Жан Маре Гениальная предтеча ЛГБТ
Кумир женщин и мужчин
Вступление: Лик и Сущность
Его называли "Принцем Обаяния", его профиль был эталоном мужской красоты, а харизма сводила с ума тысячи женщин. Но за ангельской внешностью Жана Маре скрывалась сложная, мятежная душа, выкованная на улицах Парижа и в горниле судьбы. Актер, скульптор, бунтарь, солдат, любовник – он прожил жизнь, достойную эпического сценария, оставив неизгладимый след в мировом искусстве.
I. Ранние годы: "Монстр с лицом ангела"
Декабрь 1913 года. Рождение Жана Виллана-Маре в Шербуре стало разочарованием для матери, страстно желавшей дочь. Эта подсознательная материнская обида и отсутствие крепкого мужского начала определили первые трагикомические штрихи его биографии. Мать, клептоманка и аферистка, часто исчезала – родные говорили об "отъездах", но правда была мрачнее: тюрьма. Мальчика воспитывала улица. Он рос хулиганом: драки, воровство, ложь, оскорбления учителей, смена школ. Соседи пророчили ему каторгу, называя "монстром с лицом ангела". Парадоксальным выходом для юношеского бунта и, возможно, попыткой угодить призрачному образу желанной дочери, стало увлечение переодеваниями в женское платье – он испытывал странное удовольствие, когда его принимали за девушку.
II. Искусство как спасение: Учеба и начало пути
Спасительным островом стала страсть к искусству. Маре рисовал, лепил – и в этом проявился его истинный дар. Случайная встреча перевернула жизнь: режиссер Марсель Л'Эрбье, увидев его работы, купил пару картин и пригласил на эпизод в свой фильм. Так началось киноплавание. Несколько лет – массовка, крошечные роли. Терпение и талант искали своего часа.
III. Судьбоносная встреча: Жан Кокто
1937 год. Встреча с Жаном Кокто – поэтом, драматургом, художником, провидцем. Это был поворот не только в карьере, но и в судьбе. Кокто разглядел в "красивом статисте" невероятную глубину, пластику, способность к трансформации. Он стал его Пигмалионом, режиссером, соавтором и... единственной великой любовью. Кокто сделал Маре звездой, а Маре дал плоть и кровь фантазиям Кокто.
IV. Взлет: Кино и Бессмертные Роли
Кинематограф стал для Маре главной ареной. Их сотрудничество с Кокто подарило миру шедевры:
"Красавица и Чудовище" (1946): Подлинное кинематографическое чудо. Маре исполнил ТРИ роли: Чудовище (гротескный, трогательный, глубокий), Принц Авенан (блистательный красавец) и отца Красавицы. Его игра под слоями грима и в облике принца стала откровением. Премия "Бэмби" (1948) – лишь формальное признание гениальности работы. (Спустя десятилетия, в 2005-м, рукопись сценария Кокто уйдет с молотка Sotheby's за 120 000 евро – дань вечной ценности их союза).
"Орфей" (1950): Апогей их творческого симбиоза. Маре – поэт Орфей, затерянный между мирами, элегантный и обреченный. Роль признана критиками одной из вершин его актерского мастерства. Фильм – номинант на BAFTA.
Эпоха "плаща и шпаги" (1950-60-е): Маре стал воплощением благородного героя. "Граф Монте-Кристо" (мстительный и величественный Эдмон Дантес), "Капитан Фракасс" (отважный барон де Сигоньяк), "Горбун" (герцог де Невер, скрывающий благородство под уродством) – его персонажи были рыцарями без страха и упрека, поборниками справедливости. Эти фильмы, особенно "Горбун", покорили и советского зрителя, сделав Маре культовой фигурой за "железным занавесом".
Трилогия "Фантомас" (1964-1967): Феномен массовой культуры. Маре виртуозно играл ДВЕ ключевые роли: гениального, беспощадного злодея Фантомаса и элегантного журналиста Фандора. Его дуэт с Луи де Фюнесом (комиссар Жюв) – эталон контрастной комической химии. Икона стиля и безумных авантюр.
V. Мужество вне кадра: Война и Награды
Когда Париж освободили, Маре не остался в стороне. Он пошел на фронт. Его храбрость в боевых миссиях была отмечена высокой наградой – Военным крестом. Этот эпизод – важная грань его личности, часто заслоняемая артистическим имиджем.
VI. Лабиринты сердца: Личная жизнь, Любовь и Семья
Личная жизнь Маре была столь же сложна, как его ранние годы:
Жан Кокто: Почти 26 лет (с конца 30-х до смерти Кокто в 1963) их связывали глубокие, страстные, творческие и романтические отношения. Маре признавался, что сначала ответил на признание Кокто из уважения, не испытывая той же страсти, но позже полюбил его всем сердцем. Кокто был его путеводной звездой и "спутником жизни".
Брак с Милой Парели (1942-1944): Краткий, почти фиктивный союз с партнершей по фильму "Кровать с балдахином". По слухам, предложение было сделано на фронте для получения отпуска.
Женщины и попытки отцовства: Актер откровенно говорил: "У меня были длительные сексуальные связи с женщинами, но я в них никогда не был влюблен. С тремя я пытался зачать ребенка...". Отцовство не состоялось, что стало для него болью.
Усыновление Сержа (1962): Попытка создать семью. Маре дал 19-летнему цыгану-сироте образование и кров. Но родственной близости не возникло – их разделяла пропасть интересов и, увы, меркантильность приемного сына.
Другие связи: Мимолетный роман с танцовщиком Жоржем Райхом после смерти Кокто. Дружба с Марлен Дитрих (слухи о романе он отрицал).
VII. Закат солнца вручную: Старость, Увлечения и Возвращение к Истокам
Смерть Кокто в 1963 году стала рубежом. Маре постепенно отходил от кино, ища утешения в изначальных страстях:
Уединение на Лазурном берегу: В 1960-х он покинул Париж, купив виллу в Валларисе. Здесь царили покой и творчество.
Скульптура, Живопись, Керамика: Он вернулся к кистям и резцу с новой силой. Подружился с семьей гончаров Паскали, освоил гончарное дело. Легенда гласит, что Пикассо, увидев его скульптуры, воскликнул: "Возмутительно, что человек с таким даром тратит время на актерство!".
Литература: "Сказки Жана Маре" (1970-е) с его же иллюстрациями – дань фантазии. Книга о Кокто и пьеса "Кокто-Маре" (1983, Theatre de l'Atelier) – дань любви и памяти.
Театр: Сцена стала его пристанищем в поздние годы. Мощные работы в "Короле Лире" (Лир), "Тартюфе" (Тартюф), "Сиде" (Дон Родриго) доказали его титанический драматический диапазон.
VIII. Уход: Последний Акт и Вечный Покой
В 1988 году врачи диагностировали рак костного мозга. Друзья, желая оградить его от страха, скрыли диагноз. Осенью 1996 года, репетируя шекспировскую "Бурю", он попал под дождь и тяжело заболел. С присущим ему черным юмором он шутил, что публика не простит ему смерти накануне премьеры, когда весь город в афишах с его лицом. Он боролся. В 1998 году, уже с трудом передвигаясь, он нашел силы посетить выставку своих картин в Каннах. 8 ноября 1998 года Жан Маре ушел из жизни в своем доме в Каннах от отека легких. Он похоронен на маленьком кладбище в Валларисе , рядом с его мастерской и домом, в земле Прованса, которую он так любил.
IX. Наследие: Значение Жана Маре
Жан Маре – не просто звезда французского кино. Он – явление :
1. Символ Франции: Он воплотил в себе французский шик, интеллект, артистизм и мужество. "Принц Обаяния" – не пустой титул.
2. Мост между эпохами и жанрами: От поэтического реализма Кокто до коммерческих хитов 60-х ("Фантомас"), от трагедии до фарса – он был универсален. Его герои – от Чудовища до Фантомаса, от Орфея до капитана Фракасса – стали архетипами.
3. Актер-метаморф: Его способность к физической и внутренней трансформации (три роли в "Красавице...", Фантомас/Фандор) остается эталонной.
4. Мужество быть собой: В эпоху больших табу он жил своей жизнью и любил, кого хотел, с достоинством и без громких деклараций, не скрывая, но и не выпячивая свою сущность. Его деликатность и застенчивость лишь подчеркивали силу духа.
5. Мультихудожник: Его наследие – не только в кадрах пленки, но и в бронзе скульптур, красках картин, страницах книг. Он доказал, что талант многогранен.
6. Культурный Мост: Его популярность в СССР в 50-70-е годы сделала его одним из главных "окон в Париж" для советского зрителя, символом недостижимого, но чарующего западного мира.
Заключение: Монстр, Принц, Человек
Жан Маре прожил жизнь, полную контрастов: уличный хулиган и кавалер Военного креста, "монстр" и "Принц Обаяния", кумир женщин и любовник мужчины, кинозвезда и затворник-гончар. Он преодолел травмы детства, обрел славу, познал великую любовь и горькие потери, и до конца оставался верен себе и своему искусству. Его лицо ангела скрывало бурю страстей, а его руки, способные и на удар, и на нежность, создавали и разрушали миры – на экране, на сцене, на холсте, в глине. Он был подлинным Человеком Ренессанса XX века. Его свет – свет неугасимой звезды французской культуры – продолжает озарять мир кино и искусства. Жан Маре не умер – он растворился в легенде.
Свидетельство о публикации №225060201491