10. Скифы-пахари

10. СКИФЫ-ПАХАРИ. Писать историю народов, сидя в удобном кресле и перелистывая труды других куда более осведомленных авторов, легко только на первый взгляд. Их, этих до неприличия «осведомленных», и прежде-то было не мало, а за последние годы их количество возросло на порядок. При этом к археологам, лингвистам и историкам, которые еще пока умеют сомневаться, начали присоединяться генетики, математики и всевозможные «нострадамусоведы», которые давно уже познали истину и абсолютно ни в чем не сомневаются. Объявив крестовый поход белым пятнам Истории, они разобрали несчастную старуху на молекулы, просчитали ее на компьютере и просеяли сквозь сито катренов средневекового любителя ребусов. И это - только семечки! Настоящие цветочки распускаются лишь тогда, когда за Историю берутся политики и идеологи. Вот тогда предки начинают ворочаться в своих гробах и склепах, ибо узнают о себе такое, о чем при жизни даже мечтать не могли! Каждый факт, зафиксированный хотя бы в одном древнем документе, всей этой дотошной братией обсасывается, что называется, с ног до головы, и если уж сразу огульно не отрицается, то немедленно начинает окрашиваться в причудливые цвета. Причем цвет у каждого автора свой – от грязно-серого и черного до розового и белоснежно чистого. Там, где заканчиваются письменные источники, там появляется возможность для неудержимого полета фантазии. В этом случае история превращается в сагу, в красивую легенду о славных деяниях великого Богом избранного народа. Название же этого народа целиком и полностью зависит от национальной принадлежности автора очередного исторического опуса.

У старины Геродота таких проблем не было, и коверкать историю, дабы возвеличить свой народ, он не собирался, однако именно он одним из первых стал заполнять пробелы в информации всевозможными домыслами. Надо, впрочем, отдать ему должное, он был из числа тех, кто еще умел открыто сомневаться в достоверности тех или иных сведений. Обойтись же без домыслов вовсе он просто не мог. Для него почти весь современный ему мир был одним огромным белым пятном. Когда в один прекрасный день он вдруг решил, что, его истинное предназначение - стать Отцом Истории, ему пришлось признать, что для этого у него маловато знаний. Конечно, мужик он был начитанный, и кое какие письмена через его руки проходили, но этого было явно недостаточно. Рядом с милой его сердцу Грецией громадными толпами перемещались племена и народы, которые очень не любили тратить время на всякие там папирусы и глиняные таблички. Свою историю они передавали из уст в уста в виде легенд и песен. До любознательного Геродота доходили лишь обрывки этих легенд вперемешку с впечатлениями путешественников и купцов, побывавших в тех неведомых странах. «Историн папаня» все услышанное старательно записывал и делал из этого собственные выводы. Так на свет появлялись первые документально зафиксированные заблуждения, которые потом веками перекочевывали из одного труда в другой. Спорить с самим Отцом Истории долгое время никто просто не решался.

Одним из самых стойких заблуждений пущенных в исторический обиход с подачи Геродота стало деление скифов, если можно так выразится, по профессиональному признаку: на «пахарей» и на «кочевников». Из «достоверных» источников Геродот узнал, что Великой Скифией правят кочевники-коневоды, однако, значительная часть населения особенно на западе страны занимается привычным для Европы землепашеством. А раз эти земледельцы живут в Скифии, значит они тоже скифы, но только - пахари.

Обвинять древнего историка в том, что его умозаключения нелепы, довольно трудно, потому как этот неграмотный способ привязки разных народов к какой-то одной национальности сохранился и по сей день. Для западного обывателя, например, русскими являются все обитатели нынешней России и все выходцы из бывшего СССР. На всякие там детали в виде разреза глаз, цвета кожи или различий в культуре обращать внимание не обязательно. Россия далеко, и какие народы там живут, пусть выясняют те, кому до этого есть дело. Мы, впрочем, точно так же относимся к миллиардному населению Китая, которое для нас - «все на одно лицо». Со скифами произошла та же история.

Населению Северного Причерноморья с легкой руки всевозможных отцов истории еще не раз придется поменять название. Это будет продолжаться вплоть до середины нашего тысячелетия, когда всех обитателей Восточной Европы, включая русских, станут на западе называть татарами, а спустя пару столетий тех же татар нарекут русскими. Конечно, косвенно в этом виноваты сами предки. Во-первых, покорялись да дань платили всем, кому не попадя, а во-вторых, владея письменностью, пользовались этим умением крайне редко, а если что-то и записывали, то доверялись не глине и камню, а бересте и дереву, которые успевают сгнить раньше, чем их откопают археологи. Да и о чем собственно было писать крестьянину. На Ближнем Востоке или в той же Греции, где за каждым бугром начиналась заграница, писцы строчили дипломатические договора, заключали торговые сделки, увековечивали в камне деяния своих царей. У скифа-пахаря на все это времени не было, да он, в общем-то, в этом и не нуждался.

Попытаемся все ж таки выяснить, кого именно нам следует считать «скифом-пахарем» по Геродоту. Если верить карте древних гидронимов Европы, то влияние арийцев распространялось на весь юго-запад Киевской Руси от устья Дуная до верховьев Дона и Днепра вплоть до границ нынешней Смоленской Области. Именно в этом регионе названия рек чаще всего имели «северо-иранское» происхождение, и именно там селилось смешанное венедо-скифское население. Туда, в леса Среднего и Верхнего Поднепровья, отступили из украинских степей остатки Чернолесской культуры, служившей восточным форпостом протославянской общности. Там же обосновались и первые осевшие на землю «иранцы». Таким образом, на территории Древней Руси и России уже тогда наметился своеобразный рубеж между миролюбивым тяжелым на подъем венедским севером и беспокойным воинственным венедо-скифским югом.

И примерно в ту же эпоху или чуть позже на берега Балтики с востока начали прибывать носители крови «N1c1», которые к скифам вообще никакого отношения не имели, но части из которых тоже предстояло стать балтами и славянами. Все «несущие сваи» славянского, а значит, и русского фундамента, наконец-то сошлись в одном и том же месте, чтобы за последующие два с половиной тысячелетия следующим образом распределиться по гаплогруппам этнических русских: «R1a» - 48%, «I2» - 15%, «N1a1» - 14%, «I1» – 6,5%, «R1b» – 5,2%.


Рецензии