Не только о Булгакове

 

На сайте «СЕТЕВАЯ СЛОВЕСНОСТЬ» А.Б. Левин пишет: - Вот известная без преувеличения всякому сколько-нибудь культурному русскому читателю фраза:
«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».
 В такой редакции приводят этот знаменитый отрывок и всезнающая «Алиса»,  и ещё  несколько сайтов, включая формат видеофильма.

А вот как сохранилась в памяти эта фраза, какой она была в одном из первых изданий этой книги:
«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

 Как говорится: ¬ «Найдите отличия». В новом варианте недостаёт всего одного слова - «пятый».   Казалось бы, - ну, и что?  Какая разница?  Верно, для смысла - никакого. Так же, как для смысла вовсе не нужны, например, слова «весеннего месяца». Зачем они?

  Но задумайтесь, - чем сразу «забирает» этот текст, почему запомнился?   Не только тем, что он - «с начала». Мало ли «первых фраз», с которых начинаются романы! Смыслом? Нет, музыкой!  Необыкновенно мощной энергией ритма! Как в стихотворении, где каждое слово работает не только на смысл, но и на гармонию восприятия в целом. 
К тому же, -  ритма, обозначившего энергетику всего романа, но не об этом речь.
Если прочитать вслух, заметим, что текст «катится», как колесо, оборот за оборотом, увлекая за собой.  Но в этом месте ритм как будто «проскальзывает", создавая некий акцент на слове «прокуратор». 
Спрашивается: на чём по смыслу должен быть выбран акцент? Конечно, на последних словах - "Понтий Пилат"
 
***
К чему это я? А к тому, что, когда пишешь, хорошо бы обращать внимание не только на смысл и грамматику, но и на «музыку», на ритм. Это – тоже «инструмент», надо бы не забывать пользоваться им. Не только в стихах, но и в прозе.
Особенно в прозе, потому что в стихах он сам о себе напоминает.
 Даже, если ты - не Булгаков.


Рецензии
Нужная, я бы даже сказал, просветительская вещь!
Для иллюстрации вашей право в расскажу маленький эпизод про свои рассказы. Лет десять назад я предложил кое-какие свои рассказы для озвучивания. В этом процессе пригимала участие даже одна заслуженная артистка. Так вот она пожаловалась или посетовала, что в моём рассказе "Дворик на Пушкинмкой" какое-то место неправильно написано для озвучки! Какая-то там Лада с забором воздуха, или что другое... Ну, я же не песню писал! Но оказывается, что всё нужно придумывать и даже самому произносить!

Neivanov   08.09.2025 19:59     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.