ходят по воскресеньям с уличной проповедью о Евангелии. Говорят с незнакомыми людьми. И мы с вами должны идти к людям, как шли когда-то апостолы. Идти не только в школы и больницы, но и на вокзалы. Говорить о Слове Божьем в поездах, электричках. – Обратился к протоиерею Александру: – Этот вопрос мы обсудим на собрании с помощниками благочинных трёх округов, а вы потом доведёте до сведения всех своих, – указал рукой на священников, потупивших глаза.
Выйдя за соборные ворота небольшими группами, озадаченные клирики обсуждали услышанное на собрании. Все понимали, что впереди трудные будни служения.
2024 год
Светлана Грачёва
Воскресенск
Свидетельство о публикации №225053000586
Редко кто так талантливо пишет, как ты.
К сожалению, не видела батюшек, которые ходили бы в народ.
Недавно разговаривала с одним из них, так он мне выдал, что Моисей (могу ошибиться)говорил, что человек должен жить 70 лет, и.... хватит с него.
Очень интересная глава.
С добрым теплом,
Лариса Малмыгина 22.06.2025 12:17 Заявить о нарушении
Рада, что глава тебе понравилась.
С душевным теплом,
Светлана Грачёва 22.06.2025 17:21 Заявить о нарушении