Роль и место культа, обряда и традиции в формирова

В жизни этнических общин важное место занимает отправление религиозного культа, которому сопутствуют его упрощённые бытовые формы в виде обряда и традиции, замещающие религиозные формы в периоды религиозных гонений. А духовенство на протяжении тысячелетий было единственным носителем знаний, и также исполняло все требы членов общины, оказывая, в том числе, медицинские, образовательные, и юридические услуги. Следует отметить устойчивость обряда и традиции, как единственно верного способа самоорганизации, способствующего выживанию сообщества в условиях окружающей среды, присущих определённым местам обитания и сохранению отличительных особенностей этносов. По этой причине, смена религиозного учения лишь дополняет существующие обряды и традиции свойственными принимаемому догмату особенностями, приспосабливая их к новому культу.
Важную роль в самоидентификации общества играла, и продолжает играть система письма. Так, например, отождествление иудеями себя народом избранным, народом божиим, прежде всего, подразумевает использование в быту священной письменности египетских жрецов, переданных народу, согласно библейскому преданию, Моисеем, выведшим народ избранный из страны рабства. Не меньшую роль в самоидентификации сыграли жреческий кодекс, обряд и закон, изложенные в Пятикнижии.
Подобное видение вопросов, отвечающих за этническое самосознание и формирование этнокультурной идентичности, позволяет утверждать, что значимость религиозного фактора в процессе воспитания и формирования традиционной духовности этносов играет первостепенную роль.
Так исторически сложилось, что на смену секулярному, основанному на полном отрицании религиозных ценностей, атеистическому обществу приходит новое, требующее заполнения образовавшихся традиционных и ценностных пустот на основе осознанного возврата к религиозным нормам. При этом не требуется производить ревизию доктрин, однако возникает необходимость в их осмыслении с позиций современного знания. И, пожалуй, такой подход является единственно верным для возрождения, сохранения и развития национальных культур, языков и традиций.
В развитии традиционных культов сложно избежать межэтнического и межконфессионального конфликта, специфика которого состоит в несовпадении языковых, календарных и обрядовых традиций. И, следует помнить, что неофиты, – недавно обращенные в религию люди, являются основной группой «радикального риска». Причина этого явления в том, что вновь обращённые не знают всех аспектов религиозного учения, а потому становятся сторонниками максимально жёсткого применения догм и требований выбранной ими конфессии, чем успешно пользуются профессиональные вербовщики экстремистских организаций.
Отправление культа, основанное на понимании как единства основных требований, казалось бы, противоречивых доктрин, ориентирующих на достижение главного и непременного условия – продолжения существования человечества, так и применения основных требований доктрины к себе с целью самосовершенствования, обретения внутренней свободы и возрождения утраченного подобия Творцу, вместо поиска внешнего врага, требует разъяснения и обширной просветительской деятельности. А в этом существенную роль играют средства массовой информации, как механизм регулирования межнациональных отношений и профилактики межэтнического и межконфессионального конфликта. Главной задачей, стоящей перед СМИ, является разъяснение смысла мирного сосуществования различных народов и сущности религиозного делания, как глубоко личного, и даже интимного отношения с объектом поклонения, представляя тексты священных писаний не только научными трактатами своего времени, но и прямой инструкцией по эксплуатации человеком своего тела. В таком случае раскрывается главный смысл учений, направленных на предоставление человеку возможности преобразовать своё тело в дом молитвы, вырастить и воспитать в себе сына божия, насадить и вырастить в себе дерево жизни вечной. В этом свете, например Библия, предстаёт в качестве пособия как стать, и как быть богом. К такому пониманию подводит 81-й псалом: «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все». И всё же человеку следует помнить, что и он, как объект живой природы, находится во власти закона естественного отбора, рассматриваемого современной наукой в качестве основного фактора эволюции. Применительно к человеку, этот закон сформулирован в Библии утверждением, что всё неразумное потребится. Таким образом, культ, обряд и традиция становятся важным регулирующим инструментом, позволяющим занимать свою экологическую нишу и свести к минимуму действие дарвиновского закона.
Также требует разъяснения и то, что в начале творения на земле была создана комфортная среда обитания для всего живого, в том числе и человека, в которой нет места вражде и конфликту. Задача человека, называемого «венцом творения», состоит в том, чтобы поддерживать изначальное состояние этой среды. На это должна быть направлена и основная деятельность религиозных организаций, объединений и общин.
Подобные задачи просто невозможно решить без эффективной координации и совершенствования взаимодействия власти и институтов гражданского общества. При этом следует понимать, что и власти предержащие должны соответствовать определённым требованиям – в первую очередь занимать нейтральную позицию, и уж ни в коей мере не быть сторонниками какого-либо религиозного течения, или конфессии в решении вопросов социальной и межнациональной стабильности. В этом главное условие достижения и гражданского мира и согласия в стране.


Рецензии