Песнь Деборы в Помпеях
Сценарная мастерская Александра Молчанова . Домашнее задание .
Название : Песнь Деборы в Помпеях .
1 Натура . Раннее утро . Первые лучи солнца ещё не проникли в внутренний дворик виллы . В центре дворика большой фонтан , где плавают мурены .
2 Большая плетёная клетка с птицами .
Хозяйка виллы - ухоженная женщина лет сорока - сорока пяти .
Для того времени - почтенный возраст . Голубые глаза , белокурая .
Стройная , чувственные губы . В изящной столе и нарядной изящной обуви .
Сильвия , вдова Сильвы , центуриона .
Живёт в Риме . Отдыхает в Помпеях . Место действия - вилла в Помпеях . Август 79 г Её служанка , черноглазая и черноволосая еврейка .
Крепко сбитая . В ярком платье , в сандалиях из хорошо выделанноЙ кожи .
Имя её Билга . Ей лет 17 .
Служанка набирает воду из фонтана , то и дело вскрикивая , так как в воде плавают мурены , довольно крупные . Сильвия смеётся то ли над муренами , то ли над служанкой . Сильвия служанке : Признайся , таких фонтанов ты не видела у себя дома ?
Служанка : - Нет , госпожа , я ходила за водой к горному ручью .
Там играли не рыбы , а сама вода , и мне приходилось изловчиться , чтобы набрать воды в кувшин . Сильвия : называй меня « домина « , никакие невинные глаза тебя не спасут в следующий раз . Служанка : - да , домина , простите меня , - падает ей в ноги и обнимает их , целуя ноги .
Сильвия , играя с муренами в воде , бросает им птицу , вскрикивает временами , еле уворачиваясь от их зубов . Грозно грозя им пальцем , поднятым вверх .
Сильвия : - не вздумай играть со мной как эти мурены . Ибо они попадут на стол за свою дерзость . Да , держать мурен лучше в садке в море .
Но мне нравится игра со смертью , когда смерть показывает мне свои мелкие зубы .
Я и смерти не позволю забрать меня во цвете лет , когда я ещё не насладилась жизнью . Запомни , девочка , это и есть Рим . Игры со смертью .
Когда смерти отправляешь положенные ей жертвы , чтобы насладиться жизнью .
И это не мурены . В Риме растёт пиния . Гордая и непреклонная .
А на монете изображена покорённая Иудея - « Иудея капта « .
Отданная смерти . На монете изображена пальма .
Значит , Иудея - это пальма , а Рим - это пиния . Не склоняющаяся перед бурей .
Сама порождающая бури . Что ты думаешь об этом , девочка ?
Служанка : я думаю только то , что разрешит мне моя домина .
Сильвия : ты так покорна ? тогда ты не еврейка .
Евреи не покорились , их покорил Рим .
Служанка : и я покорилась Риму .
Сильвия : кто твой отец ?
Служанка : мой отец - это всё , что было у меня . И вот , его нет со мной .
Потому я покорена , ибо некому вступиться за меня . Я забыла отца и мать .
Сильвия : но мать научила тебя втирать благовония , растерев их в порошок ,
И соединив с маслом ?
Служанка : да , домина . Она сделала это для Рима , я поняла и приняла .
Сильвия : ты так умна , девочка , что я дам тебе вот какое поручение .
Служанка : я слушаю , домина , в повиновении тебе .
Сильвия : что ты думаешь об еврейке , которая поселилась у меня с пятью девочками ? Я слышала о том , что евреи не дружны .
Служанка : да , домина , ты верно заметила , почему евреи были побеждены .
О старой еврейке я не могу думать , я таких не встречала в доме матери моей .
Сильвия : но язык ты понимаешь её ?
Служанка : да , она говорит так же как в доме матери моей .
На еврейском , и на греческом . И на том и на другом чисто и правильно .
Сильвия : скажи мне , а могли бы она и твоя мать встретиться и понять друг друга ?
Служанка : - да , домина . Им бы было о чём поговорить .
Сильвия : если ты можешь понять язык , на котором она говорит , и ход её рассуждений , то ты можешь рассказать о том , о чём она говорит .
Когда говорит . Ибо она скупа в словах .
Служанка : эта старая женщина больше поёт , чем говорит .
И называет себя Деборой , сидящей под пальмой .
Ибо в нашем народе была пророчица Дебора , сидящая под пальмой .
Сильвия : так она должно быть пророчица ?
Служанка : я не могу знать этого , ибо не видела пророчиц .
Только пророков . Они кричали громко и пронзительно . Не пели .
Сильвия : довольно , я утомилась . Иди , и приготовь мне ванну с лепестками роз .
Служанка уходит . Сильвия сидит у фонтана и наблюдает за муренами .
Стремительно вскакивает и удаляется .
3 . Натура . Первые лучи солнца проникли в двор гладиаторской казармы . Помпеи .
Один гладиатор . Высокий , развитый атлетически , в шлеме , на котором изображена пальма гладиатор разминается с другим гладиатором .
Таким же высоким и атлетически сложенным . Еврей , из тех , что были выбраны для проведения триумфа Веспасиану и Титу в Риме , чтобы солдаты римской армии , пройдя под триумфальными воротами и принеся жертвы римским богам , освободились от мести манов - духов , отмщающих за смерть .
Выбранные евреи , красивые , атлетически сложенные , были доставлены как будущие жертвы в гладиаторских боях , жизнь которых теперь зависела от милости или немилости римских богов . У второго гладиатора обычный шлем гладиатора .
С медальоном Геркулеса на нём .
Они беседуют во время тренировочного боя .
Второй гладиатор : родственница Элеазара , главы сикариев , спаслась от того , чтобы быть заколотой мечом желающего всем добра Элеазара , и пять девочек с ней . То ли она сама так мудра , как о ней говорят , то ли Элеазар так решил передать своё послание миру , и весть о спрятанных сокровищах на продолжение его борьбы с Римом . Только я считаю , что надо смириться с тем , что Рим победил и поклониться гению императора Веспасиана , что я сделал ещё до наступления утра , в начинавших золотиться сумерках , как это сделал в своей книге Иосиф бен Метатьягу , приняв имя императорской семьи и поклонившись гению Веспасиана , как я слышал от тех же , кто рассказал мне о родственнице Элеазара . Это евангелие - добрая весть об Иосифе Флавии , для меня .
Первый гладиатор с последними словами сделал неожиданный выпад , и проколол уста второго гладиатора ,и , тяжело дыша , вытер меч сеном .
Он не принимал участия в триумфе Веспасиана и Тита .
Этот гладиатор был сикарием , захваченным в плен в Александрии , куда он прибыл с мыслью разжечь восстание против Рима , и был схвачен самими иудеями .
И отдан ими римлянам .
3 . Натура . Вечер того же дня . Задний двор на вилле . На фоне пинии .
Старая женщина лет 70 - ти . У неё седые волосы , спрятанные под платком .
Черноглазая . Крепкая , без немощи , нарочитой или явной .
Называет себя Деборой . Сидит , выпрямив спину . Простое чёрное платье - стола .
Без украшений . На ногах верёвочные сандалии .
Возле её колен 5 девочек , от 3 до 7 лет . Черноглазые . В простых платьях из домотканого грубого полотна . На ногах верёвочные сандалии .
Дебора гладит девочек по головам и говорит :
- не забывайте тех мест , где вы ходили со своей матерью , никогда , не забывайте песен , которые вам пели мать и я , никогда , повторяйте их в своей памяти каждый день как молитву . Как пробирались мы по змеиной тропинке , по которой свободно двигаются только эти юркие создания , и Пещеры , в которые мы заходили , чтобы отдохнуть .
Как вас гладила по голове мать ваша . Как она готова была умереть , только чтобы вы были живы . И запомните , что отдавать жизни за детей , чтобы продлилась жизнь вашего рода - это закон , заповеданный нам Богом нашим . Который закрыл Своё лицо от нас , но не навсегда . Если наказывает отец , подчинись наказанию , как верное дитя , ибо он наказывает для того , чтобы жить вам на земле не дикими животными .
Чтобы не превратиться в такое животное . Так должны переносить наказание Бога нашего .
Не сказав ни слова досады , ни слова , могущего оскорбить Его .
И если когда вернётесь в те места , в которых угасли жизни ваших родителей , то в память о них пройдите точно по всем местам странствования вашего и ищите , где написаны слова вашим отцом , дух которого вы знаете , и не ошибётесь , что отец написал те слова , сердце вам подскажет точно . Тогда сидите там до тех пор , пока голос вашего отца не раздастся в тишине . Только не берите никого с собой , тайно отправляйтесь , чтобы утишить горесть смерти его , горесть гибели дела его , которое ему передал отец его , а отцу - его отец . Только мальчиков не осталось . А девочек отец отдал на милость Бога .
Так я понимаю его волю , так я вам передаю . Повторяйте слова мои каждый день , когда лучи солнца войдут в этот мир , и прогонят тьму . Во тьме же не бойтесь .
Помните , где бы не были отец ваш и мать ваша , и я сама , будем умолять Бога нашего о милости к вам . И тихо запела : « Шма , Израэль « . Девочки беззвучно плакали .
Но всё вокруг вдруг показалось им надёжным местом для них .
И они вместе в один миг перестали плакать .
4 Натура . Утро с первыми лучами солнца . Место с фонтаном .
Служанка набирает воды , остерегаясь мурен .
Домина выбирает птичек , нежно сжимает её и целует .
Птички доверчиво утихают . Домина погружает то одну ту другую птичку , уворачивась от зубов мурен . Выглядит как религиозный ритуал жертвоприношения
Сильвия говорит ни к кому не обращаясь :
- « Помни , Перикл , ты правишь людьми свободными , правишь эллинами , правишь афинскими гражданами « . Но Рим положил границы . И того , кто переступает эти границы , ждёт суровая кара . Рим это границы , это - закон .
Римские боги , утверждающие этот закон железной рукой , говорят :
« Надо шить хламиду попроще , не забывать о преторе , стоя на месте для ораторов , и не возлагать непомерных горделивых упований на свой венок , видя римский сапог , занесённый над твоей головой « . Да , эллины - это воспитание мысли и воспитание слова , от эллинов - философия , ищущая истины , от римлян - риторика , ищущая убедительности . И философы покорились римским богам . Став учителями слова . Но не вершителями его . А что говорят о Риме у вас , иудеев ? Будь смела в передаче чужих мыслей . Ибо мне нужно иметь то , что говорить вечером .
Служанка : если позволит домина , я скажу всё , как есть .
Не сочти это за дерзость , которая , я знаю , карается смертью .
Сильвия : говори , не бойся .
Служанка : я слышала о том , как говорили плохо о Риме люди в толпе , отправляющиеся в плен к римлянам . Но этих людей я не узнаю .
Слишком мала была .
Сильвия : Но слова запомнила .
Служанка : я хорошо запоминаю все слова , как слова молитвы .
А во время молитвы нельзя смотреть по сторонам .
Сильвия : ну что же , я буду спрашивать тебя только о словах .
Служанка : говорили о том , что один уважаемый рабби , очень учёный , рабби Шимон бар Иохай сравнил Рим с вепрем , о котором в книге псалмов сказано , что он подрывает виноградную лозу Израиля . А вепрь - животное нечистое , а выглядит как чистое .
Сильвия : Так Рим - животное ?
Служанка : так он говорит , домина , не я , совсем неучёная .
Он говорит о том , что Рим хвалится своим судом , а на самом деле , грабит на этом суде . И рынки исправляет - разводить там блудниц , бани - для того , чтобы нежиться , мосты - чтобы взимать пошлину .
Сильвия : злой язык у вашего учителя , потому то он и попал на крючок .
Сгинул должно быть.
Так что на самом деле говорится в песне ?
Служанка : « Из Египта перенёс Ты виноградную лозу , выгнал народы и посадил её , для чего Ты разрушил ограды её , так что обрывают её все , проходящие по пути , лесной вепрь подрывает её …
Сильвия : написали её на эллинском языке ?
Служанка : нет , перевели на эллинский 70 толковников при дворе царя Птолемея
Сильвия : царя Египта ? который теперь под властью Рима тоже ?
Пусть даже вепрь , а справился ведь с крокодилом при реке Ниле .
Так ты помнишь все слова , которые говорят при тебе ?
Служанка : да , домина .
Сильвия : говорила ли при тебе старая еврейка ?
Служанка : да , домина , она разговаривала с девочками .
Сильвия : как разговаривала с девочками ?
Разве я не говорила тебе , чтобы нельзя этого позволить ей ?
Служанка в страхе , закрываясь рукой : Нет , домина .
Сильвия , успокаиваясь , видя , что служанка боится её , но всё же грозным голосом : Если позволишь этой хитрой еврейке видеться с девочками , то я отправлю тебя в лупинарий , мне дадут за тебя хорошую цену .
Станешь лупой - волчицей и будешь кричать на грубых каменных ложах .
Возьми свиток и напиши точно все слова , которые ты услышала .
Служанка , припав к ногам Сильвии , целует их иступлённо .
И уходит не скоро .
5 . Натура . Вечер . У фонтана расположились гости .
Стол уставлен яствами , среди которых - свинья , начинённая колбасами .
Отдельно , свиное вымя . Главное блюдо - мурены .
Фалернское вино . Сильвия говорит :
- у меня был небольшой роман с этими муренами .
Они пытались съесть меня , но я взамен давала им пташек , прервав их песни .
Римские игры со смертью . Жертвоприношение смерти ежедневное .
Это и есть римский образ жизни .
Обращается к одной женщине , похожей на неё и повадками , и одеждой :
Видела ли ты внутри дома в Геркулануме фреску , в которой изображен миф об идеальной жене - Алкестиде , которая согласилась сойти вместо своего мужа в Аид .
А Геркулес , которого мы почитаем как основателя и Геркуланума , и Помпей , ибо помпой было названо шествие в честь Геркулеса , потому что он сумел освободить Алкестиду из Аида , и возвратил её мужу Адмету , у которого гостил .
Так выльем на землю немного вина , чтобы почтить память Геркулеса, который заботится и о женщинах . Вот какую историю рассказал Катон : Смотритель храма Геркулеса играл с богом в кости , бросая их и за себя , и за бога . Когда Геркулес выиграл , смотритель вместе с едой закрыл известную в те времена распутницу Акку Ларентию на ночь в этом храме .
Умирая же она назначила наследником своего имущества римский народ .
И оставила римскому народу поля : Турцисское , Семурийское , Линтирийское и Солинийское и удостоилась того , что через жреца - фламина были жертвоприношения её богам - манам . Когда закалывали детей для Мании - матери ларов . А Геркулес посоветовал , чтобы вместо детей приносили в жертву восковые изваяния их голов , или , за бедностью , головки маков , или чеснока .
Так что Геркулес должен быть упомянут на нашем пире .
Вторая женщина : А Сенека , воспитатель Нерона , родственников которого мы имеем через Поппию Сабину , и гениев Нерона и Поппии Сабины мы в Помпеях почитаем , но не Сенеку , который сказал о женщинах : «Animal impudens» Бесстыдное животное « .
И его мы не почтим на нашем пиру возлежащих женщин ..
Поппия Сабина увлеклась иудаизмом . И у нас сегодня произошёл случай .
Возле казарм гладиаторов один еврей убил другого без всякого повода .
Сильвия : похоже , что это обычай евреев - убивать друг друга .
И чем же это кончилось ?
Вторая женщина : этот еврей - убийца нанёс большой урон владельцу убитого гладиатора .
И тот сделал убийцу своим рабом . И может отдать его на время кому угодно .
Кто больше заплатит .
Сильвия : о , это хорошая идея , я люблю играть со смертью .
Как его имя ?
Вторая женщина : Никто его не называет по имени , тем более теперь .
На его шлеме изображена иудейская пальма .
Я скажу его владельцу , чтобы прислал его к тебе .
6 . Интерьер . Внутренние комнаты на вилле . На фреске изображен купидон , которого ведут к Венере на наказание за неверно выпущенные стрелы любви .
На другой стене изображение сатира Силена , который наблюдает борьбу Купидона и Пана .
Сильвия и гладиатор возлежат . Сильвия предлагает посмотреть на картины .
- Вот Купидон со страхом идёт к Венере , потому что выпустил стрелы по своему решению , без участия Венеры . Этот озорник получит у неё на орехи . Розги ждут его .
А здесь Купидон пытается побороть Пана , который вот в этом углу совокупляется с козой …
Ставя своё желание выше предмета любви . Животная страсть .
Которой подчинились многие женщины Рима , не обращая внимания на предмет любви .
Пан побеждает . Главное - страсть , которая обладает римской женщиной .
Гладиатор молчит . Его лицо непроницаемо .
Сильвия : я читаю стихи , римские стихи , ибо эллинские стихи молчат о чувствах женщин .
Римские , впрочем , тоже . Но римские стихи обращены к женщине со страстью .
Гладиатор молчит .
Сильвия : Персий написал о евреях раньше захвата Иерусалима .
Когда же Иродов день наступил , и на окнах стоящие сальных копотью жирной чадят светильники , что перевиты цепью фиалок , когда на глиняном плавает блюде хвостик тунца и вином горшок наполняется белый , шепчешь ты тут про себя и бледнеешь - ради обрезанной субботы …
Гладиатор заметно побледнел .
Сильвия : на твоём шлеме иудейская пальма изображена .
Но шишка пинии на конце Дионисова тирса победила .
Дионис - покровитель Силена и Пана победил , даритель животной страсти .
Тебе говорю , о раб , покорись своей участи .
Геракл победил великана Гериона и прошествовал по Помпеям , основал здесь город в честь своего триумфа - помпы . Жрецы Римских богов называли человека , покорившегося воле Судьбы и отказавшегося от всякого протеста , « воином Рока « .
Гладиатор сверкнул глазами и заскрежетал зубами . Как будто сдавленный львиный рык вырвался
Сильвия продолжила : В Риме есть особое место для наказания рабов .
locus servilibus poenis sepositus . Там установлены многочисленные кресты . Из Анналов узнаём , что это ужасное место находилось на Campus Esquilinus (Эсквилинском холме) . По этой причине Гораций называет грифа эсквилинской птицей (Esquilinae alites) .
Говорят , что гриф , оставивши падаль , собак и людей распятых , к детям своим спешит и приносит в гнездо этой падали части .
Гладиатор взял нож , находящийся неподалеку , и приставил его к своей шее .
Сильвия тот час же остановила его и сказала :
Ты не мой раб и я не вправе распоряжаться тобой . ходи прочь . Я тебя отпускаю .
7 . Натура . Ночь . Улица в темноте и гладиатор оставляет надпись « Содом и Гоморра» на стене улицы Изобилия . Молится :
Адонай Израиля ! Тебе Одному служу я и жизнью своей , и смертью .
Ты знаешь , что должна быть продолжена борьба с Римом .
Ты даёшь мне жизнь для этого . Женщина с девочками находится в доме этой развратной женщины . Я должен узнать о том , где находятся сокровища Элеазара , чтобы продолжить борьбу с римлянами . Ты дал Самсону связь с филистимлянкой , чтобы погубить филистимлян . Он - из колена Дана . Я тоже из колена Дана .
На нашей земле , земле нашего колена , в Явне расположился санхедрин после разрушения Иерусалимского храма . Из земли колена Иудина твоё присутствие переместилось на границу колен Иуды и Дана . Для нашего колена - честь .
Там изучают свитки Торы . Для этой цели рабби склонил свою выю перед римским императором Веспасианом ради великой цели .
И я склоню , Адонай , ради великой цели .
Сделай меня судьёю Израиля вновь .
Светлеет . Гладиатор идёт к Дому гладиаторов .
И написал на первых колоннах дважды « Genesis megiste » .
Говоря : « величайшее бытие « .
Первые лучи солнца встречают гладиатора у казармы гладиаторов , где все гладиаторы выстроились . Один гладиатор весело кричит :
Наш то еврей со своим кургузым причинным местом желает соблазнить домину .
Второй гладиатор :
Таких обрубленных причинных мест не вешают над дверьми от сглаза .
Третий гладиатор :
Ты видел Меркурия в лупинарии с таким причинным местом ?
Никто не повесит такой , чтобы не было убытка в торговле .
Но замолкают при виде сверкающих глаз гладиатора еврея , и его руку , готовую выхватить меч . Стараются спрятаться в толпе , в надежде , что тот не узнает их .
8 . Натура . Первые лучи солнца застают Сильвию и её служанку .
Сильвия декламирует в сторону восходящего солнца :
Ты , о Солнце , что даёшь и прячешь день ,
Иным и тем же рождаясь снова ,
О , не знай вовек ничего славнее города Рима !
Боги ! роду римлян дав и приплод , и блага
С вечною славой .
Вещий Феб , который шлёт исцеленье людям
В тяжких недугах , узрит алтарь палатинским оком
Добрым , и продлит он навеки
Рима мощь , из года в год одаряя новым счастьем !
Этот мир придумал Вергилий и сказал :
« Какой мир придумаешь , в таком будешь проводить после смерти « .
Вергилий , который придумал мир , в котором будут вечно править римляне .
Ибо он сказал : - ORBEM REGERE MEMENTO
Помни , что ты правишь миром ! Он назвал Августа « восстановителем золотого века « , и стало так ! Вот наш пророк . Он обещает господство Рима над народами на вечные времена . В Палатине за спиной каждого прокуратора провинции стоит толпа квиритов , способных к делу войны , грабежа и управления , которая льётся из глаза в глаз . И потому квириты непобедимы . Ибо все как одно целое , с одной волей ! « Мы , римляне , всему миру принесём порядок ! « , сказал Август , поставленный богиней Рима . И сказал , что правитель всегда должен стоять на стороне судьбы и богов ! Богиня Рима встретила сына Венеры из семьи Юлов у реки Рубикон . И повелела ему перейти реку ! И он подчинился . И Август тоже встал под её покровительство . И повелел римлянам поддерживать того , кому сопутствует удача . Ибо справедливость и выгода так же далеки друг от друга , как огонь и вода ! И власть теряет силу , когда начинает думать о справедливости . Бог Израиля повержен со всей Его справедливостью !
( Служанка молчит , из её глаз неслышно течёт слеза . )
И гладиатор иудей придёт сюда моей волей , моей страстью .
Я купила его на эту ночь .
Старая еврейка слышит это , не обнаруживая своего присутствия .
9 . Интерьер . Этот же день .
Внутренние покои другой римлянки , которая приглашает старую еврейку войти .
Та входит и склоняет свою голову перед возлежащей на ложе римлянки .
Вторая римлянка говорит :
Ты просила встречи со мной в то время , когда палит нещадный зной .
И все находятся в покое в закрытых от солнца комнатах .
Знает ли твоя госпожа о том , что ты пришла , незваная , к римлянке ?
Что ты хочешь от меня ?
Старая еврейка : я хочу пропеть в твои уши нечто , Друзилла .
Вторая римлянка : О , ты знаешь моё имя .
Старая еврейка : я знаю имя и твоего господина . Ибо он поставлен был в своё время править Иудеей . И правил счастливо .
Вторая римлянка : ты много знаешь из того , что происходило .
Старая женщина : потому я решилась обратиться к тебе , помня о милости твоего господина . Если разрешишь мне сказать слово .
Вторая римлянка : Говори смело .
Старая еврейка : Ты знаешь , как евреи чтили твоего мужа и тебя .
Ваша справедливость известна во всём нашем народе .
Госпожа ! моя нынешняя хозяйка призвала на сегодняшний вечер иудея гладиатора для удовлетворения своей страсти , для чего , говорит она , годен любой приглянувшийся ей раб , как говорящее животное .
Вторая римлянка : так что же ? это я рассказала ей об этом рабе .
И она сразу же воспылала к нему страстью , даже не видя его .
Она вправе делать это , заплатив его хозяину столько монет , сколько тот потребует с обещанием не калечить его раба , как не калечат вола те , кто нанимают его .
Наш закон не препятствует этому .
Кто он тебе , этот раб , что ты ради него пришла ко мне , не дорожа и своей жизнью , и жизнью твоих девочек , ибо если Сильвия узнает об этом , то не пощадит никого .
Старая еврейка : если позволит сказать слово госпожа , то я скажу .
Вторая римлянка : Говори .
Старая римлянка : Этот молодой человек - иудей из хорошей семьи .
Его родственники в Александрии заплатят большой выкуп за него .
Ибо он дальний родственник Тиберия Александра , который помогал римским богам сразить Иерусалим , ты знаешь это .
Вторая римлянка : почему ты не сказала об этом своей госпоже ?
Старая еврейка : не посмела , ибо она горит в своей страсти как в огне .
Вторая римлянка : я услышала тебя .
Вечером я приду в дом твоей госпожи , и скажу ей , горящей в страсти как огонь , чтобы она огнём своей страсти не сожгла бы его , не убила бы и не покалечила .
Если он вздумает отказать ей . Я прослежу . Иди .
Старая еврейка склонилась в поклоне и пятясь задом , вышла из комнаты .
10 . вечер того же дня . интерьер .
Первая римлянка принимает вторую римлянку в домашнем ларариуме , посвящённом духам - покровителям умерших предков .
На фреске изображены Дионис , в левой руке он держит тирс , обёрнутый виноградными листьями , с шишкой пинии наверху , и высокая гора с рядами виноградных лоз на склонах , у ног Диониса - пантера . Внизу - змея - агатодемон ( добрый демон ) вьётся в направлении жертвенника с яйцом .
Сильвия : вот видишь , виноградная лоза служит Дионису .
Старая еврейка говорит , что Израиль не только пальма , но и виноградная лоза .
Израиль на тирсе Диониса . А это - Везувий , говорят , что в нём роятся души ещё не рождённых . Там Эней сражается с прежним царём Турном .
Вторая римлянка : принесу и я жертву твоим ларам .
Послушай : , ты знаешь , что муж мой был прокуратором в Иудее .
И много об иудеях было узнано мной . Так вот , в дар твоим ларам открою :
этот иудей - гладиатор , ставший рабом , имеет в себе благородную кровь
Ибо он родственник небезызвестного Тиберия Александра , бывшего губернатором Египта . Помог римским богам сокрушить оплот иудеев - Иерусалим , будучи сам иудеем , но имя - римское , ибо его усыновил Тиберий - любимец римских богов .
И не тронул его . Хотя не противился Аполлону в страстях своих
Но не занимался воспитанием Тиберия по греческому обычаю .
Который называется педерастия . Ибо или поклоняйся Дионису разгулом тёмных страстей , или поклонись Аполлону с красотой чувств на симпосиях .
Это запрещено римлянам , но не тем , у кого гигис - перстень бессмертия .
Кого взяли под покровительство боги и пируют вместе в с ними на пирах бессмертных
Аполлодор Афинский говорит об этих пирах : ещё развратнее губанствовать .
Ибо есть такие рыбы - губаны , ловятся они парами , вторая за хвостом первой .
И Платон , прославивший симпосии , следовал этому обычаю .
Он писал : Душу свою на устах я имел , Агафона целуя ,
Словно стремилась она переселиться в него .
Такой способ переселения агатодемонов - добрых демонов , в мальчика от наставника его . Но Тиберий оставил Тиберия Александра с его собственным демоном . Которые есть у всех благородных душ .
Сильвия : и я не коснусь иудея . И сообщу родным его в Александрию о нахождении его . До тех пор , пока не узнаю , что те признают иудея - гладиатора , не коснусь его . Ибо они заплатят богатый выкуп , если признают .
Но у хозяина его я выкуплю его в той надежде , что получу выкуп , а если нет , то испепелю его до самого его дна , вытяну из него его душу .
И возложу её на жертвенник своим ларам . Ты - свидетель .
Чтобы не стала я лгать перед ларами своими . Ибо их мать - богиня мщения Мания . Чтобы не взяла она у меня детей моих . Ибо я по примеру жены Агриппы , сплошь и рядом допускавшая обладание собой , могла сказать , что все дети мои похожи на моего мужа , и также как она сказать :
« ведь я никогда не беру пассажира , если корабль не загружен . «
А по поводу тех , кто никогда не желают самца , кроме как тогда , когда они хотели бы быть оплодотворёнными , Популия , дочь Марка , небезызвестная тебе , сказала : « Потому что они - звери . « . Только посвящённая полностью римским богам так могла сказать . Для утоления своей страсти приму другого гладиатора .
11 . Натура . Утро . Возле фонтана .
Сильвия говорит служанке :
Сегодня я пойду в храм Изиды , к изображению бога - беса , покровителя матерей и деторождения . Помолюсь о детях своих . Ты со старой еврейкой приготовь мне приношения в храм . Она что -то говорила о руте , которую сгубили защитники крепости , и крепость , ранее недоступная , пала из - за этого . Там умер мой муж .
И старая еврейка и её пять девочек - законная моя добыча .
Ибо мой муж всадник . С гигисом - перстнем власти . Всадник имеет высшую власть - власть меча , право производить суд и право говорить со властью .
А я его наследница . И владею имуществом , добытым законным путём , землевладением и войной . Другое имущество считается незаконным для римской знати . Вергилий же написал о жертвоприношении чужеземным богам :
Вытащил он чесноку волокнистых четыре головки ,
Нежной петрушки он зелень собрал и жёсткие стебли
Руты , листов кориандра , дрожащих на веточках тонких .
Несмотря на то , что рута ядовита , но храмам яды надобны .
Там они их составляют . Ибо жрецы Изиды - маги .
Иди и приготовь . Девочек к старухе не подпускай . Ибо муж говорил , что старуха может быть оставлена в живых хитростью их начальника . Чтобы взять припрятанные клады в приданое девочкам , которых воспитали как принцесс .
Они и ты - моя законная добыча , дозволенная нам нашими богами .
12 . натура . Утро возле фонтана .
Сильвия : земля трясётся под нашими ногами всё чаще .
А Варрон пишет : « Когда земля разверзается , как бы открывается дверь жилища мрачных подземных богов . Потому в то время является богопротивным не только начинать бой , но даже принимать решение по военным действиям и отправлять войско , отвязывать корабль , приводить жену с целью нажить детей . «
Эти слова мне сказала Друзилла . И она остаётся потому .
И ей я отдала право приобрести раба иудея и получать выкуп за него .
Я же хочу вывезти всё своё имущество , и тебя , и старую еврейку ,и её девочек .
Идите , складывайте все статуи и вазы , все ковры , везите их на корабль .
В выкуп за себя и своё имущество я отдаю подземным богам иудея - гладиатора , и старую еврейку , которую я отправила к Друзилле .
Ибо дело гладиатора - идти на смерть .
Это почётная смерть .
И Вергилий приветствовал самого Октавиана в Афинах , как гладиатора , идущего на смерть . Гладиаторские бои ещё до римлян у этрусков были погребальным обычаем для умершего вождя . Жертвоприношение подземным богам .
Не мешкайте . А я завершу вашу процессию на носилках .
В надежде вернуться к неповреждённой вилле .
Как и Друзилла полагает . Ибо она была в доме жреца Изиды .
В нём есть изображение бога мёртвых с шакальей головой .
И кольцо с печатью , указывающее , что хозяин этого дома имеет постоянное общение с умершими . Боги его сказали ему остаться в Помпеях .
И если даже дома повредятся , то как писал в своей « Естественной истории « Плиний , что мрамор в каменоломнях восстанавливается сам , и каменотёсы утверждают , что раны , нанесённые ими склонам гор , со временем затягиваются сами собой . Так ресурсы для роскошной римской жизни никогда не иссякнут .
Плинию можно верить , он командует флотилией неподалёку .
13 . вечер . Интерьер .
Вилла Друзиллы . В комнатах находятся Друзилла , иудей - гладиатор , старая еврейка . Друзилла старой еврейке :
можно назвать вечер " старостью дня " как написано у Эмпедокла .
Твоя госпожа отдала мне тебя , и разрешила купить иудея - гладиатора .
Не для утех . У мужа я научилась ценить иудеев .
Друзилла гладиатору : ты , говорят , из Александрии ?
Гладиатор : да , госпожа .
Что ты можешь сказать об Александрии и Риме ?
Гладиатор : мой родственник учёный иудей , прозываемый Филоном Александрийским писал всему миру о том , что « Pax Romana , римский мир зависел от душевного здоровья императора . В правление Тиберия всё было слаженно и созвучно , в гармонии - восток и запад , север и юг . Варвар и эллин , воин и мирный житель , все вкушали плоды единомыслия . Напротив , безумие Калигулы вызвало гражданскую смуту , буйство толпы , погром 38 года в Александрии . «
Друзилла гладиатору : так ты учён и сведущ в политике ?
Гладиатор Друзилле : Да , госпожа . И воин .
Я знаю слова Горация : Si vis pacem, para bellum - хочешь мира , готовься к войне .
Друзилла гладиатору : так ты знаешь латынь ,и должно быть язык эллинов .
Гладиатор Друзилле : да , госпожа .
Друзилла воодушевлённо : учёного раба я приобрела достаточно дёшево .
Слава Богам ! Сегодня я посетила храм гения Веспасиана .
Где в глубине его изображение . Он недавно был причислен к богам .
Перед смертью , как говорят , он воскликнул : « Увы ! Я становлюсь богом ! «
И обернул свою голову пурпурной тогой в знак того , что себя он посвящает подземным богам . Принесла в дар Веспасиану быка , он был заколот жрецами
На алтаре у входа , на котором и изображено жертвоприношение быка как единственно подобающего тому , кто ушёл к подземным богам , и может ходатайствовать за меня перед ними . Да будут они милостивы ко мне !
Ибо люди говорят на рыночной площади о том , что все ручьи и колодцы на склонах Везувия пересохли . Из недр горы доносятся стоны .
Так было и в 62 году , говорят . Не надо только находиться в помещении .
Завтра утром пойдём на берег моря . Ибо люди говорят о том , что земля трясётся из - за тяжёлой поступи гигантов , которые предупреждают о беде .
Там пересидим тряску земли .
И храм ларов построен после землетрясения 62 года .
А в храме Изиды находится ёмкость с водой из Нила . Она не колышется .
Обращается к гладиатору и старой еврейке :
Я вам заказала соус гарум , приготовленный по всем правилам Иудеи .
И остальные правила приготовления пищи знакомы моим слугам .
Но тут же меняет тему : Сказано в древних книгах , что подземным богам по обету такие города : Стонии , Фрагеллыы , Гавии , Вейи , Фидены внутри Италии .
Но Помпеи не были упомянуты .
Но в древности было сказано и то , что будет время , когда « все отсюда ушли , алтари и храмы покинув , боги « , как в Иудее всё произошло .
Написано было : « боги , чьей волей всегда держава наша стояла . «
Ибо Дит , так зовут Плутона , повелителя подземных богов , требует себе человеческих жертв .
Да , римляне плохо поступили с Нероном . Ибо римляне были счастливы во времена Нерона и желали бы, чтобы он правил вечно . Ибо и Сенека говорил : « То , что мы претерпеваем не есть наказание , это - военная служба . Quod patimur поп est poena, militia est .
Сенека повиновался приказу Нерона и вскрыл себе вены . Это - римская смерть во славу римским богам . Сенека говорил : « Лучше всего следовать за богом без возражений .
Плох тот воин , который со вздохами следует за полководцем . Надо иметь мужество встретить удары судьбы как должное , и как должно . Как полководец , проигравший битву . «
1 4 . Натура . Берег моря . День .
Друзилла , гладиатор и старая женщина .
Они видят как над Везувием поднимается подобно пинии облако .
Старая женщина поёт :
Прав Ты , господи , в суде Твоём !
Мы бежали из страны - пальмы и прибыли в страну , где правит бог , на конце которого шишка пинии , а не финики нашей страны .
И хотя я убежала от твоего суда , Бог ,
Бог чужой страны пинией хочет накрыть меня ,
Которая на вершине его посоха . Корабль ,
На котором уплыли мои внучки , уже вдали ,
Ты их , Господи , сохрани . В жертву возьми меня .
Пусть я не пойду в жертву богу с пинией .
На чужой береговой линии .
Она берет в свои руки меч , который достала из - под накидки .
Молится беззвучно . И на глазах изумлённой Друзиллы
вонзает меч в гладиатора . Друзилла : Почему ?
Это моё законное имущество . Как я получу выкуп ?
Старая еврейка : Он вчера бросился вплавь за кораблём госпожи Сильвии , но обессилел , ибо Сильвия не приказала остановиться .
Он хотел моих девочек . Нет . Пусть я буду жертвой вместо них .
Кричит : прими мой дух , Бог Израиля « Шма Израэль , Господь Твой - Бог Един есть ! « И вонзает нож в себя .
Друзилла говорит : Рабы ! Non semper erunt Saturnalia Не всегда будут сатурналии ! как в Лации , где царствовал Сатурн , отец Юпитера .
Да , я слышала , что сирийский философ Мара из своей пустыни называл Иисуса Христа мудрым царём евреев , которые были справедливо наказаны за то , что убили Его .
Друзилла взрезает себе вены на руках .
И умиротворённо наблюдает , как кровь выходит из неё .
Конец
deborashemanovsky@gmail.com
Свидетельство о публикации №225060101068