От Бога дар имел

                Юра родился с братом - близнецом в 1946 году, 7 июля. Близняшки родились недоношенными, восьмимесячными. После выписки из роддома их поместили в коробку с ватой,коробку поставили у печки на  табуреты.Через полтора месяца ребенок,который был покрупнее и казался поздоровее,умер.Родители и бабушка ушли хоронить младенца  Володю, с Юрой остался дед Пашигорьев да соседки,помогавшие организовать поминки. Соседки рассказывали, что Юра безостановочно плакал,  будто чувствовал, что потерял  брата,а дед,нося его на руках, приговаривал:"...ня плачь,ня плачь,скоро и тябя поховают".
    Но милостивый Господь  Бог распорядился иначе. Юрий Константинович прожил 78 лет,8 месяцев.Прожил интересную,с большой самоотдачей жизнь.Был он скромным, очень ответственным, порядочным, очень добрым, честным человеком.Где бы он ни был, где бы ни работал, он пользовался заслуженным авторитетом, уважением,являлся Отличником  просвещения.И наград было немало, но самой большой наградой для него было, если он видел, знал, что его труд не пропадает зря, что он кому-то помог выбрать правильную дорогу,найти правильное решение в жизни!
   Не могу не рассказать о таком факте,когда боец поведал своему учителю, как голос учителя спас его." Был страшный бой! Казалось,утюжил враг со всех сторон. Вдруг,Юрий Константинович,слышу голос Ваш!:"Вставай!Беги!Меняй позицию!" А я вжался в канавку! Куда бежать? И снова:"Беги!" Как поменял позицию - не помню! Помню лишь взрыв на том месте, где только что был. Как такое могло произойти?  Да,я Вас очень уважаю,верил и верю Вам всегда, Вы учили нас жизни..."

Юрий Константинович,                Георгий! Как много времени и сил
Ты людям посвятил!
Где б ни трудился ты,
Везде успех надежный:
В райкоме партии народу ты служил,
Командовал ли в армии солдатами,
В обкоме комсомола  – стройотрядами
Иль школой почти тридцать лет руководил и,
Будучи на пенсии, работая в музее,
Опять учащимся, истории служил -
Во всех людей, что встретились тебе,
Сколько труда, души своей вложил!
Владеешь ты способностью
Людей оберегать:
От зла и преступлений
Не раз пришлось спасать
Еще не оперившихся
Птенцов – ребят, девчат…
Позднее оценили они
В своей судьбе твой вклад!
               
       А так высказался один из первых учеников Ю.К.Товпегина Андрей Сизиков.: "Жизнь прожил Юрий Константинович праведно и с чистого листа.За честность и порядочность лишь  сам себе обязан.А главное - ему всегда была присуща доброта, которой щедро он делился,с кем душой был связан.

А ведь прошло через него немало судеб - не одна сотня неоперившихся подростков. И к каждому был у него особенный подход - от самых маленьких до солидных переростков.Умел он ключик подобрать к душе, по-доброму поговорить без жестких наставлений и указов.Где нужно было - мог и надавить, но чрез "колено" никого не поломал ни разу. И мы, естественно, любили все его,ведь доброе отношение картинно не сыграешь.Ну, а уж, если подзатыльник прилетел, то, значит, заслужил, прекрасно сам все понимаешь. Мне посчастливилось прожить с ним рядом только год. Для нас он был счастливым выпускным  десятым классом! Но яркий след у нас остался на всю  жизнь.

И до сих пор при встрече чувствовал себя мальчишкой, пусть  седовласым. Наш Константиныч излучал всегда тепло, от Бога дар имел всегда быть нужным людям. Не сомневаюсь, что и там, на Небесах, он, как и на Земле, востребованным будет!"
    Я благодарю Андрея: в последние годы жизни Юрия Константиновича он часто навещал нас, оказывал помощь, общался, конечно, это положительно сказывалось на самочувствии пожилого человека. Ученики из разных мест нашей страны общались с нами,приезжали в гости, конечно, это было большой радостью!


   С раннего детства Юра был болезненным ребенком. В начальной школе много пропускал уроков по этой причине. Угораздило   еще  простудиться  так, что долго болел воспалением  легких.
       Но бабушка и мать в содружестве с  врачами постепенно  укрепили здоровье мальчика. Помогло и то, что  в семье  наладилось питание: появилась корова, куры.
       С тринадцати лет с отцом заготавливал по воскресеньям в лесу дрова. А весной с отцом их вывозили из леса и, расколов, складывали в поленницы.


       К службе в армии Юра уже был хорошо подготовлен  физически и морально. Служил он в Вооруженных силах СССР, часть его находилась в Семипалатинске, а он являлся командиром взвода ПРЦ (передающий радиоцентр).Байконур.Идет освоение космоса.Солдаты части  15685 принимали участие в запуске космического корабля Владимира  Комарова.  А через много лет Юра встретил человека,Никифорова Юрия,  служившего на Байконуре.Я была свидетелем их радостного общения, их воспоминаний.Они встречались и дома,и на берегу Онона на рыбалке.
       После армии, в 1968году в Москве,   поступал в Высшую школу КГБ. Все шло хорошо, но препятствием стал старший брат, сидевший в тюрьме за драку.

        Вернувшись в родные края, получил трудовой опыт, работая  в золотопромышленности (на прииске Ксеньевский), затем  трудился в локомотивном депо города Могочи.  В редакции газеты «Могочинский рабочий» был заведующим промышленным отделом. Очень тепло вспоминал товарищей, с которыми работал в газете, на первом месте  в его рассказах был всегда  редактор газеты А.Е.Снегур, который многому  научил Юру и посоветовал ему поступить в ЧГПИ им. Чернышевского.Этот вуз когда-то и сам окончил.

— Заслуги Анатолия Ефимовича Снегура известны всем. Летописца забайкальского Севера знают не только в районе и крае, а по территории всего бывшего СССР. Почетный гражданин Каларского района, заслуженный работник культуры Читинской области и России, обладатель большого количества государственных наград мы гордимся таким земляком, - рассказала "Забайкальскому рабочему"





 директор Новочарской муниципальной библиотеки Татьяна Воловьёва.


         С 1969 — по1973 год Юрий учился в   педагогическом  институте на историко — филологическом  факультете. Учился на «отлично», являлся Ленинским стипендиатом, командиром студенческих отрядов
 пединститута.А мы с девчонками удивлялись,как он все успевает делать?

   Студенты, во все времена, - веселый, дружный,интересный,заводной народ! А Юра всегда выделялся своей активностью, искренностью; с ним было интересно общаться.
Когда я была на педпрактике  в пионерском лагере "Красная саранка", он неожиданно приехал на несколько часов туда.Это был июль, 18 число. Дождик моросил и моросил, но было тепло. Конечно,была удивлена очень,но и обрадовалась; сердечко мое застучало по-особенному.  Время в разговорах пролетело очень быстро.  В пионерском лагере не заскучаешь,Юру интересовало все: питание детей,спортивные мероприятия,работа вожатых; успел пообщаться и с ребятами. А потом он приехал на красивой  легковой машине к нам домой. Был в командировке с проверкой ССО, решил взглянуть, как мы живем. Соседи, наверное, целую неделю обсуждали  его визит. А я еще не знала, как относиться к этому  человеку, вроде, хороший парень, нравится, но о чем-то серьезном  и не думала. Когда начались занятия на четвертом курсе, Юра сделал мне предложение, а сам  решил перейти  на заочное обучение, чтоб не бросать учебу и работать.
    Когда  Юра  работал комиссаром областного   студенческого  строительного  отряда Читинской области, ездил с отчетами в Москву.  Там, в Москве, подружился со многими интересными ребятами.  Большую помощь оказали московские друзья, командир и комиссар С С О железнодорожного института. Они провели по магазинам в Москве, где продавались свадебные наряды.Так что свадьбу мы праздновали в московских одеяниях.
    Комсомольская свадьба  проходила в кафе «Лира» в Чите. Приглашенные: сотрудники Читинского обкома ВЛКСМ, среди них были ближайшие друзья - Бочкарев Вениамин,  Лапердин Геннадий, Плотников Алексей и студенты групп, в которых мы учились. Участие в организации  комсомольской свадьбы принял Первый секретарь Обкома ВЛКСМ  Смородников Михаил Иванович. Была выделена легковая машина и подарен роскошный по тем временам подарок.  А еще выделили в семейном общежитии пединститута комнату.
                В 1973 году, после окончания института  (  Юрий Константинович окончил вуз с отличием), нас направили в Черновский район, Юрия директором школы номер 6 и учителем истории, а меня в школу рабочей молодежи 3.
     Я еще была в декретном отпуске,  поэтому Юра отвез нас с дочкой к своим родителям в Ксеньевскую,а сам должен был заняться ремонтом квартиры.

     Это был дождливый  август месяц. В поезде холодно.Мы ехали в пальто. Памперсов для деток тогда еще не было, поэтому пеленки папа Юра грел на своем теле.Крошечке нашей всего  вторая неделя. Весь путь от Читы до Ксеньевской Юра на руках держал  свое сокровище.

     Как мне было все непривычно! Природа прекрасная после города особенно нравилась! Сопки, заросшие лесом, река,тогда еще чистая,притягивали взгляд. А воздух,  напоенный  ароматами трав, деревьев,словно мед, хоть черпай ложкой!И звуки идущих поездов! Никогда не забуду эти первые впечатления от жизни на станции!  А еще утренние густые туманы...

     На улице сыро, зато в доме тепло, Константин Ильич с раннего утра протапливал печь.Часто ходил в лес, приносил грибы, ягоды.Какое было блаженство! Подошло время возвращения домой.Нас сопровождала мать Юры. А он нас встречал на вокзале. Боже, какой же он был худой! Все на него свалилось:и ремонт, и работа, работа незнакомая, благо,завучем была опытная учительница.
      Конечно, квартиру привел в надлежащий  вид. И потекли рабочие будни.


      Сначала испытывали трудности, но Юра,оптимист по натуре,не унывал,значит,и я рядом с ним  не пасовала,чувствуя крепкое и надежное плечо мужа.Дочка наша, спокойная и понятливая,незаметно подрастала. Соседи спрашивали как-то,есть ли у нас дети, а мы уже полтора года прожили рядом с ними.  Удивлялись: никогда не слышали детского рева у нас.

       Юра был очень заботливым мужем и отцом.Когда девочка побежала на ножках, мы ходили с ней в школу  к отцу. А в воскресенье всей семьей разгуливали по знаменитой школе №6. Знаменита она была своими руководителями, учителями,учениками! Юра гордился школой,охотно изучал историю школы, знакомился с учителями-пенсионерами. Особенно часто заводил разговор о Чубарове Иване Васильевиче,работавшем раньше долгое время директором школы № 6.


      Мне даже посчастливилось поработать с Иваном Васильевичем  в одной школе. Он преподавал математику. Человек, увлеченный своим предметом, любящий учеников, он так интересно объяснял материал, что понимали  и запоминали  предмет самые нерадивые ученики, махнувшие рукой на этот предмет как на тяжелый.  Я тогда много уроков посещала у именитых учителей,уроки Ивана Васильевича были очень интересные, живые! Думаю, если бы нас учил в школе такой учитель,мы бы все поголовно любили и понимали математику.
           Помню, утром на  работу придет Иван Васильевич красиво причесанный,в отглаженном  костюме, а проведет 4-5 уроков, и весь лоск  потерян.  Учитель много писал на доске,увлекался так, что  не замечал мелом запачканных рук,лица,костюма.. Очень интересно было его послушать, хотя он выводил на разговор каждого, кто был в учительской.Когда его не было в школе, чувствовалась скука.Интересный был человек!
            Иван Васильевич Чубаров родился в 1904 году в Тверской губернии. В 1925-1930 годах работал оцинковщиком на заводе «Красный гвоздильщик» в Ленинграде. В 1936 году окончил физико-математический факультет Ленинградского педагогического института. С 1936 года работал в Забайкалье. Сначала учителем школы в Хилке. В 1936-37 годах - директор школы №20, в 1937 году — школы №64, в 1938-64 годах — школы №6 Читы. Отличник народного просвещения. В 1945 году награждён орденом Трудового Красного Знамени, в 1959 году получил звание заслуженного учителя школы РСФСР. Скончался в 1978 году в Чите.
Источник: Андрей Козлов.
      Еще мне запомнилась Надежда  Сергеевна, (к сожалению, фамилию ее  не помню)она же была настоящей энциклопедией! Столько знала наизусть стихов, прозы классиков наших, хотя преподавала физику. А рассказчик какой она была - любой заслушивался!
      Меня поразил кабинет русского языка и литературы, в котором работала жена директора шахты. Чиновник из Москвы (Стрезикозин),побывав в школе, отметил, что даже в столице нет таких кабинетов, как в этой школе. Например,таблица Д.Менделеева была расцвечена лампочками, каждый элемент имел свой цвет,подробное описание "в окошечке".А еще интерес вызывала специальная указка.
     В кабинете русского языка и литературы над доской высвечивались оценки,какие поставил учитель.  Если надо было посмотреть фрагмент из кино на уроке, нажималась на пульте управления кнопочка, и опускались сами шторы на окнах, появлялся  экран, из лаборантской  через окошечко транслировался фильм. Все происходило быстро и бесшумно! Богатая библиотека размещена была в шкафах, что находились вдоль стен кабинета немаленького.Еще много было удивительных новшеств в этом кабинете! Какое же удовольствие  было учиться и работать в так оборудованном кабинете! Прямо сказка!    Затем по призыву  партии нас направляют на работу по  подъему сельского хозяйства Читинской области в народном образовании. Заведующий Облано В.Д. Васильев направляет  молодую чету Товпегиных в Первочиндантскую школу Ононского района. Юрия Константиновича в качестве директора  школы и учителя истории, а  меня в качестве учителя русского языка и литературы.          И опять мы собираемся ехать туда, не знаем, куда… Юра уехал раньше, потому что  начинался учебный год, а мы  с дочкой и щенком (овчаркой   элитной  по кличке Райт, имеющей паспорт с перечислением родословной) полетели на самолете уже в начале сентября.  Провожал нас  до аэропорта  наш сосед и наш ученик — Андрей Авдеев. 

Его родители  работали в 23 школе, где работали и мы. Отец — физруком, мать вела черчение, рисование. Хорошая была семья, красивые люди! Оба высокие, статные, голубоглазые, обаятельные;  такие личности, с которыми  приятно было общаться! Они были не только хорошими профессионалами, а   были еще и высокообразованными  людьми, беспокойными,  творческими  натурами, жаждущими новых знаний!  Жаль, судьба семьи оказалась не очень счастливой. То ли завистников влияние, то ли так на роду написано. Говорят, что  надо править голову, если есть сотрясение. Голову физрука «сотрясал»  мяч не однажды, но  хватились поздно, уже было затемнение мозга. Операция ничего хорошего не принесла.  Сначала Владимира парализовало, а зимой он умер.  Жена его, Татьяна, очень любившая своего Володю, несла свой крест достойно, но в горе просмотрела сына, который  рос вольным ребенком, а без отца связался с нехорошими людьми. В сорок с небольшим лет, оставшись вдовой, она  не знала, как жить, как вызволить сына. Привязался сахарный диабет,   и красавица, как бы ни сопротивлялась болячкам, жизненным обстоятельствам, тихо ушла в мир иной. Погиб сын еще при ее жизни. И у Ольги, дочки, тоже плачевная судьба.Надо сказать,что с соседями нам повезло. Татьяна Николаевна Авдеева, Лида Сорокина и мы крепко подружились сразу же, как мы переехали  из поселка Восточный. Все такие разные,но ценившие добро, искренность и чистоту человеческих взаимоотношений,мы были необходимы друг другу тогда.


 Когда летели на самолете, заметила, что лесной массив сменился степными просторами. Сердце  сжималось, что-то не принималось, но слово «надо» так, заставляло послушаться и действовать  по обстоятельствам. Юра встретил нас в  небольшом аэропорту, но на большой  грузовой  машине, в которую мы еле вскарабкались. Едем, а у меня слезы: «степь       да степь кругом».  Потом дорога начала спускаться вниз, наконец, показалось большое село, река.Машина остановилась  у двухквартирного каменного дома. На сердце было тяжело, нехорошее  предчувствие не давало даже порадоваться, что , наконец-то, появилась  определенность: вот село, где будем жить и работать.
         Боже, почему  местное начальство, районо не посмотрели, куда  поселили семью учителей с маленьким ребенком?! Дом  недавно был построен.  Стены квартиры  на один раз побелены, поэтому коричневые. Три небольшие  комнаты  и кухня, она же и прихожая, и коридор. Две печки. Окна без форточек. А позже выяснилось, что и  нет отверстий, или окон, чтоб проветривался дом снизу. 
           Тимофей Васильевич Орлов, завхоз школы, любезно пригласил нас на  обед, что было очень кстати, у нас даже не было воды, ведер, бочки под воду. О! Как не  просто , а очень даже тяжело было приживаться на новом, совсем не подготовленном для нормального человеческого проживания, месте!  Хорошо, что детский садик был теплым, дочка с удовольствием его посещала. Квартира, сразу стало понятно, - сырая. Вечером,придя с работы, старались протопить печи. А они топились «по — черному», как бани. Дверь на улицу откроешь — дрова горят, есть тяга. А закроешь — дым идет в квартиру, и никакими способами не могли избавиться от этого безобразия. Трубу  увеличили, нет результата. Книги, вещи отсырели.   По стенам уже бежала вода. Становилось холоднее, а мы перенесли самое необходимое в одну комнату, куда днем заглядывало солнышко, две комнаты закрыли: там в два пальца образовался на стенах лед. Вот в таких ужасных условиях нам пришлось жить и работать в школе   большого села  Первый Чиндант. Однажды главный инженер колхоза   Николай  Яцук   случайно к нам зашел и  поразился, как  можно в такой обстановке жить с ребенком?  Перед Новым годом приехали из районо, а что толку? Конечно,   мы  болели,  дошло дело до больницы.  Хотелось все бросить и уехать! Местное  начальство  решило строить дом деревянный возле школы для нас.  Построили, и опять утепление,доделывание легло на наши плечи. Мой брат, работавший в Усть — Борзе в то время, приезжал к нам на помощь. Смех сквозь слезы, но опять «приключение»! Когда топили печи, пахло навозом, мы не могли понять, почему?  К марту кирпичи в печах «зашевелились», огонь стал виден в расщелинах печей. Оказывается, недобросовестные или косорукие печники сложили печи на коровьих лепешках.  Кое-как дождались весны. Летом уехали мы с дочкой к родителям, а Юра  «перекладывал»  печи, конечно, с другим уже печником. Следующую зиму прожили  спокойно. Работая директором школы, Юра переоборудовал ее.В школе заменена была мебель на новую, современную, оснащение кабинетов пополнилось.Не зря же они с шофером Виктором Бронниковым постоянно ездили в область.А еще он успевал с парторгом Золотухиным Николаем Павловичем ездить на чабанские стоянки, на МТФ и другие участки,где трудились колхозники. Юрий Константинович читал лекции перед тружениками села. Темы лекций были разнообразными. Такая работа помогала очень ему как учителю, он знал всех родителей своих учеников, это способствовало для организации учебного процесса и поддержания хорошей дисциплины в школе.


Рецензии