01. 06. 2025. мемуары к теме учёба-работа
Немного истории и из практики.
Для сухопутных и моряков, которых мало интересует палубная жизнь. Имею в виду мотористов, хотя на швартовки они тоже выходят.
Из истории, которую я знаю. Когда строили Санкт-Петербург, места для швартовки небыло. Швартовые концы крепили, за что придётся. Пирсы (причальные стенки), ещё только строились. Когда доложили Петру первому, об этой проблеме. Царь дал команду, из арсеналов старые пушки, отслужившие свой срок. Передать на строительство пирсов, закапать стволами в низ. А верх будет служить для швартовки судов. Отсюда и пошло название пушка, за границей называют пал. Все моряки понимают что пушка и пал это одно, и тоже.
Швартовые концы, тоже имеют свою историю. На парусном флоте в старые времена, работали с пеньковыми концами. Они были довольно толстые, справиться с ними одному матросу было тяжело. Поэтому со швартовыми концами работали вдвоем или в троём. А когда швартовый конец побывает в воде, с ним вообще тяжко работать. На парусных судах, на баке и корме стояли деревянные шпили (лебёдки). Моряки вставляли в них деревянные рычаги и скопом крутили шпиль. Так швартовались и якорь выбирали. На смену пеньковым концам (тросам) пришли капроновые концы. Прочные растягивались прилично, но тоже были тяжелые. При обрыве были очень опасны. Много моряков от этих капроновых концов погибло и покалечилось. На смену капроновым концам пришли полипропиленовые. Намного легче и эластичней, работать с ними одно удовольствие. Если знаком с капроновыми концами. Зато изнашиваются быстрее, если вовремя не заменить лопнут. Мало не покажется, присутцвующим рядом.
Швартовка с одной стороны не сложная, с другой стороны выставить большое судно как нужно для погрузки или разгрузки. Не так просто как кажется. Расскажу, как и чем мы швартовали суда в 80 годы 20 века. Суда тех времён по сравнению с современными гигантами, были скромные. На баке (нос судна) места было больше, там стояла совмещённая система. На одной оси находились как вьюшки (для натяжки тросов), так и барабан для выборки якоря. Всё это считалось лебёдкой. При помощи рычагов включалась та или другая функция лебёдки. Так же на баке были кнехты (для крепления концов), с каждого борта для продольных прижимных и шпрингов (конец, идущий к центру судна). На корме (задняя часть судна) места меньше, стоял шпиль (это вертикальная лебёдка). Выполняла те же функции что и на баке, набивка концов. Так же на баке и корме стояли ролики на подставках, для изменения направления концов. В бортах были клюзы (для выхода концов за борт), на некоторых судах клюзы были с роликами. Концы тёрлись меньше. Все эти швартовые детали, были встроены в конструкцию судна. Так как несли большую нагрузку и всёровно было много случаев, когда ролик или какая то деталь срывалась и калечила а то и убивала моряков. Суда были не новые где то что, поржавело или не досмотрели инспектора. Смотрел ролики про швартовку на современных судах, многое разделено. Лебёдки для концов отдельно, якорные тоже отдельно. И не где не видел, чтобы кто заикнулся про швартовый стопор. Швартовые стопора. Когда концы набиты и можно их укладывать на кнехты восьмёркой, чтобы держали судно в этом положении. Для этого и существуют стопорные концы. К кнехту в нижней части с торцов, с двух сторон приварены рымы (петли). За них то и крепится стопорный конец, через гашу (петля) скобой (авто туристы её называют шакл). Всё это хорошо приварено и закреплено, чтобы выдержать большие нагрузки, какое то время. Пока лебёдка держит швартовый конец набитым, моряк на него стопорным концом ставит два стопорных узла и свободный конец держит в натяжку. Лебёдке дают задний ход, конец ослабевает, два моряка как можно быстрей укладывают конец на кнехты. Стопор держит нагрузку конца. Бывает, начинает, стравливать швартовый конец или, не выдержав нагрузки рвётся. Тот, кто держит стопор, находится возле или между набитых концов. Находится в зоне риска. Других вариантов нет. В конце швартовки на все концы вешают противокрысинные щиты. И всёровно на Кубе подцепили крыс. Через трап прошли.
Маленькая хитрость моряков. Когда швартуются к пирсу, где уже стоит судно. Продольные концы заводят с низу на пушку. При такой заводке концов, судно которое уходит может спокойно снять свои концы. Не беспокоя соседнее судно.
Понедельник укладывать пошли. Это высказывание, кто как понимает? Это толстый швартовый конец, капроновый и плохо гнущийся. Или стальной, так же толстый конец. Их готовят для проводки на «Усах», сегодня можно заказать в снабжение. Привезут уже готовые с гашами (петлями), и не надо мучиться плести гаши. На плетение гаш, выходит вся палубная команда и боцман. С ломами и кувалдами, изготовить на стальном канате гашу не так просто. Лом может с играть и попортить не слабо шкурку. Когда меняли концы на грузовых лебёдках на новые, из старых концов делали стяжки для крепления палубного каравана леса. Там то я и научился делать «Ленивые гаши», в ВМЩ нас этому не учили.
Кранцы тоже заслуживаю особого внимания. Сегодня в портах стоят современные кранцы. В 80х годах было проще. Через грузовые шины б/у по 6 или 8 штук, проталкивали брёвна и крепили на цепи или тросы. Такие кранцы справлялись не хуже современных. У рыбаков свои кранцы. Для швартовки в море, для перегрузки продукции. Кранцы длинной с большой грузовик и шириной метра четыре. В море бывает всякая погода, они отлично выполняют свою задачу по удержанию судов на расстоянии. Кого то удивляет. Зачем на корме ледокола выемка? У моряков эта выемка называется «Гнездо». Когда проходит проводка на усах, судно носовой частью упирается в корму ледокола в это место. Крепится стальными концами, якорной цепью редко. И в такой связке проходит тяжелые льды. Кранец на корме ледокола переплетён стальными торсами, и всёровно со временем вешают колёса.
Выброска. Снасть, которая практически не изменилась за несколько веков. При помощи выброски как подавали швартовые концы, так и подают сегодня. Изобрели пушки для подачи выброски, они как то не приживаются на флоте. Как раньше кидали руками, так и сегодня кидают. Суда стали большие и докинуть выброску не реально. Большие суда с противоположного борта поджимают буксирами к пирсу, а с судна швартовые концы спускают до воды. Буксир цепляет конец и тащит его до пирса. Швартовая бригада принимает конец и накидывает на пушку. И всеровно без выброски не обойтись. Вовремя отлива высота бывает приличной и подать конец с буксира на пирс не возможно. Выброска выручает. И вообще выброска это помошник для моряков в делах. Краску подать, вещи поднять, да и как страховка не заменима.
Трап. Его ещё называют «Парадный трап». Не слышал, что существует рабочий. При помощи лебёдки его опускают и поднимают. Верхняя часть трапа поворотная, в зависимости от места установки на пирсе. Его можно повернуть на нужный угол. Леера (поручни) на трапе складываются, когда трап убирается. Причём автоматически, так он устроен. На нижнем конце трапа на всю ширину ролик, он катается вовремя небольших движений судна у пирса. И не трётся о пирс. Балясины (ступеньки) на трапе полукруглые, удобно подниматься в любом положении трапа. Под трапом вешается сетка, для страховки, если кто упадёт с трапа. Когда современное судно у пирса стоит в балласте (без груза), трап стоит очень круто. Подняться по нему не так уж и просто, не говоря уже о чемодане или большой сумке. Тут то и выручает выброска или где есть хозяйственный кран (для приёма снабжения), в сетку и на борт. Есть ещё шторм трап, дина его зависит от высоты борта. Перенести такой трап бывает сложно и вчетвером. На больших судах с высоким бортом, для приёма лоцмана или других целей. Делают в борту «Лацпорт» (герметичная широкая дверь). Во время движения судна, лоцманский катер подходит к штормтрапу. Лоцман обезьяна по шторм трапу забирается на борт и проводит судно в порт. Он знает судовую обстановку в порту и в округе вся ответственность ложится на него. Капитан контролирует действия лоцмана, если что вмешивается в его работу. Есть ещё один способ доставки лоцмана, вертолётом. Дорогое удовольствие, когда по-другому нельзя делают так.
Кора и чеки. Когда после разгрузки леса в Японии судно выходит из порта. Объявляется аврал, весь экипаж выходит на чистку трюмов. На мостике остаются вахтенный штурман и капитан, в машинном отделении старший механик. Нужно успеть до выхода в море из за островов, почистить трюма от коры щепок и разного мусора. Погрузить на сетку (грузовую), вытащить на палубу грузовыми стрелами. Стрелы закрепить по-походному. Для этого матрос лезет на мачту (примерно 10 этажный дом), немного качает верхнюю часть мачты метров пять. Закрепить в штатных местах, накинуть страховочную скобу и зафиксировать стрелу. Правда не всегда хватает времени, выходит судно из за островов. И тогда приходится ловить стрелу и подтягивать на место. Трюмные крышки закрывают и задраивают на замки, для герметичности. У боцмана появляется время, подняться на мостик.
Доложить капитану «Судно готово в рейс».
За уборку трюмов весь экипаж получает чеки. Это своего рода валютные рубли. Хорошая добавка к зарплате и валюте у моряков. Их можно продать по выгодной цене или самому в магазине «Торгмортранс» называется «Альбатрос», прикупить колониальные товары. Магазин «Альбатрос» немного слабей магазина «Берёзка», там всё продают за валюту. Основные товары есть. Это и техника и вещи и напитки и парфюмерия. Всё буржуйское, но за чеки. Была ещё одна услуга в «Альбатросе», по заявкам с судов к борту привозили заказы. На судне оплачивали товары чеками, ехать в магазин не нужно. Особенно когда стоишь на вахте. Я один раз попал на такой сервис, но больше о нём, не слышал. В магазине был и чёрный ход, очевидно через него можно было получить ещё более ценные товары. Но всёровно за чеки. К открытию магазина всегда были люди. Особенно когда становилось известно о поступлении новых товаров. Собиралось около ста человек. Это так называемые жёны комсостава, местные модницы, фарца всех мастей и моряки, знающие про это. Пройти в магазин можно было по паспорту моряка и пропуску, выписанному в пароходстве. Пропуска выписывались всем, от приближённых к императору, знакомым местных министров и другой нужной публике. Главное чтобы были чеки.
Таким мне запомнился Владивосток 80х годов 20 века. Вто время он был интересным городом. Не знаю чем сегодня привлекает Владивосток людей, всё можно купить в магазинах. Может праворульными машинами, или романтикой. На краю света всегда привлекали внимание просторы и объёмы пейзажей. Да и само море всегда манило людей.
Спросите о чём жалею? Жалею, что не получилось обойти Южную Америку с юга. Мимо мыса Горн, проливом Дрейка. Там сходятся два океана Тихий и Атлантический, спокойно там редко бывает. Во времена парусного флота много кораблей потерпели кораблекрушения. А кто прошел проливом Дрейка, имел право носить серьгу в ухе и класть ноги на стол в баре. Всем было понятно кто это.
Хотел написать, как было в 80х 20 века.
Получилось как инструкция.
Свидетельство о публикации №225060101252