Человек или инструмент? Недуальность. Осознанность
«»
Pavel Artemev: Внимательно прослушал запись, но все равно не понял вот чего. Как то, что каждый раз кто-то берет на себя определенную функцию в проекте связано с «отношением к другому или к себе как к инструменту»? ...Был поднят вопрос «что такое отношение как к человеку/как к инструменту?» В ответ был очень сильный пассаж о том, что «если руководитель понимает и заботиться об инструментах, то это и получается "заботится о людях"». Очень красиво. Но, ведь если внутри у руководителя будет «я забочусь об инструментах, это и значит "заботится о людях"» — это не будет работать. Будет работать только если «я забочусь о людях, это и значит "заботится об инструментах"». В этом же принципиальное различие. Не?
Александр Клейн:
Ты пишешь: «если внутри у руководителя будет "я забочусь об инструментах, это и значит заботится о людях", это не будет работать». — Отвечаю: ты абсолютно прав. Такая мысль не только не будет работать, она — ложна.
Такую «мыслительную конструкцию» можно выстраивать только в учебных целях, для того, чтобы показать:
1. Конструкция противоположная, т.е. «я забочусь о людях, а забота о людях это и есть забота об инструментах» — тоже не будет работать.
2. Следовательно, общая конструкция должна выстраиваться так: «я забочусь о людях» — это основная позиция, приоритет (понимая, что эта позиция бездоказательна, и поэтому выбирается как аксиома для своей деятельности, путем «схватывания» бесконечности); «я забочусь об инструментах» — это дополнительная позиция.
Что такое «мыслительную конструкцию выстраиваем в учебных целях»? — Мы умеем ходить, дышать, разговаривать, мыслить. Но если мы начнем объяснять, как мы это делаем, то ходить (дышать, разговаривать, мыслить) на основе этого объяснения мы не сможем. Но иногда нам нужно понять, как мы это делаем. Поэтому мы «выстраиваем мыслительную конструкцию в учебных целях».
«»
2. (продолжение): «забочусь об инструментах» — это дополнительная позиция. Она позволяет выстроить функционал, ответственность, результативность, эффективность. То, ради чего создается «проект» и «команда проекта». То, что статус у позиции «дополнительная» означает: а) при конфликте позиций всегда выбирается приоритет; б) всегда помним о дополнительной позиции; в) всегда помним об основной позиции.
3. Следовательно, обе эти позиции нужно удерживать одновременно. Можно их удерживать «неосознанно». Так же, как мы ходим, дышим и т.д.
«Осознанно» означает иметь модель «диалектическая логика» («диалектическое мышление») и видеть этот процесс через эту модель (имея это понятие, «образ»). «Осознанно» — это «освещая светом разума рассматриваемый предмет». Ты можешь говорить прозой, не зная, что такое «проза», но в какой-то момент можешь узнать, осознать, осветить светом разума, — увидеть действительность через возникшее в сознании понятие, модель «проза». Можно не знать про приставки, окончания, падежи, быть неграмотным, но уметь хорошо, и даже виртуозно, говорить на своем родном языке. Можно стать грамотным, «осознать».
Обе позиции в проекте можно увидеть, осознать и попытаться удерживать осознанно, одновременно. Для чего? Для того же, что и любая «осознанность». Чтобы увидеть более четко, глубоко, объемно, получить новое знание, опыт, а потом... — забыть. Потом, чтобы перешло в ту часть сознания, в которой оно лежит, работает, работает органично и хорошо, т.е. без создавания «мыслительных конструкций», — примерно так, как мы ходим, дышим, разговариваем, мыслим и даже пишем.
4. Мы, люди, так делаем всё. Все отношения «мальчик - девочка» и другие примеры из последней лекции. Включая работу с «командой проекта». Делаем всё это хорошо, и даже виртуозно, но «неосознанно».
«Неосознанно» с точки зрения того, что во всех этих действиях мы, люди, применяем, виртуозно применяем, «диалектическую логику». Но так как у нас нет модели «диалектическая логика», то мы не «видим» ее. Потому что в нашем мире, внутреннем мире человека, есть лишь то, что может быть нами названо. Названо словами, помыслено мыслью — то, что является «моделью» в пространстве нашего сознания. То, что не названо, того нет.
Здесь есть тонкость, — оно (то, что не названо) «не существует» лишь в «осознанной части нашего сознания». Пример: мы можем не знать, что такое приставки, суффиксы, окончания, но прекрасно ими пользоваться. Они «не существуют для нас», но, одновременно, прекрасно «существуют в нашем внутреннем пространстве».
«Существует и, одновременно, не существует» — это «диалектическая логика».
«В одном смысле существует, а в другом смысле не существует» — это «способ существования», он же «онтологический статус». Песня существует в одном смысле, но в другом смысле не существует. Небо существует в одном смысле, но не существует в другом. Камень существует в одном смысле, сознание в другом, а я для вас в третьем. Это все разные способы «существования», разные «онтологические статусы».
Осознанная часть сознания — это часть, содержащая «модели». Есть модель — мы
ее можем осознать. Ее наличие — фундамент «осознания». Теперь нам достаточно посмотреть на эту модель нашим «внутренним взором» и мы... — «осознали»! Когда Витгенштейн говорит, что «мы живем в пространстве языка», он говорит именно об этом.
«»
4. (продолжение): Мы, люди, так делаем всё. Все отношения «мальчик-девочка» — это пример виртуозного применения диалектической логики. Мальчики и девочки стремятся к одному и тому же или к разному? Я и она, мы стремимся к одному или разному? Мы равны или нет? Как нам распределить разные обязанности, чтобы распределить их одинаково? Когда я ей уступаю, я делаю наши отношения лучше или хуже? Когда я ей уступаю, я делаю лучше или хуже? Это то же самое или другое?.. То же самое при работе с «командой проекта» и в миллионах других дел. Делаем всё это хорошо, и даже виртуозно, но «неосознанно».
Это и есть применение диалектической логики каждым человеком. Неосознанное, но от этого не менее виртуозное.
Мы, люди, неосознанно и постоянно применяем «диалектическую логику». Так же, как и «прозу» («...я что, говорю прозой?» Мольер. Мещанин во дворянстве).
А это значит, что «диалектическая логика» вшита в человеческое сознание на самом глубинном уровне.
Она, «диалектическая логика», буквально окружает нас со всех сторон!.. А это значит, что «со всех сторон» нас окружает наша «неосознанность». Пора просыпаться!
5. По проекту. Если член команды стартапа взял на себя функцию «открывать дверь на конюшне» (вместе с другими своими функциями, а именно: член правительства (совета), главный технолог и т.д.), то в этой должности «младшего конюха» — он и вести себя должен как «младший конюх»! А не так, что «приехали министры и ждут его 3 дня»!.. В проекте, где такие министры и такой конюх, порядку не будет. В обычном проекте такого конюха нужно сечь розгами, а в стартапе — выгонять. Ну, или как-то вежливо учить. Затачивать, так сказать, как «инструмент». ...Человек-то он и так хороший. ...Кто мы такие, чтобы «людей» учить?..
«»
6. (продолжение 4): Просыпаться = осознанность. Осознанность = светом разума. Светом разума = понятие, модель. Понятие, модель = увидел. Понятие, модель = существует в твоей реальности (по определению, субъективной). В твоей субъективной объективной реальности. Существование в твоей «субъективной объективной реальности» — и есть определение феноменологии.
«»...тем, кто ... приходится утверждать, что это вот представляемое не вообще истинно, а истинно для этого вот человека» (с) Аристотель https://t.me/Dialectical_Logic/1298
Понятие, существующее в твоей «субъективной реальности», порождает твою «объективную реальность».
Но не совсем так.
Есть, так сказать, «осознаваемая» объективная реальность (именно она порождается понятиями, содержащимися в субъективной реальности) и «неосознаваемая». Проза и приставки, а также бесконечное количество всего существует независимо от того, есть ли у тебя эти понятия, модели. То, что ты их не «видишь» = ты их не «осознаёшь». Но это не мешает ни их существованию, ни их объективности.
7. Всё вышесказанное относится к понятию, модели «диалектическая логика». Она вокруг, нужно просто осознать. И она уже предельно важна и нужна. Видимо, человечеству пришла пора просыпаться.
8. UPD.
Собственно, когда «увидел, потом забыл» — это и есть «преодоление дуальности».
Можно ли преодолеть дуальность, не «видя»?.. Наверно, можно. Но таких случаев история не зафиксировала… Все, кого она зафиксировала, умели хорошо мыслить, т.е. «видели».
Но это не «доказательство»… В общем-то, она их не зафиксировала не потому что их нет, а потому что:
«Преодоление дуальности» относится к мышлению. Мышление проявляется в словах, мыслях и поступках. (Которые лишь и могут быть зафиксированы). Но само мышление — это не слова и поступки.
А это значит, что если кто-то вышел на «уровень недуальности», не «видя», т.е. не «проявляясь» в мышлении, а просто будучи таким («есть»), то зафиксировать его невозможно.
Александр Клейн
31 мая - 1 июня 2025 г.
Илл.: Человек или инструмент? Недуальность. Осознанность. Кл.&AI. 01.06.25
Дхарма передается от сердца к сердцу
http://proza.ru/2025/05/31/1457
Контролируемая глупость
http://proza.ru/2024/06/23/670
Текучесть и Осознанность
http://proza.ru/2023/08/30/1093
Определение модели
http://proza.ru/2024/07/15/1651
Проект Витгенштейн. Глава 11. Два Витгенштейна
http://proza.ru/2023/03/04/892
Пелевин и язык - к Проекту Витгенштейн
http://proza.ru/2023/04/02/855
Базовая формула диалектики и Диалектической логики
http://proza.ru/2021/11/26/1614
Онтологический статус и субъективная реальность
http://proza.ru/2023/08/14/883
Человек или инструмент? Не-осознанность Дуальность
http://proza.ru/2025/06/02/1324
Диалектическая логика и Жизнь. Что есть Неведение?
http://proza.ru/2025/06/07/780
Альпинисты и Диалектический акт
http://proza.ru/2025/06/07/1171
«»
Свидетельство о публикации №225060101251
Автотрофы относятся к другим людям именно как к предметам.
Это их природа.
Можно много на эту тему говорить, возмущаться.
Но природу людей не переделаешь.
Более того, люди так устроены, что они подчиняются только тем кто их за людей не считает.
Пётр Чихун 01.06.2025 15:47 Заявить о нарушении