Дело было вечером

«Мы живем, под ногами, не чуя страны» писал Мандельштам. Кто  это МЫ,  кто именно не чуял? Мандельштам не чуял! Остальные чуяли. А чтобы то. кто не чует, лучше почуял, Гулаг и был построен. Ничего удивительного. Нужно же бороться с врагами.
 Общество всегда делилось на группы, которые страну чуяли по-разному. Одна часть, следом за Александром Христофоровичем Бенкендорфом, считала, что «прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение.»  И неважно, что сказал это верноподданный царедворец, и сказал задолго до времен Мандельштама. Группа населения, которая всем довольна, никогда не переводится. Она многочисленна. Она черпает свои силы из административного ресурса. От такой группы отмежевывался сидевший по 58 статье поэт Даниил Андреев: «Не заговорщик я, не бандит. Я вестник другого дня. А тех, кто сегодняшнему кадит - достаточно без меня.
Обычно  из группы  пытающихся стать вестниками другого дня  прямая дорога попасть в категорию заговорщиков и бандитов.

Но не тут сталкиваться лбами.  Просто признаем, что те, кто видит проблемы, недостатки, не похожи на тех, кто проблем и недостатков не видит. Ну и пусть себе ведут полемику.   Часть населения думает так, а часть -  иначе. Проблема  в том, что  полемика  той  частью, кому все нравится, кто по словам Лермонтова  - «жадною толпой стоящие у трона», ведется с применением силы. Они по словам того же Лермонтова,  – «Свободы, Гения и Славы палачи!»
 
А когда в обществе имеют власть палачи, тогда царит особая атмосфера. Тогда при всех успехах пятилеток, коллективизаций, индустриализаций, перекрытия Енисея и построения великих мостов –  народ привыкает к расправе.  Поэт Жемчужников писал «всем нам часто снится сжатый, висящий в воздухе кулак». Но кулаком много не построишь. Разрушить можно.
 
Я слышу в свой адрес со стороны верноподданных, тех кто видит себя в кулаке. обвинения, что я выискиваю только плохое. Угрозы, «кулак у самого носа». Да разве я измышляю? Или выискиваю? Не дай бог. Я стою на плечах гигантов.

Я давно принял за правило такой метод написания статьи: чтобы меня не обвиняли, что я все это выдумал или выискал, привожу цитаты. И причем не из тех писателей, кого добровольные маленькие бенкерндорфы, могут назвать злопыхателями, например, из Солженицына и того же Мандельштама, который посмел насмехаться над великим Сталиным, а из классиков. Из вполне -таки хрестоматийных классиков. Дохожу до самих представителей власти, до нашего политического олимпа, вплоть до самого первого ее лица.
  Именно поэтому в начале статьи я намеренно сделал много ссылок на известных поэтов. Разве можно отрицать, что их произведения – зеркало эпохи? Вот и возьмем такое произведение –зеркало. Стихотворение Сергея Михалкова.
Сергей Михалков  Герой Социалистического Труда (1973), заслуженный деятель искусств РСФСР (1967), академик АПН СССР (1971, (РАО 1993)), лауреат Ленинской премии (1970), трёх Сталинских премий второй степени (1941, 1942, 1950), Государственной премии СССР (1978) кавалер четырёх орденов Ленина (1939, 1963, 1973, 1983) орденоносца и лауреата.

 Что же такого выдающегося написал Сергей Михалков кроме различных вариантов гимна, чтобы заслужить столько наград? Стихи для детей? Это конечно важно.  Такой заслуженный человек не соврет, тем более аудитория – дети, чистые души которых не приемлют условностей, недоговорок и чтения между строк.  Вот поэзия поэта несомненно предельно честна. Разберем стихотворение: «А что у вас? (Дело было вечером, делать было нечего)» Приведу отрывки
-А у нас в квартире газ!
А у вас?
- А у нас водопровод!
Вот!
-А из нашего окна
Площадь Красная видна!
А из вашего окошка
Только улица немножко
………………………
- А у нас огонь погас -
Это раз!
Грузовик привез дрова -
Это два!
А в-четвертых - наша мама
Отправляется в полет,
Потому что наша мама
Называется — пилот!
С лесенки ответил Вова:
- Мама - летчик?
Что ж такого?
Вот у Коли, например,
Мама - милиционер!
А у Толи и у Веры
Обе мамы - инженеры!
А у Левы мама - повар!
Мама-летчик?
Что ж такого!

  Википедия сообщает, что стихотворение написано в тридцатые годы. Но описывая быт Москвы поэт не покривит душой.  В стихотворении дети хвастаются: «а у нас в квартире газ, а у нас водопровод.» «Грузовик привез дрова». Значит в доме печка. Это предмет для того, чтобы хвастать? Речь не о деревне. Это и не заштатный город и даже не окраины Москвы. «А из нашего окна площадь Красная видна». И написал не какой-нибудь очернитель действительности, а признанный поэт-лауреат.

 Плохо представляю, но, наверное, ко времени написания стихотворения не всю Москву охватили благоустройством.  «Кто-то кое-где у нас порой» в Москве топил и дровами. К сведению патриотов – это не очернительство, это мои догадки на основании стихотворения героя социалистического труда.

И при этом неустройстве быта – «мама летчик, что ж такого»?   такое впечатление, что в тридцатые годы у нас в стране женщин-летчиков валом. Как и женщин инженеров.

 Мы и жили в бытовом разрыве: По крайней мере, судя по стихотворению, считали, что женщина –летчик –  и отсутствие водопровода (и какой тогда туалет?) - это мелочи, нормально, перезимуем. Главное что «мама летчик – обычное явление. Нечему удивляться.   Жили и в ментальном разрыве. Не чуя под ногами страны. Витали в мечтах о будущих достижениях. «Через четыре года здесь будет город-сад.»  Будет страна – эльдорадо. Так думали люди?  Судя по наградам поэта, так думали. И если «кто-то кое-где у нас порой» так не думал, с ними вели суровый бой.   И они разделяли судьбу Мандельштама.
 
Еще печальнее, что так продолжаем жить. Суровый бой продолжается

Слышишь: реют над страною
Ветры яростных атак!
И вновь продолжается бой,
И сердцу тревожно в груди 

«Мы делаем ракеты и перекрыли Енисей». Ракеты в десять Махов, а в деревнях централизованной канализации нет. Да и много чего нет.  И если такое скажешь – попадешь под «ветры яростных атак».

Удобства на улице не мешают ощущению величия. Там лучше мечтается. О том, что как сказал граф Бенкендорф, «что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение»


Рецензии