030 С. Боткин 1832-1889 гг

Серге;й Петрович Боткин – русский врач-терапевт, патологоанатом, физиолог и общественный деятель, автор учения об организме как о едином целом. Профессор Императорской Медико-хирургической академии (с 1861), лейб-медик (1872–1880), тайный советник (1877).
Сергей родился 5 сентября 1832 года в Москве в богатой купеческой семье. Отец Петр Кононович Боткин — купец первой гильдии, основатель крупной фирмы, занимающейся оптовой чайной торговлей с Китаем, крупный фабрикант. Мать — Анна Ивановна Боткина, занималась детьми и домашним хозяйством. Из двадцати пяти рожденных в двух браках детей выжили четырнадцать: 9 сыновей и 5 дочерей. Сергей был одиннадцатым ребенком. Его воспитанием, как и остальных младших детей, занимался старший сын П. К. Боткина - Василий Петрович. Для подготовки к поступлению в университет Василий Боткин в 1847 году определил Сергея в элитный частный пансион Эннеса полупансионером.
Большой дом Боткиных славился не только своим богатством – он объединял московскую интеллигенцию первой половины XIX столетия. У гостеприимных хозяев регулярно встречались знаменитые литераторы, ученые и общественные деятели того времени.
До девяти лет Сережа плохо читал, оказалось, что дело в сильнейшем астигматизме, и после того как ему приобрели очки, он быстро наверстал упущенное. Брат Боткина, Василий, стал известным литератором и ближайшим другом  И.С.Тургенева,  а  одна из сестер вышла замуж за поэта А.А. Фета.

С.П. Боткин в 1855 году с отличием закончил медицинский факультет Московского университета со званием «лекарь». Из-за плохого зрения он не смог заниматься хирургией, и выбрал терапию. В самый разгар Крымской  войны его направили  в Бахчисарайский лазарет, где он работал под руководством легендарного Н.И. Пирогова. Тот очень лестно отзывался о работе молодого врача.  По окончании военной кампании Боткин был отправлен за границу для стажировки в лучших немецких клиниках.
В 1860 году Сергей Боткин поступил на работу в терапевтическую клинику Санкт-Петербургской медико-хирургической академии.  Здесь он защитил докторскую диссертацию на тему: «О всасывании жира в кишках» и был назначен исправляющим должность адъюнкта при терапевтической клинике,
Всего год спустя 29-летний врач получил звание профессора и занял место руководителя клиники, где воспитал целую плеяду известных учеников. В этом знаменитом медицинском учреждении С.Боткин работал  до конца своей жизни.

В 1865 году Боткин создал эпидемиологическое общество,  целью которого была борьба с распространением эпидемических заболеваний. Общество было малочисленным, но деятельным; его печатным органом был «Эпидемический листок». В рамках работы общества Боткин изучал эпидемию чумы, холеры, тифа, натуральной оспы, дифтерии и скарлатины. Наблюдая заболевания печени, протекающие с высокой температурой, С. П. Боткин впервые описал болезнь, которую до него считали желудочно-кишечным катаром с механической задержкой желчи. Заболевание это проявлялось не только желтухой, но и увеличением селезенки, иногда заболеванием почек. Болезнь, указывал С. П. Боткин, тянется несколько недель, и в дальнейшем может привести к тяжелейшему осложнению — циррозу печени. Отыскивая причины болезни, С. П. Боткин пришел к выводу, что источником заражения служат загрязненные пищевые продукты. Этот вид катаральной желтухи он отнес к инфекционным болезням, что и было подтверждено в дальнейшем (болезнь Боткина, вирусный гепатит A).

За всю свою жизнь профессор медицины Сергей Петрович Боткин не поставил ни одного неправильного диагноза. Он был гением диагностики. Вот, что писал о нем великий физиолог  И.М.Сеченов: «Для Боткина здоровых людей не существовало, и всякий приближавшийся к нему человек интересовал его едва ли, прежде всего, как больной. Он присматривался к походке и движением лица, прислушивался, я думаю, даже к разговору. Тонкая диагностика была его страстью, и в приобретении способов к ней он упражнялся сколько же, как артисты упражняются в своем искусстве перед концертами».

Боткин был не только талантливым преподавателем, блестящим ученым и внимательным врачом-диагностом, но и одним из лучших организаторов медицинского дела в России. Под его руководством в Санкт-Петербурге возникли первые санитарные службы – в том числе и прообраз нынешней скорой помощи, санитарная карета. Ученый открыл и курировал столичную инфекционную больницу – ныне это Клиническая инфекционная больница Санкт-Петербурга имени С.П. Боткина.
До С. П. Боткина петербургское высшее общество придерживалось мнения, что  лучшие врачи — это немцы. Все аристократы,  богатые купцы, предприниматели -  лечились только у врачей-немцев. При Боткине все изменилось, он с помощью своих учеников и соратников доказал обратное, что лучшие врачи - это русские.
В 1877 году С.П. Боткина  назначили лейб-медиком императорской семьи. Помимо высочайших особ, среди пациентов доктора были многие известные ученые и деятели культуры -Д.И.  Менделеев, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский, Ф.И. Тютчев, А.Ф. Кони, М.М. Антокольский, А.А. Иванов, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, И.И. Шишкин, М.А. Балакирев, А.П. Бородин и многие другие. Но и простые люди могли попасть на прием к знаменитому доктору, причем с бедняков денег он не брал. О поразительной диагностической интуиции Боткина ходили легенды. Секрет не только в необыкновенной работоспособности и гениальности врача, а в умении слушать и слышать пациента, в доброте и любви к больным и огромном желании им помочь.

В 1860–1861 годах Боткин первым в России создал при своей клинике экспериментальную лабораторию, где проводил физические и химические анализы, исследовал физиологическое и фармакологическое действие лекарственных веществ. Исследования, проведенные в лаборатории Боткина, положили начало экспериментальной фармакологии, терапии и патологии в русской медицине. Эта лаборатория стала зародышем крупнейшего научно-исследовательского медицинского учреждения —Института экспериментальной медицины.
Еще одним важным направление деятельности Боткина стало развитие санаторно-курортного дела.  Так, он в течение долгого времени изучал влияние крымского климата на течение туберкулеза и выступил инициатором строительства на Южном берегу Крыма нескольких санаториев.
Заботился Боткин и об улучшении качества медицинского образования. В частности, он стоял у истоков обучения женщин сестринскому делу и медицине: в 1874 году открыл женскую фельдшерскую школу, а в 1876 году – женские врачебные курсы.
В 1878 году Боткина избрали председателем Общества русских врачей, которое он возглавлял до самой смерти. Также ученый был членом Общества попечения о раненых и больных воинах, работал заместителем председателя Комиссии общественного здравия Санкт-Петербурга, избирался гласным столичной думы. Благодаря стараниям великого русского доктора, российская медицина  смогла стать одной из наиболее развитых в мире.

Научная работа Боткина не ограничивалась экспериментальной терапией и клинической диагностикой. В своей лаборатории он изучал фармакологию, физиологию, ставил различные эксперименты, чтобы понять сущность патологических процессов в организме. Результатом исследовательской деятельности Боткина стало множество открытий: именно он выявил особенности строения белковых молекул в различных органах, сформулировал клинические признаки и приемы диагностики опущенной и блуждающей почки.

С.П.Боткин  был дважды женат. С первой супругой он прожил 15 лет, но еще молодая женщина скончалась от лейкоза. Через несколько лет он женился вновь на княжне Е.А. Оболенской. Как и у его многодетных родителей у Сергея Петровича было тоже 14 детей. Трое его детей стали известными врачами, в том числе лейб-медик последнего российского императора Николая II  Евгений Боткин, расстрелянный вместе с августейшей семьей.
Работа без отдыха не могла не сказаться на здоровье ученого. Единственный раз, когда он поставил неправильный диагноз, был диагноз самому себе. Когда стало совсем плохо, Сергей Петрович отправился на курорт Франции в клинику, лечиться от желчнокаменной болезни, а умер от сердечного приступа в 57 лет. Гроб с телом Боткина несли на руках на протяжении четырех верст. Похоронили его на Новодевичьем кладбище. И как писали газеты того времени:
«Смерть унесла из этого мира самого непримиримого своего врага».
 


Рецензии