Настоящая лайка
Всех собак на улице все знали как зовут. Интересные местные клички, редко встречающиеся в других местах: Тайга, Белка, Загря, Соболька, Мушкет, Лапчик, Черныш, Кучум, Мушка, Пурга, Найда, Байкал, Тира, Дымка, Пуля, Майка, Шельма, Леший, Гуран, Пальма, Саян, Тунгус, Улькан, Урман, Чара, Шаман, Кама.
У деда и отца всегда были отличные и умные лайки. Отец с юмором подходил к любому делу и даже клички его лаек вызывали улыбку - Чумка и Борман. У знакомых был пес по кличке Угадай.
Часть собак, те хозяева, кто серьезно охотился и блюл чистоту породы, держали в вольерах. У кого-то на цепи, а у большинства, просто вольно во дворе и на улице.
Собаки коллективное животное и четко делят и контролируют территорию. Всегда есть в сообществе авторитетные лидеры и вожаки.
Проходя в школу дети спокойно шли по своей улице, где можно спокойно погладить и потрепать знакомых собак. На соседней же или совсем чужой улице, лучше и безопаснее, конечно, было взять в руку хорошую палку, предусмотрительно припрятанную у забора или в поленнице дров. Навык быстро залезть на забор повыше или перемахнуть за него был очень востребован. Бывало ребенка сопровождала своя собака и когда чужие собаки на чужой территории набрасывались на не местных, то приходилось отбиваться от них вдвоем буквально спина к спине.
У собак, как и у людей бывают разные характеры. Бывают замкнутые и общительные, сварливые и добрые, злые и ласковые, бывают умеют пошутить и поиграть, а бывают без ума и фантазии. Кому-то можно детей, как нянькам спокойно оставить, а кому-то нельзя доверить. Есть аккуратные и чистоплотные, а есть неряхи несусветные. Мать рассказывала, что оставляла спокойно меня во дворе в коляске спать, когда нужно было что-то по хозяйству делать, под присмотром наших лаек. Если проснулся и плакал, собаки лаем в окна звали во двор хозяйку и вставая на задние лапы у коляски пытались успокоить орущее существо.
Флегматичные, грозные, дурные или равнодушные в поселке, оказываясь в лесу собаки всегда преображались. Становились сразу и активнее, и умнее, и преданнее. Всем своим существом и поведением доказывая, что не зря их кормят.
Всегда интересно было наблюдать, как собаки перемещались с хозяином на носу лодки или в коляске мотоцикла. Причем, специально никто их не дрессировал и не приучал правильно занимать место и не выпрыгивать на ходу. Все без слов понимающие умницы! И хоть убейте, если вру, многие ехали так с очень довольной и улыбающейся мордой. Ей богу!
Среди охотничьих собак, в этих условиях лучше лайки ни кого боженька не создал. Главное вовремя раскрыть врожденную специализацию и ум собаки. Суки, как правило умнее, и натаскивать правильному поведению в лесу ее можно с первого года жизни. Кобелька лучше с двухлетнего возраста. Лучший способ, ставя в пару с опытной и бывалой собакой.
В лес собственно по-серьезному идут за пушниной, мясом, рыбой. Ягода, грибы, орех кедровый это тоже хорошо, но в свой сезон и чаще под настроение. Так сказать для души и разнообразия на столе. Мясо всегда в цене. Сохатина, оленина, глухари-гордость местного домашнего меню. Котлеты из медвежатины пополам со свининой идут на ура.
Пушнина, сейчас по сути не кому и не нужна. В меха народ нынче не одевается, упаковываясь чаще в китайскую синтетику и пуховики с вязаными шапками. Закупочные цены не оправдывают накладные расходы. Старая уверенно конвертируемая валюта - соболь обесценилась, еще смешнее чем рубль. А раньше самым ценным и целевым трофеем был соболь. Особенно если попадался кот с темным мехом и седой остью. Женщины из семей наиболее умелых охотников, всегда носили шикарные темные соболиные шапки. Сразу можно было это отметить. У большинства же соболя поскромнее, побледнее, а иногда вообще, как кошки крашеные. Не все соболь, как говориться, что на голове напялено! Тут лучше не сворачивать с курса, а то можно долго рассказывать про выделку, технологию пошива, про то как лоты шкурок подбираются для европейских аукционов.
Итак, нужно понимать, что более 70% добытого соболя берется традиционно капканами, кулемками и самоловами. Соболь любит буреломы-ветровалы, каменистые гольцы, густой подлесок в поймах речек и ручьев, чапыжник всякий. Остальная добыча - ружейной охотой из под собаки и лучше с мелким калибром. Тут нужно понимать, что соболь не так часто встречается, как несметное количество бурундуков и белки. Белку раньше тоже добывали. На шапку нужно 25 шкурок. Но мех очень слабый и не ноский. Поэтому никому и не нужна такая добыча особо. Трудоемкость большая: выделать и сшить, а шапка носится год-два и на выброс. Видел, как-то, зимой в Усть-Куте ребенка лет пяти в шубке из бурундучьих спинок. Очень впечатлило чье-то маниакальное терпение. Там же одна спинка с два спичечных коробка. Опять сбиваюсь с тропы..
Процесс охоты происходит обычно с поздней осени, когда ложится снег, сдающий таежных авторов следов на нем. Почерк у всех разный, но хорошие охотники умеют его разбирать. Задача найти набитые не разовые тропы и узкие места на них, где можно установить капканы и ловушки, кулемки-самодавы. Угодья редко сейчас бывают близко от населенных пунктов и обычно приходится сооружать по месту лесной форпост- зимовье. Или использовать и поддерживать давно кем-то сооруженное зимовье. Заезжают туда кто как может и на чем позволяет рельеф и бюджет и технические возможности. От лошадей, мототехники, вездеходов до вертолетов. Период - кто на месяц, кто подольше. Ежедневный маршрут на лыжах, подбитых мехом, десяток- другой километров с задачей сначала установки ловушек с приманками, затем с проверкой. Вовремя не проверишь- добычу кто-то склевать-подожрать может. Не работающие самоловы приходится поправлять, переставлять в более обнадеживающие точки. По дороге на лай собаки происходит попутная добыча с огнестрельным оружием. Если собака бестолковая, и будет подавать голос на каждого бурундука, белку или сойку- то охотник с ума сойдет и без ног останется, бегая на каждый глупый сигнал. Умная и толковая собака на нецелевую добычу или не среагирует или скупо тявкнет. На соболя будет четкий радостный заливистый лай. Вот тут и сворачивай с основной лыжни к месту сигнала и оружие из-за спины снимай.
Хорошая лайка и на глухаря с тетеревом по другому пролает. Если кабарга, косуля, сохатый - сможет остановить добычу, закрутить и подставить под выстрел.
- Стреляй же, хозяин! Не мешкай!
Без такой собаки, как без рук, без глаз и ушей. Удивительно, но такие способности и навыки передаются больше наследственным образом. Натаскать - это уже приучить не боятся выстрела, не портить добычу зубами, не носится бестолково очень далеко от хозяина, не тратить силы попусту и возвращаться быстро при команде. Хорошая собака, ведя крупную цель, никогда не свернет в погоне за мелкой, не променяет сохатого или изюбря на зайца.
Вот поэтому таких собак и держат дома в отдельных вольерах, отдельно готовят им питание, следят за состоянием здоровья, прививки ставят как нужно. Вязка таких собак организуется только с подобными, с нужными качествами. Генетика и селекция. По улицам с дворовыми пустолайками и барбосами - упаси боже! Зачем ненужные травмы от бестолковых драк, блохи, чумка собачья или другая инфекция? Щенки от таких производителей - на вес золота и расписаны на несколько лет вперед. Бывали случаи когда меняли таких перспективных щенков и на хорошее оружие, и на снегоходы. Отличная собака - один из главных залогов успешной охоты!
Но есть еще одно важное качество у настоящей собаки. Существует стереотип, что собака в любом случае не боится дикого зверя, всегда залает и защитит. Но к сожалению это не так. У собак, как и людей может быть или не быть врожденная смелость и отвага, не взирая на габариты и родословную.
Человек сильно оторвался от природы и утратил многие инстинкты, называемые чутьем и предчувствиями. У собак они остались. Почуяв медведя или волка большинство собак впадает в ступор и тихую панику. Припадая к земле и жалобно скуля или вообще безмолвно тычутся под ноги человеку, пытаются пролезть в помещение, забиваются под доски настилов. Вытаскиваешь ее за хвост, она опять ползет в укрытие.
Давно слышал рассказы, как на Дальнем востоке в населенных пунктах среди уссурийской тайги тигры ночью приходят и утаскивают из дворов собак. Ни одна собака при этом не в состоянии залаять и дать сигнал тревоги. Настолько сильно парализует животный страх перед хищником. Хозяева по утрам удивлялись пустым ошейникам и будкам, откуда тигр выцарапал легкую оцепеневшую добычу.
У человека все-таки, что-то осталось от этого первобытного животного страха. По себе знаю, про непроизвольную дрожь и слабость в поджилках, при внезапной встрече с косолапым хозяином тайги. Тут важно уметь взять себя в руки и не терять самообладание.
Собаки, не впадающие в ступор при контакте с крупным зверем, все же есть. Называются зверовые. Не всегда она может быть крупной. Шерсть встает дыбом на загривке. Хвост не поджимается, а закручивается еще сильнее. Утробное рычание и решимость рвать врага в клочья- собака становится сама страшным зверем.
Узнать об этих способностях можно только при реальном контакте.
Именно такой случай произошел с моим соседом Валерой.
Валера в обычной жизни инженер по бурению нефтеразведочных скважин во втором поколении, а на досуге и в отпуске охотник в третьем поколении. Давно есть свои закрепленные охотничьи угодья с добротным зимовьем. Занимается собаками. Для улучшения породы приобрел за приличные деньги в иркутском питомнике разрекламированного кобелька лайки. Стать, стойка, хвост калачом, мускулы играют. Добрая собака выйдет, натаскать только надо.
Не взирая на отцовских собак, сын с дочкой давно еще притащили во двор безродную собаку типа болонки. Любят ее и таскают, как мягкую игрушку. Чапа ползает по двору себе, тротуары подметает косматой шерстью на пузе, ни кому не мешает.
Время шло, дети росли, Чапа старела. Настало время и стала она болеть и еле ползать. Валера, чувствуя, что не долго собаке осталось, собираясь на осеннюю охоту, забрал ее с собой. Мол там если, что и помрет, но не на глазах детей. Скажу, что потерялась в лесу.
Расчет на фарт в охоте на элитного кобеля.
Заехал в зимовье со всем скарбом, припасами и двумя собаками. Протопился, разложился, обустроился, настроился. Первый выход по снегу. Лыжи новые, погода отличная. Ружье за спиной. Красота и душа поет! Отошел совсем немного, метров триста от зимовья. Собаки рядом бегут. Внезапно рядом, из-под присыпанного снегом выворотня упавшей сосны, выскакивает крупный медведь. Видимо залег поздно и не ушел еще в глубокий анабиоз. Неожиданно и удивительно, что так близко к зимовью. Похоже собак почуял. Элитного кобеля, как ветром сдуло! Исчез в одно мгновение! Медведь два прыжка рядом и в дыбы уже поднялся! Не заряженное ружье еле перекрутил вперед на себе, ремень перекинул, переломил стволы. Руки от неожиданности ходуном ходят. Лихорадочно по патронташу: дробь, картечь, вот пули! В патронник никак не получается попасть. Счет на секунды.
Неожиданно мохнатое недоразумение-Чапа, бросается в ноги медведю со звонким лаем и начинает метаться кругами под его лапами. Медведь опускается на все четыре и начинает ловить нахалку под ногами. Дала спасительница несколько драгоценных секунд! Патроны с пулями наконец в патроннике, клацнули снаряженные стволы и дуплет в упор в ухо!
Медведь готов наповал. Чапа никак не успокоится и продолжает кусать и «добивать» огромного врага.
Сел рядом. Руки и ноги еще ходят ходуном, сердце бешено колотится.
Пол пачки сигарет одна за другой. Фуууу….
Провозился до темна со шкурой, разделкой и перетаскиванием мяса к зимовью. Печень чистая. Медведь не больной.
К темноте прибежал кобель, заискивая ласки и помахивая хвостом. Уставший Валера, не раздумывая, взял ружье и сделал выстрел в подлеца.
Присел и трепля Чапу:
- А тебя я буду до конца твоих дней мясом кормить!
Свидетельство о публикации №225060100878