Кто был настоящим хозяином Великой Степи?
Игра в одни ворота
Почему-то считается, что отношения русских княжеств с восточными и южными соседями были простые и незамысловатые, в корне отличаясь от нынешних сложных связей, включающих экономику и следование жизненным интересам разных этносов. Возникает ощущение, будто взаимодействие земледельцев и кочевников в древности строилось исключительно на вражде, вызванной географическим положением.
При этом напрочь игнорируя меновую торговлю, контроль транзитных торговых путей и оценку возможных угроз как близких, так и отдалённых народов и государств. Нам со школьной скамьи внушают, что дружить наши предки предпочитали главным образом с государствами западного типа, к каковым, несомненно, относилась и Византия.
У любого адекватно мыслящего читателя при этом возникает вопрос: а почему то же самое не происходило в восточном и юго-восточном направлениях? Где сведения об установлении политических и экономических соглашений с древними государствами Азии, Ближнего Востока? Тем более, что факт активной торговли с этими регионами зафиксирован чётко. Если купцы с востока регулярно приходили к нам, то следует допускать и ответные визиты.
Так же как и взаимную заинтересованность в порядке на важных торговых артериях между Азией и Европой, например, Волжским торговым путём. Получается, с Западом наши князья и купцы ладили активно, а Восток отчего-то напрочь игнорировали. Отмахиваясь при этом от безусловной выгоды и валяющихся под ногами перспектив. Как хотите, а я в это не верю.
Есть ещё один пробел в исторических материалах. Миграционные процессы не могли (и не демонстрируют этого по сей день) протекать хаотично, не отражая стремления людей уехать туда, где можно улучшить свой уровень жизни. Этим полезным качеством в полной мере наделяют уже кочевые народы, отказывая земледельцам в защите собственных экономических интересов.
Поясню применительно к теме повествования. Земледельцы и ремесленники самым что ни на есть естественным образом заинтересованы в реализации своей продукции и расширении рынка сбыта, для чего и была придумана торговля. В общем, историками это и не отрицается. Они увлечённо рассказывают нам о греческих колониях в Малой Азии и Северном Причерноморье, основанных именно как торговые фактории.
Заинтересованный читатель в этом месте начинает тихо подозревать, будто скифы-земледельцы (да, были и такие степняки) имели свой немалый интерес к понаехавшим грекам и иже с ними другим покупателям. Думаем дальше: зерно надо где-то вырастить и каким-то путём доставить до портовых складов нетерпеливых и прожорливых (условных) греков.
Извечная проблема контроля
Совершенно понятно, что большие объёмы грузов наши сметливые предки предпочитали возить по воде, чем таскать через безводные степи на лошадках. Вспоминая бурную торговую жизнь вокруг современных автомагистралей, можно с большой долей уверенности предположить что-то подобное и в прошлом. Перевалочные пункты, удобные стоянки, сопутствующие услуги и, конечно, бандюганы, куда ж без них.
В том числе и даже главным образом для поддержания порядка и нанимали городские общины князей с дружинами. Не справлялся? Заменить с вынесением вотума недоверия о полной непрофессиональной пригодности. Города, как мы знаем, объединялись в некие образования, называемые княжествами или землями, а это уже совсем другой уровень мышления и планирования.
Надо полагать, что князья, выражая интересы местного производителя, изо всех сил старались навести порядок на вверенных им землях. И принять исчерпывающие меры для беспрепятственного перемещения товаров через сопредельные территории вплоть до складов торговых представительств в приморских портах. Вспоминаем карту Древней Руси и удивляемся множеству княжеств, расположенных с севера на юг между Балтикой и Причерноморьем.
Все они были кровно заинтересованы в бесперебойном функционировании речных торговых артерий — транзитных торговых путей. Что особенно примечательно, в обоих направлениях! И тут, как нам вкрадчиво рассказывают всезнающие историки, в степи, через которую текут реки, обеспечивающие власть и достаток многочисленным древнерусским элитам, появляются некие враждебные кочевники. Всё, приехали, торговля встала.
А наши суровые князья с дружинами выказывают себя полными увальнями, не способными организовать логистику? И вот ещё вопрос: куда в ходе постоянной миграции разных степных народов прикажете деваться наработанной вдоль речных транспортных артерий сфере услуг? Какие, интересно, у них были отношения с разнообразными ханами, каганами и так далее? Вы что-нибудь слышали или читали на этот счёт?
Но ведь это фактический материал самой жизни, без него нельзя было обойтись, а проще говоря, жить сотням тысяч задействованных в бизнес-связях семей! Значит, вопросы такие на повестке дня существовали, и как-то нашим предкам приходилось с этим справляться. Ведь выжили и сохраняли свою идентичность на протяжении тысячелетий. Оттого я и удивляюсь простоте подачи исторических процессов большинством наших историков.
Между тем генетики, подтверждая очевидный факт, утверждают, что население портовых городов Северного Причерноморья и Приазовья показывает высокий уровень генетического разнообразия. То есть всяких народов там намешано с избытком, и ведь что характерно, Восточная Прибалтика и Приазовский Танаис выделяются ими как места наиболее ранней идентификации славян. Также как и в археологических культурах Средней Волги.
Рекомендую для получения более подробной информации статьи: "Корни генетического древа славян (часть 1)" и "Корни генетического древа славян (часть 2)" опубликованные на канале Яндекс Дзен "Великая Евразия".
Это наша корова и мы её доим!
На всякий случай расшифрую: всё это и есть активно используемые участки торговых путей с Востока на север Европы. Есть обоснованная версия, что русский этнос сформировался как раз на защите и обслуживании таких торговых путей и областей. В том числе в Центральной Европе. И что же, хозяева не защищали свою вотчину, кормление, бизнес, в конце концов? А если всё-таки защищали, то как они это делали?
Хаотично, по факту образования проблемы, или же вдумчиво планируя и осуществляя сложные многоходовые операции в сфере безопасности? Судя по тому, что отдельные торгово-военные корпорации «Русь/Руссия» не просто успешно пережили века, но и отчасти развились в образование полноценного могучего государства, скорее второе. И одним из самых принципиальных вопросов для руководства ТВК «Русь» было обеспечение торгового транзита.
А его никак нельзя было решить, игнорируя миграционные процессы в лесостепной и степной зонах Восточно-Европейской равнины. Процессы эти, как объясняют самые прогрессивные из братии учёных историков, были тесно связаны с климатическими явлениями. А купцы, приходящие из далёких восточных стран, наверняка охотно делились информацией и своими наблюдениями по пути следования каравана через разные страны.
Всё, что могло составить потенциальную угрозу бизнес-проекту «Великий торговый путь», должно было браться на заметку. Главным условием подобного грамотно выстроенного управления хозяйством является устойчивая и понятная структура власти на всём протяжении транзитной артерии. На мой личный взгляд, вся история новой эры свидетельствует именно об этих процессах в разных формах организации и управления.
Более-менее объективно мы можем судить о временах, начиная с VIII века, конечно, в части южнорусских степей, нас интересующих. Всё исторически обозримое время степи Северного Причерноморья и Приазовья были предметом пристального внимания русских и славянских вождей, князей и царей. Краткие промежутки засилья какой-нибудь степной военной элиты вызывали проблемы в торговле, а значит, жди скоро новой войны.
И войны между армиями земледельческих и степных регионов происходили, в конечном итоге разрубая узлы проблем военным путём и физически устраняя возомнившие о себе элиты. Так было с ге(о)тами, аварами, мадьярами, хазарами, половцами, наконец. Обычные военные операции со временем сменялись установлением не только военного, но и политического контроля степных этносов. Вплоть до средневекового союза Русь-Орда.
Как известно, устав от постоянных проблем, уже в новой истории было принято совершенно логичное решение больше ничего не образовывать и ни с кем не договариваться, а просто включить эти территории в состав Русского царства в качестве одного из регионов. То есть де-факто перешло в де-юре. В рамках новой серии статей я попробую разобраться с одним из важнейших, на мой взгляд, эпизодов эволюции отношений Древней Руси и Великой Степи.
И начну с истории появления в южнорусских степях нового народа — половцев. С этой вехи стартовали события, повествование о которых в итоге свелось к навязыванию нам псевдоисторической линии вражды Руси и Степи. Кто же такие эти половцы, откуда и почему пришли к границам Руси? Кто там жил до них, как встретили и чем всё это закончилось? В следующей статье серии...
Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: (https://velikayaevraziya.ru/) Великая Евразия.
Следите за поворотами информационной повестки в моём сообществе (https://vk.com/public220540923) ВКонтакте.
Каталог публикаций канала в Яндекс-Дзен: (https://dzen.ru/a/YDaRFh56tCm6-BhZ)Добро пожаловать или посторонним В
Рекомендую вам мои книги:
«Скифы — белые кочевники Евразии» / «Вера наших предков. Неизвестные страницы» / «Мир наших предков. Утраченные знания» / «Тайны древнего мира» / «Интересная археология. Артефакты, меняющие историю».
Свидетельство о публикации №225060100422