Самооценка как причина жизненных успехов и проблем
С точки зрения психологии, единственная причина всех разнообразных проблем в жизни (как в личной, так и в общественной, включая управление и политику) – это невротическое состояние человека. Невроз – это не «заболевание», поскольку он не приводит к разрушению психики (как это бывает с настоящими психическими болезнями). Невроз – это функциональное отклонение, то есть неоптимальное, неэффективное действие высшего – личностного – уровня психики. Это внутриличностный раскол между желанием высокой самооценки и высокой оценки себя окружающими, и реальной низкой самооценки, сформированной в результате негативного отношения окружающих – изначально родителей – в детстве. Самооценку в структуре личности человека можно уподобить позвоночнику – оба они являются той несущей конструкцией (подобно стержню в детской пирамидке), на которую нанизывается всё остальное. Если в теле человека нарушен позвоночник, то это тело неспособно на многие действия, иногда вплоть до полной парализации. Если же нарушена самооценка, то человек становится неспособен на социальные действия и успех.
Низкая самооценка включает у человека инстинктивный страх смерти в результате социального отвержения (этот инстинкт обеспечивал удержание людей вместе и их взаимодействие в первобытном племени для совместного выживания). Можно наблюдать, как истерят дети, мамы которых говорят: «Ты непослушный, я тебя оставлю и уйду!» – в них этот страх гибели без поддержки других людей (прежде всего матери и отца, а затем и всех остальных) проявляется наиболее наглядно и ярко – в силу неумения детей скрывать свои эмоции.
Именно этот страх гибели лежит в основе того дискомфорта от низкой самооценки, которая в детстве формируется через оценку себя значимыми взрослыми, а позднее и сверстниками, и проявляется в форме чувств вины и стыда. Если заниженная самооценка становится устойчивой, то человек чувствует свою недостойности и безвыходность своего положения (поскольку он недостаточно хорош, чтобы исправить ситуацию своими силами и недостаточно хорош, чтобы получить помощь для этого исправления). В результате включается программа «самонаказания» человека за свою «плохость» – вплоть до полного самоуничтожения (неслучайно от стыда хочется «провалиться сквозь землю», то есть по сути – не быть). Это происходит в двух вариантах.
- Прямая форма предполагает быстрое или медленное самоубийство – суицид или же разрушение здоровья алкоголем, курением или более сильными наркотиками («Курение – медленная смерть» – так оно и есть!), а также якобы «случайное» подставление себя под несчастные случи, в том числе в результате занятий разного рода «экстримом» или опасного вождения автомобиля (если кажется, что в этих занятиях человек «ищет смерти», то это не кажется!). В конечном итоге всё это нередко приводит человека к инвалидности или даже гибели (75% производственных травм получают 25-30% работников, и это неспроста – всё это своеобразные формы неосознанного самонаказания!).
- Косвенная форма самоуничтожения проявляется в разного рода «невезучести», сужающей возможности человека для самореализации (вплоть до скатывания в бомжи, которые оглушают своё сознание алкоголем именно чтобы не чувствовать своей приниженности, ставшей уже наглядной для всех) или же безбрачие и бездетность, и даже сумасшествие вследствие постоянного усиления внутреннего раскола (когнитивный диссонанс «я хороший – я плохой» может приводить даже к шизофрении, что в переводе с греческого означает «расщеплённый ум»).
Когда такой страх закрадывается (даже не всегда осознанно), то у человека есть два способа защиты от него – слабый и сильный.
1. Слабый способ формируется в детстве, когда ребёнку не хватает родительского внимания и заботы (прежде всего матери) и зависит от типа нервной системы.
- Если она слабая, то ребёнок для привлечения внимания становится болезненным, поскольку у него закрепляется рефлекторная связь: когда болеешь, родители (мама прежде всего) уделяет больше внимания. Поэтому можно и потерпеть дискомфорт болезни (или даже травмы) – лишь бы получить столь желанное внимание и заботу, пусть даже дорогой ценой. В психологии это называется «вторичная выгода», когда за переживаемыми неудобствами (телесными или эмоциональными) для человека скрывается достижение чего-то важного и желанного.
- Если нервная система сильная – ребёнок становится проблемным, хулиганистым (это чисто рефлекторное закрепление: в норме на ребёнка обращают мало внимания, а во время болезни или разных выходок игнорировать его уже не получается – что и требовалось доказать). Причём это делается в логике всё той же «вторичной выгоды» («Бьёт – значит любит!»), когда на первом слое ситуации человек получает проблемы (болезнь или наказание), а на втором слое получает желаемое внимание и связанное с этим повышение своей ценности в результате этого внимания.
2. Сильный способ формируется в подростковом возрасте и закрепляется во всех более старших возрастах и тоже предполагает две формы действий.
- Позитивная заключается в компенсации недостатка чем-то позитивным (именно это сочетание и называется «комплекс» по А. Адлеру, а не «чувство неполноценности», как понимают этот термин в бытовой речи). В результате это стремление компенсации становится источником различных достижений и развития человека. По Адлеру, именно это чувство неполноценности ребёнка по сравнению с окружающими взрослыми и служит субъективным мотивом к развитию и взрослению.
- Негативная форма основана на более серьёзном подавлении психики и формирующейся личности ребёнка, когда у него возникает неверие в возможность чего-то добиться (подкреплённое к тому же инстинктом экономии усилий). Как следствие, такой человек формируется либо как манипулятор, достигающий своих целей не прямой просьбой или собственным действием (поскольку не верит ни в свои силы, ни в благосклонность окружающих), а чужими руками – косвенным обманным путём заставляя других делать что-то для себя. Это может делаться как простой лестью или угрозами, так и хитрыми многоходовыми комбинациями, в том числе и путём «вторичной выгоды» – провоцируя сильное наказание, он демонстрирует обиду и начинает играть на чувстве вины наказывающих или чувстве сострадания наблюдателей.
Либо же для защиты падающей самооценки человек (чья вера в свои силы не до конца разрушена пренебрежением и неверием в него взрослых в детстве) формирует у себя защитную «маску» в виде завышенной самооценки. Завышенная самооценка формирует идеализированный образ себя, который не подкрепляется реальными фактами. В результате человеку становится жизненно необходимо получить для неё подкрепление, которое он достигает посредством накопления атрибутов социальной значимости – власти и богатства. А поскольку для такого человека неполучение таких «подпорок» для рушащейся без них самооценки реально «смерти подобно», то он бросает все силы на получение желаемых средств её спасения. И это может делаться опять-таки двумя способами: человек может карабкаться в «гору достижений», чтобы встать выше других и начать себя за это ценить (особенно, когда успех ему подтверждают окружающие – собственно, это одобрение и слава особенно важны именно потому, что устраняют внутренние сомнения в своей ценности и своём успехе: «Все же говорят, что я молодец, значит так оно и есть!»), или же человек может использовать более энергетически экономный способ повышения своей самооценки.
При сохранении некоторой веры в себя человек всеми силами старается сделать карьеру и занять высокое социальное положение, чтобы затем использовать его вовсе не для решения важных и ответственных социально значимых вопросов в роли чиновника или бизнесмена, а для получения привилегий и других атрибутов своей «эксклюзивности» и «величия» («Мало, чтобы у меня было, надо ещё, чтобы у других не было!»). Эта потребность неосознанная (человек не знает, что ему надо любви и принятия и гоняется за властью и богатством, достижением и известностью – чтобы неосознанно «доказать» оставшимся в глубоком детстве родителям, что он «всё-таки» хороший, раз смог добиться такого: «Мам/пап, смотри, как я могу!»), поэтому она и ненасытима. Следовательно, неудивительно, что человек не может разумно остановиться на адекватном уровне карьеры или богатства – ему всегда мало («Доктор, дайте мне таблеток от жадности, да побольше!»). Конечно, этой невротической мотивацией подпитываются и реальные достижения людей в науке и культуре, бизнесе и управлении – любая деятельность человека полимотивирована и в ней переплетаются как «позитивные», так и «негативные» мотивы. Но чаще эта нездоровая мотивация успеха приводит к беспринципности в достижении высокого положения и злоупотреблению им – отсюда и все негативные проявления чиновников и богачей.
Кроме того, подобное стремление к «успешному успеху» может проявляться и просто в стремлении привлекать всеобщее внимание к своей персоне в надежде получить одобрение и восхищение. В психологии это называется «демонстративная / истероидная акцентуация характера». Акцентуация – то есть чрезмерно выраженная, постоянно проявляющаяся черта характера – как стабильное поведение, типичное для данного человека. Демонстративная – поскольку проявляется в стремление человека демонстрировать себя публике и вызывать восхищении своей персоной. А истероидная эта акцентуация потому, что такой человек готов идти на крайности для получения желаемого эффекта и готов привлекать внимание если не талантами, то хотя бы истериками и скандалами. Именно к такому типу относятся все звёзды «показушного» шоу-бизнеса – от эстрады и кино до индустрии моды, а в последнее время – даже спорта.
К этой же группе истероидов относится также пресловутая «золотая молодёжь» – дети богатых родителей, обделённых их реальной любовью, которая не выражается в дорогих подарках и вседозволенности. Вообще, в последнее время специалисты считают причиной синдрома гиперактивности (то есть чрезмерной активности детей, слабости волевого контроля и неумения управлять собой, сдерживать себя) именно недостаток родительского внимания и любви. Поэтому можно сказать, что и другая акцентуация характера – неустойчивая, которая проявляется в стремлении получить удовольствие «здесь и сейчас» и неспособности предвидеть последствия этого, несдержанности поведения – тоже имеет своим истоком «недолюбленость» и стремление компенсировать низкую самооценку максимумом удовольствий (если, конечно, это поведение не связано с повреждением мозга). В любом случае, недостаток внимания, заботы и любви в детстве усиливает опасность формирования несбалансированного, акцентуированного характера, который приносит проблемы окружающим и не даёт покоя самому его обладателю.
Человек с завышенной самооценкой кажется со стороны самовлюблённым эгоистом. Однако, как подчёркивал философ и психолог Э. Фромм, эгоист – это не тот, кто любит только себя. Эгоист – тот, кто не умеет себя любить. Именно эта неспособность любить и принимать себя, эта низкая самооценка и делает человека столь озабоченным собой, что он не замечает окружающих, не видит их проблем и использует всех для спасения себя, для судорожного решения проблемы свой заниженной самооценки. Именно поэтому такой человек и не замечает, как наносит вред окружающим, и уж тем более не может позволить себе «роскошь» замечать состояние окружающих людей, их проблемы, и тратить свою энергию на помощь им. Эгоисту постоянно приходится доказывать себе (и всем вокруг), что он «не хуже» их, поскольку он живёт по принципу «Сам себя не похвалишь – ходи как оплёванный», ощущая себя заведомо хуже всех людей. Следовательно, и эгоистичное, и высокомерное поведение одинаково говорят о психологической слабости человека, о заниженной самооценке, которую он стремится поднять любой ценой. Только человек с высокой самооценкой может уважать себя, а значит – может уважать и других. Напротив, стремление принизить других и возвыситься над ними говорит о самооценке низкой, которая лишь маскируется под «завышенную».
При отсутствии веры в себя и реально низкой самооценке человек не может достичь никаких значимых социальных успехов и у него остаётся единственный способ убедить себя (и окружающих) то, что он «в порядке»). Здесь вступает в действие механизм «экономии усилий». Действительно, для достижения успехов в науке, бизнесе, политике, творчестве, воспитании детей требуется много сил и времени, а успех в этом вовсе не гарантирован! Поэтому слабые люди остатки своих сил направляют на способ, которым можно «дёшево и сердито» поднять свою самооценку до приемлемого для них (а по сути реально завышенного) уровня. Вместо того, чтобы прилагать усилия и «расти над собой», человек для экономии сил и гарантии успеха начинает «втаптывать» окружающих ниже себя – на словах, а иногда и на деле. Соответственно, такой человек плохо переносит чужой успех и, напротив, радуется чужим неудачам, а по возможности ещё и старается помочь другим в создании всяких проблем (причём нередко искренне полагая, что он им помогает). Совет и помощь такого человека всегда оборачиваются проблемами для окружающих, его «юмор» обидный, все люди для него плохие и «неправильные», он любит распространять плохие новости и запугивать окружающих.
Это связано с тем, что, осознавая свою слабость, такой человек чувствует себя в опасности среди сильных и уверенных в себе людей. Поэтому неосознанно (а иногда и сознательно) такой человек стремится ослабить их, сделать запуганными и растерянными, больными и слабыми – и только тогда будет среди них чувствовать себя в безопасности. В том числе это касается семьи и детей – неслучайно в сатирических передачах нередко родители-ничтожества тиранят друг друга и своего ребёнка, который становится затюканным и потому растерянным и «тупым». Это тоже проявление явления «вторичной выгоды», когда «на поверхности» сознания родителям за ребёнка стыдно, но в глубине души такой родитель испытывает торжество. Сделав собственными руками из своего ребёнка ничтожество, он имеет возможность доказать себе, что сам не является самым ничтожным человеком в мире – есть и похуже него, и есть кому сказать: «Я в твои годы, а ты, бестолочь ... !».
Помимо прямого подавления личности придирками, угрозами, несправедливыми и чрезмерными наказаниями, прямым унижением и запугиванием, отсутствием защиты и поддержки, разрушить самооценку своего ребёнка родители могут и косвенными, манипулятивными способами. Главных таких способов два.
Первый из них – психический механизм «двойные оковы» (англ. Double binding), описанный Г. Бейтсоном как источник многих психических проболеем растущего человека – вплоть до ранней юношеской шизофрении в самых тяжёлых случаях. Это двунаправленное воздействие заключается в одновременном предъявлении ребёнку взаимоисключающих требований и/или запретов. Например, от ребёнка требуют быть самостоятельным и не приставать к родителям по мелочам, а когда он пытается проявить инициативу, пресекают это, утверждая, что он не имеет право на такие решения. Или требуют от ребёнка эмоциональной открытости и тепла, а сами демонстрируют эмоциональную холодность и отвержение. Неудивительно, что, получая такие противоречивые сигналы, развивающаяся психика может пойти по неправильному пути или буквально «расщепиться» для параллельной обработки этой взаимоисключающей информации (как уже было сказано, такой «расщеплённый ум» и является основой состояния шизофрения). Поэтому человек, выросший в такой семье, не может быть внутренне цельным и уверенным в своей правоте и в своих силах. Его растерянность и слабость родители (или один из них) используют для своего самоутверждения- поскольку для спасения самооценки человек не щадит никого – даже самых близки людей.
Второй вариант называется «делегированный синдром Мюнхгаузена». Назван он так, потому что прославленный в сказках Э. Распэ барон Мюнхгаузен был представлен в качестве вдохновенного фантазёра. А синдром (как совокупность симптомов – внешних проявлений внутреннего неблагополучия) заключается в наличии у ребёнка выдуманных болезней, которые передаются (делегируются) ему матерью. Это формирование несуществующих болезней связано с тем, что мать желает повысить свою самооценку, «героически спасая» своего ребёнка от разных напастей. Ребёнок же, в силу своей психологической близости к матери и стремлении угодить ей, чтобы не быть отвергнутым, тонко улавливает её настроения и желания, даже не высказанные явно. Уже сама такая чрезмерная настроенность на другого и чрезмерная чувствительность к его состояниям называется в психологии «невротическая чувствительность». Здоровый психологически и личностно человек должен быть автономен в своих состояниях и решениях и учитывать пожелания других добровольно или по их просьбе – а не рассматривать такое угождение другим как средство своего выживания.
Но если ребёнок не чувствует любовь и заботу от родной матери, он готов на всё, чтобы их заслужить – и потому охотно подыгрывает ей, демонстрируя признаки болезни (которые возникают не по причине реальных проблем со здоровьем, а только из-за самовнушения или внушения матерью, что «с тобой что-то не порядке, наверное, ты заболел тем-то ли тем-то»). И тогда нормальное позитивное взаимодействии матери и ребёнка подменяется «игрой в спасение больного». При всех хлопотах и переживаниях, мать опять-таки получает вторичную выгоду, поскольку чувствуем себя героиней, борющейся за благополучие своего ребёнка, а также может получать подтверждение этой высокой оценки себя от окружающих, которые одобряют её самоотверженную заботу о дитяти. Но изначально вся проблема была создана психологическими проблемами матери, её неспособностью разрешить их в себе самой, что и привело к такому «сговору» на бессознательном уровней между ней и её ребёнком, В результате у ребёнка, который растёт в таких нездоровых отношениях, может закрепиться болезненность, перейдя из психологической уже в реальную органическую проблему со здоровьем.
Итак, исходя из всего сказанного, можно утверждать, что невроз может служить и «топливом» социальной успешности человека, и причиной его социальной неуспешности – всё зависит только от того, на какой уровень самооценки удалось попасть человеку в силу ряда обстоятельств его генетики и детских переживаний. Люди с завышенной самооценкой выглядят вполне успешными, но в глубине души они также неблагополучны, как и люди с самооценкой низкой. Просто они боятся себе в этом признаться и оглушают своё сознание разными развлечениями и упиваются властью, чтобы только не заглянуть внутрь своей души и не увидеть её тщательно скрываемые страдания. И если человек упорно не осознаёт свои внутри психические источники проблем, то эти проблемы проявляются в его детях.
Неудивительно поэтому что у «успешных» людей нередко весьма проблемные дети – кто имеет сложности со здоровьем, а кто с неуправляемым поведением. Дети – всегда «слабое звено» семейной системы. И если у них есть какое-то неблагополучие, то причина не в самих детях, как это обычно думают, а в тех нездоровых отношениях, которые в семье создали взрослые – их родители. Поэтому все проблемы ребёнка до начала полового созревания – это всегда индикатор проблем его родителей. И значит, с этим следствием бороться бесполезно, если не устранить его причину. Следовательно, не имеет смысла тащить ребёнка к психологу, если родители его не разобрались со своей собственной психикой и со своими отношениями друг с другом. А если родители сделают это, то чаще всего проблемы ребёнка исчезают «сами собой» – поскольку исчезает их причина. Здесь действует известная поговорка: «Хочешь изменить мир – начни с себя!». Если же родители не занимаются собой и не исправляют своего воздействия на ребёнка, с годами у него закрепляются эти негативные формы реагирования на ощущение проблемности в отношениях (в форме болезненности или нарушения социальных норм). Но в любом случае – это признак неблагополучия и стремление привлечь к себе внимание, своеобразный «крик о помощи». Получается, что успешность детей – признак не только их собственного личностного здоровья, но и личностного здоровья их родителей. Как справедливо утверждал создатель психоанализа З. Фрейд, «Здоровый человек – тот, кто может любить и работать», то есть успешно самореализовываться в семье и в обществе.
Таким образом, влияние родителей на формирование самооценки является решающим, а затем на него наслаиваются влиянии других значимых взрослых – воспитателей в детском саду и первой учительницы в младшей школе (поскольку эти взрослые воспринимаются детьми пока ещё ка «вторая мама»). К сожалению, далеко не все семьи передают по наследству своим детям позитивные программы поведения и программы успеха, связанные с самопринятием и высокой самооценкой. По мнению создателя гуманистической психологии А Маслоу, только 5% людей можно назвать самоактуализирующимися, а значит, по-настоящему психологически здоровыми. Следовательно, эти люди являются воспитанниками тоже психологически здоровых и гармоничных родителей. Однако остальные 95% людей и семей не могут этим похвастать и подавляющее большинство имеет ту или иную степень личностных проблем, определённую степень невротизации личности.
Но это не значит, что на этих людях надо поставить крест. Невроз – это функциональное состояние, которое может быть изменено в любой момент – надо лишь приложить к этому достаточно стараний. Конечно, существует определённая инерция, которая удерживает человека в прежнем состоянии, даже если оно и не особо приятное. В частности, это является результатом действия психологического механизма «Я прав(а)». Этот механизм является последним рубежом обороны самооценки и действует (как, впрочем, и все защитные механизмы) парадоксальным образом. Человек не любит выходить из «зоны комфорта» – даже тогда, когда эта «зона» вовсе некомфортна, но хотя бы просто привычна. Существует наблюдение наркологов, что семья склонна затаскивать выздоравливающего алкоголика обратно в пьянство – и именно потому, что прежний сценарий жизни (ругань и драки, бегство к соседям и похмельное раскаяние) отработан до автоматизма. А вот как общаться с трезвым «отцом семейства» домочадцы не знают – и потому предпочитают (неосознанно, но целенаправленно) вернуться в прежнюю, привычную жизнь.
Осознание собственной правоты повышает самооценку и делает ситуацию для человека предсказуемой, а значит – безопасной. Программа «Я прав(а)» поддерживает абсолютно любое мнение – как положительное, так и негативное. Если человек верит в то, что он «везунчик» и все люди к нему относятся хорошо, программа делает всё, чтобы обеспечить подтверждение этому. И наоборот, если человек убеждён в своей никчёмности, неспособности на успех и ненужности никому, то именно это программа и будет обеспечивать. В частности, это происходит путём разрушения всех потенциально ведущих к успеху действий и проектов. После этого человек получает очередную вторичную выгоду, поскольку, с одной стороны, очередная неудача наносит крайне болезненный удар по самолюбию, но, с другой стороны, появляется возможность сказать себе и другим: «Я так и знал, что ничего не получится!».
Кроме того, программа «Я прав» и сама не даёт человеку измениться к лучшему, освободиться от старых и неэффективных шаблонов жизни. Когда, например, человек обращается за помощью к врачу и ли психологу, эта программа обеспечивает неосознанный срыв лечения или помощи. После этого человек имеет полное право сказать, что он представляет собой уникальный неизлечимый случай, а специалист – вовсе не профессионал и мастер, а недоучка и профан, и тем самым дважды повысить свою самооценку, ничего не меняя в себе и в своей жизни. И таким способом, не прилагая никаких усилий для саморазвития и получения реальных достижений, человек использует свою проблему для самовозвеличивания. Неслучайно в больницах и поликлиниках люди часто хвалятся, кто из них «больнее» (как, впрочем, и вообще нередко увлечённо повествуют окружающим о своих бедах и несчастьях). Тем самым они получают явную вторичную выгоду от своих недугов и проблем: не только утверждают свою уникальную стойкость, но и получают сочувствие и подтверждение своего «мужества» перед лицом страшных напастей.
Хотя низкая самооценка базируется на признании себя «плохим» из-за каких-то своих качеств, с этими недостатками не следует «бороться» – это их только укрепляет, согласно поговорке: «Что поливаешь, то и растёт» (в психологическом варианте это звучит как «Что подтверждаешь, то и получаешь», поскольку «Куда внимание – туда и энергия»). Человек с высокой самооценкой отличается полным принятием себя, подлинной любовью к себе. Он принимает всего себя целиком – с так называемыми «достоинствами» и «недостатками» (согласно поговорке: «Любите нас беленькими, любите и чёрненькими»). На самом деле, нет «хороших» и «плохих» качеств – каждое когда-то бывает уместно, и когда-то неуместно. Например, агрессия помогает защитить себя и близки, глупость – не усложнять ситуацию чрезмерно, а жадность – собирать коллекции для того, чтобы люди в будущем смогли увидеть эти редкие вещи. Поэтому развитие себя – это вовсе не «борьба с собой», и уж тем более не «борьба против себя» (даже если это борьба против «отдельных качеств»). Это «борьба за себя» – преодоление привычного для многих самонепринятия и низкой самооценки – для возврата к самооценке подлинной, исходной, то есть высокой.
Для человека нормальной является именно высокая самооценка, поскольку только она позволяет спокойно переносить неудачи и учиться на ошибках, не перекладывая вину за них на окружающих или «несправедливый мир», а также напрягая силы для достижения сложных целей, которые человек имеет смелость ставить перед собой. Когда Христос говорит: «Будьте как дети», он не имеет в виду детскую наивность и беспомощность, но именно детскую открытость миру, доверие, основанное на принятии себя и мира. Отношение к миру – это зеркало самооценки человека: чем больше человек недоволен миром, тем он больше недоволен собой. И наоборот: принятие мира во всей полноте его свойств и явлений отражает полное принятие человеком себя самого.
Как говорили древние римляне, «Предупреждён – значит, вооружён». Это значит, что знание закономерностей функционирования самооценки позволяет грамотно и эффективно подойти к управлению этой важнейшей основой своей личности. Как и любое отклонение организма от нормы, самооценку можно лечить, возвращая себе позитивное самоотношение и наращивая уверенность в своих силах («внутренний стержень», «ядро личности»), составляющие основу целостности человека. Нельзя всю жизнь оставаться в состоянии жертвы ошибок родителей и других взрослых. Есть такая психологическая мудрость: человек становится по-настоящему взрослым, когда простил(а) своих родителей. Каждый человек хочет дать своим детям лучшее, но возможно его ограничены собственными психологическими проблемами и тем запасом любви, который человек получил от своих родителей. Нельзя дать другим больше, чему тебя есть, но можно остановить передачу проблем, разрешив их в себе и не сваливать их на окружающих – своих друзей и коллег, супругов и родственников, детей и подчинённых, избирателей и клиентов. Как говорил Конфуций, «Вместо того, чтобы ругать темноту, лучше зажги свечу».
Подобным же образом следует поступать и с теми проблемами с самооценкой, которые нам достались в наследство. Вместо того, чтобы обижаться на то, что мои родители не были «американскими миллиардерами» или «плохо меня любили», нужно быть благодарным за то, что родители постарались дать нам максимум из того, что они могли – как в плане отношения, так и в плане материальном. И мы должны чувствовать и выражать благодарность им за это. По-настоящему взрослый человек (то есть взрослый психологически, а не биологически или социально) не чувствует себя пассивной жертвой обстоятельств, а берёт свою судьбу в собственные руки. Он берёт на себя ответственность за собственную жизнь, не сваливая вину за проблемы на других людей (включая и собственных родителей), на судьбу или карму. Нередки случаи, когда люди, получившие огромное наследство, быстро проматывали эти «лёгкие деньги». И наоборот, некоторые своими силами смогли выбиться из бедности к богатству.
Именно так и надо поступать с нашим «психологическим наследством». Следует использовать из него то, что приносит пользу и успех, а то, что мешает и приносит проблемы, следует пересмотреть и переделать. Прежде всего это означает поиск и трансформацию тех выводов, которые человек сделал о жизни и себе, и которые определяют его низкую самооценку, неверие в себя, недоверие людям и жизни. И тогда те же самые обстоятельства и ситуации будут восприниматься по-другому, перестанут быть страшными или непреодолимыми, что и означает повешение веры в себя, повышение самооценки. Высокая самооценка позволяет уверенно браться за сложные дела, расширяет горизонты самореализации и творчества, даёт свободу выбора, свободу действий, а значит – свободу жизни!
Свидетельство о публикации №225060101382