О женственности. Равночестность и главенство мужа

О женственности. Равночестность и главенство мужа.

В Священном Писании и Священном Предании Церкви неоднократно указывается, что «муж - глава жены, как и Христос - глава Церкви» (Эф. 5:3).

Уже в самом сотворении Евы из ребра Адама святые отцы усматривают различие: первенство Адама и последование Евы Адаму. Блаж. Феофилакт Болгарский пишет в толковании на слова 1 Послания Тимофею Апостола Павла «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева» (1 Тим. 2:13): «Поскольку, говорит, в самом создании род мужеский удостоен                первенства, а Ева создана второй, то должны после сего и все жены иметь второстепенные места после мужей и подчиняться им. Ибо сила того, что тогда совершено по отношению к Адаму и Еве, простирается на весь род мужеский и женский».

Апостол Павел так объясняет положение жены по отношению к мужу: «ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщён, но жена, прельстившись, впала в преступление». Указаны таким образом два обстоятельства, приведшие к первородному греху. Вначале был нарушен богоустановленный порядок действий, Ева должна была последовать Адаму, а не самочинствовать, подчиняясь своим эмоциям: «дерево хорошо для пищи,… приятно для глаз и вожделенно». Всё другое было забыто. Если бы предшествовало разумение Адама, а не женские эмоции, то и обольщение вряд ли бы произошло. Но женщина под действием обольщения действовала самостоятельно, без мужа и его ввела во искушение. Заповедь Божия была забыта и нарушена. Тогда, после свершившегося грехопадения и вследствие него Бог говорит жене: «умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3, 16). Так было установлено главенство как господство мужа над женой.

По слову св. Иоанна Златоуста, Ева до грехопадения, хотя и должна последовать Адаму, но как свободная и равночестная. Он пишет: «от жены произошло обольщение; она подчинена не тотчас по сотворении, когда (Бог) привёл её к мужу, она не слышала от Бога ничего такого, и муж ничего подобного не выразил ей, а сказал, что она кость от костей его и плоть от плоти его, о власти и подчинении ничего не говорил с ней; но  когда она злоупотребила своей властью, сделавшись из помощницы обольстительницей, тогда» (Беседа 26 на 1 Кор.). 

Этим объясняется установление главенства мужчины по отношению к женщине. Но в то же время мужчина и женщина равночестны, так как жена сотворена из природы мужа, и во Христе нет ни мужеского пола, ни женского, так, наконец, потому что Божия Матерь, превыше всякой твари, не может быть ниже мужчины.
Как и почему оба эти положения могут быть истинны?

Вот что пишет св. Анастасий Синаит: «по некоему образу Святой и единосущной Троицы: беспричинный и нерождённый Адам есть образ и изображение безпричинного Бога и Отца – Вседержителя и Причины всяческих, рождённый сын Адама предначертывает рождённого от Отца Сына и Слово Божие, а исшедшая Ева обозначает исшедшую Ипостась Святого Духа. Поэтому Бог и не вдунул в Еву дыхание жизни (Быт. 2,7), поскольку она есть изображение Святого Духа – дыхания и жизни, поскольку ей надлежало посредством Святого Духа, воспринять Бога – подлинно сущее Дыхание и Жизнь всяческих. Вследствие чего следует знать (и удивляться этому), что нерождённый Адам (а равным образом и исшедшая Ева) не имеют среди людей подобных (им) нерождённых и беспричинных других (людей), поскольку только Адам и Ева суть истинные изображения нерождённого Отца и Святого Духа. (Преп. Анастасий Синаит, Избранные творения, М., «Паломник», 2003 г., с. 38-39).

Мужчина и образ Отца, и образ Сына. Женщина соответствует Духу Святому. Вообще образность, быть образом – это от Логоса, Который Сам есть Образ Отца. Поэтому Адам может быть и образом Сына, и образом Отца. Адам – образ Отца по свв. Мефодию и Анастасию Синаиту. Но он же и образ Сына, образ Христа, Нового Адама. Мужчина может быть священником, как образ Христа.
 У женщины другое проявление и служение. Некоторые современные богословы говорят, правда, очень осторожно, о женском, материнском начале в Святой Троице. Это в связи с особенностями действия в мире Духа Святого. Указывают, что св. Киприан называл Богородицу «Прекраснейшим символом Святого Духа», что в Дидаскалии 4-го века диаконисы названы «образами Духа Святого». Святой Анастасий Синаит, как мы уже вспоминали,  вслед за св. Мефодием Патарским называл Еву «истинным изображением Святого Духа». Также указывают на то, что в древнееврейском языке слово «дух» женского рода.*
 Однако, святой Григорий Нисский отрицал, что половое различие имеет первообраз в Боге. Св. Григорий Богослов также утверждал: «когда Сын есть Сын в некотором высшем отношении, то недолжно думать, что уже необходимо переносить на Божество и все дольние наименования… нашего родства» (Слово 31. О богословии 5).
 
Если женщине предназначено быть сосудом Духа Святого, и служение её соответствуют действию Духа Святого в мире, то этого недостаточно, чтобы полагать женственность в самой Троице, в Духе Святом.
Если ставится вопрос о том, насколько возможно видеть женственность в Божестве, важно понять что является сутью женственности. Только в этой временной земной жизни женщина рождает детей по плоти и чадородием спасается. В жизни будущего века по слову Самого Христа: «ни женятся, ни посягают», но пребывают, как Ангелы Божии на небесах (Мф. 22:30). Но и в земной жизни девство и монашество, и ангельский брак с сохранением  девства почитаются выше жизни брачной. Суть женственности, следовательно, глубже, чем плотское чадородие, хотя и оно, конечно, проявление женственности.

Суть женственности определил ещё Адам в Раю. « И нарёк Адам имя жене своей Ева, ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3:20). Ева значит жизнь. Вся многозаботливая жизнь женщины: зачатие, чревоношение, рождение, млекопитание, забота о здоровье ребёнка, воспитание его, подготовка его к жизни самостоятельной, всё это - дарование и поддержание жизни, восполнение и совершенствование её. Деятельная забота женщины о жизни вообще – вот служение женщины. Воистину Ева – жизнь. А если так, то суть женственности быть жизни подательницей. Но мы веруем в Духа Святого именно как Господа Животворящего, жизни Подателя. Понятно, почему так связывают служение женщины  с деятельностью Духа Святого и даже называют, как преподобный Анастасий Синаит, истинным изображением Духа Святого. Ясно, конечно, что недопустимо проецировать на Святую Троицу наши земные представления о половом различии, как не допускали этого св. Григорий Нисский и св. Григорий Богослов. Это было бы проявлением «лжеименного разума», переносящего плотские представления на реальности духовные, высшего порядка.

 Различие между мужчиной и женщиной не абсолютное, но по преимуществу: мужчина – образ Христа, образ Сына Божия, Логоса, проявление женственности в тварном мире подобно действиям в творении Святого Духа, Господа животворящего.

В связи с этим можно вспомнить библейский рассказ о сотворении человека: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:25).
Владимир Лосский писал: «Дух Святой сообщает каждой личности, созданной по образу Божию, возможность осуществлять уподобление» (В. Лосский Очерк мистического богословия…, М. 1991г. с. 125). То есть создание человека по образу и подобию, видимо указывает на два различных проявления жизни и деятельности человека как мужчины и женщины. Это соответствует святоотеческому пониманию подобия Богу как возможности всё большего уподобления Духом Святым Богу. Об этом и писал В. Лосский, чему и подобно служение  женщины – жизни подательницы.

Как же сказывается различие в предназначении мужчины и женщины на их собственное устроение?
Отношение духа и тела в человеке есть образ отношения Бога и тварного мира. Это мысли святоотеческие, и в них сомневаться не приходится. Есть определённые особенности в отношении к тварному миру каждой из Божественных Ипостасей.
Бог - Отец творит мир, полагает миру быть.
Бог – Сын соединяет природу тварного мира с божественной природой в Своей Ипостаси. По этому образу, согласно святоотеческому пониманию, в ипостаси человека соединены душа тело.
Бог – Дух Святой действует как бы изнутри тварного мира, подавая ему жизнь и ведя (детоводительствуя) его ко Христу, к Богу. Им мы живём и молимся.

В отношении духа к телу у мужчины и у женщины, видимо, сохраняются особенности, отражающие особенности отношений божественных Ипостасей к тварному миру. Дух мужчины, действуя на тело, телесную, материальную жизнь, вносит своё логосное начало и то же время остаётся как бы над телом. Дух женщины более действует в самом теле, в телесной, материальной жизни. Конечно, и дух мужчины животворит тело, и дух женщины оказывает на телесную жизнь своё организующее действие. Речь идёт только о преимущественном различии отношений мужской и женской душ с их телами.
Душа женщины более связана с жизнью телесной, чем душа мужчины. Но эта деятельность  её души нисколько не умаляет женщину перед мужчиной. Такое служение подобно служению жён «своими имениями» Христу во время Его земной жизни, оно спасительно для женщины.
Мужчине свойственно служение более логосное, интеллектуальное, художественное, социальное, связанное со смыслом. (Бердяев, крупнейший философ, в своём «Самопознании» даже так высказался, определив особенность мужчины в отношении жизни:  «Я не любил «жизни» прежде и больше «смысла», я смысл любил больше жизни».) Мужчина как бы творит в материальном, более независим от него, чем женщина, которая животворит тело, будучи более мужчины связанной с ним. Здесь видится сообразность, подобие с действием в творении Сына Божия – Логоса и Духа Святого, Животворящего. Различие, конечно не абсолютное, но по преимуществу.. Важно подчеркнуть, что, будучи природно равночестными, души мужчин и женщин различаются не по природе, а по их проявлению, их служению. Это равночесности самих мужчины и женщины не нарушает, если только одно служение не превозносится над другим.

Было бы так гармонично всё устроено, если бы не было грехопадения. Грехопадение нарушило в самом человеке иерархию между духом и телом. Что же произошло после вкушения от древа познания добра и зла? Ведь познание добра и зла заключается в том, что, человек сотворён свободным в выборе между волей Божией и своей независимой от Бога волей. Добро - следовать  воле Божией, зло в следовании по своей воле, не по воле Божией. Но познать свободу выбора было запрещено до того, как человек, живя в благодати, созрел бы духовно, и ему было бы не нужно делать этот выбор. Не нужна была бы тогда эта губительная свобода, способная нарушить  иерархический строй в творении.  Нарушив заповедь Божию, первые люди преждевременно осознали, почувствовали,  что низшее в творении может не подчиняться высшему. Так и тело человека может не подчиняться душе. Стало возможным самовольное, независимое от духа проявление тела. Тело могло подавлять духовное в человеке. Осознав это, первые люди устыдились. Будучи созданными равноангельными, обнаружили, что могут быть подобны бездуховным животным. Они оказались в зависимости от телесных страстей, увидели, что они наги. Как тут было не устыдиться.
При этом душа (дух) женщины, действовавшая в теле как бы изнутри, оказалась после грехопадения порабощенной им в большей степени, чем душа мужчины, сохранившая некое дистанцирование от жизни тела, во всяком случае, в большей степени, чем женщины. Это отнюдь не означает, что женщина обязательно «грешнее» мужчины. Грехи души и не связанные с телом могут быть куда тяжелее и губительнее, чем грехи телесные. А о связи с телом сказано, что женщина чадородием спасается. То есть сама по себе связь с телом не только не губительна, но может быть и спасительной, если человек живёт в соответствии с волей Божией.

Для женщины существует большая опасность подвергнуться страстям, связанным с телом, стать духовно неуправляемой. Вот, что пишет, например, об этом Св. Григорий Нисский: в ребёнке «женского пола… человеческая природа выступает в более материальном и подверженном страстям состоянии». (Святитель Григорий Нисский, О жизни Моисея Законодателя, 1991 г., с. 30.) Заметим, что речь здесь идёт о страстях и зависимости от них, то есть о состоянии после грехопадения. Женщине нужен глава – мужчина, который более способен рассудочно противостоять телесным страстям и руководствоваться в жизни велениями разума. Другое дело, что разум падшего человека зачастую внушает ему совсем не то, чего хочет от него Бог. Но тогда, известно, что следует слушать Бога более, чем человека. Если же нет явного противоречия между волей мужчины и заповедями Божиими, то глава жене – муж, а мужу глава – Христос.

Вот так в результате грехопадения возникло главенство, даже господство мужчины по отношению к женщине.  И если это установление и наказание за грех, то охранительное, спасительное для самой женщины.

Однако женщина, живя по Божьей, а не по своей воле, благодатью Божией может освободиться от зависимости от греха, живущего в теле. И тогда она способна стать, как Мария Египетская великой святой. Исчезает  тогда необходимость «господства мужчины».  Высочайший пример - совершенно свободная от личного греха,  от подчинения телесной природе Матерь Божия, прославляемая как «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим».

К сожалению, в осознании различия между мужчиной и женщиной и подчинённости женщины мужчине дело подчас заходило так далеко, что за женщиной начинали вообще отрицать наличие души, или ставили наличие души в определённую зависимость от её отношения к мужчине, который, якобы только и мог дать женщине душу. В таком ключе написана, ставшая в своё время в Европе бестселлером, книга Отто Вайнингера "Пол и характер".
Пусть это дикие крайности, которые и не стоят того, чтобы на них особо останавливаться, но мысль о том, что существует изначальное онтологическое неравенство между мужчиной и женщиной, и что женщина изначально существо, неравночестное мужчине, эта мысль была довольно распространённой. Под влияние Вайнингера попал даже такой сильный и независимый русский философ как Бердяев.

Само сотворение женщины из ребра Адама трактовалось как уже совершившееся грехопадение (!), нарушение целостности первоначального Адама – андрогина. И одной из спасительных целей человечества признавалось восстановление этого андрогина, то есть уничтожение различия не говорю разделения, но и самого различия между мужчиной и женщиной. Удивительно, что такая трактовка сотворения женщины, очевидно противоречащая Священному Писанию, принималась философами, считавшими себя христианами, тем же Бердяевым, а до него в России Соловьёвым, а до Соловьёва, в Европе Бёме и Баадером. Как это могло согласовываться с их христианством, о том судить не берёмся.

Но что же должно стать с этим разделением человека на два пола? Обратимся к святоотеческому учению. Вот что пишет по этому вопросу В. Н. Лосский. «По учению святого Максима Исповедника, первый человек был призван воссоединить в себе всю совокупность тварного бытия; он должен был одновременно достигнуть совершенного единения с Богом и таким образом сообщить состояние обожения всей твари. Ему нужно было, прежде всего, в своей собственной природе преодолеть разделение на два пола путём бесстрастной жизни по Первообразу Божественному… Так как эту миссию, данную человеку, не выполнил Адам, то мы можем проразумевать её в деле Христа – Нового Адама.» (В. Н. Лосский, Очерк мистического богословия Восточной Церкви, М., 1991, с. 83). Речь идёт о преодолении разделения путём бесстрастия, но не исчезновении различия. По мысли выдающегося богослова Американской Православной Церкви Фомы Хопко: «Бог сотворил человека мужчиной и женщиной, поэтому наличие двух полов является неотъемлемым качеством человеческой природы, сотворенной по образу Божию. Как мужчина не может существовать без женщины, Адам — без Евы, так и женщина не может существовать без мужчины. Оба должны быть в совершенном духовном и физическом единстве, чтобы исполнить цель своей природы и жизни: достигнуть подобия Божия.
Различие между полами есть особый драгоценный дар, не сводимый лишь к физическому или биологическому устройству, они — как бы два различных «образа существования» в одном человечестве… Можно еще сказать, что разница между полами — в их различном призвании». (Цит. по иеромонах Адриан Пашин. Образ Троицы…, ч. 2)
И теперь и всегда Божия Матерь остается обоженной Девой и Матерью. Её служение – навсегда высочайший  образ служения женственности в Божием творении. И это поистине драгоценно.

*Об этом есть обзорная статья свящ. Георгия Максимова «Женский образ Духа Святого у святых отцов и писателей ранней Церкви»:  Смотри так же:


Рецензии