Каждый трамваю подгадить рад...

Ругаются кто и как попало:
«Нет трамваев!
Трамваев мало!»
Отчего же трамваев мало?
Оттого, что публика трамваи поломала.
Ни стали не выдержать, ни железу,
если на него без конца
лезут и лезут.
Каждый трамваю подгадить рад:
лезут на буфер,
висят как виноград.
Месяц, другой полазят, и вот
трамвай не трамвай — сломанный урод.
Товарищи, берегите свое же достояние!
Нетрудная вещь минуты стояния.
Постоял в очереди — и место есть,
и зря с кулаками не приходится лезть.
Трамвай цел, ездишь и ездишь.
Товарищи, зря на трамвай не лезьте ж!


Владимир Маяковский. Берегите трамвай (Главполитпросвет №208). 1921 г.
 
Трамвай на электрической тяге пришел в Российскую империю в конце XIX века, и появился сначала не в столице. В кратком историческом очерке развития электрических железных дорог («Труды Первого Всероссийского электротехнического съезда 1899-1900 годов», том второй) представлена информация о том, что первый электрический трамвай был устроен в Киеве в 1892 году. Затем последовательно в Нижнем Новгороде, Екатеринославе, Витебске, Севастополе, Орле, Курске, Лодзи, Либаве, Кременчуге, Ростове-на-Дону, Архангельске, Астрахани, Ярославле, Казани, Екатеринодаре, Москве. К началу 1899 г. в России насчитывалось уже 214 километров электрифицированных линий.
В Петербурге разработка проектов трамвайной сети началась в 1902 году, а прокладка линий в 1905-1907 годах. По состоянию на 1909 год в городе было уже 12 маршрутов электрического трамвая, 17 — конных линий, 2 — паровых. Движение трамваев начиналось в 8 утра и заканчивалось в 11 вечера.  Для конных и паровых трамваев стоимость проезда в вагоне и на империале разнилась и составляла соответственно 6 копеек и 4 копейки. Район Новой деревни стал одним из первых куда пришел электрический трамвай. Первый маршрут Финляндский вокзал – Нарвские ворота. Маршрут №2 (Новая деревня – Михайловская площадь) и №3 (Новая Деревня – Балтийский вокзал) стоимость проезда 15 копеек с разбивкой на тарифные участки стоимостью по 5 копеек.         
Кольцо электрических трамваев в Новой деревне располагалось у Большой Невки на стыке Набережной улицы и Новодеревенской набережной. Причем это знаковое место трамвайного кольца отмечено как на планах Петербурга, с момента возникновения трамвая, так и на картах Ленинграда. Номера маршрутов менялись с годами. Так, на плане Петербурга 1909 года это маршруты №2 и №3. На плане Ленинграда 1926 года это кольцо маршрутов №2 и №31. На плане Ленинграда 1935 года кольцо маршрутов №3 и №31.
Неутомимый и вездесущий фотограф Карл Булла запечатлел, среди прочих, и это знаменательное для города событие — открытие трамвайного движения на электрической тяге в 1907 году. Спасибо Вам, легендарный Фотограф.       

Булла, Карл Карлович (1855-1929). Открытие трамвайного движения в Санкт-Петербурге. Начало XX в. Номер в Госкаталоге:45282557. ГИКГЭ.       
«План открытых и предложенных к открытию маршрутов электрического трамвая в С.- Петербурге». XIX - нач. ХХ вв. Номер в Госкаталоге: 33723454. ГИМ.
Брейер Э. Ф. Вид трамваев у Николаевского моста. Репродукция рисунка (худ. Н. Н. Каразин) для проекта сооружения ветви электрической железной дороги большой скорости в Санкт-Петербурге (П. И. Балинский, М. А. Вернер, 1902). Номер в Госкаталоге:51381409. ГМИ СПб.
Виды трамваев у Смольного монастыря. Репродукция рисунка для проекта сооружения ветви электрической железной дороги большой скорости в Санкт-Петербурге (П. И. Балинский, М. А. Вернер, 1902). Номер в Госкаталоге:51383339. ГМИ СПб.
Сувенир В.Г. Ганькову. Профиль рельса Санкт-Петербургский электрический трамвай. Период создания:1901-1910 гг. Номер в Госкаталоге:51057535. ЦМЖТ.
Проект сооружения ветви электрической железной дороги большой скорости соединяющей имперские железные дороги с финляндскими в связи с устройством сети городских электрических трамваев в С.-Петербурге. 1902 г.  Номер в Госкаталоге:45646821. ГМИ СПб.
План Петербурга с показанием проложенных в 1906-1907 гг. трамвайных путей. 1907 г. Номер в Госкаталоге:39056038. ГМИ СПб.
Отчет по сооружению С.-Петербургского городского электрического трамвая в 1905-1908 г.г. Период создания:1909 г. Номер в Госкаталоге:40086107. ГМИ СПб.


#Новаядеревня #Чернаяречка #Трамвай #Петербург #Булла #Кольцо #Маяковский

[id424158046|Александр Костерев]
[https://vk.com/club205142857|Питер Петра]


Рецензии