Бенни Гудмен 116!
(1909–1986)
«Когда Бенни играл, джаз становился классикой. Он сделал невозможное — заставил Америку слушать джаз стоя.»
— Дюк Эллингтон
30 мая — день рождения музыканта, имя которого стало символом джаза, безупречной фразы, свинга и свободы духа. Сегодня Бенни Гудмену исполнилось бы 116 лет.
Он родился в Чикаго в многодетной еврейской семье эмигрантов из Польши. В 10 лет впервые взял в руки кларнет, а уже через год исполнял популярные мелодии Теда Льюиса — чтобы заработать на карманные расходы. Джаз захватил его полностью. В 14 лет он оставил школу, чтобы посвятить себя музыке.
Юный Гудмен играл с оркестром трубача Бикса Байдербека — одним из первых белых музыкантов, принятых в среде чернокожих джазменов. В 1925 году Бенни был приглашён в оркестр барабанщика Бена Поллака — именно там началась его дружба с Гленном Миллером.
Сцена из фильма «История Бенни Гудмена» (1956) показывает один из важных моментов его юности. Юный Бенни, сидя на крыше дома, объясняет отцу, как важна для него музыка и как он мечтает поехать с оркестром Поллака на гастроли по Калифорнии. И как ему нужен смокинг.
Шло время — и наступил вечер, ставший поворотным не только в его карьере, но и в истории джаза.
16 января 1938 года в Карнеги-холле впервые в истории этого академического зала прозвучал джаз. Концерт Бенни Гудмена стал сенсацией — и вошёл в музыкальный Зал славы «Грэмми».
Гудмен выступал с лучшими вокалистками — Милдред Бэйли, Пегги Ли, Луизой Тобин, Мартой Тилтон. Участвовал в мюзикле Swingin’ the Dream, снялся в фильмах «Синкопа», «Служебный вход в столовую», «Все здесь» и других.
В годы Второй мировой войны он временно прекратил сотрудничество с RCA, но продолжал активно играть, сниматься, участвовать в спектаклях. В 1945 году Гудмен вернулся к записям, но в 1949 распустил свой оркестр — и с тех пор выступал с камерными ансамблями.
В 1956–1962 годах он гастролировал по всему миру — в том числе в СССР. Это было эпохальное событие: живая легенда американского джаза в стране, где долгое время джаз считался «идеологически сомнительным».
Особенно знаковым стал эпизод в Москве, когда на концерт Бенни Гудмена пришёл Никита Хрущёв. Это был 1962 год. После выступления он пригласил Гудмена на непринуждённую беседу:
— Значит, вы — король джаза?
— Просто музыкант, сэр, — ответил Гудмен.
— У нас тут говорили: джаз — музыка буржуазная. Но если вы так играете — может, не всё буржуазное вредно.
И добавил с улыбкой:
— Ладно, Бенни, сыграй ещё. Народу понравилось.
Этот короткий, но символический диалог стал актом культурной дипломатии. Джаз показал, что может сближать даже идеологически противоположные миры.
В 1963 году Бенни вновь собрал легендарный квартет 30-х годов. Альбом «Together Again!» стал настоящим хитом. В последние годы он почти не записывался, но влияние его музыки только возрастало.
;
Ремарка автора
Это было в Одесской консерватории.
Я учился на третьем курсе в классе выдающегося кларнетиста, профессора Калио Эвальдовича Мюльберга.
Однажды он собрал нас, своих учеников:
— Вас ждёт сюрприз, — сказал он. — Сейчас мы послушаем одну пластинку.
Это была запись Кларнетового концерта Вольфганга Амадея Моцарта — одного из важнейших и обязательных для каждого кларнетиста произведений. Мы ждали исполнения в традиционной академической манере.
И вдруг — имя на пластинке: Бенни Гудмен.
Мы притихли. Было интересно, но немного тревожно. А вдруг джазмен не справится с классикой?
Исполнение оказалось безупречным технически. Но звучание — джазовое. Своеобразное. Артикуляция и штрихи — непривычные. Мнения разделились.
— Ну, что скажете? — спросил Калио Эвальдович.
Кто-то сказал: «Зря он это записал, не в духе Моцарта».
Другие — наоборот: «А почему бы и нет? Это интересный взгляд».
Общего мнения мы не вынесли. Но все признали: это было неожиданно, свежо и по-своему гениально.
Такое прослушивание расширило наше представление о возможностях интерпретации, и, главное, — о самом Гудмене. Он оказался не только королём джаза, но и музыкантом, готовым выйти за рамки жанров.
Спасибо Калио Эвальдовичу за этот урок — он остался в моей памяти на всю жизнь.
;
Бенни Гудмен скончался 13 июня 1986 года в Нью-Йорке от сердечного приступа.
Ему было 77 лет. Он ушёл, но остался в музыке, в живом дыхании свинга, в репертуаре кларнетистов всех стран.
Сегодня его помнят, слушают, обсуждают.
Бенни Гудмен — и есть джаз.
И чуть больше.
Борис Турчинский
Музыкальный публицист
31 мая 2025
Свидетельство о публикации №225053100608