Роман Инины Часть четвертая

ГЛАВА ПЕРВАЯ
Менялась жизнь в стране - большим потрясением стала смерть императора Александра Третьего, этого, казалось, несокрушимого исполина, ему было всего-то сорок девять лет, он лишь приближался к вершине своего могущества. Многие сравнивали его с Петром Великим. Когда он только вступал на престол, то в манифесте заявил, что дает обет посвятить свою жизнь "могуществу и славе России". И все тринадцать лет своего правления он следовал этим принципам. В 1894 году здоровье его ухудшилось, не помогало ни лечение докторов, ни молитвы Иоанна Кронштадского. Днем двадцатого октября 1894 года Александр Третий скончался. Об этом писали не только российские газеты. Сообщалось, что гроб из Ялты был доставлен в Севастополь, а затем на траурном поезде в Москву. В Москве гроб повезли в Архангельский собор, а затем в Петербург к собору Петра и Павла - месту упокоения царей династии Романовых, начиная с Петра Первого. Проводить в последний путь русского императора прибыли короли Греции, Дании, Сербии, принц Уэльский вместе с сыном и герцогом Йоркским, принц Генрих Прусский. Всего восемьдесят один представитель королевских домов Европы. И тысячи подданных прошли мимо катафалка.
В семье Ининых решили не ходить на прощание, отговорил их от этого Сергей Юрьевич(он уже стал профессором, а Лика с отличием окончила Бестужевские курсы), который был в свое время на похоронах Александра Второго. А двадцать шестого ноября состоялось бракосочетание Николая Второго и Алисы-Виктории-Елены-Луизы-Беатрисы принцессы Гессен-Дармштадской, а после крещения носившей имя Александры Федоровны. А вот коронация прошла после окончания двадцатимесячного траура в Москве. По этому поводу Зинаида Андреевна говорила: "Как хорошо, что я сейчас не в Москве, а в Петербурге". - "Тетушка, а разве Вам не хотелось увидеть все своими глазами?" - спросила Лика. - "Чего уж нет, того уж нет. Ты представляешь, что сейчас творится в Москве, а излишним любопытством я никогда не страдала". И она была права. Москвичи красили и белили здания, украшали зеленью и цветами подъезды, вывешивали трехцветные флаги. "Гостей" становилось все больше. Кого только не встретишь в эти дни - эскадроны казаков, скрипучие телеги с крестьянами, в отороченных мехом кафтанах сибиряки, кавказцы в алых чекменях, в красных фресках турки.
Газеты 25 мая: "Сияет солнце, отражаясь в золоте церковных куполов. По обеим сторонам семикилометрового пути выстроились войска..."
Шествие появилось в два часа. Его открывал эскадрон кавалергардов и эскадрон лейб-гвардии Конного полка. Верхом на белом коне, кованном серебряными подковами, ехал царь в мундире Преображенского полка, вслед за ним кареты двух императриц, а за ними - великих княгинь и иностранных принцесс. Церемония коронования продолжалась пять часов. А на парадном обеде в Грановитой палате присутствовало семь тысяч гостей. Названо было и меню: борщ, похлебка, голубцы с мясом, вареная рыба, барашек, зажаренный целиком, рябчики в сметане, салат, спаржа, фрукты в вине и мороженое. Но еще больше воображение иностранцев потрясли наряды русских дам, на них были: тиары, ожерелья, браслеты, перстни и серьги с рубинами и изумрудами.
А на следующий день произошла величайшая трагедия. Московский генерал-губернатор Великий князь Сергей Александрович распорядился на окраине Москвы - на Ходынском поле - приготовить угощения. Еще накануне вечером туда пришли тысячи гуляк, а к рассвету, по некоторым сведениям, их было более полумиллиона. Некоторые из них были жены пьяны. Кто-то пустил слух, что угощения на всех не хватит. Прочь был сметен отряд казаков. Началась страшная давка: толпа сбивала с ног, затаптывала в грязь женщин, детей. Сотни людей погибли, тысячи были ранены. На следующий день Государь и Государыня присутствовали на панихиде о погибших в катастрофе. Семьям погибших или пострадавших было выплачено по тысяче золотых рублей.
В семье Ининых обсуждали эти события. "Я любопытная", - говорила Зизи, - наверняка, поехала бы посмотреть, как будет происходить это мероприятие, конечно, за памятными подарками я не полезла бы. А вообще, ужасно. Почему так получилось? Хотели как лучше, а получилось черти-что".

ГЛАВА ВТОРАЯ
"Император Николай Александрович получил прекрасное среднее и высшее образование, у него была феноменальная память, он прекрасно знал английский, немецкий, французский языки, великолепно ездил верхом, отлично танцевал и метко стрелял. Ты помнишь, Лика, мы его видели с тобой на премьере балета "Спящая красавица", а позже "Венецианский купец" и "Борис Годунов?". "Да, все Романовы были известные любители, в первую очередь, балета".
В 80-е - 90-е годы девятнадцатого века Петербург оставался центром всего самого передового и умного в жизни страны. "Именно в Петербурге, -  продолжала Лика, -  выступали лучшие артисты балета и оперные певцы, как симфонические, так и камерные оркестры, можно было услышать произведения Глинки, Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина. Петербуржцы читали Достоевского и Тургенева, Пушкина и Гоголя, ходили на выставки Боровиковского, Коровина, Шишкина, Левитана, конечно, Рафаэля и Леонардо да Винчи. А мне очень нравится творчество Айвазовского, я даже написала небольшой цикл стихов:
"Восходит солнце в Феодосии,
И золотистая заря раскидывает
Свои россыпи в чудесном небе сентября.
На море в тихой малой гавани
Стоят спокойно корабли,
И блики золотые падают
На воду капелькой зари.
В осеннем теплом чистом воздухе
Порывы ветра не слышны,
И в Черном море Феодосии
Нет всплеска яростной волны.
На берегу царит спокойствие,
Сошла на море благодать,
И впереди златой дорожкою
Уходит вдаль морская гладь.

В лазоревой морской дали,
В тиши сентябрьской теплой ночи
Плывут неспешно корабли -
Лениво, тихо, между прочим.
На небе краешек луны
Простор и путь им освещает
И в всплеске золотой волны
О близком береге вещает.
А там почти совсем темно,
Маяк вознесся одиноко,
И небо спать давно легло,
И виден только свет далеко.
Чудесна золотая даль,
Лазурный край морской равнины.
Жаль, эта лунная печаль
Лишь кораблям посмотрит в спины.

На море ночь.
Лимонным соком по глади разлилась луна.
И гондольера одиноко спешит к причалу,
Лишь она навстречу паруснику мчится,
Под алым парусом Ассоль о Грее грезит
И ей снится красавец-гондольер лихой.
Едва рассвет коснется неба
И заалеют небеса,
Бесстрашный юноша посмотрит
Прелестной девушке в глаза.
Коснется поцелуем нежно,
И поплывут они спеша
Под алым парусом надежды,
Куда так рвется их душа.

Тиха, нежна морская гладь.
На берегу скалистом
Мечтает он поэтом стать,
Поэтом-маринистом.
Почти не слышен всплеск воды,
И золотой закат
На море отблеском волны
Его ласкает взгляд.
Красива, чудна эта ночь,
Вот желтая луна уже на небе,
А внизу лимонная волна.
И так же воздух тепл и свеж,
Ночь принесла прохладу,
И скоро молодой поэт
Споет свою балладу.
Засеребрится море и
Другие явит краски.
Поэт, что морю песнь поет,
Всегда в плену у сказки.

На брег суровый путник вышел,
На берег сумрачный морской.
А воздух страшной бурей дышит,
Волну рождая за волной.
На небе темном нет просвета,
Кренятся мачты кораблей.
А путник в черный плащ одетый,
Как исполин морских страстей.
В руке его корявый посох,
В глазах величие и страсть,
Да только море не признает
Чужую иноземца власть.
Оно на равных с капитаном,
На равных с братом-моряком,
Но никогда не преклонится
Пред иноземным чужаком.
И ни к чему ему печали
На плечи волн родимых класть.
По шторму волны заскучали,
Пусть буйствуют, резвятся всласть!

Настала сказочная ночь.
В янтарном отблеске заката
Венецианские суда скользят по волнам,
Неба злато вновь рассыпает жемчуга
По водам и само краснеет, и золотится,
А залив горит огнем и пламенеет.
Тиха, нежна его волна,
И нет в душе его печали.
Суда идут вперед легко,
Их волны сказкою встречали.

Пришел закат.
Грохочет буря у скал крутых,
У берегов бушуют волны,
Обманули они доверчивых врагов.
Ничто не предвещало шторма,
Синели тихо небеса,
Но вдруг все небо потемнело,
Сверкнула молния,
Гроза ударила раскатом страшным,
На миг седым стал океан,
И налетел, и закружился,
Как дьявол, грозный ураган.
Его улыбка дьявольская
Желтеет пламенем небес,
Из зева дьявол извергает
Огонь на воды, словно бес,
Он брызжет пенною волною,
Но океан, как исполин,
Бесстрашно борется с судьбою,
Он в этой схватке не один.
Господь Всевидящий не дремлет,
И будет изгнан страшный бес,
Посланник Божий - Белый Ангел
Явился вестником чудес".
А после того, как мы побывали в Москве, я поняла, что почти ничего не знаю о Петербурге. За примерами далеко ходить не надо. Все мы знаем, даже Катюша (в этом месте Тошик гавкнул, соглашаясь с Ликой), песенку Чижик-пыжик:
"Чижик-пыжик, где ты был,
На Фонтанке водку пил,
Выпил рюмку, выпил две,
Закружилось в голове".
Многие, в том числе и я, считали, что это относится к студентам-правоведам, училище которых находится на Мойке,6. У них форма желто-зеленого цвета, их и прозвали чижики. А давайте-ка спросим у Сергея, так это или не так". - "Дело в том, что первые строчки этой песенки появились аж в 1838 году. Дмитрий Григорович написал повесть "Капельмейстер Сусликов", в ней эти строчки приводятся как песенка, а дальше они получили широкое распространение в сороковые годы. Вот, смотрите, другой вариант:
"... защемило в голове,
Стали чижика ловить,
Чтобы в клетку посадить,
Чу-чу-чу-чу,
Чижик в клетку не хотел,
Взял, вспорхнул и улетел".
"Сереженька, а откуда ты все это знаешь?" - "Дело в том, что под эту песенку танцевали в кадетском корпусе, сочиняя при этом все новые и новые куплеты. В Юнкерском училище я услышал шутливый тост:
"Едет чижик в лодке
В адмиральском чине,
Не выпить ли нам водки
По такой причине".
И тут Катенька сказала: "Ну, так и я могу сочинить:
"Чижик-пыжик, где ты был,
В Павловск к Катеньке приплыл".
Все засмеялись и захлопали, не понимая, чему все так радуются, Тошик для порядка радостно залаял и завилял хвостом. "Но дело еще и в том, - продолжал Сергей, - цвет мундиров у правоведов совсем другой, да и головные уборы, в соответствии с уставом, - это фуражка, а для торжественных случаев - треуголка. Пыжиковая шапка - так это, вообще, миф. В мороз, когда мерзнут уши, поднимали воротник, надевали фетровые наушники или башлык. И напоследок - большая часть студентов - это дети и подростки, учиться поступали в десять лет. Из знаменитостей там учился Петр Ильич Чайковский. Кроме того, училище полувоенное со строгой дисциплиной, в случае нарушения устава училища пороли розгами - это в лучшем случае, в худшем - отчисляли из училища, так что не могли студенты  в пьяном образе бродить по Фонтанке. Это, как сорока-белобока, калинка-малинка, а ведь и гоголь-моголь умудрились привязать к Николаю Васильевичу Гоголю и белорусскому городу Могилев". Вдруг Сергей встал: "Подождите, я сейчас". Через пять минут вернулся с гитарой и запел, Лика села за рояль и стала ему подыгрывать, а Катя с Тошиком пустились в пляс, без смеха смотреть на это было невозможно. Вечер, как говорится, удался на славу - так хорошо и весело всем было.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Но значительную часть времени Сергей был занят в университете, кроме того, он писал монографию по истории Руси, его интересовало все загадочное и неопознанное, так, например, где похоронен князь Олег и был ли город Китеж? Чем только возможно, ему помогали родные, в первую очередь, конечно, Лика. Зинаида Андреевна делала переводы с английского, а Татьяна Александровна с немецкого, а Лика, как говорил он сам, "приводила его, порой, неразборчивый почерк в "человеческий". Родным это нравилось, делали это они с большим удовольствием. Ему повезло и в том, что Лика относилась к тем редким женщинам, которых не влекли светские развлечения - балы и маскарада, и ничего не значащие визиты, в этом она была схожа и с Зинаидой Андреевной, и с Татьяной Александровной. Это не значит, что их не интересовала мода, но они не делали из нее культа и тоже совершали иногда "набеги" на магазины, получившие название "Смерть мужьям". На все это денег у них было достаточно, имение приносило хороший, стабильный доход, помимо этого были удачно вложены деньги в казначейские билеты. Трохины стали их друзьями, в первую очередь, благодаря Лике. Она все лето занималась с девочками французским, Лика смеялась: "Вот и пригодились занятия на курсах". А про девочек говорили, что они, как два попугайчика, неразлучные, одна кареглазая, с каштановыми волосами - Аня, другая - со светло-русыми, чуть вьющимися и с серо-голубыми глазами, меняющими цвет в зависимости от настроения - Катерина.
В следующий раз на занятия Анюта пришла не одна, а с Котей, который вежливо поздоровался, спросив: "А можно я тоже буду заниматься французским, а то он у меня хромает?". - "Конечно, можно, если девочки будут не против, да, а как мне тебя называть - Константин, Костя, Котя?". - "Да я уж привык, что девочки называют меня Котя". Перед занятиями Катя рассказала им о чижике-пыжике. "Как интересно, как много знает эта Катя. Но "добило" его то, что вовремя занятий, на которых присутствовал и Тошик, команды ему давали на французском языке. "Что же это получается, что я глупее какой-то маленькой собачки, я не понял и половины команд, которые ему давали". Занимались они не только в доме, но и в саду, и в Павловском парке. "Обязательно выучу французский, да и вообще". Что вообще, он не додумал. А еще его заинтересовал разговор о львах, химерах и гаргулях, о которых говорили Зинаида Андреевна и Татьяна Александровна. Обращаясь к детям, они сказали, что те тоже могут узнать, есть ли они в Петербурге. В который раз Котя удивился тому, что ни Аня, ни Катя, которую он считал малявкой, даже не спросили, что или кто это. Ну, со львом все ясно. Нет, спрашивать у девчонок не будет - это же позор, узнает сам. А еще ему очень нравился Тошик, жаль, что родители не хотят завести собаку.
А правда, ведь это очень интересно - узнать о львах. Лика заранее попросила Сергея купить в Петербурге три фигурки львов - ребятам будет приятно получить "премию". По тому, какими радостными были Аня и Котя, Лика поняла, что их изыскания увенчались успехом. "А не знаете ли вы, где появилась традиция украшать город изображениями животных?" - "Котя говорит, что учитель истории рассказывал, но он точно не помнит - то ли в Египте, то ли в Месопотамии". "Папа сказал, - ответила Катя, - что в Вавилоне на воротах богини Иштар изображено 579 священных животных". - "Так много, да еще священные". - "Да, все может быть, ведь были священные жуки-скарабеи, их пропускали, пока они не проползут". - "Не дай Бог, на них наступить, - сказал Котя, - хотя, судя по всему, львы точно к ним не относятся". - "Действительно, это так. А символом чего они являются? Анюта, ты как думаешь?". - "Ну, лев -  это царь зверей". - "Правильно, значит, власти". -"А если он у ворот, то значит сторож", - сказал Котя. - "Тоже верно". - "И еще мужество". - "А я одного видел, здесь, в Павловске - на Итальянской лестнице". Катя не выдержала: "Мамочка, помнишь, когда мы гуляли по набережной Невы, то видели львов, скованных цепью, а сколько их, интересно, - двадцать девять, а почему столько?". -"Вот, чего не знаю, того не знаю". "Надо же, - подумал Котя, - взрослая, а не стесняется сказать не знаю". - "Знаю, что самые "старые" на Адмиралтейской набережной, появились около трехсот лет назад, то есть при Петре Первом". -"А я видел на Лиговке". - "А я с шарами в Адмиралтейском саду", - сказала Анюта, - а на многих домах барельефы". - "Знаете, - сказала Катюша, - а мне папа помог найти стихотворение Егорова-Александрова как раз про это:
"По Петербургу бродят львы,
Играют у Невы в шары,
В музеи и дворцы заходят,
Глядят с фасадов на людей.
Глядят с гербов, оскалив пасти,
Их покровитель дух "Борей"
Благоволит своею властью.
У Пушкинского дома ждут
Луны неспешного восхода
И службу верную несут,
Не замечая непогоды,
И львиный мостик сторожа,
Они не смотрят на влюбленных,
Его над водами держа,
Ночами царственны и сонны.
Под небом белыми ночами
Гуляют набережной с нами".
Все захлопали.
"А теперь все получают сувениры". Лика заранее попросила Сергея съездить в Петербург и купить игрушечного льва и двух львят, лучше, если они будут фарфоровые. Лев с барабаном был вручен Костику, а два львенка Ане и Кате. Дети были в восторге, довольны были и взрослые. Костя, когда пришел домой, похвастался перед родными, удивив их не только призом, но и своими знаниями. Нина была очень благодарна Лике:" Ты знаешь, Костик меняется на глазах. Кто бы мог подумать, что общение с девочками так благотворно на него повлияет. А как его успехи с французским языком?" - "Он молодец, старается, за месяц, который остался до занятий, он многое успеет".
А через несколько дней все были удивлены еще больше, когда Костя сказал, что он выяснил, кто такие грифоны. "Ну, и кто же?" - спросила Катя. - "Это полульвы, полуорлы - мифологические существа. А гаргулей можно увидеть на Петропавловке, как говорят, они отпугивают всякую нечисть и царей упокоенных сторожат. Но страшнее всего химеры - это статуи с львиной головой, козьим телом, хвостом дракона, а из пасти они извергают огонь. Самые знаменитые во Франции на Соборе Парижской Богоматери". Рассказывая это, Костя трусил, так как никогда "публично" не выступал. А слушали его не только Катя, Аня и тетя Лика, но и "бабушки". А мама, судя по выражению его лица, боялась, что он скажет что-нибудь не то. Но ему даже захлопали, чего уж точно он не ожидал. Костик поклонился и сказал, что хлопать нужно не ему, а Сергею Юрьевичу, потому что тот дал ему книги, где это можно было найти. "Нет, Константин, книги - это книги, а ты сам нашел то, что тебе надо. Ты молодец". Но больше всего радовалась мама. Потом она скажет, что благодарна и Лике, и Сергею: "Ведь он у нас как бы на вторых ролях, старший Владимир считает, что все знает и умеет, он очень целеустремленный, Анюта старается не отставать от него". - "Ты знаешь, Ниночка, мне кажется, он ведет себя так из духа противоречия, ему просто обидно". - "Ты знаешь, мне кажется, что ты права. Ой, а куда же исчезли девочки?". Но когда сели пить чай, они появились, в руках у Кати был венок, который она одела на голову Коти, все захлопали, а Котя так расстроился, что чуть не заплакал, он не помнил, чтобы его так хвалили, а это ведь так приятно.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Прошло несколько дней, в один из них Сергей приехал с огромным ящиком, который ему помогал нести кучер. "Это сюрприз". Первым забеспокоился Тошик: этот ящик напоминал ему конуру, которая была у Васиного дома. "Что же это получается - неужели я им надоел, а это значит, что я не буду спать в Катиной комнате на своей мягкой, удобной подстилке в домике?". Но оказалось, что это не будка, а просто большая коробка, и Тошик вздохнул с облегчением. Из нее вынули неизвестно что - какой-то ящик с большой трубой. "Папа купил граммофон, папа купил граммофон", - закричала Катенька и захлопала в ладоши. "Но ведь это дорого", - сказала Дуняша. "Ну, что делать, Евдокия Семеновна, жаль, но теперь Вы не сможете купить трех коров". Все засмеялись, а Тошик не понял, причем здесь коровы. "Зато теперь мы сможем слушать и Вяльцеву, и Шаляпина, Карузо, Комиссарову и других. Только уговор - без меня не трогать, а то Катерина, в первую очередь, захочет похвастаться перед Анютой и Котей, так что не думай им звонить. Как говорится, всему свое время". "Да больно надо", - подумал Тошик. Но изумлению его не было предела, когда он услышал голос женщины, певшей какую-то песню. "Как же она смогла туда залезть, я, вот, какой маленький, но и то не помещусь". Сергей же объяснил, как работает граммофон, а Тошик подумал: "Нет, это явно не для собачьих умов". Когда на следующий день пришли Трохины, Катя показала им "сюрприз", но послушать его они смогли, когда освободился Сергей Юрьевич. Катя заметила, что Котя, хотя и с интересом смотрел и слушал граммофон, явно был чем-то расстроен. "Котя, что случилось, ты расстроился, что у вас нет граммофона?". - "Дело не в этом, остался лишь месяц, и я уеду в Петербург в гимназию, а Анюта будет жить здесь, в Павловске у дяди и тети. Вы будете здесь вдвоем, а я один в Петербурге". - "Ну, ты будешь не один - с мамой, папой, Володей". - "Ну, конечно, особенно с Володей, я для него пустое место. Он решил стать врачом, как отец и дядя, поэтому часто ходит к отцу в больницу, помогает ему, а я, как прошлогодний снег". Катя немного помолчала, а потом сказала: "Ты, главное, не расстраивайся, мы что-нибудь придумаем". Лика внимательно выслушала Катю и сказала: "Во-первых, надо посоветоваться с папой, но самое главное - мы не можем ничего решать без родителей Константина". Лика смогла поговорить с Ниной только на следующий день. "Ну, что же делать, Лика, оставлять его здесь вместе с Анной я не могу, дело даже не в гимназии. И так Борис и Ирина фактически воспитывают и содержат Анну, хотя я знаю, они не стали бы возражать против Коти". Лика помолчала. "А может быть, сделаем так - он будет приезжать на субботу и воскресенье, в пятницу после занятий будет уезжать вместе с Сергеем, а в понедельник утром опять вместе с Сергеем, а провожать и встречать его будешь ты. Я поговорю с Сергеем, хотя я уверена, что он будет даже рад. К слову, он хвалит Котю". - "Ликочка, может, ты и с Котей поговоришь, у тебя это лучше получается". Разговор с Котей произошел в этот же день, Лика передала Коте свой разговор с матерью. "То есть, мама не против". - "Да, но есть условия. Если ты будешь получать плохие оценки или замечания, то не видать тебе Павловска как своих ушей. Но это еще не все. Вероятнее всего, в понедельник на первый урок ты успевать все равно не будешь - то есть, по этому предмету ты будешь выполнять письменные задания, которые будет давать преподаватель". - "А разрешат?". - "Я думаю, да". - "А кто меня будет отвозить? Отцу некогда, он с утра до вечера в больнице, Вовке никто не доверит, не намного-то он меня старше, а мама со страху может все перепутать". - "Ну, если ты не возражаешь, эту миссию возьмет на себя Сергей Юрьевич". - "Конечно, это было бы просто здорово. А он согласится?". - "Не сомневаюсь". Котя был счастлив. Кто бы мог подумать, что все устроится так хорошо. Этот разговор он передал Анне и Кате. Катя обрадовалась, а сестра с сомнением сказала: "Я что-то не помню, что бы ты выполнял свои обещания, наобещал-то ты много". - "Что значит много? - Костя разозлился, ну, до чего же вредная сестрица, - ты - дура!". Но дальше продолжить не успел - вмешалась Катя: "Да вы что, радоваться надо. А я верю, что Котя выполнит все обещания. Да и вообще, хватит ругаться, пошли заниматься, занятий никто не отменял".
Радовался не только Котя, но и Нина, которая стала благодарить не только Лику, но и Сергея. "Знаешь, Ниночка, это я до конца жизни буду благодарен Владимиру, если бы не он, вряд ли я сейчас бегал, как резвый козлик, ты посмотри, я практически обхожусь без трости, да и Борис Олегович, как говорится, приложил руку к моему выздоровлению. И у того, и у другого не только руки, но и душа золотая".
На следующей неделе Сергей уехал в Петербург в университет, но первым делом он решил заехать в гимназию с Ниной Афанасьевной, чтобы представиться их родственником. На вокзал его провожала "толпа" - Нина Афанасьевна, Лика, Котя, Аня, Катя с Тошиком, который не мог понять, почему такой ажиотаж, а от этого нервничал и постоянно лаял. "Ну, смеясь, сказал Сергей: "Не хватает только духового оркестра, да не волнуйтесь, приеду не скоро". - "Ну да, не волнуйтесь, а вдруг директор не согласится", - печально сказал Котя. - "А вот и нет, папа обязательно с ним договорится", - сказала Катя. Котя не мог ничем заниматься, пришлось отложить уроки, как сказала Лика, "до лучших времен". А время тянулось, как назло, медленно.
Первым делом Сергей Юрьевич отправился в гимназию. Директор Максимилиан Аронович Гинзбург встретил его довольно прохладно. Он ужасно устал от просьб о нерадивых учениках, а Константин Трохин относился именно к этой категории. "Сей ученик доставляет нам массу хлопот, как говорится, ни дня без шалостей, а Вы хотите, чтобы он не посещал первый урок. Да и собственно говоря, кем он Вам приходится? Почему Вы, а не родители приехали просить за него?". - "Дело в том, уважаемый Максимилиан Аронович, (Владимир Васильевич, кстати, прекрасный врач, это он поставил меня на ноги)с утра до вечера он занят в больнице, если что - он всегда к Вашим услугам". - "Ну, что ж, спасибо за такую протекцию, - с усмешкой сказал директор, надеюсь, что не придется к нему обращаться". "Кто знает, кто знает, никто не застрахован, да, у его брата прекрасная лечебница в Павловске, наверное, Вы о ней слышали - имя владельца у многих на слуху - Борис Олегович Говоров. Шутники по первым буквам имени, отчества и фамилии называют его БОГ, шутки шутками, а его методы лечения творят чудеса". И тут директор припомнил, что то ли жена, то ли мать говорили об этой лечебнице. "А что, - подумал Михаил Аронович, - это совсем неплохо, в случае чего можно и обратиться".
"А Вы-то сами, Сергей Юрьевич, кем будете?". -"Ну, я преподаватель истории, - он увидел, как чуть скривился Михаил Аронович, и добавил, - преподаю в университете, профессор кафедры истории". "Ну, надо же, - подумал Гинзбург, - когда-нибудь пригодится". - "А знаете, Михаил Аронович, чтобы нивелировать все проблемы, которые могут возникнуть, было бы неплохо, если бы в расписании первым уроком в понедельник поставили историю - это давало бы мне возможность контролировать Константина. А кто Ваш преподаватель?" - "Михаил Викторович Милославский". - "Надо же, какая историческая фамилия. Я бы, если ему что-нибудь понадобится, мог бы помочь".  - "Ну, думаю, здесь проблем не будет". Вообще, они расстались вполне довольные друг другом.
После этого Сергей отправился в университет, где согласовал расписание лекций и семинаров, заехал в букинистический магазин, но ничего подходящего в этот раз для себя не нашел, но зато в антикварном магазине на Мойке приобрел интереснейшую безделушку. Как он и предполагал, ждали его все с нетерпением, погода в последние дни лета стояла прекрасная, все сидели в беседке и вдруг услышали трель соловья. "Надо же, - сказала Зизи, - не думала, что в августе можно услышать соловьиные трели". А звук разносился все ближе и ближе, и все увидели Сергея Юрьевича. "Папочка, ты что, купил соловья?" - "Да". - "А где же клетка?" - "Но не такого, как вы думаете". - "А какого?". - "На Невском проспекте в окне одного антикварного магазина увидел я удивительно красивую безделушку - игрушку-птичку, оказалось, что это не просто птичка, а поющий соловей, не отличишь от настоящего".  - "Что ты, батюшка Сергей Юрьевич, стал горазд покупки делать - то граммофон, а вот теперь птичка певчая". - "Дуняша, представь - зима, снег, мороз, а у нас соловушка поет". - "Да это я так, Сереженька, мне тоже по душе этот певун". - "Папочка, а что же ты ничего не говоришь про Котю. Он с Надеждой Афанасьевной и Аней ждали-ждали и ушли, Котя был расстроен, решил, что ничего не вышло". -"А вот и нет, все хорошо, Катюша. Пойдем, я позвоню и скажу, что все в порядке, а подробности завтра". Так они и сделали. Котя был счастлив, да и не только он. На следующий день был дан подробный "отчет". "Но смотри, Константин, не подведи", - сказал Сергей Юрьевич. Как благодарить его, Костя не знал, но дал себе слово, что не подведет. Последним о новостях узнал Володя, который приезжал в Павловск вместе с отцом в те дни, когда у того не было дежурства. Не намного старше Константина, он был не по годам серьезен. Он долго переживал, что рухнули его надежды стать военным моряком, пришлось перейти из кадетского корпуса в гимназию. Но учиться в одной гимназии с Костей он не захотел, пришлось родителям определять его в другую, что создало для них определенные неудобства, так как у них была надежда, что Володя будет "присматривать" за Котей, а именно этого и не хотел Владимир. А чтобы отвлечь сына от неприятных мыслей, Владимир Васильевич несколько раз брал его с собой на работу в больницу. Сын был поражен тем, с каким большим уважением к отцу относятся коллеги и больные, что работа отца тяжелая и порой неблагодарная, что врачи - не Боги и даже такие первоклассные специалисты, как его отец. Дядюшкины же пациенты вызывали у него презрение, особенно светские дамы, хотя, порой, были и те, кто действительно нуждался в лечении. Больше всего его заинтересовала лаборатория, и ему захотелось в ней работать, конечно, когда он закончит гимназию, но для этого надо хорошо знать химию и биологию, а еще английский и латынь, но в гимназии этих предметов не было. Владимир попытался заниматься самостоятельно, но получалось не очень хорошо. Мог бы помочь отец, но он все время был очень занят, так многие хотели попасть на лечение именно к нему. "Придется поговорить с Котькой", да уж очень не хотелось выглядеть в его глазах нуждающимся в помощи. Учился-то он лучше его, тот вечно попадал в какие-нибудь истории - то проблемы с дисциплиной, то с успеваемостью. И все же он поинтересовался, как у того успехи по французскому. Тот взахлеб начал рассказывать о занятиях, которые будут продолжаться, несмотря на начало учебного года, он будет ездить в Павловск на занятия с Ликой Александровной - это Катина мама, а Катюша - подруга Ани. "Ну, хорошо, а ты каким боком к ним прилепился?" . Котя обиделся: "Я не прилепился, мы все вместе занимаемся, и мне очень нравится. А что это вдруг тебя заинтересовало?". - "Видишь ли, многие книги по медицине и статьи в журналах на английском языке, а многие названия по латыни". - "А ты что, как папа решил стать врачом?". - "Да, - но Володя не стал объяснять, почему, а спросил, - а что, тебе действительно нравится заниматься?". - "Да". - "А почему?". - "Володя, а тебе бывает когда-нибудь стыдно, что ты чего-нибудь не знаешь или не понимаешь?". Володя удивленно посмотрел на брата. "Да вроде бы, нет, я же учусь неплохо, а химию и биологию знаю не лучше многих, но очень хорошо". - "Да знаю, знаю, ты у нас пример для подражания. А ты, Володя, что, считаешь меня совсем дураком? Конечно, я не такой умный, как ты, но и не дурак. Но знаешь, мне стало как-то обидно, что не только Анюта, но и Катя, которая почти на два года младше меня, знает лучше и свободно говорит по-французски. Но это еще не все, самое обидное, что Тошик понимает французский лучше, чем я". - "А Тошик это кто?". - "Тошик - это собачка". И тут Володя не выдержал и захохотал. "Вот видишь, и тебе смешно. Заниматься мне нравится". - "А что вы делаете?". - "Как говорит мама, у тети Лики к каждому индивидуальный(Котя еле выговорил это слово) подход. Читаем, пишем, рассказываем. Самые сложные задания у Кати, потом у Ани, а уж потом у меня". - "А тебе не обидно?". - "А чего обижаться? Только на самого себя". Этими словами Котя удивил брата. "А теперь даже во время прогулок мы ради тренировки говорим по-французски".
Когда собрались все вместе на чаепитие, Катя спросила у матери, хорошо ли она знает латынь". "Не скажу, что отлично. А тебе-то это зачем, Катюша?". - "Это не мне, а Володе". - "А что, он сам говорить не может?". - "Он стесняется". Вот тут рассмеялся Владимир Васильевич: "Что-то это на Володьку не похоже. В чем дело, сынок?". Все внимательно выслушали Володю и выжидательно посмотрели на Лику. "Я не против, но тогда до конца лета тебе придется жить здесь, в Павловске, у дяди". Довольные, ребята отправились в сад. А дядя, Борис Олегович, внимательно слушал и спросил: "А откуда, Лика Александровна, Вы знаете латынь?". - "На Бестужевских курсах пришлось учить. А кроме, латыни и французского, еще английский и немецкий". - "А еще, - добавил Сергей, она учит итальянский". - "А он-то Вам зачем?". - "Это так, прихоть. Люблю оперу, а многие постановки на итальянском". Борис Олегович о чем-то сосредоточенно думал и внимательно смотрел на Лику, та даже подумала, что у нее непорядок в одежде или прическе. Вроде бы все в порядке, иначе бы Сергей ей сказал. "Лика Александровна, а как Вы относитесь к тому, если я предложу Вам работу?" - ""А кто Вам говорит о медицине?". - "Это я предлагал братцу, да он не соглашается, не хочет бросать свою богадельню. Предлагаю Вам быть моей помощницей - правой рукой, как говорится". -"Но правая рука у Вас уже есть - Ирина Федоровна". - "Ну, тогда левой". - "Я даже не знаю, что и сказать". - "А давайте-ка спросим у Сергея Юрьевича". - "Я не против, если это не будет мешать ничему другому, ведь она, действительно, моя правая рука - она делает переводы, пишет деловые бумаги, так как почерк у меня не ахти какой". - "Ну, я предлагаю то же самое, причем, если ей будет удобно, она может работать и дома". Лика даже не предполагала, что будет когда-то так востребована. Она понимала, что не могла бы делать и десятой доли того, что делает, если бы не Татьяна Александровна, Зизи и Дуняша. Но, в общем, ей все нравилось. Разве могла она подумать, поступая на Курсы, что это пригодится ей не только для помощи Сергею. Но в гимназию она ни за что не пошла бы работать, как говорится, калачом не заманишь, свежи были воспоминания, царившие там, именно поэтому они отдают Катеньку в частную гимназию, тем более, вместе с Анечкой. Как интересно все складывается: вначале она стала заниматься с дочкой, потом и с Анечкой, а сейчас и с Котей и Володей, которого Катя стала звать Влад, а когда сердилась В.В., правда, бывало это крайне редко. Труднее всего было заниматься с Володей, тому не хотелось выглядеть неумехой в глазах, как он говорил, мелюзги, но он старался, тем более, что Катя тоже захотела учить латынь. "А тебе это зачем?" - спросила Лика. - "А мне просто интересно". Об этом Лика рассказала Сергею. "Ну, чему тут удивляться, ведь они живут в совершенно другое время: поезда, электричество, водопровод, телефон, дома со всеми удобствами не только в Петербурге и в Москве, а даже здесь, в Павловском, граммофон, немое кино. Разве мыслимо было раньше, чтобы замужняя женщина пошла на Высшие женские курсы, а уж совсем диким выглядело бы предложение насчет работы". - "Конечно, ты прав, Сергей, но ведь таких, как наша, не так уж много, но все же они появляются".
О том же изменении в своей жизни думал и Володя. Теперь остается только ждать, когда Сергей Юрьевич поедет в гимназию, но он был уверен, что все будет хорошо. Разговор с директором Андреем Вячеславовичем Зебровым(в гимназии все его звали Зебра) один в один был похож на разговор в первой гимназии. Учитель Зиновий Леонидович Круглов(прозванный учениками Глобус) согласился давать индивидуальные задания. Все остались довольны, в первую очередь, Володя, хотя он никогда не предполагал, что он, будущий ученик четвертого класса, будет заниматься вместе с "мелюзгой", "ну ладно, Котя, но Анюта да еще Катя - это уже, как говорится, ни в какие ворота не лезет. Так нет, она ему еще и фору может дать: оказывается, она в шесть лет отлично знает французский, неплохо немецкий, а английский только начинает осваивать, так нет, решила вместе с ним учить еще и латынь. Спрашивается - зачем? "А мне нравится больше, чем играть в куклы, интересно".  Но, вообще-то это даже хорошо - придется учить на совесть, посоревнуемся. Заниматься интересно, каждый раз разные задания. Но самое поразительное - это, конечно, их собака Тошик. Недавно, когда они возвращались от дяди к Ининым, он вдруг исчез из вида, побежал к каким-то кустам, минут пять его не было видно и слышно, а потом он подбежал к Лике Александровне с каким-то мятым и грязным то ли пакетом, то ли кульком в зубах. "Наверное, мышь поймал", - предположила Катя. Но в пакете оказался крохотный лопоухий щенок. Тошик держал крепко, так как тот еле стоял на своих тоненьких лапках, а когда Тошик отпустил его, он еле слышно заскулил, маленькое тельце дрожало то ли от испуга, то ли от холода. Судя по всему, родился он совсем недавно - бессмысленно таращил глазки, плакал и теребил лапками. Только Лике Тошик разрешил взять щеночка, и тот притих на Ликиных руках. "Ну, вот, еще один сюрприз", - сказал Сергей. - "Мамочка, милая, мы же оставим его у себя?" - "Конечно, куда же мы денем этого бедолагу. Судя по всему, это "родственник" Тошика и его "подруги" Люси. Вы посмотрите, как он волнуется. Не переживай, ничего с твоим сыночком не случится - придем, вымоем, накормим. Тошик, а не назовем ли его Тимоша. Тошик, ты не против?". В ответ тот гавкнул и лизнул Лику.

ГЛАВА ПЯТАЯ
Но все равно он вначале боялся, а вдруг они передумают и отдадут Тимочку Анечке, которая хотела собачку. А потом он услышал разговор Лики с Анечкой. "Вот, представь, Анечка, ты понравилась каким-то людям, а у них своих детей нет, и они захотели, чтобы ты стала их дочкой, но ни твоего желания, ни желания твоих родителей они спрашивать не будут". - "Да Вы что, тетя Лика, разве так можно". - "Вот видишь, ты понимаешь, что так нельзя. Вот то же самое и с Тимошей, он же сыночек Тошика, а он его очень любит. Вот, Тимочка немножко подрастет, и с ним будет можно гулять, играть, так же, как и с Тошиком". Услышав все это, Тошик окончательно успокоился: "И его красивого сыночка любят не меньше, чем его, Тошика". Ах, как это было приятно. "Вообще, Анюта девочка хорошая, он не помнит, чтобы они ссорились с Катей, и хотя Аня была почти на год старше Кати, но получалась, что именно Катя вечно что-то придумывала". Тошик удивлялся, что и та, и другая любили не кукол, хотя они тоже были среди игрушек, а играли, в основном, с плюшевым мишкой, зайцем, жирафом. Как говорила Лика:"Полный зоопарк". Они придумывали различные истории, что вместе с зайцем отправляются в лес по грибы и ягоды и встречают там зайцев, белок, ежиков, то вдруг в речке видят плывущих им навстречу крокодила и бегемотика. В общем, веселились они от души, но еще любили читать книжки, которых у Кати было много, рассматривать иллюстрации и представлять себя на месте книжных героев. Катались на велосипедах, одни или с тетей Ликой. Анюта жалела, что мама не умеет кататься, но зато вместе с ними стал кататься Котя. Но даже больше этого Ане нравилось ходить купаться на речку Славянку, правда, сейчас стало прохладно, не покупаешься.
Катя, хотя и была младше ее, командовать собой не позволяла, казалось наоборот, что это она, Анна, младше ее. Мало того, что она отлично говорила по-французски, оказалось, что и не так хорошо, но знает немецкий и английский, а ей всего шесть лет. Она объяснила Ане, что чуть ли не с двух лет "бабушки" разговаривали с ней - каждая на одном каком-либо языке. Бабушки тоже нравились Ане, хотя язык не поворачивался их так назвать - ни Зинаиду Андреевну, которую все называли Зизи, ни Евдокию Семеновну - Дуняшу, ни, тем более, Татьяну Александровну, которую почему-то называли Тусик. Из Ининых ей больше всего нравилась мать Кати - Лика Александровна, которую она вскоре стала называть тетя Лика. Они втроем, точнее, вчетвером(Тошик сидел в специальной корзиночке)ездили не только по Павловскому парку, а и по его окрестностям, и Лика Александровна рассказывала много интересного не только о самом парке, но и о его бывших владельцах и обитателях. Аня испугалась, что Котя(так стала звать его Катя, а он, что удивительно, не сердился и не возражал), а затем и Володя, которого Катя нарекла Владом, испортят их отношения с Катей, на удивление Ани, Катя смогла поладить и с тем, и с другим, как ей это удавалось, для Ани оставалось загадкой.
Больше всего самому себе удивлялся Володя. Вот уж он никогда не думал, что произойдут такие кульбиты, как говорит его одноклассник Саша Гаврилов, что с ним на равных будет общаться не Котя, даже не Аня, а эта, как он про себя называл, "малявка", а как же ее называть, если ей чуть больше шести лет, а оказалось, что есть вещи, в которых она разбирается лучше его, это, как говорится, нив какие ворота не лезет. Да ладно, главное - Лика Александровна поможет ему с латынью, а в принципе, это даже неплохо, что Катя будет учить латынь, есть, с кем посоревноваться.
И Володя, и Костя занимались, как говорится, не за страх, а на совесть. Так незаметно прошел август. И Володя, и Котя завидовали Анне, хотя и тот, и другой ни за что не признались бы в этом, ведь Анна оставалась у дяди в Павловске, а они отправлялись в Петербург, занятия в гимназии никто не отменял. Сначала с непривычки было тяжело, но потом они втянулись, а ездить с Сергеем Юрьевичем было одно удовольствие, к тому же он нанял кучера, ждавшего их у вокзала, сначала завозили Котю, потом Володю, затем Сергей ехал в университет, а в Павловск в обратном порядке. Довольны были все, в том числе, и извозчик, у которого появился постоянный заработок, ведь Сергей Юрьевич возил каждый день, теперь и Нине Афанасьевне не надо было встречать и провожать сыновей. Коте выполнять занятия по истории было проще - ему помогал Сергей Юрьевич. И историк, и географ старались дать такие задания, ответы на которые не найдешь в учебнике. Так, например, Котя изучал материал "Священные жуки скарабеи", "Бог солнца Ра", "Египетские пирамиды" и т.д. У Володи темы были сложнее, например, "Флора и фауна пустыни Сахара". Получив это задание, Володя приуныл. Это заметила Катя, когда он пришел к Ининым. "Что-то случилось?". Володя удивился, что Катя это почувствовала, ведь никто другой не заметил, что он расстроен. "Зебра...- "А кто это такой?" - учитель географии, он дал такое задание, что не представляю, как его выполнить". Катя задумалась. "Знаешь, папа "консультирует"(она старательно выговорила это слово)Котю. Я думаю, нам поможет мама". И она убежала, оставив его одного. Вернулась она быстро, уже с Ликой Александровной, все вместе они пошли в библиотеку и довольно быстро нашли книги, которые были им нужны. Лика Александровна помогла и с планом сообщения: 1.Сахара. Где и что представляет. 2.Флора. 3.Фауна. 4.Вывод. "Знаешь, Володя, а ты попроси Аню сделать рисунки". А он даже не знал, что она прекрасно рисует. Анюта была очень рада, что брат обратился к ней с просьбой и расстаралась на совесть. Зебра был в восторге от его доклада, сказав, что подумает, какое задание дать ему еще.
А вот Нина Афанасьевна была расстроена и смущена, получалось, что Лика и Сергей занимаются с ее детьми, и в Павловске они большую часть времени проводят не у дяди, а у Ининых. Своими переживаниями она поделилась с мужем. "Знаешь, я сам об этом думал и, честно скажу, не знаю, что делать. А давай на Рождество устроим у Бориса праздник с сувенирами и подарками". -"А ты заметил, какие изменения произошли с мальчиками, и в первую очередь, с Константином - за все время ни одного замечания в дневнике, да и оценки практически по всем предметам хорошие". - "Да, как говорится, чудны дела твои, Господи". - "Ты знаешь, мне кажется, что дело ни в Лике, ни в Сереже, а в Кате. По-моему, это удивительная девочка, как у нее это получается, не знаю, но она со всеми находит общий язык. Понятно, Константин, он не намного старше ее, они с Катей друзья, хотя вначале Котя не очень-то с ней ладил, но Володя, я бы сказала, что и они с Катей друзья. Ведь ни тебе, ни мне, а уж тем более, ни Ане, ни Косте он о своих делах и проблемах не рассказывал, а Кате - пожалуйста". - "А ты что, недовольна?". - "Да ты что, я рада, наш "бука" изменился. Знаешь, они теперь все вместе ходят на каток и вместе проводят свободное время". - "Ну, так это замечательно". - "Ты знаешь, есть такие люди, которые излучают добро, к ним тянутся, вот Катенька, хотя еще ребенок, такая".
 
ГЛАВА ШЕСТАЯ
С началом занятий в гимназии Володя реже стал ходить в больницу к отцу, ему нужно было заниматься с Ликой Александровной, выполнять работы по географии, не забывал он и про лабораторию в дядиной клинике. Оба Трохина могли накануне Нового года похвастаться своими успехами, и, в первую очередь, Костя. Они с нетерпением ждали Новогодних и Рождественских каникул - все дни они будут проводить в Павловске. Радовались этому и Говоровы. Дом оживал с приездом мальчиков, хотя и они, и Анечка большую часть времени проводили у Ининых, туда вместе с ними стала ходить и Ирина Федоровна, которая в лице "бабушек" нашла хороших друзей, с которыми ей было интересно, не то, что с пациентками мужа, у которых большая часть разговора касалась собственного здоровья и назначаемых им процедур. И хотя Лика назвала ее правой рукой Бориса, помочь она ему ничем не смогла, и, как сама говорила,  в вопросах медицины разбиралась, "как свинья в апельсинах". Да к тому же не было у нее такого образования, как у Лики, с которой сложились добрые отношения. Ей нравилось семейство Ининых, в котором отсутствовала меркантильность, и очень нравилась малышка Катенька, ведь совсем ребенок, а такая рассудительная. И еще она, как и все, была в восторге от Тошика и его "сыночка". Она обрадовалась предложению Нины всем вместе встретить Новый год. "Да это, Ниночка, было бы просто здорово, но надо заранее продумать, чтобы, как говорится, не ударить в грязь лицом, и какие подарки сделать детям. Единственная, кто была немного расстроена, так это Анна - она ревновала Катю и к Коте, и к Володе. Разве она могла предположить, что они станут друзьями. Хотя, чего жаловаться - они, как прежде, вместе готовились, гуляли вместе с Тошиком, Тимочку на прогулки пока не брали, он был слишком маленький. А счастлива она была от того, что отношение братьев к ней изменилось. Володя попросил ее сделать рисунки для доклада о Сахаре, ее рисунки всем понравились, а Лика Александровна сказала маме, что у Анюты талант, и, может быть, ей стоит серьезно заняться рисованием, но Аня сама еще не поняла, хочет она этого или нет. Хорошее настроение было и у Кости - очень приятно, когда тебя хвалят, а старший брат стал относиться к тебе с уважением, не говоря об Анюте и Кате. Его самого впечатлили успехи в изучении французского языка: вначале вместо уд. - хорошо, а потом отлично. И Котя для себя решил - если он смог одолеть французский, то стоит попробовать и другие предметы, ведь историк похвалил его работы перед всем классом, и ребята стали звать его "Геродот". Что и говорить, это было приятно, он понимал, что все это благодаря помощи Сергея Юрьевича, так что к новогодним праздникам оценки в дневнике были "хорошо" и "отлично". Правда, это привело к тому, что с некоторыми одноклассниками отношения стали более прохладными, так как его уже не привлекали такие забавы, как "скачки" по классу на партах или намыливание доски. Ну, а о Володе и говорить нечего, его успехи стали еще лучше, а он как будто проснулся и впервые увидел своих сестру и брата. Кто его больше удивил, сказать трудно, наверное, все же Анюта - его сестра оказалась, несомненно, талантлива.
Наконец наступили Новогодние и Рождественские каникулы, и хотя было решено собраться у Бориса, Инины нарядили две елки - одну во дворе, другую в доме. А у Коти и Володи были елки еще и в гимназии, но и тот, и другой не хотели туда идти. Котя возмущался:"Ну, чего я там не видел на этом празднике, водить хороводы вокруг елки или участвовать в соревнованиях "бег в мешках", или с завязанными глазами срезать яблоко или конфету, хотя бы придумали что-нибудь новое". Но ничего не поделаешь - пришлось идти. А вот в исторической викторине и французской он участвовал с удовольствием, завоевав первое место по истории и получив в награду книгу "Мифы Древней Греции", во французской занял второе место, ему подарили французские сказки, и он правильно считал, что это даже больше значимо, чем первое место по истории. Все были поражены и радовались успехам Коти, который понял, как же это приятно, когда тебя хвалят. Володя получил грамоту за успехи в изучении химии и Атлас народов мира по географии. Это было лучшими подарками для родителей к Новому году.
Все с нетерпением ждали Новый год. В эти дни к Ининым, как всегда, приехал Владимир Александрович, который привозил не только "дары природы" из имения, но и всевозможные подарки всем - начиная от Дуняши и заканчивая Тошиком. Он перестал заводить с Дуняшей разговоры о замужестве и переезде в Москву, убедившись, что это бесполезно. Но говорил, что рад, - Инины стали ему родными и близкими. В этот раз он привез несколько больших коробок, которые оставил в кабинете у Сергея, где они долго о чем-то говорили. В этот раз вид у него был какой-то усталый и "потухший", когда он уезжал, у всех было чувство, что они видят его в последний раз. А пока все готовились к Новому году, веря, что если что и было плохого, то останется это в старом году, и еще все думали о подарках, так хотелось заглянуть и узнать, что там.
Все надежды были оправданы, в том числе, и Тошика с Тимочкой, которые получили мисочки с названиями "Тошик" и "Тимошик", теплые попоночки, подстилки, различные игрушки. Во дворе Инины нарядили елку со всевозможными, сделанными, в том числе, и самими игрушками, гирляндами и хлопушками. Рядом стоял снеговик, да не один, а несколько. Ах, как хорошо было кататься с горки на санках и на коньках. За праздничным столом и дети, и взрослые думали о том, как хорошо, что есть такие друзья. Так же дружно они потом отпразднуют Масленицу, Вербное воскресенье и Пасху.
В начале марта пришла из Москвы телеграмма, что скончался Владимир Александрович. В срочном порядке туда выехали Лика и Сергей. Похоронили Владимира Александровича на деревенском кладбище, как он и просил. В имении Ининым пришлось пробыть дольше, чем они рассчитывали, необходимо было оформить все документы, да и вещей за семь лет накопилось немало. Само имение, в своей время купленное у Зинаиды Андреевны, преобразилось до неузнаваемости, Владимир Александрович вложил в него немало не только денег, но и души. Желающих купить его было достаточно, но продали его управляющему Павлу Григорьевичу, тем более, что Владимир Александрович все оформил заблаговременно. А вот с тем, что надо было упаковать и увезти, пришлось повозиться. По приезду в Петербург справили поминки. "Хороший был человек, - говорила Дуняша, - но не люб. Это в молодости по наивности некоторые считают, что стерпится-слюбится, моя семья - это вы, куда же я без вас". И тут вдруг тявкнул Тошик. "Тошик, Тошик, миленький, ты тоже наша семья и сыночек твой Тимошенька".
А через некоторое время Евдокия Семеновна написала завещание, в котором все, в том числе, и ценные бумаги, облигации и золотые червонцы, полученные в наследство от Владимира Александровича, было завещано Екатерине Сергеевне Ининой, в завещании указывалось, что до ее совершеннолетия ими имеют право распоряжаться ее родители. "Куда же ты спешишь, Дуняша?" - "Да никуда я не спешу, Танюша, лет мне уже немало, сама знаешь, все мы, как говорится, под Богом ходим". Спорить с ней было бесполезно, так в одночасье, сама не ведая того, стала Катенька очень богатой невестой, но никто, кроме родных, об этом не знал.

ГЛАВА СЕДЬМАЯ
Но за всеми праздниками Катя и Аня не забывали о том, что им поступать в гимназию - предстоит сдача экзаменов и приобретение всего необходимого для учебы и, в первую очередь, формы. Они радовались, что она не такая, как в обычных гимназиях: в первом-третьем классах цвет терракотовый, стиль любой, но обязательно ниже колен, фартуки - повседневный черный и праздничный белый, банты - коричневый, черный, синий, белый. Платья, как взрослым, им заказали в ателье, чему девочки были несказанно рады. Так, в заботах незаметно подошел апрель. Всех будущих гимназисток вместе с родителями собрали в актовом зале, и мадам де Буа объяснила, что приняты будут все, но в зависимости от итогов - набравших баллы будут зачислять в разные классы - А, Б, В. А - большее количество баллов, Б - чуть меньше и В. Кто-то из родителей спросил, а не лучше ли всех собрать в один класс. "Нет, это нужно для более успешной учебы, - сказала де Буа, - и чтобы они не чувствовали себя некомфортно, а вот после окончания первого года будет видно, кто в какой букве останется. В классе двадцать человек, классные комнаты просторные, светлые, много цветов, но, конечно, это не главное - главное доброжелательное отношение". Девочки знали, что им сдавать: русскую грамматику письменно и устно, чтение, французский язык, арифметику - в течение двух недель.
Катя была спокойна и говорила:"Мама, какая разница, в каком классе я буду учиться, а вот Аня очень волновалась, и это сказалось на ответах. И по итогам оказалось - Катя в "А", Аня - в "Б". Узнав об этом, она плакала весь день, никакие уговоры не помогали. А Катя пошла к родителям и сказала: "Мамочка и папочка, вы не будете против, если я буду учиться с Аней в "Б"?". - "А ты не будешь жалеть? - спросил Сергей Юрьевич(надо сказать поступок дочери удивил его и обрадовал, подумав при этом, а смог ли бы он так поступить, как Катя?). - "Папочка, разве можно бросить Анечку, а так мы будем помогать друг другу. Давайте пойдем к дяде Боре и обрадуем Анечку". - "Нет, доченька, подожди, сначала я должен поговорить с директором гимназии". - "А когда?". - "Завтра".
И на следующий день Сергей Юрьевич отправился в гимназию. Директриса не могла поверить, что такое возможно, это был первый случай в ее практике. "Знаете, Сергей Юрьевич, у Вас удивительная дочь, на такой поступок не каждый взрослый способен".
У Трохиных же царило уныние. "Анечка, вот увидишь, все будет хорошо". - "Да что хорошего? Катя же в "А", а я в "Б". - "Конечно, тебя не переведут в "А", - сказала Катя, - зато я перейду в "Б". - "Да ты что? И тебе не жалко?" - "Конечно, нет, главное  - мы вместе, вот увидишь, папа обо всем договорится". Вернувшийся из Петербурга Сергей Юрьевич объявил, что Катя и Аня будут учиться вместе в "Б". Теперь, когда проблема была решена, можно было вздохнуть с облегчением и веселиться в Павловске до начала занятий.
Поступок Кати обсуждали не только взрослые, но и Котя с Володей, которые в последнее время стали дружнее. "Знаешь, Котя, - задумчиво сказал Володя, - я не уверен, что смог бы поступить, как Катя". - "Ну, наверное, она так поступила, потому что еще маленькая". - "Ну, не скажи, она рассуждает не хуже нас с тобой". В целом симпатии к Кате и у того, и у другого прибавилось. Девочкам казалось, что лето тянется очень долго, хотя время они проводили весело, а вот Коте и Володе казалось, что дни летят, и скоро идти в гимназию. Теперь все до субботы жили в Петербурге - девочкам было бы тяжело ездить из Павловска в Петербург рано утром. Но в субботу после занятий, правда, не всегда с Сергеем и Василием(у одного мог быть прием зачетов, у другого дежурство в больнице), они приезжали в Павловск. А вот Дуняша и Зизи остались в Павловске и ни за какие коврижки не желали ехать в Петербург - чего они там не видели? Но ежедневно они виделись с Ниной Афанасьевной, Лика тоже говорила, что если бы не Катина гимназия, то тоже с удовольствием жила бы в Павловске. Девочки же были в восторге от гимназии, чего не могли понять ни Котя, ни Володя. Чего они там делают, в гимназии, они приходят намного позже, чем они.


Рецензии