Художники. Елена Афанасьева. Госпиталь в портретах
В центре: Елена Афанасьева, художник.
Слева: возможно, операционная медицинская сестра
Лариса Часовских.
Под картиной, где художница и женщина в военной форме,
лишь такая подпись "Госпиталь.1942".
Москва. Лефортово. СЭГ №290.
ХУДОЖНИКИ. ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА АФАНАСЬЕВА.
ГОСПИТАЛЬ В ПОРТРЕТАХ
В сортировочный эвакуационный госпиталь (СЭГ) № 290 художники пришли, когда он находился в Москве. Они рисовали персонал и раненых. В их числе была и ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА АФАНАСЬЕВА (1900-1998).
Большая коллекция её работ находится в Отделе изобразительных материалов Государственного исторического музея (ГИМ; Москва), а также в музеях городов, которые художница указала в своей анкете.
Для читателей, которые раньше ничего о СЭГе 290 не знали, я коротко о нём напишу дальше.
Несколько лет назад в недрах Государственного исторического музея появилась замечательная идея – сделать проект «НЕИЗВЕСТНЫЙ СОЛДАТ» с мотивировкой «ВЕРНЁМ ИМЕНА ЗАБЫТЫМ ГЕРОЯМ».
Основа его – серия портретов, рисунков, фотографий участников Великой Отечественной войны, хранящаяся в Отделе изобразительных материалов музея. Коллекция – это дары художников, их родственников, и поступления из других музеев, архивов.
Коллекция драгоценна тем, что на портретах, рисунках запечатлены облики реальных людей - фронтовиков разных родов войск Красной Армии, партизан, а также медицинского персонала госпиталей, среди которых – врачи, медицинские сёстры, санитарные дружинницы, диспетчеры (список длинный) СЭГа 290. И других госпиталей, медсанбатов…
Кого-то из них родственники ищут до сих пор. Правильно кто-то сказал, что Великая Отечественная война не закончится до тех пор, пока не будет похоронен последний её солдат. Хорошо бы ещё знать фамилии, имена, отчества фронтовиков. К сожалению, и сейчас найденные останки многих хоронят, как «неизвестных».
На сайте ГИМа в Интернете с тех пор опубликовано уже немало материалов об удачных поисках участников Великой Отечественной войны. И тем самым они были исключены из списка «неизвестных». Среди них и несколько «неизвестных» из персонала СЭГа 290, которые есть на портретах и рисунках Е. А. Афанасьевой. Мне удалось собрать информацию о некоторых «неизвестных»; я подготовила о них статьи, и они были опубликованы в проекте ГИМа «Неизвестный солдат».
Эти же рассказы (также портреты, рисунки) о тех, кто служил в СЭГе и стали известными, опубликованы здесь же на Прозе.ру. При желании, о всех «неизвестных», ставших известными, можно прочитать в воспоминаниях персонала госпиталя.
Назову некоторых.
Елена Петровна Андреева, военврач 3-го ранга (цветной портрет); три Николаевых ( в госпитале работали несколько Николаевых, но под их рисунками художницы нет имён и отчеств); Михаил Филиппович Гольник, начальник терапевтического отделения госпиталя; А. С. Косько, политагитатор; Рашель Исааковна Соломонова, врач; Валентина Павловна Муравьева, врач-эвакуатор; Надежда Кабанова, из московских санитарных дружинниц; Клавдия Ивановна Кукушкина, кадровый военврач (цветной портрет)…
Это лишь маленькая доля портретов и рисунков персонала СЭГа и раненых, которые сделала Елена Афанасьева в 1941-1942 годы в Москве. Поиски «неизвестных» из её коллекции продолжаются.
Советую тем, кого интересует многогранная история Великой Отечественной войны, посмотреть проект «Неизвестный солдат» на сайте ГИМа. Возможно, там кто-то найдёт родных, земляков, или их привлечёт чей-то облик и захочется узнать о судьбе того фронтовика больше. Станьте волонтёром этих страниц войны!
В названном проекте есть много рисунков фронтовиков и других советских художников. И не только о госпиталях, медработниках. Образно говоря, в ГИМе собрана богатая изобразительная палитра о Великой Отечественной войне, запечатлённая карандашом и кистью.
ГЕНЕРАЛ НОВИКОВ. ПОКА – НЕИЗВЕСТНЫЙ ТАНКИСТ
Портрет генерала Новикова, командира танковой дивизии (командира танковых войск) – это работа Елены Афанасьевой в 1942 году в Москве. Значит, генерал находился в СЭГе 290 с каким-то ранением. К сожалению, под портретом нет имени и отчества. Пока это неизвестный Герой войны.
На вид – генералу лет сорок или чуть больше. Короткая стрижка. Глаза или прищурены ( есть такая привычка у некоторых людей), или чуть раскосые. Хорошо очерчены скулы, губы. И симпатичная впадинка на подбородке. Красивый мужчина!
В проекте «Неизвестный солдат» есть ещё подробности: это акварель чёрная, бумага; размер: 28 x 23.1. На титульной стороне портрета указаны инициалы художницы и дата. А на обороте листа подпись: «Эвакогоспиталь 290/ Генерал танковых войск Новиков на отдыхе».
Сама ли Елена Афанасьева сделала эту подпись или кто-то из персонала госпиталя, не известно. На отдыхе в госпитале? На лечении, на долечивании – вернее. Но теперь уже вряд ли удастся узнать истину.
Больше о нём нет никаких сведений. Мои попытки найти что-то о генерале в Интернете (Википедия и другие источники) неудачны. Но поиск надо продолжить. Новиков – распространённая фамилия. Однако звание «генерал» даёт надежду найти его, узнать, как сложилась его жизнь после войны. Если он не погиб.
Жаль, что далеко не все художники, рисовавшие воинов в разных очагах войны, в госпиталях, не подписывали полностью, кто они. А ведь отлично знали, что портреты, выполненные красками, и рисунки, написанные карандашом, - это история Великой Отечественной войны.
Елена Афанасьева сделала в СЭГе 290 несколько рисунков молодых женщин в медицинских халатах. Подписи такие: «Медсестра Н.; 1941 год», «Санитарка; 1941 год», «Медсестра; 1941 год».
Восстанавливать такие пробелы трудно. Но Её Величество Удача, вроде бы, любит, когда её испытывают на прочность.
Пример одной из попыток прояснить судьбу «неизвестного».
Журналист Александр Фолиев (живёт в г. Волгограде) 3 февраля 2021 года опубликовал в названном проекте статью «ПОРТРЕТ ГЕНЕРАЛА НОВИКОВА».
У меня есть вопросы к её автору. Об этом позже. Я и цитирую его текст, и где-то рассказ передаю своими словами. Надеюсь, что автор не обидится.
«Предположительно, на портрете работы Е. А. Афанасьевой изображён генерал-майор Новиков Тимофей Яковлевич», - пишет А. Фолиев. А дальше рассказывает, что сведения о биографии генерала в различных источниках, даже в документах, представленных на архивном сайте Министерства обороны России «Память народа», противоречивы и неполные.
Из названной статьи такие подробности жизни Т. Я. Новикова. Родился 10 июня 1900 года в крестьянской семье. Где, не сказано. Окончил сельскую школу, потом учительскую семинарию. В 1917 году призван в армию; рядовой. С 18 октября 1918 года началась его служба в Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Затем – разные должности и звания в Красной Армии (Красная Армия, Рабоче-Крестьянская Красная Армия – с 1918 по 1946 гг., затем- Советская Армия).
Началась Великая Отечественная война. Тимофей Яковлевич на фронте с 22 июня 1941 года – в 406 - м стрелковом полку, который входил в 124-ю стрелковую дивизию. Она попала в окружение фашистов. Фронт не назван; возможно, Ленинградский или Волховский.
«Комиссар 8-го мехкорпуса, бригадный комиссар Попель, - рассказывает автор статьи, - и командир 406-й стрелкового полка полковник Новиков с боем вывели из окружения вооруженными 1778 человек. В упорных боях с немцами группа Новикова – Попеля прошла 650 километров, нанося огромные потери тылам врага».
С 16 октября по 28 ноября 1941 года генерал Т. Я. Новиков командует 222-й стрелковой дивизией и «снова отличается в боях, но теперь под Москвой». С конца ноября до 22 декабря 1941 года командует 1-й гвардейской мотострелковой дивизией в составе 33-й армии генерала Михаила Ефремова.
За отличия в боях в должности командира дивизии полковник Новиков награждён Орденом Ленина. Такое уточнение автора: «Представление к награждению является наиболее достоверным документом о биографии Т. Я Новикова в этот период».
10 января 1942 года Тимофею Яковлевичу присвоено звание «генерал-майор».
А. Фолиев: «Не совсем понятно, почему с 1 февраля по 31 мая 1942 года он – командир 108 стрелковой дивизии. По некоторым данным, с февраля 1942 года он находился на лечении после ранения. Именно в это время и мог быть сделан его портрет».
1 июня 1942 года генерал-майор Новиков назначается командиром вновь сформированной в Сталинграде 181-й стрелковой дивизии 2-го формирования, которая вошла в состав 62-й армии. В боях на дальних подступах к Сталинграду дивизия попала в окружение в августе 1942 года.
При попытке выйти из окружения 10 августа 1942 года Т. Я. Новиков попал в плен. Из всей 181-й стрелковой дивизии из окружения вышли 105 человек.
В статье названы концлагеря, в которых Т. Я Новиков находился.
«Вполне возможно, - пишет А. Фолиев, - что немцы пытались склонить его к предательству… Но, судя по всему, из этого ничего не вышло. 12 февраля 1943 года он был передан в гестапо/СД. Возможно, он был помещён в концентрационном лагере СС в Баварии около города Флоссенбюрт на границе с Чехией.
Там содержались узники, в том числе и советские военнопленные, переведённые из других лагерей за антифашистскую деятельность. Считается, что именно там он скончался в конце 1944 или весной 1945 года».
Вместе со статьёй опубликована «Карточка военнопленного Т. Я. Новикова», в которой написано: русский, д. Иваново Калининской области (?). На копии документа названа Ищенко Евгения Васильевна (г. Иваново, ул. Красногвардейская; есть номер дома). Вероятно, женщина посылала запрос в архив о Т. Я. Новикове. Ответ ей 2.6.1952. Написано, что «умер в плену». Названа фамилия подписавшего это.
И ещё в Интернете есть статья «СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА. СУДЬБА ГЕНЕРАЛА НОВИКОВА» (Дзен. Путешествия с историей. 11 февраля 2022 года). Здесь фото военного. Сравниваю с портретом генерала Новикова, нарисованного Еленой Афанасьевой.
Фото и портрет сравнивать трудно, поскольку художник, образно говоря, смотрит на героя своего полотна под другим углом, чем фотоаппарат. Только ямочки на подбородке как-то их делают похожими. Но такие ямочки на лицах мужчин – не редкость.
Из статьи: «Стоял жаркий день 8 августа 1942 года, до победы в Сталинграде было ещё далеко, и советские войска отступали в кровопролитных боях на восток.
В этот день два немецких танковых корпуса сомкнулись в районе города Калач. В так называемый «котёл» попали части, ставшей знаменитой в Сталинграде 62-й армии. В их числе была 181-я стрелковая дивизия под командованием генерал-майора Новикова Тимофея Яковлевича». Приписка о том, что он умер в концлагере от истощения.
Очень жаль, что так печально сложилась судьба прекрасного воина.
Невозможно без гнева читать о злодеяниях немцев-фашистов и всех народов, которые им помогали в войне с СССР. Людоеды!
МОИ СОМНЕНИЯ
Я сомневаюсь, что генерал-майор Т. Я. Новиков и генерал Новиков на портрете художницы Елены Афанасьевой – один и тот же человек. Стрелковая дивизия и танковая дивизия – разные типы войск. В рассказах о Т. Я. Новикове нет ни слова о танках.
Из «Советского энциклопедического словаря»: «СТРЕЛКОВЫЕ ВОЙСКА: в Советских Вооружённых Силах с 1918 по 1957 гг. – части и соединения, состоявшие из пехоты, назывались стрелковыми». И здесь же, что такое стрелковое оружие: пистолеты, автоматы, пулемёты и др. «поражающие цели пулями».
Танковая армия, танковые войска состоят из танковых, мотострелковых (механизированных), ракетных, артиллерийских и других подразделений. Предназначены танковые войска «для прорыва обороны противника и развития наступления на большую глубину…».
Следовательно, у танковых и стрелковых войск совершенно другое предназначение на театре военных действий.
Готова выслушать возражения. Я лишь сравниваю то, что прочитала о разных родах войск Красной Армии во время Великой Отечественной войны. С большой вероятностью можно сказать, что и командиры разного рода войск должны быть подготовлены именно для определённого профиля армии, дивизии, корпуса, полка…
Сомневаюсь, что командир стрелковой дивизии мог быть командиром танковой дивизии. Если только не случается какая-то экстремальная ситуация.
А ЕСЛИ НА ПОРТРЕТЕ Н. А. НОВИКОВ?
В Интернете есть блог «Герои Советского Союза». Среди названных Героев несколько Новиковых. Я выбрала Николая Александровича Новикова. Танкиста!
На сайте «Иваново помнит: Золотые звёзды» (Яндекс) о нём опубликован очерк. Прочитав, я подумала: «Не генерал ли Николай Новиков на портрете Елены Афанасьевой?». Уверенности нет, лишь предположения.
Здесь опубликовано фото. Молодой военный; погоны. Вероятно, сделан снимок в 1943 году, именно тогда появились погоны на военных мундирах. Сравниваю фотографию с портретом генерала Новикова Е. Афанасьевой.
Бессмысленное занятие. Есть ямочки на подбородке. Скулы, рисунок губ разные. На акварели художницы у генерала брови вразлёт от переносицы. А у Н. Новикова широкая часть бровей смотрит на переносицу. Никогда не слышала, чтобы у людей менялось в течение жизни положение бровей.
Если их по какой-то причине трогают – это другое. Но художников, как правило, никто не ругает, если вдруг они что-то изменят в лице, фигуре своего героя.
Из биографии: «Родился 15 октября 1900 года в д. Лабаз Чухломского района Костромской области (тогда, конечно, губерния – Л. П.-Б.). Умер 4 апреля 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве».
Как оказался в танковых войсках? Николая Новикова в 1919 году призвали в РККА. В городе Иваново- Вознесенске* юноша окончил 8-месячные командно-пехотные курсы.
Участник Гражданской войны (3-я армия М. Н. Тухачевского; пехотный полк).
(*Иваново-Вознесенск – с 1932 г. г. Иваново. Образован из с. Иваново (известно с 1561 г.) и Вознесенского Посада).
В 1930-1933 гг. учился в Военной академии имени М. В. Фрунзе. И тут первый раз появляется рядом с Николаем Новиковым слово «танк». Текст из названного выше сайта: «… служил в должностях… заместителя командира танковой бригады».
Ещё учился на курсах усовершенствования начальствующего состава при Академии Генштаба и стал командовать танковой бригадой, а «вскоре - 35-й танковой дивизией 9-го механизированного корпуса».
Во время Великой Отечественной войны Н. А. Новиков со своей танковой дивизией был на Юго-Западном фронте; участвовал в Сталинградской битве: «Во время Сталинградской битвы генерал-майор Новиков был заместителем командующего Сталинградским фронтом по танковым войскам».
Командующим Сталинградским фронтом был Маршал Советского Союза (1955), Герой Советского Союза (1944) Андрей Иванович Еременко (1892-1970).
Танковая дивизия Н. А. Новикова участвовала в освобождении Донбасса, Северной Таврии. Дальнейший фронтовой путь – Польша (Краков), Эльба, Прага.
«На время представления к званию Героя Советского Союза: командующий бронетанковыми и механизированными войсками 1-го Украинского фронта; генерал-полковник танковых войск».
Звание Героя Советского Союза Николай Александрович Новиков получил 29 мая 1945 года, с вручением Ордена Ленина и медали «Золотая звезда».
В послевоенные годы Н. Новиков – командующий бронетанковыми и механизированными войсками Северной группы войск; войск Дальнего Востока; был заместителем главнокомандующего группы советских войск в Германии.
Какая тяжёлая ноша многие годы была на плечах этого мужественного человека!
Николай Александрович, уже будучи крепким профессионалом, много учился. И после войны. Пишу о его учёбе, так как это подтверждает, что командовать танковыми войсками может лишь специалист этого профиля войск.
В отставку вышел по болезни в 1961 году. У Н. А. Новикова много боевых наград. Его имя носят улица и школа в г. Чухлома Костромской области.
Я не нашла ни одного упоминания о ранениях генерала. Танковые войска и ни одной царапины – трудно такое представить. Конечно, и на войне бывают чудеса. В СЭГ 290 поступало немало солдат и офицеров не только с ранениями, но и обожжёнными. И это были танкисты.
Медицинские сёстры госпиталя едва не плакали (наверное, и плакали, отворачиваясь), обрабатывая ожоги и меняя повязки, говорили: «Живого места нет!».
В архиве Совета ветеранов СЭГа 290 есть фотография: сидит молоденький танкист, видно, что ожоги на его груди и спине уже подживают; рядом с ним врач и две медицинские сестры. Тот танкист был обожжён в горящей машине во время Московской битвы.
В госпиталь поступали раненые воины не только с Западного, но и с других фронтов.
Жители г. Чухломы с большим уважением относятся к своему земляку – Н. А. Новикову, значит есть где-то и музей, в котором какие-то документы и более подробная биография генерала. Возможно, есть и документы о ранениях, контузии. Если они были, то и госпитали должны быть названы.
Если на портрете Елены Афанасьевой именно генерал танковых войск Н. А. Новиков, то для его земляков узнать это – будет драгоценным сюрпризом.
А для меня сюрприз – что в биографиях генералов Т. Я. Новикова (рассказ о нём А. Фолиева) и Н. А. Новикова упомянут г. Иваново. К чему бы это?
ПОСЛАТЬ ЗАПРОС В АРХИВ
У автора статьи «Портрет генерала Новикова» (см. выше) А. Фолиева вот такое сомнение:
«Не совсем понятно, почему с 1 февраля по 31 мая 1942 года он (генерал Т. Я. Новиков) – командир 108 стрелковой дивизии. По некоторым данным, с февраля 1942 года он находился на лечении после ранения. Именно в это время и мог быть сделан его портрет».
Кто на портрете Елены Афанасьевой, какой генерал Новиков находился в 1942 году на лечении в СЭГе 290? Один из вариантов для выяснения – отправить запрос в архив медицинской документации, которую вели фронтовые и тыловые госпитали (медсанбаты и другие медицинские подразделения, оказывающие помощь раненым), расположенный в Санкт-Петербурге.
Мне говорили ветераны-«сэговцы» (так ветераны СЭГа 290 называли себя), что после окончания войны штаб госпиталя обязан был сдать всю медицинскую документацию, в том числе и медкарты раненых, в соответствующее государственное учреждение.
Не уверена, что, если я, частное лицо, отправлю такой запрос о генерале Новикове в названный архив, то мне ответят. По рангу - лучше такой запрос сделать кому-то из штата Отдела изобразительных материалов ГИМа. Об этом мы говорили с научным сотрудником отдела Марией Викторовной Кречетовой.
А вдруг будет опознан раненый генерал, командир танковой дивизии Новиков – образ которого сохранился на портрете художницы Е. Афанасьевой! И мы, соотечественники, узнаем о его судьбе до войны, в военные годы и после Победы (почему бы ему и не выжить в том аду!). И тогда ещё на одного будет меньше «Неизвестного солдата».
Сомнения нет в том, что генерал-майор Тимофей Яковлевич Новиков – реальное лицо. Царство Ему небесное за самоотверженную защиту Отечества от злого и коварного врага! В Великой Победе над фашистской Германией и её сателлитами есть большой его вклад.
Даже, если на акварельном рисунке художницы не Т. Я. Новиков, все послевоенные поколения СССР (России) должны знать и чтить память его и всех фронтовиков, спасших (миллионы – ценой своей жизни) от рабства Отечество. Да и значительную часть Земного шара! Ибо фашизм – это инфекция.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ГОСПИТАЛЯ
В годы Великой Отечественной войны СЭГ 290 был главной медицинской базой Западного фронта – основной силы по сдерживанию натиска фашистских войск, рвущихся к Москве. Основной, но далеко не единственный.
О тяжёлых боях в первые годы войны Красной Армии с войсками фашистской Германии и её многочисленных приспешников в нападении на Советский Союз подробная информация есть в военных мемуарах, в другой литературе; в музеях и архивах.
СЭГ 290 начал формироваться в середине июля 1941 года в прифронтовом тогда ещё г. Вязьме Смоленской области. Хаос первых месяцев войны, вражеские бомбёжки и десанты, горящие города и деревни, беженцы, тысячные потери советских солдат и офицеров, огромное количество раненых!
По задумке Главного санитарного управления, СЭГ 290 формировался - на ту пору, как не стандартного типа госпиталь. Отличали его масштабы и задачи.
Без преувеличения его можно было назвать медицинским комбинатом со всем необходимым для приёма раненых (обожжённых, обмороженных, контуженных, больных). В сутки их поступало несколько тысяч. Численность персонала (не только медицинского – в скобках мои уточнения; Л.П.-Б.) – от 1000 до 1500 человек.
Необычным в нём было создание сортировочных отделений. Коротко суть, условно говоря, медицинской тактики: сразу же выявлять раненых с тяжёлыми травмами, когда человек находится на грани жизни и смерти. Им оказывали помощь (операции, переливание донорской крови и т.д.) в первую очередь. Так было меньше потерь. А тех, кто мог подождать, мыли, стригли, переодевали, отогревали, кормили.
Ещё одна особенность СЭГа – оказав необходимую помощь, раненых отправляли (чаще поездами, но не только) в тыл. В госпитале оставались лишь те, кто не перенёс бы долгой дороги, кому требовались ещё операции, кто был без сознания.
Лишь значительно позже подобные – сортировочно-эвакуационные – госпитали появились и на других фронтах, в Москве и других городах, близких к боям с врагами.
Большую часть военных лет СЭГ 290 шёл за Западным фронтом (с 1944 года – стал медицинской базой 3-го Белорусского фронта). Ещё его называли «госпиталем на колёсах»; как говорили древние греки, всё своё возил с собой.
Можно написать большой рассказ о том, где в годы войны персонал распаковывал госпитальное имущество и готовился для приёма раненых. Палатки, землянки, пакгаузы железнодорожных станций, цеха заводов и фабрик, подвалы; лишь редко – корпуса каких-то институтов или эвакуированных госпиталей.
Ветераны госпиталя, которые начинали свою службу в нём с начала формирования, вспоминали, как пахло сливочным маслом в отделениях и палатах, когда персоналу пришлось приспособить для приёма раненых цеха Вяземского маслозавода. Он был эвакуирован в тыл.
Оседло СЭГ 290 работал с октября 1941 и до марта 1943 гг. - занял опустевшие корпуса Коммунистического военного госпиталя в Москве, в любимом районе императора Петра Первого – Лефортово. Там же и первый военный госпиталь был открыт по его же указу. Жив и сейчас, пусть с разными изменениями, что объяснимо (всё течёт – всё изменяется).
Но профиль сохранился. Много лет там работает Главный военный клинический госпиталь имени академика Н. Н. Бурденко. На одном из его корпусов есть Мемориальная доска, сохраняющая для потомков самоотверженность всего персонала СЭГа 290 по спасению жизней советских солдат и офицеров.
Именно в Лефортово пришла большая группа художников, направленных в госпиталь Московским отделением Союза художников (МОСХ) СССР.
Здесь уже опубликованы очерки о художниках, их творческой работе в СЭГе 290 – Илье Ивановиче Машкове и Филиппе Ивановиче Долгове. Интересная подробность: когда не хватало рук, чтобы помогать раненым, Долгов, отложив карандаш и кисть, работал санитаром. И числился в госпитале как «красноармеец-художник».
Филипп Долгов остался в госпитале; вместе с его персоналом в марте 1943 года оказался в труднопроходимом Пыжовском лесу (Смоленская область). Там в марте-апреле того года они построили подземный медицинский городок со всем необходимым для приёма и оказания помощи 5-ти тысячам раненых. Принимал больше. Между собой они называли подземный госпиталь «Пыжград».
Художник Долгов рисовал и в Пыжовском лесу: землянки, однополчан, раненых.
Персонал СЭГа встретил Великую Победу над лютыми врагами человечества – фашистами - в городке Тапиау в Восточной Пруссии.
Из поэмы «СЭГ-290»:
Какой он кипучий, наш 290-й!
Он любит расти, не боится труда.
Узнаешь ли в этих подтянутых сёстрах,
Тех, дымом прожжённых, прошедших снега?
Читаем афишу, что в клубе в субботу:
Тарасова Шура читает доклад,
Девчата серьёзной научной работой
Часы передышки заполнить хотят.
К нам часто приходят артисты, поэты,
Здесь Минин-2 – скульптор, профессор Машков.
Украсили стены этюды, портреты,
Собрание самых различных голов.
(Большую поэму с эмоциональным накалом сочинила медсестра
госпиталя, поэтесса Нина Сиротина - Новосельнова. Воспоминания о ней
опубликованы здесь же. «Минин -2» - в СЭГе 290 был хирург Николай
Иванович Минин; а приходил – скульптор Минин; к сожалению,
имя, отчество пока не знаю)
ПОЧТИ ВЕСЬ ДВАДЦАТЫЙ ВЕК – ЕЁ ВЕК
Совет ветеранов СЭГа 290 в разные годы рассылал анкеты однополчанам и всем, кто по-разному во время Великой Отечественной войны был связан с работой госпиталя.
Из анкеты художницы:
1. Фамилия, имя, отчество - Афанасьева Елена Александровна.
2. Год, месяц, число рождения - 1900; 16 апреля нового стиля.
3. Образование – высшее; ВХУТЕИН.
4. Воинское звание –
5. Сроки службы в СЭГ-290 – декабрь 1941. Нас, группу художников, направили в подшефный госпиталь от МОСХ (Московская организация Союза художников).
6. В каком отделении работали и кем - Выполняли зарисовки работы госпиталя. Были 3 выставки к конференциям врачей: январь, февраль 1942 г.
7. Награды военные и трудовые - Медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «30 лет Победы», «40 лет Победы», «Ветеран труда»; Значок «СЭГ 290».
8. Где и кем работали после войны - Всё время в Москве, художник в издательстве детской литературы; 1944 – лауреат конкурса детской книжки.
9. Где и кем работаете в настоящее время - Выставки; серии портретов актёров; театрального училища им. М. С. Щепкина.
Работы военного времени находятся в музеях: Москва, Ленинград, Калининград, Павлодар, Тула…
10. Какое участие принимаете в военно-патриотической работе с молодёжью - Встреча со студентами мед. училища им. Семашко. Передаю им некоторые работы для их деятельности на темы: против пьянства, курения.
11. Домашний адрес и телефон - 121059, Москва, Г-59, ул. Брянская, 4 (указаны номер квартиры и телефон).
12. ВАШИ предложения - Приглашаю желающих на встречи в Мастерской «Труд художника должен помогать деятельности человека».
Е. Афанасьева (подпись)
Ноябрь 1986 г.
На странице в каталоге выставки графических произведений Елены Александровны карандашом написано «Медведева». И есть дарственная роспись художницы.
Анна Павловна Медведева (1920-2019), врач, в СЭГе 290 работала с февраля 1942 года. Демобилизована лишь в 1946 году из белорусского города Бобруйска. Туда госпиталь был переведён из Восточной Пруссии; стал базой для гарнизонного военного госпиталя.
Анна Павловна была третьим и последним председателем Совета ветеранов госпиталя. Я помогала ей в этой общественной работе. А когда Анна Павловна по состоянию здоровья не могла заниматься делами Совета, она передала мне сохранившуюся часть его архива. Среди документов был и каталог графики Е. А. Афанасьевой.
Художница бывала на встречах «сэговцев» в День Победы. К 9 мая с 1966 года в Москву приезжали из разных республик СССР однополчане. Встречались они и после распада Советского Союза. Пока позволяло здоровье. Теперь уже встречаться некому. Рисовала ли Елена Александровна кого-то из персонала – ветеранов СЭГа 290 в послевоенные годы? Не слышала.
Биографию Е. Афанасьевой можно найти и в Интернете (Википедия и др.). Есть описание её жизни и творчества и в названном каталоге. Почти сто лет прожила! Трудилась на своём поприще, как говорят, не покладая рук.
Елена Александровна говорила: «Себя я без карандаша не помню… Я люблю больше всего рисовать малышей». Все, кто её знал и видел, как она работает, удивлялись. У неё был редкий дар: делать наброски молниеносно.
Для краткости переписываю из каталога «БИОГРАФИЧЕСКУЮ СПРАВКУ»:
1900 - Родилась в Брест-Литовске (с 1939 г. – г. Брест).
1919 – Занималась в студиях В. Баталова, Г. Комарова, М. Афанасьева во Владивостоке.
1923 – Командирована губкомом ВКП(б) Дальневосточной республики на учёбу в Москву.
1929 – окончила ВХУТЕМАС. Руководитель Н. Н. Купреянов. Начало работы в детских журналах.
1932 – Вступила в члены Союза художников СССР.
1938 – Участвовала в выставках советского искусства в Брюсселе и Лондоне.
1941-1942 – Работала в эвакогоспитале № 290 по командировке МОСХа.
С 1954 – Работает в театрах над созданием портретов артистов.
1958 – Персональная выставка портретов артистов в ролях (41 работа) в Театре имени Ленинского комсомола.
1983 – Персональная выставка «Портрет актёра» (80 работ) в ВТО.
С 1938 – Участвует во всесоюзных, республиканских, московских и ряде зарубежных выставках. Работы художника находятся в музеях, картинных галереях и частных собраниях.
(ВХУТЕМАС – Высшие художественно-технические мастерские; московское учебное заведение. Основан в 1920 году. В 1926 году преобразован в ВХУТЕИН - Высший художественно-технический институт)
Различного жанра работы Е. А. Афанасьевой, кроме ГИМа, хранятся в Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве; в Санкт-Петербурге, Туле, Хабаровске…
ЭТО ГЕНИАЛЬНАЯ ДЕВУШКА!
Отец её был офицером; из дворянского рода. Елена вместе с родителями жила в Харбине, в Чите, во Владивостоке. Рано начала рисовать. Сначала с репродукций копировала работы русских живописцев-классиков: И. И. Левитана, К. Е. Маковского и других. В одной из школ Владивостока училась рисунку, композиции. Нашла свои темы. В местных газетах с 1920 года публикуются её рисунки.
Как она оказалась в Москве? Помог счастливый случай. И, безусловно, её дар.
Из упомянутого выше каталога: «В 1919 году во Владивостоке в литературно-художественном обществе «Балаганчик» проходил конкурс пятиминутного наброска, где она получает первую премию. Через некоторое время там же проводился конкурс портретного рисунка, в котором принимал участие знаменитый Давид Бурлюк, заметивший молодую художницу. В результате – третья премия после Бурлюка и венгерского художника».
О том времени Елена Александровна воспоминала так: «Бурлюк читал стихи Маяковского. Бурлюк, большой, артистичный, голос низкий, сильный. Стихи звучали и поражали энергией и своеобразием… Бурлюк натура деятельная, много работал. Он здесь с семьёй: жена, её сестра и два сына – все крупные, монументальные».
Елена Афанасьева нарисовала его портрет. Оценил он её талант так: «Это гениальная девушка!».
Возможно, и он замолвил за неё слово, когда во Владивостоке партийная организация решала – кого из подающих надежду на талант рисовальщика отправить в Москву на учёбу. Если так было, то Давид Давидович Бурлюк (1882-1967) стал её крёстным отцом в изобразительном искусстве.
В литературе о нём написано, что он «русский поэт и художник, один из основателей русского футуризма». С 1920 года жил в эмиграции.
Забавный случай. Осенью 1923 года Елена едет в Москву поступать в ВХУТЕМАС. В поезде украли все её рисунки, которые она туда везла. Рыдала? Вовсе нет. Карандаш-то всегда был с ней. Она нарисовала попутчиков – красноармейца и девушку-комсомолку. Возможно, ещё какие-то виды из окна или что-то из жизни поезда.
В то учебное заведение Елену приняли. Но не прошло и полгода, как выставили за дверь. За то, что… её отец – царский офицер. Даже подумать я не могла, что Елене помогла вернуться на учёбу Надежда Крупская (в то время, наверное, уже вдова Владимира Ульянова-Ленина).
В каталоге о жизни Елены Афанасьевой и «ценных гранях таланта художницы» опубликована статья И. М. Егорова, старшего научного сотрудника Государственной Третьяковской галереи. Это, конечно, профессиональный взгляд на профиль её творчества.
А я лишь полистаю каталог и назову хотя бы некоторых из известных нам соотечественников, ставших персонажами портретов и рисунков Е. Афанасьевой:
Профессор И. М. Рейснер (востоковед); А.А. Гончаров (режиссёр; работал в разных театрах; больше – в Московском театре им. В. Маяковского); актриса Л. Покровская. 1949 (красавица в шляпке; кокетливо скошены глаза);
Борис Пастернак. 1946 (оригинальный графический рисунок в профиль чрезвычайно талантливого русского поэта и прозаика); актёры Ю. Лихачев (1957 г.); Н. Гошева (1958 г.; большое сходство с актрисой Татьяной Самойловой в роли в художественном фильме «Летят журавли»).
Актриса Н. Гундарева. 1983 г. (Миленькое, наивное личико; шляпка с большими полями, пухлые губки). Русский композитор Дмитрий Шостакович (1959 г.; не знаю, можно ли так сказать: штриховой портрет, в профиль, очки, сосредоточенный на чём-то взгляд).
В галерее портретов актёров также: Татьяна Доронина, Армен Джигарханян, Светлана Немоляева и многие другие.
На обложке каталога и внутри несколько автопортретов художницы. Тоненькая фигурка. Красивая женщина. Красивая жизнь. Красивый талант.
Напоминаю, что здесь же и портрет с подписью: «Генерал Новиков, командир танковой дивизии. 1942».
Подробностей её личной жизни я не знаю. Да и не нужны они. Елена Александровна была замужем, родила дочь. В каталоге есть её портрет - «Марине 6 лет. 1946» и прелестный графический рисунок ребёнка. Подпись: «Внук. 1983». Марина, как говорят, пошла по стопам мамы – также художник.
Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые...
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Поэт Давид Самойлов. "Сороковые"
Умерла Елена Александровна в 1998 г. Ушла в мир иной женщина, о которой можно было бы издать книгу-биографию в серию «Жизнь замечательных людей». Её кредо: «В руках моих кисть, на конце её – огонь моей души».
Она оставила России грандиозную коллекцию своих работ – так как рисовала везде, где была: на собраниях, совещаниях, разных встречах, на репетициях в театрах; в дороге и дома. В той коллекции и иллюстрации к книгам детской писательницы Агнии Барто («Машенька»); в журналах «Мурзилка», «Юный натуралист»; в московских газетах.
Доля художницы также есть в Великой Победе народов СССР над фашистской Германией и её союзниками. Не слышала, чтобы в Советском Союзе как-то награждали художников, которые работали в тылу и делали архиважное для страны дело: рисовали фронтовиков – врачей и другой персонал госпиталей; раненых и тех, кто им помогал выздоравливать (школьники, студенты, рабочие заводов и фабрик – их называли шефами).
Есть мемуары – книги. Портреты и рисунки фронтовиков военной поры – это тоже мемуары. Все работы, сделанные в СЭГе 290 художниками Еленой Афанасьевой, Ильёй Машковым, Филиппом Долговым – это летопись Великой Отечественной войны.
И это достойно большой выставки! Как и работы других художников, скульпторов, составляющих, образно говоря, живописную летопись войны.
Я всё надеялась, что в какой-то год к Дню Победы некие - российский музей, картинная галерея; Союз художников РФ и прочие, кому это по профилю деятельности, устроят грандиозный показ (хотя бы один – для начала!) картин, рисунков, скульптурных композиций художников и скульпторов военной поры. Не утверждаю, что их работы вовсе не показывают, что они все где-то в запасниках. Но этого недостаточно.
В Москве этому подошёл бы Манеж с его грандиозными масштабами. Открыть бы там на одном из этажей выставку разных работ художников, запечатлевших (навечно!) Великую Отечественную войну на полотне, бумаге, в гипсе… Там смогла бы увидеть мир и большая коллекция образов фронтовиков, хранящаяся в ГИМе. В том числе и из проекта «Неизвестный солдат».
Открыть! Не закрывать! Лишь пополнять и обновлять экспозицию! И чтобы вход на выставку был свободным! И чтобы учителя приводили туда детей. Наглядность – это также уроки. Уроки жизни!
В каталоге графики Е. Афанасьевой есть интересная информация о её работах, выполненных в СЭГе 290, на выставках:
«В Доме Советской Армии к 23 февраля (1942 г.) экспонировались две работы «Снова на фронт» и «Портрет медсестры Часовских*». Художница работала прямо в госпитале, взяв с собою маленькую дочь, которая ещё помнит, как раненый офицер (его портрет был позже куплен Музеем Победы) резал для неё лопатки из дерева.
В 1943 году на выставке в Музее им. А. С. Пушкина «Московские художники в дни войны» были показаны восемь работ, позже приобретённые разными музеями».
(*Лариса Часовских – операционная медицинская сестра СЭГа290. Воспоминания о ней опубликованы здесь же)
Была издана даже открытка с акварельной композицией Е. Афанасьевой - «Возвращение из разведки» ( а до неё - опубликована в газете «Вечерняя Москва»; газета жива и здорова и по сю пору). Сюжет акварели – из жизни СЭГа 290.
Кроме названных здесь художников, командированных МОСХом в СЭГ 290 в 1941-1942 годы, были и другие. О них рассказ также будет.
Литература:
Афанасьева Елена Александровна. Графика. Выставка произведений. Каталог. Составители каталога: Марина Леонидовна Афанасьева, Ольга Васильевна Чебаненко. Москва. Советский художник. 1991 г.
31 мая 2025 год
Свидетельство о публикации №225053101586