Айседора Дункан о балете

    -1-
Я открыла искусство танца, утраченное две тысячи лет назад,
Но никто этому не был рад.
Я открыла для себя источник любого движения,
Это единство, в котором рождается многообразие.
                -2-
Я враг балета классического, который считаю фальшивым и неискренним,
Лживым и возмутительным.
Лежащим вообще за пределами искусства,
На грани полного отсутствия смысла и безумства.
                -3-
Классический балет – это фальшивые позы и неестественные движения,
Могу заявить об этом, без всякого стеснения.
Ходит ли кто-нибудь на пуантах или поднимает ногу выше головы, всё это некрасиво,
Нафантазировано и надуманно.
                -4-
Всё зло в условностях, придуманных обществом в жизни, и на сцене,
В этом театральном вертепе.
Мои идеалы делали невозможным моё участие в классическом балете, каждое движение которого шокировало меня, и шло в разрез с моим чувством прекрасного, его выразительные средства казались мне механическими и вульгарными,
Отталкивающими и безобразными.
                -5-
Когда в балетной школе учитель приказал мне, подняться на цыпочки, я спросила зачем, и получила ответ, что это красиво,
Я возразила ему, что это неестественно и безобразно.
И после третьего урока навсегда покинула класс, чтобы никогда больше туда не возвращаться,
Ведь это напряжённая и вульгарная гимнастика, которая классическим балетом только изволит называться.
                -6-
Балетная школа учила, что источник движения у основания позвоночника, наподобие марионетки,
Бесстрастной куклы и петрушки.
Механические движения недостойные души и тела,
Настоящего, живого человека.
                -7-
Балетное училище – это ряды девочек, которые часами стоят на пуантах,
Словно жертвы жестокой и никому не нужной инквизиции, застыв на цыпочках,
Это заведение противно природе и искусству,
Повинуясь всеобщему безумству.
                -8-
Самое ужасное в классическом балете - это попрание ритма движения, их отрывочность,
Танцор делает свой номер, начиная и кончая, без перехода в другой, без гармонии с прежним, превращая весь танец в формальность и ненужность.
Мой танец – это танец будущего,
Всего главного, стоящего и настоящего.
                -9-
Я уже привыкла к враждебному и холодному отношению к себе, со стороны представителей классического балета, которые дошли до того, что подбрасывали мне на ковёр мелкие гвозди,
Чтобы я потом не смогла встать на свои израненные ноги.
И только в России, меня приветствовала известная балерина Кшесинская,  где оценили мой талант, и создали все условия,
Для развития настоящего искусства.
                -10-
Настоящие великие ценят простоту, ею и являются,
А не только кажутся.
И только подлинный гений может быть достоин моего тела,
И это, прежде всего, касается великого русского поэта Сергея Есенина.

               
               


Рецензии