de omnibus dubitandum 43. 231

ЧАСТЬ СОРОК ТРЕТЬЯ (1698-1700)

Глава 43.231. ЗА КРАШЕННЫМИ ЯЙЦАМИ ГЛАВНОГО НЕ ВИДИТ…

15 марта 1699 (на самом деле 1698) года

    С {23 сентября 1698 года начинается дикая свистопляска, фантазиями романовских фальсификаторов и их верных продолжателей, современных, заслуженных, дипломированных, продажных горе-историков, в основном еврейской национальности, связанная с обоснованием прихода к власти клона лжеПетра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна)] и его многочисленных родственников - Л.С.}. Якобы Дерево в комнатах царевича украшалось различными плодами и фруктами, и, согласно приказу Ф.А. Головина*, для него предназначалось «навесных овощей: 10 яблок наливу, 10 яблок скруту, смокве фунт с четью, изюму винных ягод отборных по 2 фунта, рожков полфунта, орехов грецких 100» (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Д. 33762. Л. 1об.).

*) ГОЛОВИНЫ - графский род, ведущий начало от представителя младшей ветви дворянского рода Головиных, внука окольничего Петра Петровича (умер в 1645 г.), ФЕЛЬДМАРШАЛА, ГЕНЕРАЛ-АДМИРАЛА, ФЕДОРА АЛЕКСЕЕВИЧА ГОЛОВИНА, ВОЗВЕДЕННОГО ГРАМОТОЙ РИМСКОГО ИМПЕРАТОРА ЛЕОПОЛЬДА I, 1701 Г., В ГРАФСКОЕ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ДОСТОИНСТВО (выделено мною – Л.С.). Из трех его сыновей наиболее известен последний - Николай Федорович. Внуки его: генерал-поручик, Федор Иванович (1704 - 1758) и тайный советник Николай Александрович, действительный камергер при Елизавете Петровне и первый масон из русской знати, имевший сына Николая Николаевича (1759 - 1821), обер-шенка, сенатора и члена государственного совета. Род графа Головина записан в V часть родословных книг губерний: Новгородской и Калужской. В. Р-в.

ГОЛОВИН Федор Алексеевич – граф, замечательный деятель Петровской эпохи (умер в 1706 г.). При царевне Софье (на самом деле Евдокии Алексеевны, старшей дочери Алексея Михайловича и Марии Милославской – Л.С.) был послан на Амур (в Дауры) для защиты Албазина от Китайцев. В 1689 г. заключил Нерчинский договор, по которому уступил китайцам реку Амур до притока Горбицы, вследствие невозможности вести с Китаем серьезную войну. В Великом посольстве лютеранина клона лжеПетра [Исаакия Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.], получившего  впоследствии (фантазиями лукавых романовских фальсификаторов и их верных последователей современных, заслуженных, дипломированных, продажных горе-историков, в основном еврейской национальности - Л.С.) титул Петра I, а не настоящего Петра Алексеевича (убитого в 1694 году вместе со своим братом и матерью во время штурма Москвы) к европейским дворам (1697) Головин, "генерал и воинский комиссар, наместник сибирский", был вторым, после Лефорта, полномочным послом. Вначале деятельность его посвящена была главным образом флоту; за границей он нанимал иностранцев-наемников в русскую службу (для гражданской войны против православного народа русского – Л.С.), заготовлял все необходимое для строения судов и, по возвращении в Московское государство (Россию), был назначен начальником вновь образованного военного морского приказа. В 1699 г., после смерти Лефорта, Головин был сделан генерал-адмиралом, первым награжден орденом Александра Невского, получил в заведование иностранные дела и занял первенствующее положение между правительственными лицами ("первый министр", по отзывам иностранцев). В 1699 - 1706 гг. Головин был главным руководителем русской иностранной политики: вел обширную дипломатическую переписку с Паткулем, Мазепой и руководил действиями русских послов: Долгорукого  в Польше, Толстого  в Турции, Голицына в Вене, Андрея Артамоновича Матвеева в Гааге; последнему поручал "распалять злобу" англичан и голландцев против врагов лютеранина клона лжеПетра [Исаакия Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.], получившего  впоследствии (фантазиями лукавых романовских фальсификаторов и их верных последователей современных, заслуженных, дипломированных, продажных горе-историков, в основном еврейской национальности - Л.С.) титул Петра I, а не настоящего Петра Алексеевича (убитого в 1694 году вместе со своим братом и матерью во время штурма Москвы), шведов. Головин особенно замечателен тем, что успешно действовал в новом духе, когда другие сотрудники лютеранина клона лжеПетра [Исаакия Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.], получившего  впоследствии (фантазиями лукавых романовских фальсификаторов и их верных последователей современных, заслуженных, дипломированных, продажных горе-историков, в основном еврейской национальности - Л.С.) титул Петра I, а не настоящего Петра Алексеевича (убитого в 1694 году вместе со своим братом и матерью во время штурма Москвы) только еще тому учились. Государь очень ценил Головина, называл его своим другом и, извещая в письме о его смерти, подписался "печали исполненный Петр".

ГОЛОВИН Автоном М – друг детства настоящего Петра Алексеевича, а не клона лжеПетра [Исаакия Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.], получившего  впоследствии (фантазиями лукавых романовских фальсификаторов и их верных последователей современных, заслуженных, дипломированных, продажных горе-историков, в основном еврейской национальности - Л.С.) титул Петра I и, его сподвижник, талантливый военачальник, уже в 1695 году в правление лютеранина клона лжеПетра [Исаакия Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.], получившего  впоследствии (фантазиями лукавых романовских фальсификаторов и их верных последователей современных, заслуженных, дипломированных, продажных горе-историков, в основном еврейской национальности - Л.С.) титул Петра I, имевшим за предательство, настоящего Петра Алексеевича (убитого в 1694 году вместе со своим братом и матерью во время штурма Москвы) генеральский чин, однако проявить себя на военном поприще не успел. Попав в 1700 году под Нарвой в плен к Шведам, 18 лет провел в Стокгольме (Стекольне – Л.С.), несмотря на неоднократные попытки Петра 1-го обменять своего друга. Лишь в 1718 году его удалось вернуть в Россию, в обмен на взятого в плен под Полтавой в 1709 году шведского фельдмаршала графа К.Г. Реншильда. Сразу же по возвращении А.М. Головин был отмечен за долгое «полонное сидение» орденом Св. Андрея Первозванного. Произошло это 1 января 1718 года.
Этот символ Вербного воскресения — праздника входа Иисуса Христа в Иерусалим, — горящее золотыми и серебряными листочками, увешанное белыми яблоками, инжиром, изюмом и грецкими орехами дерево было, по утверждению кандидата исторических наук, доцента, доцента кафедры отечественной истории Московского городского педагогического университета, главного специалиста Российского государственного архива древних актов, пишущей о 1695 г., когда трон православного государства уже почти год узурпирован лютеранином клоном лжеПетра [Исаакием Фридрихом Петером Гогенцоллерном) – Л.С.] - более скромным, чем в раннем детстве царевича. По сведениям, приведенным историком И.Е. Забелиным, в 1693 году вербу для Алексея Петровича украшало 10 больших, 30 средних, 50 малых яблок, 10 больших дуль, 40 средних и малых груш, 30 слив, 30 лимонов разных размеров, 20 птичек и 20 бумажных листов, а также инжир, изюм, рожки и грецкие орехи [Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. 3-е изд., с доп. Т. 2. М.: Т-во Тип. А.И. Мамонтова, 1901. 788 с.: с. 415].

    Традиционным церемониалом Пасхи и всей Пасхальной недели было по утверждению кандидата исторических наук, доцента, доцента кафедры отечественной истории Московского городского педагогического университета, главного специалиста Российского государственного архива древних актов - поднесение даров и особенно пасхальных яиц. Лютеранин, клон лжеПетра [Исаакий Фридрих Петер Гогенцоллерн) – Л.С.], получивший  впоследствии (фантазиями лукавых романовских фальсификаторов и их верных последователей современных, заслуженных, дипломированных, продажных горе-историков, в основном еврейской национальности - Л.С.) титул Петра I, а не настоящий Петр Алексеевич (убитый в 1694 году вместе со своим братом и матерью во время штурма Москвы) - каждый день после обедни принимал поздравление от всяких чинов людей, жаловал их к руке и одарял крашеными яйцами.

    Кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры отечественной истории Московского городского педагогического университета, главный специалист Российского государственного архива древних актов, описывая эти действия, уперлась в крашеные яйца, а о возникшей ситуации НЕ ДУМАЕТ…
Такой обычай выполняли и другие члены царской семьи, для которых в Оружейной палате делались специальные раскрашенные красками пасхальные яйца. Так, 20 марта 1699 года (придуманное фантазиями лукавых романовских фальсификаторов и их верных последователей современных, заслуженных, дипломированных, продажных горе-историков, в основном еврейской национальности, попало в РГАДА - Л.С.) Ф.А. Головин приказал на Пасхальную неделю для царевича Алексея Петровича и царевен изготовить расписные по золоту «сто пятьдесят яиц деревянных точеных тощих, в том числе пяток против лебяжьих, десять яиц против гусиных, пятьдесят яиц против утиных, семьдесят яиц против курячих, пятьдесят яиц против голубиных» (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Д. 33772. Л. 1).

    В мае 1697 года по указу лютеранин клона лжеПетра [Исаакия Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.], получившего  впоследствии (фантазиями лукавых романовских фальсификаторов и их верных последователей современных, заслуженных, дипломированных, продажных горе-историков, в основном еврейской национальности - Л.С.) титул Петра I, вероятно, для детских игр семилетнего Алексея предписывалось (фантазиями лукавых романовских фальсификаторов и их верных последователей современных, заслуженных, дипломированных, продажных горе-историков, в основном еврейской национальности, попавшее затем в РГАДА - Л.С.) изготовить в Казенном приказе шатер из алого моченого кармазинового сукна «с орлы и с травы, какие пристойно», подложить его камкой или тафтой, петли и шнуры сделать красные шелковые, а намет на полатку «отласной червчатой клееной», и подшить его тесьмой (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Д. 37011. Л. 1).

    В сентябре 1697 года, при правлении лютеранина клона лжеПетра [Исаакия Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.], получившего  впоследствии (фантазиями лукавых романовских фальсификаторов и их верных последователей современных, заслуженных, дипломированных, продажных горе-историков, в основном еврейской национальности - Л.С.) титул Петра I, по утверждению кандидата исторических наук, доцента, доцента кафедры отечественной истории Московского городского педагогического университета, главного специалиста Российского государственного архива древних актов - для благоустройства комнат царевича и наследника престола из Казенного приказа на обивку двери было (фантазиями лукавых романовских фальсификаторов и их верных последователей современных, заслуженных, дипломированных, продажных горе-историков, в основном еврейской национальности, попавшие затем в РГАДА - Л.С.) выдано «полтретья аршина сукна красного аглинского», а 20 октября 1698 года доставлены дорогие ткани: «бархату виницейского полтретья аршина, флоренского два аршина, отласу китайского полтора аршина, тафты десять аршин, четыре киндяка разных цветов, камки китайской разных цветов», которые приняла «мама» Прасковья Алексеевна Нарышкина (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Д. 33091. Л. 1; Д. 33546. Л. 1). В январе 1699 года по царскому указу лютеранина клона лжеПетра [Исаакия Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.], получившего  впоследствии (фантазиями лукавых романовских фальсификаторов и их верных последователей современных, заслуженных, дипломированных, продажных горе-историков, в основном еврейской национальности - Л.С.) титул Петра I, по утверждению кандидата исторических наук, доцента, доцента кафедры отечественной истории Московского городского педагогического университета, главного специалиста Российского государственного архива древних актов - в хоромы царевича Алексея в Казенном приказе был сделан полавочник (фантазиями лукавых романовских фальсификаторов и их верных последователей современных, заслуженных, дипломированных, продажных горе-историков, в основном еврейской национальности, попавший потом в РГАДА - Л.С.) — покрывало на пристанную лавку из «сукна анбургского красного без каем, подложить крашениною» в одно полотнище (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Д. 33682. Л. 1).

    В это время (православный – Л.С.) царевич (фантазиями лукавых романовских фальсификаторов и их верных последователей современных, заслуженных, дипломированных, продажных горе-историков, в основном еврейской национальности, отразившиеся потом в РГАДА - Л.С.) занимал в Кремле четыре каменные комнаты «над оружейными нижними и над сушильными полатами с приходу от церкви Похвалы Богородицы» (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Д. 34220. Л. 1).

    В октябре 1701 года хоромы царевича в Преображенском по указу лютеранина клона лжеПетра [Исаакия Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.], получившего  впоследствии (фантазиями лукавых романовских фальсификаторов и их верных последователей современных, заслуженных, дипломированных, продажных горе-историков, в основном еврейской национальности - Л.С.) титул Петра I, по утверждению кандидата исторических наук, доцента, доцента кафедры отечественной истории Московского городского педагогического университета, главного специалиста Российского государственного архива древних актов - были украшены (фантазиями лукавых романовских фальсификаторов и их верных последователей современных, заслуженных, дипломированных, продажных горе-историков, в основном еврейской национальности, к числу которых принадлежит и наша визави Кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры отечественной истории Московского городского педагогического университета, главный специалист Российского государственного архива древних актов - Л.С.) живописной росписью по полотну на библейские сюжеты. «Искусным письмом» указывалось изобразить картины Евангельских притч страстей Христа: «Когда Иисус вниде во училище», «О браце в Кане Галилейстем», «Пятня хлебы пять тысяч насытивоси», «Когда на мори в ветру и морю Христос запрети», «Страсть спасительная, какая пристойно», «Страсть, которая пристойна» в двух вариантах, «О пророке Илии, когда студныя иереи закла», «О Есфире», «Притча Соломона. Премудрость созда себе храм и утверди седмь столп», «Первое на десять из Евангелия, когда Мария Магдолина Христа в Вертограде вопрошавше» и др. (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Д. 35705. Л. 1-2).

    Картины должны были быть разного размера, написаны красками и золотом, а срочную работу поручили лучшим живописцам Оружейной палаты М.Ф. Чоглокову (упом. в 1678-1723 гг.) с товарищами. Придворный художник в 1684 и 1685 годах расписывал комнаты царицы Натальи Кирилловны и царевен, дочерей Алексея Михайловича, — Софии, Екатерины, Марии, Феодосии и Наталии, специализировался на изображении сюжетов Евангельских притч, в 1692 году написал 11 икон на холсте для царского дворца на Плещеевом озере, с 1694 года был жалованным живописцем Оружейной палаты, в 1701-1704 годах стоял во главе живописной мастерской [Чоглоков Михаил Иванов [Электронный ресурс] // Словарь русских иконописцев XI-XVII веков].

    Верность свою византийским преданиям русская живопись сохраняла вплоть до половины XVII столетия. С этого времени рядом с прежним иконным письмом заводится у нас живопись в западноевропейском духе. То и дело стали являться в Москву на царскую службу иностранные живописцы, хотя и не важные мастера своего дела, однако, достаточно способные удовлетворять мало развитому вкусу наших предков. Кроме того, через Польшу и Украину стали проникать к нам в изрядном количестве гравюры как религиозного, так и светского содержания.

    Под руководством приезжих иноземцев и под влиянием привозных эстампов молодое поколение руских изографов научилось писать новым, так называвшимся тогда фряжским пошибом, любовь к которому значительно распространилась если не в массе народа, то в высшей сфере общества.

    Первым учителем этого пошиба был голландский художник Ян Диттерсон, вызванный в Москву Михаилом Феодоровичем в 1643 г. и состоявший до конца своей жизни при Посольском приказе. Ему дано было в обучение несколько юношей, имена которых, однако, нам неизвестны.

    Сам Диттерсон писал портреты царя, царицы, наследника престола и некоторых из руских сановников. Место этого художника, умершего в 1655 или 1656 г., занял при дворе Алексея Михайловича шляхтич Станислав Лопуцкий, плохой комнатный декоративный живописец, выдававший себя за великого мастера и смело бравшийся за исполнение портретов, за изображение животных и растений и за всякие художественные работы. По увольнении его от царской службы был принят на нее в 1667 г. искусный голландский живописец Даниэль Воухтерс, с которым перешли ученики Лопуцкого, в том числе талантливые Дорофей Ермолин и Иван Безмин, пользовавшиеся потом благорасположением двора и знати, но не подписывавшие своих произведений, из которых иные, быть может, и сохранились, но остаются неизвестными для нас.

    Вообще, в последних годах XVII столетия Москва была уже богата живописцами; кроме Ермолина и Безмина, в ней трудились В. Познанский, К. Умбрановский, Л. Смолянинов, С. Лисицкий, Б. Давыдов, М. Чоглоков, А. Филиппов, М. Селиверстов, Л. Чулков, П. Топоров, братья Григорий и И. Одольские, Симеон Ушаков и другие.

    Все эти художники писали преимущественно портреты, запрос на которые усилился не только в придворном кругу, но и со стороны богатых людей всех классов и даже среди духовенства.

    Между портретами духовных лиц, принадлежащими этому времени, встречается, однако, немало таких, которые имеют иконописный характер и исполнены, видимо, ремесленниками или монахами, тщетно старавшимися сравняться с живописцами, прошедшими школу непосредственного изучения натуры. Мало-помалу влияние иностранных художников пробралось и в религиозную живопись, так что благочестивые люди и само духовенство стали охотно принимать в дома и церкви образа, исполненные в новом роде, и приверженность к прежней иконописи упорно хранили одни лишь старообрядцы.

    О работе Чоглокова** по написанию картин для царевича Алексея, по утверждению кандидата исторических наук, доцента, доцента кафедры отечественной истории Московского городского педагогического университета, главного специалиста Российского государственного архива древних актов - сведений в литературе до настоящего времени не было.

**) В среде иконописцев Оружейной палаты зародилось новое восприятие человека. У известных московских мастеров Симона Ушакова и Иосифа Владимирова уравновесились художественные требования к иконам и портретам царя или военачальника. Ушаков сумел передать материальность и ощущение телесности святых, соединив традиции иконописи с реалистичной манерой и используя новые техники. Его изображение Спаса Нерукотворного с ликом, написанным с помощью светотени, является одновременно иконой и портретом с конкретным человеческим обликом. Таким образом, божественное нисходит до человеческого уровня. Царские иконописцы были портретистами при царском дворе, создавая иконы и портреты. А необычный способ демонстрации еще больше усиливал необычную привлекательность парсун.
Новые черты в изобразительном искусстве были обусловлены, прежде всего, растущим влиянием европейской культуры. В России работали иностранные художники, в страну привозили европейские гравюры и рисунки, благодаря чему русские живописцы знакомились с художественными трендами западных стран.
Одним из ключевых аспектов влияния западного искусства было освоение техники масляной живописи. Она позволила художникам работать непосредственно с натуры, что, в свою очередь, позволило им создавать более объемные и реалистичные произведения.

Во второй половине XVII века парсуны уже часто создавались на холстах с использованием масляных красок, хотя их исполнение все еще содержало элементы иконописи: идеализированные герои, стереотипные образы, статичные позы, плоскостное изображение. Как и в случае с иконами, такие портреты часто писались на дереве темперными красками. Хотя парсуны уже начинали приобретать черты будущих светских портретов: и художники уже работали с натуры, стремясь к реалистичному и объемному изображению, также начали использовать холст вместо дерева и масляные краски вместо темперных. Но портретная живопись была доступна лишь клону лжеПетра [Исаакию Фридриху Петеру Гогенцоллерну) – Л.С.], получившему  впоследствии (фантазиями лукавых романовских фальсификаторов и их верных последователей современных, заслуженных, дипломированных, продажных горе-историков, в основном еврейской национальности - Л.С.) титул Петра I и его ближайшему окружению. Как самостоятельный вид живописи в России стала она развиваться лишь в последней четверти XVIII века. По стилю парсуны сочетают черты старой иконописной манеры с ее плоскостным изображением и новой объемной светотенью. В некоторых случаях сохраняется такой элемент иконы, как нимб вокруг головы персонажа.

Поэтому и в парсунном наследии можно выделить два направления творчества. Одно, с преобладанием иконописных особенностей, представляют темперные изображения князя Михаила Скопина-Шуйского, царей Ивана Грозного, Федора Ивановича, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Второе, приближающееся к европейским портретам, состоит из парсун маслом на холсте, изображающих царя Ивана Алексеевича, Патриарха Никона, князя Иоанна Репнина, придворного Григория Годунова, дипломата Афанасия Ордина-Нащокина, церковных лидеров Никона и Иоакима.

Виды и отличительные особенности парсун

Парсуны можно классифицировать по следующим параметрам:
• технике исполнения (темпера на доске или масло на холсте);
• назначению (надгробные или прижизненные);
• изображенным персонажам (цари, князья, церковные деятели, бояре, дворяне, военачальники).

К наиболее отличительным особенностям парсун относятся: стереотипность художественного образа; неподвижность позы модели; условное сходство с оригиналом; простота композиции; преобладание плоскостных форм; частое использование надписей и других атрибутов для обозначения персонажа. Парсуны сыграли важную роль в переходе от традиционных иконописных стандартов в русской живописи к реализации идеалов западного изобразительного искусства.
Со временем сформировались различия между парсуной и иконой: парсуну начали писать на холсте масляными красками.

В отличие от иконы, на которой персонажи обращены к богу, персонаж на парсуне был связан с реальной жизнью, что подчеркивалось деталями, аксессуарами, гербами и текстовыми пояснениями. Главной особенностью парсуны является передача художником характерных черт, подчеркивающих статус человека, а не его индивидуальные особенности; портретное сходство передается условно. В работах появляется глубина, передаваемая с помощью светотени. Часто используются атрибутика и подпись, помогающие определить изображенного.

Доктор искусствоведения еврей Лев Лифшиц отмечает, что: «создатели парсун, как правило, не стремились раскрыть неповторимые свойства портретируемого человека, но должны были соотнести точно запечатлённые черты лица с трафаретной и неизменной схемой репрезентации фигуры, соответствующей сану или званию — боярина, стольника, воеводы, посла. В отличие от „реалистического“ европейского портрета XVII века человек в парсуне, как и на иконе, не принадлежит себе, он навечно выведен из потока времени, но при этом лицо его обращено не к Богу, а к реальной действительности».

Первые портреты создавались мастерами-иконописцами, поэтому картины имеют столь близкое сходство с каноническими изображениями святых: они парадны, орнаментальны и статичны.

Пример такого портрета - парсуна царицы Марфы Апраксиной (см. рис.) из Русского музея. Вторая супруга Федора III Алексеевича была царицей немногим более двух месяцев, после чего ее муж скончался. Картина, судя по девическому кокошнику, была написана еще до свадьбы, когда Марфа являлась царской невестой. Портрет был создан анонимным художником из кремлевских мастерских Оружейной палаты. В нем присутствуют все черты “наивного” искусства: неудобная поза, кукольные черты лица, красное одеяние - словно аппликация. Однако есть и интересная деталь, прогрессивная для той эпохи - Марфа Матвеевна сжимает в руках веер, атрибут из другого, “галантного” мира.


Рецензии