Заметка о тождестве бытия и мышления
Хайдеггер определяет бытие мира в моменте эрайгниза, когда субъектом осознается я-бытие на фоне бытия мира. "Я-бытие" - это о мышлении, "бытие мира" - это явно не о мышлении.
Парменидовское тождество бытия и мышления демонстрирует схема движения момента "сейчас" с мнимой плоскостью, перпендикулярной оси времени: движение момента "сейчас" с привязанной к ней мнимой плоскостью - это бытие мира, а вневременные процессы в духе мира идей Платона, происходящие в мнимой плоскости - это мышление в сознании. Не будь одного - не было бы другого. Отсюда появляются два варианта относительной первичности бытия и мышления друг над другом:
1) точка "сейчас" находится на мнимой плоскости (мнимая плоскость содержит точку "сейчас"), т.е. мнимая плоскость первична по отношению к точке на ней, или сознание (мнимая плоскость) первично над бытием. Тогда и процессы (мышление), происходящие в мнимой плоскости (в сознании) также первичны над бытием.
2) мнимая плоскость проходит через точку "сейчас" (точка "сейчас" содержит мнимую плоскость), т.е. точка "сейчас" первична по отношению к сознанию и мышлению в нем, или бытие первично над мышлением.
Возникает дилемма: то ли точка принадлежит плоскости, то ли плоскость проходит через точку. Но, если подойти к этой конструкции, как к системе, состоящей из двух равноправных составляющих, то сразу следует вывод о функциональном тождестве между движущейся точкой и плоскостью, "приклеенной" к этой точке, как составным частям системы, как единого целого. Из функционального равенства между точкой "сейчас" и плоскостью, проходящей через эту точку, автоматически следует функциональное равенство между точкой "сейчас" и процессами, происходящими в этом мнимом пространстве, что есть мышление (процесс в мнимом пространстве). А это и есть доказательство парменидовского тождества бытия и мышления, зависящих друг от друга и являющихся равноценными составляющими единой системы.
"Стягивание" линий на мнимой плоскости к точке "сейчас" означает реализацию идей, возникших по ходу мышления, или переход мышления в бытие.
Свидетельство о публикации №225060201513