Рецензия на спектакль таня в сардт им. луначарског
«Любовь делает человека сначала слепым, а потом нищим».
«Таня» - воплощение эволюции человеческих чувств: от влюблённости и влечения до собственнической одержимости, от дружеской симпатии до настоящей, искренней и глубокой любви.
История девушки Тани - молодой, ещё полной детского задора, до забвения себя любящей своего талантливого Германа и полная радостных надежд на будущее, впоследствии теряющей всё, но вновь обретающей счастье - это иллюстрация к разнообразию человеческих отношений.
Удивляет то, что героиня, пережив разрыв с любимым человеком, перенеся смерть сына - единственного, кто бы ей напоминал о её ранее крепкой и представляющейся единственной, истинной, любви, нашла в себе силы, чтобы простить и полюбить себя и исцелить свою душу от одержимости мужем. Татьяна, уйдя от Германа - объекта своего поклонения и обожания - и пережив несколько лет одиночества, взращивает и укрепляет в себе серьёзность. После отказа бороться за своё счастье и любовь, героиня меняется - становится недоверчивой, закрытой миру, в её душе поселяется страх снова испытать боль, почувствовать себя ненужной, брошенной, нелюбимой. Голос своих эмоций она перебивает работой - всё-таки отучившись на врача, Таня теперь приносит пользу обществу, чтобы хоть как-то почувствовать себя нужной.
Примечательно и то, что героиня не ожесточилась сердцем по-настоящему: она добрая и готова, несмотря на снежную бурю, идти на лыжах в дальний район лечить ребёнка. По иронии судьбы, больным мальчиком оказывается сын Германа, работающего теперь инженером-конструктором в том крае.
К финалу сценического действия Таня окончательно избавляется от навязчивой идеи о том, что они с Германом неразделимы и принадлежат друг другу, от мысли о его неоспоримом таланте, от пренебрежения своими интересами и занятиями - медициной, искусством и жизнью в целом. Она становится свободной, сама отпуская и мешающий их отношениям с Балашовым детский эгоцентризм, и ревнивость, и стремление отдать всю себя и своё время на достижение целей возлюбленного. Татьяна обретает уверенность в своём светлом и счастливом будущем, а веру эту в ней закладывает любовь к Игнатову и осознание своего врачебного призвания.
Странным является то, что изменение характера героини происходит за сценой, как-то резко: в первой части мы сперва видим девочку, живущую радужными грёзами, затем сокрушенную горем, уставшую от всего мать, потерявшую ребёнка, а в начале второй - энергичного доктора, активистку, «деловую женщину», разъезжающую на лыжах в снегах Красноярского края, так похожую на Марию Шаманову, (либо это карикатура на неё, либо Таня, в силу психологии, храня любовь к Балашову и будучи не в состоянии простить себе ухода от него, решила стать похожей - только поведенчески - на новую любовь своего мужа), в которую влюбился Герман.
Изменение характера героини происходит скачками - в первой картине она беззаботная и легковерная девушка, до беспамятства любящая своего мужа, а потому - ревнивая и мнительная. В том числе она и эгоистка - всё время перетягивает внимание Германа на себя.
Более того, девушка равнодушна абсолютно ко всему, что не связано с работой её мужа - даже к смерти соседского ребёнка героиня остаётся безучастной. Единственным, к кому Таня ещё проявляет интерес - воронёнок Семён Семёныч, которого молодые люди подобрали на улице и поселили у себя до весны.
Далее, в сцене подслушивания тайного объяснения между Балашовым и Шамановой, Таня, решительно настроенная на то, чтобы сказать Герману о своей беременности, потеряна и душевно разбита, а потому снова поступает по-детски: ни с кем ничего не обсудив, уезжает.
* Стоит отметить, что мужу она о ребёнке так и не сообщает даже при их встрече через несколько лет. Вначале Татьяна порывается сказать об этом, но считает нужным промолчать, лишь произнеся на прощание: «Ты потерял то, чего не имел, а это пустая потеря».
В следующей картине перед нами - мать, перенёсшая свою отдающую одержимостью любовь с мужа на ребёнка - маленького Юрика. Но Юрик умирает от дефтирита, во что героиня поначалу отказывается верить, но затем выдаёт этот факт нарочито радостно (истерические эмоции?) Грищенко, которому она помогает с чертежами.
Далее действие переносится в нелёгкие, припорошенные снегом, врачебные будни Татьяны. Она устала и от работы, и от погоды, и от постоянного состояния одиночества и тщетного ожидания. Речь её не располагает к общению, управляющий Игнатов чуть ли не клещами вытягивает из неё сведения о её прошлом. Впрочем, он тонкий психолог, и сразу понимает, что перед ним - заблудшая душа с разбитым сердцем.
И, наконец, последняя картина, где Таня - снова счастлива, но уже не эгоистически, а по-взрослому, осознанно.
Однако, нам не даётся взгляд на героиню со стороны остальных персонажей. Мнение героев о происходящих событиях, их чувства и мысли не показаны, всё выстраивается только на основании точки зрения Тани, потому, возможно, так неравномерны переходы и изменения в её жизни - мы смотрим её воспоминания, проживаем её боль, радость, разочарование, переносим удары судьбы , достигаем цели и мучимы одиночеством так же, как и она сама.
Эта зарисовка об обретении себя, любви и счастья достойна того, чтобы её увидел каждый. Ведь все мы люди, все мы хотим, чтобы нас любили и ценили. Но одного желания недостаточно. Любовь - это всегда работа с двух сторон. Это приём чувства, но это же и отдача, одного без другого просто не будет. Любите и будьте любимы!
* фотографии взяты из официальной группы театра им. Луначарского
#зрительский_ареопаг #театрлуначарского #таня
Свидетельство о публикации №225053101643