Слово о смерти
Смерти и тлению подвержено все сущее на земле. Но, что смерть значит для каждого отдельно? Как к ней относится? Почему ее все боятся? Смерть – это прежде всего важнейшее средство ко спасению, а потом уже переход из одного состояния в другое. Святитель Феофил Антиохийский (II в.) пишет: "Через физическую смерть Бог оказал человеку величайшее благодеяние, ибо таким образом ограничивается время греховного состояния человека", а святитель Григорий Нисский добавляет: "Чтобы не увековечивалось зло". Сама по себе, вне ее представления в сознании, смерть – миф, иллюзия, лишенная какой-либо силы и власти. Православная аскетика, без которой спасение невозможно, а само Православие превращается в набор поведенческих правил, берет свое начало в философском учении древнегреческих стоиков III в. до н.э. Зенона, Клеанфа, Хрисиппа и других. В окончательно сформировавшемся виде стоицизм появляется в Римской Империи на границе эпох в лице философов Сенеки и Эпиктета. Именно последний сумел сформировать основные идеи стоиков в таком виде, который позволил преподобному Нилу Анкирскому в V в. написать труд «Энхиридион» или «Руководство». В нем заложены основы православной аскетики, доработанные позднее преподобным Максимом Исповедником. В том или ином виде, основные тезисы «Руководства» легли в основу учения преподобных Нила Синайского, Исаака Сирина и других отцов и учителей церкви. Я так подробно останавливаюсь на этом вопросе, поскольку труд Нила Анкирского позволяет выработать православное отношение не только к жизни и смерти, но и, практически, по всем вопросам бытия человека. А сейчас для нас это важно. Именно личное отношение к происходящему, а не сами вещи, является краеугольным камнем всего стоицизма и православной аскетики. Так, преподобный Нил пишет: «В смятение людей приводят не вещи, а представления о вещах. Смерть не ужасна…но наше представление о смерти, потому что оно ужасно – в нем заключается весь ужас. Когда запинаемся, приходим в смятение или огорчаемся, ни в коем случае не кого иного винить не будем, как самих себя, то есть наши собственные представления». Развивая эту мысль, святой отец продолжает: «Никогда ни о чем не говори: "Я лишился", "Вернул". Ребенок помер? – Возвращен. Жена померла? – Возвращена. Участок отнят? – Возвращен». В этих словах заключена суть главного евангельского учения о бессмертии души, спасении и загробной участи. Бог, желая спасения человека, посылает ему болезни и страдания ради правильного отношения к смерти. Вот, что по этому поводу пишет Максим Исповедник: "Попущение страданий имеет цель отстранение – отвращение человека от внешней вещественной сущности тела", то есть призвано научить не привязываться к жизни через тело, и, следовательно, не бояться смерти. О неверии в прекращение бытия после физической смерти свидетельствуют все религии и философские учения мира: от язычников до православных.
Наша жизнь – это прообраз той реальной истинной жизни, которая наступает за пределами земного существования. Образно говоря, она – изображение лика императора на монете, но не сам император. Выше я говорил о воспитательном значении страха смерти, как важном средстве, удерживающем душу от окончательной погибели. Но, в чем это выражается? Прежде всего, именно в страхе перестать быть, который является и движущей силой, и сдерживающим фактором одновременно. Есть известная поговорка, что болезнь – это сторожевой пес здоровья; а смерть – это сторожевой пес души. «Помни час смертный и спасешься», – учат святые отцы. Именно убежденность в том, что после смерти жизнь, а значит и самосознание, никуда не исчезают, формируют в человеке этот страх. Многие к этому приходят осознанно, но большинству страх смерти присущ на подсознательном, генетическом уровне. Поэтому, ужас перед неминуемым концом является самой мощной защитой от разнузданности и порока. Одни, под его гнетом опасаются посмертной участи души, а другие загоняют совесть «под лавку», убеждая себя не верить в загробный мир, предпочитая жить в свое удовольствие здесь и сейчас.
Страх смерти никуда не исчезает. Каким же должно быть правильное, христианское отношение к смерти? Прежде всего, нужно знать, что смерти, как таковой нет, но есть лишь представление о ней, и именно оно внушает ужас. Как сказал святитель Иоанн Златоуст: «Мы не боимся геенны и потому боимся смерти; если бы страх геенны поселился в наше сердце, то страх смерти не смог бы войти в нее...Если не будем бояться смерти - избегнем смерти». Святитель имеет ввиду, что бояться нужно не исхода души из тела, а ее посмертной участи. И кто не боится умереть, тот боится согрешить, чтобы не погибнуть в вечных в муках. Смерть – это мгновенный переход из одного состояния в другое. Настолько мгновенный, что заметить его даже, пребывающим у смертного одра невозможно. Один священник говорил: «Сколько раз я был у постели умирающего. Смотрел ему в лицо, и ни разу не смог уловить момент, когда он еще жив, а когда уже отошел». Смерть всегда безболезненна, ибо она находится на грани еще живой плоти и уже бессмертной души. Страдание приносит болезнь и ужас неизвестности, а не сама смерть. Как говорится: смерть не страшна, страшно ожидание смерти, то есть наше отношение к ней. Правильное отношение к уходу из жизни превращает летальность из неописуемого ужаса, который человек стремится избежать всеми правдами и неправдами, в желанное благо, каковым смерть, по сути, и является. О том же говорит Иоанн Златоуст: "Подлинно, не странно ли признавать небо гораздо лучше земли, а преселившихся туда – оплакивать". Об этом же свидетельствует и апостол Павел: «Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» (Фил.1:23). Такое отношение к уходу из жизни, которая является: «искушением человеку на земли» (Иов.7:1) и темницей души, – истинно православное. Понимание смерти как блага, убивает страх перед ней, усиливая страх Божий, то есть опасение оскорбить Отца неблагодарностью и недостойным поведением сына. Каждый христианин является чадом Божиим не по природе, каковым есть только Сын Божий – Христос, а по обетованию, в силу искупительных подвигов Спасителя. Как говорит апостол Павел: «Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» (Рим.5:17).
Православное понимание смерти, формирует в человеке истинное отношение ко всему происходящему в этой жизни, что выражается, прежде всего, в победе над страхом неминуемого конца. Знающего, что такое смерть, невозможно принудить ни к какому злу, невозможно купить, предать, обидеть, оскорбить, потому что если он ждет смерти, то в этой жизни уже не боится ничего, а ко всему происходящему относится как бы не с ним случающимся. Он смотрит на все горести и обиды глазами мудрости, как зритель в театре, где на сцене идет спектакль под названием «Жизнь», в котором все происходящее происходит не с ним. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Не случайно учителем любомудрия вошла смерть в нашу жизнь...Добродетель состоит в том, чтобы презирать все людское, ежечасно помышлять о будущем, не прилепляться ни к чему настоящему, чтобы по отношению к вещам этой жизни быть как бы мертвым». Интересно посмотреть на проблему смерти с точки зрения этимологии слова «смерть». Его происхождение в русском языке весьма мало изучено туманно и неопределенно. В общепринятом смысле, смерть – это гибель, прекращение существования, вне зависимости от места и обстоятельств. По мнению лингвистов, слово «смерть» состоит из славянской приставки «съ», что означает «своя, личная, собственная» и санскритского корня «mrti», который в собственном смысле и обозначает смерть. Таким образом, этот термин на русский язык можно перевести как моя, личная, собственная гибель, то есть смерть – это мое личное достояние. Но умерший уже лишен всякого достояния, а его душа не оценивает исход из тела как гибель или прекращение бытия, хотя бы потому что реальная жизнь за гробом только начинается, и сознание это видит. Следовательно, смерть – это явление не реальное, а психологическое. Душа живет своей жизнью, а тело истлевает в могиле, чтобы в Судный день соединиться с душой. Это как во сне: душа бодрствует и живет, а тело неподвижно, но душа знает, что по утру с ним соединится. Интересную теорию о смерти выдвигает академик Б.А. Рыбаков, который считает, что кончина – это смерть-для-других или, другими словами, она страшна не для усопшего, а для тех, кто видит покойника. Эта теория лишь подчеркивает воспитательное значении смерти.
В завершении беседы хочу заметить, что смерть – это единственное средство спасения человечества и борьбы с грехом. Преподобный Максим говорит: "В муке и смерти, в отличие от чувственного наслаждения, содержится глубинный смысл, ибо они препятствуют бесконечному расширению греха, которое может уничтожить сам принцип (логос) человеческой природы, созданной Богом". Он же раскрывает природу ее происхождения: «Смерть – это принципиальное последствие прародительского греха, передающееся из поколения в поколение, – таким образом, напрямую соединена с наслаждением, сопровождающим плотское рождение». Видеть в ней благо, а не ужас – дар свыше боголюбивой душе, и стяжать его может каждый, благочестивый образ жизни которого, придает ему уверенность в том, что: «Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Фил.3:20). Наверное поэтому, многие преподобные отцы и подлинные христиане встречали смерть с радостной улыбкой на лице. Все ждут своего часа. Большинство – со страхом, а немногие – с надеждой. Святитель Иоанн Златоуст так наставлял свою паству: "Смерть не тяжела, но даже вожделенна для живущих праведно". Поэтому как ждать и встречать свою смерть зависит от свободного выбора каждого; и в основе этого выбора лежит любовь к Богу и точное знание Православной веры.
Свидетельство о публикации №225060100646
С праздником Троицы (Пятидесятницы) Вас!
Обильных Божьих благословений!
С уважением к автору,
Вера Шляховер 08.06.2025 19:15 Заявить о нарушении