О комунизме как религии
(О книге Тамары Петкевич «Жизнь – сапожок непарный»)
№ 2025 / 21, 30.05.2025, автор: Геннадий МУРИКОВ (г. Санкт-Петербург)
Рецензия на статью Геннадия Мурикова «Особенности коммунистической религии»
Геннадий Муриков в статье, посвящённой книге Тамары Петкевич «Жизнь – сапожок непарный», предлагает глубокий и интересный взгляд на проблему советской ментальности периода массовых репрессий. Автор делает попытку рассмотреть воспоминания автора в широком историческом и культурологическом контексте, что придаёт рецензии особую ценность и позволяет увидеть важные аспекты общественного сознания того времени.
Ключевая идея статьи связана с определением отношения советских людей к власти и репрессивной политике государства. Муриков подчёркивает двойственность позиции самих жертв репрессий, обращаясь к свидетельству очевидцев и участников тех событий. Читатели узнают, что одни бывшие заключённые продолжали верить в правоту партии и Сталина, оправдывая репрессии необходимостью борьбы с врагами, другие же резко критиковали режим, обвиняя его в преступлении против собственного народа. Такой контраст взглядов вызывает размышления о механизмах формирования массового сознания и роли государственной пропаганды.
Особенное внимание заслуживает сравнение автором мнения персонажей Петкевич с известным высказыванием Солженицына о ГУЛАГе. Здесь проявляется основная тема исследования – противоречивые ощущения и убеждения бывших узников лагерей. Генезис подобных расхождений объясняется культурной спецификой советского строя, воспитавшего целые поколения людей, ориентированных на лояльность и веру в официальную идеологию.
Важнейший вывод статьи заключается в утверждении, что советская идеология стала своеобразной формой религии, обладавшей всеми признаками веры: непререкаемостью догматов, символическим поклонением вождям и мученичеством собственных сторонников ради высших целей. По мнению Мурикова, подобный тип мировоззрения оказывал сильное воздействие на сознание миллионов людей, формируя устойчивую систему убеждений, подобную религиозной ортодоксии.
Автор статьи демонстрирует высокую степень аналитичности и эрудированности, умело используя цитаты из воспоминаний Петкевич и других авторов, демонстрируя знание истории и культуры СССР. Текст написан чётко, последовательно и ясно, что облегчает восприятие сложных вопросов и выводов.
Однако стоит отметить, что предложенная концепция коммунизма как разновидности религиозного учения требует дополнительной проработки и обоснования. Сам факт наличия ритуальных элементов в советском обществе недостаточен для утверждения полного соответствия коммунистической идеологии традиционной религии. Необходимо учесть разнообразие форм политической социализации и механизмы воздействия на массовое сознание, отличающиеся от религиозных практик.
Кроме того, книга Петкевич не исчерпывается темой политических репрессий. Её творчество отличается глубиной личных переживаний, поиском смысла жизни и попыткой переосмысления трагедий прошлого. Более подробный анализ художественного мастерства автора позволил бы дополнить картину восприятия материала.
В целом статья Г. Мурикова представляет значительный вклад в изучение советского опыта репрессий и особенностей советского сознания. Материал интересен и полезен для исследователей, студентов-историков и читателей, заинтересованных в понимании механизмов тоталитарных режимов XX века. Тем не менее, работа оставляет простор для дальнейших исследований и обсуждений, что свидетельствует о высоком потенциале данной темы для будущих научных изысканий.
Свидетельство о публикации №225053100051