Ситро и сигареты или как отстать от поезда
...Разбирая однажды домашний фотоархив, обратил внимание на «курортную» серию снимков. Тут вам и Брест, и Кавказ, и море с пальмами на берегу... Решив сохранить для потомков хоть часть из прожитого, порасспрашивал отца. Ведь альбомы со старыми снимками могут стать кладезем интересных историй, а ценность поездок состояла не только в самом отдыхе, но и в возможности познакомиться и пообщаться с другими туристами (правда, я заметил, что сейчас на курортах многие отдыхающие, даже приезжающие семьями, как бы сами по себе. Знакомство уже не в моде).
Итак, в 1982 году отец по заводской путевке ( работал на Ворошиловградском станкостроительном заводе имени В. Ленина) отправился отдыхать на Кавказ. Направлялся в Хадыженск, где находилась турбаза, однако по пути отстал от поезда (Сосногорск-Адлер). Дело произошло в Армавире, на станции которого поезд остановился. Отец вышел из вагона и по просьбе попутчиков пошел за покупками: кто-то сигареты просил купить, другие - ситро. Однако времени было в обрез, а у киосков оказались большие очереди. И тут гудок! Поезд отправляется. Отца позвали обратно. Подбегает он к железнодорожным путям, но тут мчится состав и перерезает ему дорогу. А его поезд трогается с места и уезжает. В итоге остался на перроне – с ситром и сигаретами... Смешно и грустно. Что делать? Все вещи и документы остались в вагоне! Испугался не на шутку. Однако долго не паниковал и обратился за помощью к начальнику станции, который выслушав его, пошел навстречу и разрешил сесть в другой поезд – тот самый «Москва -Тбилиси», который задержал его. Он являлся скорым, но опаздывал и должен был нагнать свое время. Но прежде надо было еще уведомить непосредственно начальника этого поезда. Вот и пошел отец к нему.
«Обошел я несколько вагонов и зашел в купе, где сидел начальник и еще несколько человек – "резались" они в карты, как оказалось. Выясняю, кто здесь главный и рассказываю свою историю. Подумав, он велит сесть в вагон-ресторан, а затем выйти на нужной станции, чтобы посмотреть, не пришел ли мой поезд. В общем, еду-еду и доезжаю до Белореченской. Выскакиваю, поднимаюсь на мост-переход над путями и вижу, как мне кто-то машет рукой. Оказалось, пассажир «моего» поезда».
В общем, вернулся он к своим. Вещи, деньги и документы были в сохранности. При этом пассажиры провели их опись в присутствии проводницы, чтобы затем оставить на станции. Как выяснилось, соседи по вагону не остались равнодушны к истории и были обеспокоены исчезновением попутчика. С некоторыми отец познакомился поближе и в дальнейшем они даже отдыхали вместе. Этих туристов можно увидеть на снимках, оставшихся с того кавказского тура. Отец сам все снимал. Сочи, Сухуми, Новый Афон. Запомнились ему турпоходы в горах, огромные заросли ежевики, горные реки с холодной как лед водой… В Сочи – дендрарий с великолепной архитектурой и субтропическими растениями. …
Туристы на подвесном мосту, на другом снимке – в пещере, а еще на приготовлениях. Игры, состязания, посиделки - весело проводили время. Хотя после переходов уставали порядочно. Туризм как есть (между прочим, а тех, кто просто отдыхал на пляже, в шутку называли «матрасниками»). Хотя в самом Сочи отдых у многих сопровождался посиделками в кафе или ресторанах с вином, льющимся рекой... По принципу «гулять так гулять». Правда, потом некоторые страдали от переизбытка алкоголя...
В 1983 году папа совершил небольшое путешествие по западу Беларуси и Украины. Белорусский маршрут включал в себя и посещение Бреста с его мемориальным комплексом «Брестская крепость». Монумент его впечатлил, особенно скульптурная композиция «Жажда», изображающая солдата, который с каской тянется к воде... А еще состоялись поездки к озерам Белое и Свитязь. Средние широты хоть и далеки от экзотики юга с его морями и пальмами, но могут порадовать своей неброской красотой.
В рамках маршрута посетили отдыхающие даже Львов. Старинный город понравился, хотя один момент оставил осадочек, как говорится. Дело было так: отец и еще несколько туристов вечерком решили посидеть в местном ресторанчике. Однако завсегдатай одного такого местечка не хотел их пускать. Мол, поздно уже, закрываемся, идите в гостиницу. Прохладно к ним как-то отнесся. Пытались его уговорить – ни в какую. Тогда батя заговорил с львовянином на украинском языке: «Да пустіть вже, вам що, шкода? Посидимо з хлопцями трохи». И вот после этого их пустили в ресторан. Мелкий случай, но запомнился...
Многое отец тогда запечатлел на фотопленку, включая природные и городские достопримечательности. Но случилась неприятность... Свои пленки отдал одному фотографу, который пообещал, что все проявит, напечатает и вышлет. Как позднее оказалось, наврал с три короба и просто все присвоил (а может потерял, кто знает. Но ничего не написал!). Пропали десятки интересных кадров… Ненадежным оказался спутник...Из Беларуси сохранилась лишь парочка коллективных снимков на фоне памятника защитникам Бреста.
Впрочем, были и другие примеры. Отец на отдыхе не рассчитал возможности и потратил много денег, а оставшихся средств на возвращение домой не хватало. Пришлось занимать. Нашелся хороший человек (журналист из Казани, работавший, между прочим, в сатирическом журнале «Чаян»), который одолжил 25 руб. Он поначалу недоверчиво отнесся к просьбе отца и обещанию вернуть деньги позже, но, тем не менее, дал в долг. Папа, естественно, взял у него адрес и вернувшись домой, прислал деньги по почте. Так впоследствии и завязалась между ними небольшая переписка, в которой казанец и ворошиловградец поздравляли друг друга с главными праздниками той эпохи...А потом всех разделили новые границы...
Фото из семейного архива
Свидетельство о публикации №225053101678