000 С. П. Боткин 1832-1889 гг
Родился Сергей в 1832 году в Москве. В семье было заведено, что воспитанием младших детей занимались старшие. И до пятнадцати лет Серёжа учился дома, под руководством старших братьев и сестер. До девяти лет Сережа плохо читал, оказалось, что дело в сильнейшем астигматизме, и после того как ему приобрели очки, он быстро наверстал упущенное. Кстати, старший брат Боткина стал известным литератором, а одна из сестер вышла замуж за поэта Афанасия Фета.
С.П. Боткин в 1855 году с отличием закончил медицинский факультет Московского университета со званием «лекарь». Из-за зрения он не смог заниматься хирургией, а стал терапевтом. В самый разгар Крымской войны был отправлен в Бахчисарайский лазарет, где работал под руководством Пирогова, от которого заслужил очень лестный отзыв. По окончании военной кампании был отправлен за границу для стажировки в лучших немецких клиниках.
В 1859 году Сергей Петрович женился на Анастасии Крыловой, дочери московского чиновника. Анастасия родила четырех сыновей. Старший Александр стал морским офицером, Петр – дипломат, Сергей – военный, младший Евгений, пошел по стопам отца и тоже стал медиком. В 1879 году Боткин овдовел, у его любимой жены обнаружилась болезнь крови. Через несколько лет он опять женился на дочери князя Оболенского, в этом браке родился сын Виктор.
В 29 лет Сергей Петрович Боткин получил звание профессора. Написать все, что сделал для русской медицины этот человек невозможно в небольшом рассказе о нем. Но коротко: как преподаватель, он подготовил целую плеяду молодых, мотивированный специалистов, ставших в последствии гордостью русской медицины в разных ее областях; создал эпидемиологическое общество, целью которого было борьба с эпидемиями (чума, холера, тиф, дифтерия и скарлатина); первым определил вирусный гепатит, до него эту болезнь относили к желудочно-кишечным заболеваниям; стоял у истоков женского медицинского образования.
До Сергея Петровича Боткина не было научной медицины, а практическая медицина находилась в руках иностранцев, считалось, что лучшие врачи — это немцы. Все представители высшего общества, а также купцы, богатые ремесленники лечились только у врачей-немцев. При Боткине все начало меняться, он с помощью своих учеников и соратников объявил войну устоявшейся рутине.
За всю свою жизнь профессор медицины Сергей Петрович Боткин не поставил ни одного неправильного диагноза. Он был гением диагностики. Вот, что писал о нем его друг И.М.Сеченов: «Для Боткина здоровых людей не существовало, и всякий приближавшийся к нему человек интересовал его едва ли, прежде всего, как больной. Он присматривался к походке и движением лица, прислушивался, я думаю, даже к разговору. Тонкая диагностика была его страстью, и в приобретении способов к ней он упражнялся сколько же, как артисты упражняются в своем искусстве перед концертами».
В 1877 году Боткин был назначен лейб-медиком Императорского двора, только он смог поставить диагноз и улучшить состояние здоровья серьезно заболевшей императрицы. О поразительной диагностической интуиции Боткина ходили легенды. Секрет не только в необыкновенной работоспособности и гениальности врача, а в умении слушать и слышать пациента, в доброте и любви к больным и огромном желании им помочь.
Он первым в России основал на базе своей клиники лабораторию для изучения физических и химических анализов действия лекарственных веществ. Именно эта лаборатория со временем переросла в крупнейший Институт экспериментальной медицины. Работал Боткин и в Городской думе. По его инициативе открывались новые лечебные заведения, была организована медицинская помощь для неимущего класса. Первые "Кареты скорой помощи" появились в Москве по инициативе ученого. Огромные усилия потребовались для реформирования всей системы здравоохранения в России. Для этого человека не было важных и неважных пациентов, бесплатные больницы строились во всех городах России, тоже по инициативе Боткина, должность в Государственной Думе давала ему возможность продвигать такие проекты. Благодаря стараниям великого русского доктора, российская медицина, находившаяся в то время почти в средневековом состоянии, смогла стать одной из наиболее развитых в мире.
Работа без отдыха не могла не сказаться на здоровье ученого. Единственный раз, когда он поставил неправильный диагноз, был диагноз самому себе. Когда стало совсем худо, Сергей Петрович отправился на курорт Франции в клинику, лечиться от желчнокаменной болезни, а умер от сердечного приступа в 57 лет. Гроб с телом Боткина несли на руках на протяжении четырех верст. Похоронили его на Новодевичьем кладбище. И как писали газеты того времени:
«Смерть унесла из этого мира самого непримиримого своего врага».
Свидетельство о публикации №225060101298