Кавказская бабушка
Карина с малых лет любила собирать необычные вещи. Интерес к каждому новому предмету у неё возникал спонтанно, однако, она полностью погружалась в свои увлечения, добиваясь поразительных результатов. В начальной школе Карину захватила филателия, девочка стала коллекционировать марки, регулярно посещала почтовые отделения в поисках новинок. Иногда на её адрес поступали письма с необычными и красивыми марками. В такие моменты Карине приходилось действовать с предельной осторожностью: она аккуратно отпаривала марки с конвертов, чтобы сохранить их в идеальном состоянии и не испортить ценные находки. С годами жизнь Карины изменилась. Родом из Москвы, она вышла замуж за иностранца и покинула Россию навсегда. Несколько лет жила в разных странах — США, Ливане, Испании, — пока окончательно не обосновалась с тремя маленькими дочерями на северо-востоке Франции. Примерно в пятистах километрах от Парижа. Работала, училась, воспитывала девочек. Иногда, в редкие моменты передышки от повседневной суеты, любила бродить по блошиным рынкам, рассматривая подержанные вещи, антиквариат, предметы для коллекций и всё, что могло привлечь её внимание. Со временем увлечение Карины собирательством не только не утратило своей значимости, но и приобрело особую ценность в жизни. На барахолках можно было отыскать уникальные предметы за символическую цену. Порой ей удавалось подобрать что-то действительно интересное, что приносило радость душе. Однажды, Карине, непонятно откуда пришла в голову идея, приобрести для себя подстаканник советской эпохи, которые использовались в железнодорожных поездах для чаепитий в путешествиях по России. Возможно, вдали от Родины она скучала по ней, и её мысли возвращались к тому, что окружало её в детстве. Карина начала искать на разных сайтах, где люди пытались избавиться от всего ненужного за копейки. Сначала поиск представлял трудности. Прямого перевода слова «подстаканник» на французском языке нет, и сайт ей ничего путного не выдавал. Тогда она решилась искать по фотографии предмета и таким образом смогла приобрести первый в своей жизни превосходный подстаканник. С этого момента всё и началось. Первый подстаканник потянул за собой второй, третий, десятый и она уже с большим интересом стала изучать историю подстаканников, их виды, материалы, клейма мастеров. Узнала о том, что они являлись не просто подставками для стаканов, а настоящими произведениями искусства, отражающими эпоху, культуру, вкусы.
В конце XVII века подстаканники из Англии попали в Россию. Тогда, в эпоху чаепитий, дамы пили чай из фарфоровых чашек, а мужчины предпочитали стеклянные стаканы. Чтобы избежать ожогов, стаканы помещались в подстаканники. Уже в XVIII веке их стали украшать узорами и декоративными элементами. К XIX веку подстаканники превратились из простой посуды в предметы статуса. По значимости их сравнивали с именными часами или орденами.
Иногда Карине казалось, что коллекционирование — это не просто увлечение, а своего рода способ сохранить осколки воспоминаний и прикоснуться к истории разных эпох. Каждый раз, когда Карина держала в руках новый экземпляр, она ощущала свое единство с чем-то большим, глобальным. В её коллекции уже собралось около сорока подстаканников из разных стран и времен, когда при очередных поисках она наткнулась на нечто необычное. Этот подстаканник не был похож на остальные. Его продавал пожилой француз всего за несколько евро. На фото вещь выглядела крайне неприметной: старая, грязная, покрытая каким-то желтоватым налетом. Однако, внимание Карины привлек не сам подстаканник, а таинственная надпись на нем, которую она никак не могла расшифровать. Описание предмета, оставленное владельцем, тоже не помогло разгадать его тайну. По всей видимости, продавец сам не знал, что продаёт, возможно, ему просто хотелось избавиться от ненужного хлама и заработать на этом пару центов. Порывы любопытства пересилили рассудок Карины, она начала искать аналогичный товар на разных интернет-площадках, пытаясь хотя бы определить его эпоху, но поиски оказались безуспешными. Оставалось лишь одно – купить подстаканник, ведь желание разгадать смысл гравировки на нем было слишком велико.
Карина оплатила товар и стала ждать посылку. Ожидание вызывало у неё волнение. Она не понимала откуда вдруг появилось чувство тревоги. Её не волновала возможность низкого качество покупки, она испытывала нечто иное, словно в этом подстаканнике скрывалось что-то загадочное, связанное с давно забытым, но важным для её сердца.
Настал тот день, когда Карина получила посылку. Дрожащими от волнения руками она начала разрывать упаковку, стремясь скорее увидеть содержимое. Подстаканник выглядел так же, как на фотографии. Повернув его верх дном, увидела на обратной стороне клеймо мастера «ВИП» и тут же ринулась искать в интернете информацию о том, кому оно принадлежит. «Подстаканник в стиле модерн с монограммой и дарственной надписью, серебро 84 пробы, мастер Пуляткин Василий Иванович, Российская империя, 1908-1917 гг.» неожиданное приобретение порадовало и взволновало её сердце, она снова почувствовала на душе беспокойство. Чтобы привести подстаканник в надлежащий вид и наконец-то прочитать гравировку, Карине пришлось усердно потрудиться. Старая грязь тяжело поддавалась уничтожению, но она терпеливо счищала её шаг за шагом. В итоге ей удалось избавиться от желто-черного налета, и на поверхности стали проявляться одна за другой буквы на русском языке. Она прочитала первую строчку «дорогому» и подумала, что подстаканник подарили кому-то на память. Однако последующие слова и дата из гравировки ее потрясли окончательно, она несколько раз прочла написанное и не могла поверить своим глазам. «Дорогому Коле от Кавказской бабушки 12. IX. 1912 г.» Надпись шокировала её больше чем дорогая находка. Она долго смотрела на текст, не отрывая взгляд, мысли медленно возвращали её в далекое детство, заставляя вспомнить давно забытый рассказ дедушки Джамбулата об одном интересном эпизоде в их роду, который сильно впечатлил её прапрабабушку Тамару в 1912 году в Москве.
Бабушка Тамара в одиночку собралась в Москву, повидаться с внуком. Её любимый внук Джамбулат, гордость бабушки, после службы на Кавказе в пеших полках русской армии решил связать свою судьбу с военным делом. В 1911 году он успешно сдал вступительные испытания и стал курсантом Московского пехотного юнкерского училища. Бабушке не терпелось увидеть своими глазами повзрослевшего внука в военном мундире. В царской России женщины из Кавказа, особенно знатные, вполне могли приезжать в Москву в одиночку, ограничения на перемещения были не так строги, как в более ранние периоды. Да и к 1912 году в России уже существовала хорошо развитая система железнодорожных путей, что облегчало жизнь путешественникам.
За два дня перед приездом бабушки, Джамбулат ввязался в драку. Желая защитить молодых курсантов от несправедливого обращения, он решил самостоятельно наказать обидчика, что привело к нарушению устава военного училища. Джамбулат получил выговор. Из-за нарушения дисциплины отменили ранее назначенное трехдневное увольнение и отправили его во внеочередной наряд. Понимая свою опрометчивость, он не в силах был уже что-то изменить и попросил своего лучшего друга Николая, за которым сохранилось увольнение, встретить бабушку. Коля пошел ему навстречу. Несмотря на то, что их общение длилось чуть более года, он сумел разглядеть в Джамбулате настоящего друга, человека, с которым его связывает глубокая духовная связь.
На перроне вокзала бабушка Тамара услышав от Николая историю о внуке, огорчилась, что долгожданная встреча отменилась. Расстроенная, но сохраняя удивительную стойкость духа, бабушка приняла предложение Николая остановиться у них дома, отказавшись от гостиницы. Николай жил в Москве с родителями. Московская интеллигентная семья отнеслась с уважением к решению сына и тепло приняла бабушку. Чуть позже она все-таки встретилась с внуком. Администрация военного училища, учитывая ситуацию, пошла навстречу Джамбулату. Несколько дней проведенных в Москве в окружении двух молодых курсантов для бабушки Тамары стали настоящим бальзамом на душу. Переполненная чувством благодарности к Коле, она решила сделать ему незабываемый подарок. Её выбор пал на изысканный подстаканник, приобретенный у известного мастера серебряных изделий Василия Ивановича Пуляткина. На подстаканнике, была выгравирована памятная надпись, увековечивающая дату их первой встречи – 12 сентября 1912 года. К сожалению, в годы революции семьи Джамбулата и Николая, которые к тому времени уже дружили тесно несколько лет, потеряли связь друг с другом, по некоторым сведениям, семья Николая эмигрировала из России, но дальнейшая их судьба остается неизвестной.
Эту историю дедушка Джамбулат много раз рассказывал Карине, и она с замиранием сердца слушая его, просила пересказывать её вновь и вновь. Видя дедушкину грусть при воспоминаниях о Коле, Карина в своих детских фантазиях мечтала найти этого загадочного друга и порадовать деда. Теперь спустя 112 лет судьба неожиданно напомнила Карине о благородном Коле и она не могла поверить в невозможное.
Все участники той истории давно ушли в иной мир, а единственный оставшийся свидетель — подстаканник, каким-то невероятным образом вернулся именно к тому человеку, который тихими уютными вечерами будет вспоминать и рассказывать эту удивительно-красивую историю своим потомкам, наслаждаясь ароматным чаем из стакана с легендарным подстаканником от Кавказской бабушки.
Свидетельство о публикации №225060100128