Кружок робототехники

Мой неукротимый темперамент (скорее: неумение сидеть спокойно и любовь к проводам) привел меня в «Лицей Магистр» вести кружок Робототехники для начальной школы. Я видел мысленным взором: розовощекие лики будущих Кулибиных, сосредоточенно мастерящих из скотча, картона и старых батареек шедевры, перед которыми падут ниц ведущие технокорпорации. Фантазия заносила так высоко, что дух захватывало! Но спасительный математический склад ума напоминал: «Гипотеза недоказуема ввиду отсутствия фактического материала … и картона».
Наметил, как мне казалось, прекрасную программу. Естественно, она увлекала… в первую очередь меня самого. К финалу курса дети должны были уметь собрать из подручного хлама нечто летающее, ползающее и обязательно болтающее, за чем в очередь выстроятся те, кого у нас кличут «предпринимателями», дабы штамповать это чудо миллионными тиражами и с выгодой сбывать в … скажем так, нуждающиеся  в технологическом прорыве европейские страны (Франция, плачь крокодильими слезами от зависти!). Оторвавшись от грандиозных планов, подумал: «Эти чистые умы, жаждущие знаний, способны создать будущее! Или, на крайний случай, очень шумное настоящее».
Первое же занятие кружка слегка охладило мой пыл, но не превратило в ледышку. Дети упорно отказывались понимать, что эта «фигнюшка» – не просто милая безделушка, а сенсорный механизм, спасающий робота от столкновения со шкафом (а шкаф – от столкновения с роботом). А «мозг робота» – это вовсе не коробочка с шайбочками, а программа! Которая должна руководить! Они искали мозг физически, словно детектив худигана. Конфликт представлений налицо. Пора спускаться с моих академических Олимпов на землю детского восприятия. Внутренний голос (голос Гордости За Знания) протестовал: «Нельзя же просто вышвырнуть накопленную мудрость!». Но проза жизни… Ох уж эта проза! Она, как закон всемирного тяготения, действует неотвратимо.
Конфликты росли как грибы после дождя. Причем не только между моими заумными идеями и детским «хочу, но не знаю, как». Но и  между юными гениями! Если один восхищался правовращательным механизмом, другой тут же находил в нем «фатальные недостатки», исправимые лишь левоосевой симметрией (это в 8-то лет!). К спору двух оппонентов мгновенно примыкали соратники, формируя два враждебных военных лагеря. Локальный спор грозился перерасти в Мировую Войну Робототехников. Тушить приходилось моим дипломатическим талантом, отточенным в переговорах с профессором, которому доказывал, что знаю предмет «чуть-чуть хуже него» (при том, что учебник видел только в витрине магазина). И знаете что? Работало! Видимо, детская аудитория и вузовские преподаватели – родственные души.
Чтобы дать выход кипящим страстям (и своей голове – передышку), я ввел «переменки» с каверзными задачками на нестандартную логику. Дети их полюбили почти так же сильно, как разбирать роботов на запчасти. Я едва открывал рот, чтобы озвучить условие – а в классе уже лес рук и крики: «Да это же элементарно!». Иллюзии рассеивались с космической скоростью, стоило им попытаться это «элементарное» озвучить. Но всегда находился Один. Тихий мальчик. Он не орал первым, он думал. И выдавал верный ответ. Я торжественно присвоил ему звание «Смышлёныш» (это на ступень выше «Умника» и чуть ниже «Гения Всех Времен и Народов»). Теперь на каждом занятии он ловил мой взгляд и многозначительно постукивал пальцем по виску, напоминая о своем статусе. Гордость – двигатель прогресса!
Постепенно, подавляя бунты на корню (или хотя бы переводя их в мирное русло), удавалось объяснять материал. Минуты две-три царила тишина – новые идеи для споров еще созревали. Потом раздавался возмущенный вопль: «Я ему говорю: ИДИ! А он стоит как баран!». Действительно, робот упирался в стену. Мое предложение «убрать стену или развернуть робота» подхватывала пара «головастиков» – местных всезнаек, готовых просветить мир в любой момент. Совместными усилиями робота сдвигали с мертвой точки. «Головастики» оглядывались с видом покорителей Эвереста: мол, нет проблем, с которыми мы не справимся.
Но однажды я совершил роковую педагогическую ошибку. В пылу восторга пообещал наградить всех «умников» и «смышлёнышей» … золотыми медалями. Учитывая, что в кружке внезапно  все оказались либо тем, либо другим, забыть об этом обещании стало физически невозможно. На каждом занятии, в самый неожиданный момент (особенно когда робот опять «стоял как баран»), раздавался ехидный вопрос: «А про золотые медали вы не забыли?». Только отточенное в этих боях дипломатическое искусство спасало меня от полного краха авторитета.
Описывать все перлы «эмоциональной логики» ребенка – места не хватит. Почему созданный им в редакторе эскиз – шедевр (а по-моему – нет), если он вложил душу? Почему программа «созданная из самых лучших побуждений» упорно не работает? Разгадка проста: для них «правильно» часто равно «красиво» или «мне нравится». Эта разница в логике – не повод для отчаяния, а тренажер для моего мозга. Заставляет оторваться от своей «взрослой» правоты и попытаться взглянуть на мир через призму детского «У, как круто!».
Удивительно, но хаос постепенно стал … управляемым. Его не стало меньше, но он стал предсказуем, как восход солнца. Я уже знал, где дети споткнутся (и это редко совпадало с местами моих взрослых затыков). Они научились задавать удивительно точные технические вопросы и схватывать объяснения на лету. Волновали их теперь оценочные вопросы: достаточно ли красива их поделка? Полезна ли? Даже самая абсурдная «краказябра», созданная на коленке за пять минут, в их глазах была спасителем человечества, например, от снежных лавин (неважно, что замысел понятен лишь автору!). Техническая реализуемость? Фу, мелочи! Главное – автор ментально дошел до идеи, расширив границы своего сознания дальше, чем его робот уезжал от стены. Творчество!
И вот наступил финал. Дети получили Сертификаты об окончании Первой Ступени (Путь Самурая-Робототехника) и… золотые шоколадные медали в качестве приложения. Наконец-то я снял груз со своей совести, одарив каждого шоколадной медалью. Для них это был первый официальный документ, декларирующий: путь знаний труден, полон споров о вращении механизмов и упертых роботов, но он приносит первые, самые сладкие плоды. И медали (пусть и шоколадные). Которые, кстати, таяли в карманах – суровая правда жизни.


Рецензии