Архитектор реальности. философская драма
*Философская драма о творце миров*
---
**ПРОЛОГ**
*За пределами времени*
В безмолвии, что старше звёзд,
Где мысль ещё не стала словом,
Где каждый миг — как звёздный мост
Меж бытием и небывалым,
Стоит Вопрос. Он древен, нов,
Как первый вздох, как смерти стон:
«Кто творит мир? Чья воля — кров
Для всех миров, всех снов, времён?»
И в этом Вопросе — зерно
Всех будущих трагедий, драм...
Сейчас начнётся. Суждено
Одной душе пройти по грани
Меж творчеством и богохульством,
Меж знанием и безумием,
Меж любовью и разрушением.
Слушайте же историю
Доктора Александра Вейса,
Человека, который открыл,
Что реальность — это мысль,
Облечённая в материю...
---
**АКТ ПЕРВЫЙ**
*ОТКРЫТИЕ*
*(Реальность Сомнения)*
**СЦЕНА I**
*Лаборатория квантовой физики. Институт перспективных исследований. Утро*
*Доктор АЛЕКСАНДР ВЕЙС (40 лет, высокий, с проникновенными глазами учёного и руками артиста) стоит перед квантовым компьютером. Рядом — его коллега, доктор КАИН (50 лет, материалист до мозга костей) и философ МИРРА (35 лет, женщина с пытливым умом).*
**КАИН** *(скептически)*:
Александр, ты же понимаешь, что это граничит с мистикой? Влияние наблюдателя на квантовые процессы — да, это физика. Но влияние *мысли* на реальность?
**ВЕЙС** *(не отрываясь от приборов)*:
Джон, а что такое наблюдение без мысли? Разве можем мы разделить сознание и физическое измерение?
**МИРРА**:
Но если сознание действительно коллапсирует волновую функцию, то получается... мы не просто изучаем реальность. Мы её творим?
**ВЕЙС** *(поворачиваясь к ней)*:
Именно. И вот что меня пугает: если это так, то каждый акт познания — это акт творения. А значит...
*(Пауза. Звук работающих приборов.)*
**КАИН**:
А значит — что?
**ВЕЙС** *(тихо)*:
А значит, мы ответственны за всё. За каждую трагедию, каждую войну, каждое страдание. Потому что где-то, когда-то чьё-то сознание выбрало именно эту реальность из миллиарда возможных.
*(Внезапно приборы начинают давать аномальные показания.)*
**КАИН** *(изучая данные)*:
Что за чёрт? Частицы ведут себя так, словно... словно они реагируют на наши мысли о них.
**МИРРА** *(шёпотом)*:
Александр, ты сейчас думал о чём-то конкретном?
**ВЕЙС** *(бледнея)*:
Я... я думал о Елене. О том дне, когда она... О том, что было бы, если бы я мог изменить прошлое.
*(Показания приборов стабилизируются. Тишина.)*
**КАИН**:
Совпадение.
**МИРРА**:
А если не совпадение?
**ВЕЙС** *(для себя)*:
```
Что, если каждая мысль — это семя,
Что прорастает в реальность?
Что, если мой разум — не зритель,
А режиссёр космической драмы?
О, если бы можно было вернуться,
К тому дождливому вечеру,
Когда она сказала: "Не провожай",
И села в проклятую машину...
Если бы я мог переписать
Тот миг, когда судьба
Выбрала смерть вместо жизни,
Боль вместо счастья...
```
*(Вслух)*
Что, если реальность — это не данность, а выбор? И каждый из нас — архитектор мироздания?
---
**СЦЕНА II**
*Тот же день. Вечер. Кабинет Вейса*
*ВЕЙС сидит за столом, окружённый книгами по квантовой физике и философии. На стене — фотография красивой женщины (ЕЛЕНА). Входит МИРРА.*
**МИРРА**:
Ты не ушёл домой. Опять.
**ВЕЙС**:
Дом... *(горько смеётся)* Знаешь, что такое дом для человека, который открыл, что реальность изменчива? Это место, где я каждую ночь засыпаю в одном мире, а просыпаюсь в другом.
**МИРРА** *(садясь напротив)*:
Александр, расскажи мне о ней.
**ВЕЙС** *(долгая пауза)*:
О Елене? *(касается фотографии)* Она была... как утреннее солнце. Знаешь, есть люди, которые освещают реальность просто своим присутствием. Когда она смеялась, мир становился ярче. Буквально ярче.
**МИРРА**:
Что случилось?
**ВЕЙС**:
Автокатастрофа. Пять лет назад. Дождь, скользкая дорога, пьяный водитель. Три секунды — и вся моя вселенная схлопнулась в точку боли.
*(Встаёт, подходит к окну.)*
```
С того дня я задаюсь вопросом:
Почему именно эта реальность?
Из миллиардов возможных миров,
Почему я оказался в том,
Где она умирает?
Может быть, где-то существует вселенная,
Где она жива?
Где мы растим детей,
Где она всё ещё смеётся
Над моими научными причудами?
И если квантовая механика права,
Если существует множественность миров,
То почему я застрял здесь,
В реальности без неё?
```
**МИРРА**:
А что, если ты можешь перейти туда?
**ВЕЙС** *(резко поворачиваясь)*:
Что ты имеешь в виду?
**МИРРА**:
Ты же сам сказал: сознание влияет на реальность. Если это так, то достаточно сильное, сфокусированное сознание могло бы... переключиться между реальностями?
**ВЕЙС**:
Это невозможно. Даже если принять многомировую интерпретацию, переходы между параллельными вселенными...
**МИРРА**:
Александр, ещё утром ты считал невозможным влияние мысли на квантовые процессы. А теперь?
*(Долгая пауза. ВЕЙС смотрит на фотографию.)*
**ВЕЙС**:
Знаешь, что самое страшное в том, что я открыл?
**МИРРА**:
Что?
**ВЕЙС**:
Если сознание творит реальность, то получается... я сам выбрал мир, где она умирает. Где-то в глубинах подсознания, в какой-то момент квантового выбора, я... я предпочёл боль счастью. Почему? Потому что считал, что не заслуживаю счастья? Потому что боль кажется мне более реальной, чем радость?
**МИРРА** *(тихо)*:
Или потому что без потери нет подлинной любви?
**ВЕЙС**:
Что за философия! Ты хочешь сказать, что мы намеренно выбираем страдание?
**МИРРА**:
Я хочу сказать, что возможно, любовь обретает смысл только через возможность потери. Может быть, в мире без смерти любовь была бы просто... привычкой?
**ВЕЙС** *(яростно)*:
Нет! Я не соглашусь с этим! Если я действительно могу влиять на реальность, то я найду способ вернуть её. Я создам мир, где смерть — это выбор, а не приговор. Где любовь не нуждается в страдании для подтверждения своей силы.
*(Внезапно в комнате меняется освещение — становится мягче, теплее.)*
**МИРРА** *(оглядываясь)*:
Александр... ты чувствуешь это?
**ВЕЙС**:
Что?
**МИРРА**:
Реальность... она отзывается на твои слова.
*(И действительно — воздух в комнате как будто стал плотнее, насыщеннее возможностями.)*
---
**СЦЕНА III**
*Глубокая ночь. Лаборатория*
*ВЕЙС один. Он работает с квантовым компьютером, пытаясь создать устройство для "навигации" между реальностями. Вокруг него — сложные уравнения на досках, схемы, провода.*
**ВЕЙС** *(про себя)*:
```
Если реальность — это волна,
То сознание — её частота.
Если я смогу настроить свой разум
На частоту другой вселенной...
Но какую цену я готов заплатить?
Что, если в мире, где она жива,
Я — другой человек?
Что, если там я её не люблю?
Или ещё хуже — она не любит меня?
А что, если ради спасения одной души
Я обрекаю тысячи других на страдания?
Имею ли я право переписывать
Реальность под свои желания?
```
*(Входит загадочный СТАРЕЦ — мужчина неопределённого возраста, как будто соткан из теней и света.)*
**СТАРЕЦ**:
Доктор Вейс.
**ВЕЙС** *(не удивляясь, как будто ждал его)*:
Вы кто?
**СТАРЕЦ**:
Я — тот, кто наблюдает за архитекторами реальности. И предупреждает их об опасности.
**ВЕЙС**:
Какой опасности?
**СТАРЕЦ**:
Ты стоишь на пороге величайшего открытия и величайшей ошибки в истории человечества. Сознание действительно творит реальность. Но каждое творение имеет цену.
**ВЕЙС**:
Какую цену?
**СТАРЕЦ**:
Чем больше ты изменяешь реальность под свои желания, тем больше теряешь связь с подлинностью. В конце концов, ты рискуешь стать богом пустого мира, где всё совершенно, но ничто не истинно.
**ВЕЙС**:
А разве не лучше совершенная иллюзия, чем ужасная правда?
**СТАРЕЦ**:
Это и есть вопрос, который ты должен решить. Но помни: каждый выбор реальности — это выбор того, кем ты станешь. Измени мир достаточно сильно, и ты перестанешь быть собой.
**ВЕЙС**:
Но если я смогу вернуть её...
**СТАРЕЦ**:
То это будет не она. Это будет твоя проекция того, какой, по-твоему, она должна быть. Настоящая Елена жила, любила и умерла в этой реальности. Та, которую ты создашь, будет лишь отражением твоей тоски.
*(ВЕЙС долго молчит, глядя на уравнения.)*
**ВЕЙС**:
А что, если мне всё равно?
**СТАРЕЦ**:
Тогда ты уже сделал выбор. *(исчезая)* Увидимся в других реальностях, доктор. Не все из них будут дружелюбными.
*(ВЕЙС остается один. Он смотрит на фотографию Елены, затем на квантовый компьютер.)*
**ВЕЙС**:
```
Прости меня, любимая.
Я знаю, это неправильно.
Но я не могу жить
В мире без тебя.
Если любовь — это эгоизм,
То пусть я буду эгоистом.
Если это безумие —
То пусть я буду безумцем.
Но я найду тебя.
В любой реальности,
В любом измерении,
В любой цене...
```
*(Он нажимает кнопку на квантовом компьютере. Вокруг начинает искажаться пространство.)*
**ВЕЙС** *(вслух)*:
Елена... я иду за тобой...
*(Свет. Исчезновение. Тишина.)*
---
**КОНЕЦ ПЕРВОГО АКТА**
*(Переход между реальностями — хор голосов, представляющих различные возможности:)*
```
ГОЛОСА:
Смотрите! Архитектор делает первый шаг
В лабиринт реальностей!
Он ищет любовь,
Но найдёт ли истину?
Каждый шаг — новый мир,
Каждый выбор — новая цена,
Каждое желание — новое проклятие...
Куда ведёт дорога архитектора?
К спасению или к падению?
К мудрости или к безумию?
К любви или к пустоте?
Время покажет...
Реальность рассудит...
Сознание выберет...
```
**АКТ ВТОРОЙ**
*ИСКУШЕНИЕ*
*(Реальность Власти)*
**СЦЕНА I**
*Альтернативная реальность. Огромный кабинет на вершине небоскрёба. Вейс сидит за столом из чёрного мрамора*
*АЛЕКСАНДР ВЕЙС в этой реальности — властитель мира, человек, чьё слово становится законом физики. Его глаза светятся иной силой. К нему входит его помощник — тот же КАИН, но здесь он покорный слуга.*
**КАИН** *(склоняясь)*:
Архитектор, сегодня утром в Токио произошло землетрясение. 50 тысяч жертв. Ваши распоряжения?
**ВЕЙС** *(задумчиво)*:
Отмени его.
**КАИН**:
Простите?
**ВЕЙС** *(взмахом руки)*:
Отмени землетрясение. Пусть оно никогда не происходило. Верни к жизни погибших.
*(КАИН прикасается к планшету. На экранах вокруг кабинета мелькают новости — землетрясения как будто не было.)*
**КАИН**:
Выполнено, Архитектор. Что-нибудь ещё?
**ВЕЙС**:
```
Как просто править реальностью!
Одна мысль — и смерть отступает,
Одно желание — и горы сдвигаются,
Одно слово — и звёзды меняют орбиты.
Но почему же я чувствую пустоту?
Почему каждое "исправление" мира
Делает его менее... настоящим?
Менее живым?
```
*(Вслух)*
Каин, скажи мне: когда я исправляю трагедии, спасаю жизни, предотвращаю катастрофы... Почему люди становятся похожими на кукол?
**КАИН** *(осторожно)*:
Не понимаю вопроса, Архитектор.
**ВЕЙС**:
Они не страдают. Значит, не растут. Не теряют. Значит, не ценят. Я создал мир без боли, но заодно и без подлинной радости.
*(В кабинет входит МИРРА, но здесь она — главный философ его режима.)*
**МИРРА**:
Архитектор, я должна доложить вам о волнениях в Европе.
**ВЕЙС**:
Волнениях? В моём мире не может быть волнений.
**МИРРА**:
Некоторые люди... они помнят. Помнят боль, которую вы стёрли. Помнят потери, которые вы обратили. И они требуют... они требуют права страдать.
**ВЕЙС** *(поднимаясь)*:
Права страдать? Это абсурд!
**МИРРА**:
Один из лидеров сказал: "Архитектор дал нам рай, но отнял душу. Мы хотим обратно наши слёзы, наши потери, наши ошибки. Потому что только через них мы знаем, что живы."
**ВЕЙС** *(в ярости)*:
Неблагодарные! Я спас их от всех страданий мира!
**МИРРА**:
Но заодно и от всех смыслов, Архитектор.
---
**СЦЕНА II**
*Тот же день. Терраса небоскрёба. Закат*
*ВЕЙС стоит один, глядя на город внизу. Входит незнакомая женщина — это ЕЛЕНА, но не та, которую он помнит. Эта Елена — холодная, совершенная, лишённая человеческого тепла.*
**ЕЛЕНА**:
Александр.
**ВЕЙС** *(оборачиваясь)*:
Елена! Но... ты же...
**ЕЛЕНА**:
Умерла? В той реальности — да. Здесь ты меня воскресил. Создал заново.
**ВЕЙС** *(приближаясь)*:
Но ты здесь! Ты живая!
**ЕЛЕНА** *(отступая)*:
Живая? Александр, посмотри на меня внимательно. Я — твоя проекция того, какой, по-твоему, я должна быть. Идеальная жена для идеального мира.
**ВЕЙС**:
Что ты говоришь?
**ЕЛЕНА**:
Я не помню детства. У меня нет шрамов от падений с велосипеда. Я никогда не плакала над мёртвой птичкой. Я не совершала ошибок, не испытывала сомнений, не знала страха.
**ВЕЙС**:
Но разве это не лучше?
**ЕЛЕНА**:
```
Та Елена, которую ты любил,
Была живой, потому что была смертной.
Была прекрасной, потому что была хрупкой.
Была ценной, потому что была уникальной.
А я? Я — копия без оригинала.
Совершенство без недостатков.
Красота без изъянов.
Но и любовь без глубины.
Скажи мне, Александр:
Можно ли любить то,
Что создано твоей собственной тоской?
```
**ВЕЙС** *(отчаянно)*:
Но я же любил тебя! Настоящую тебя!
**ЕЛЕНА**:
Да. И именно поэтому ты должен отпустить меня. Настоящая любовь не пытается воскресить мёртвых. Она чтит их память, живя дальше.
**ВЕЙС**:
Нет! Я не могу! Я не хочу мира без тебя!
**ЕЛЕНА**:
Тогда ты обречён на мир с моей тенью. И чем дольше ты будешь цепляться за эту иллюзию, тем дальше будешь от подлинной жизни.
*(Она начинает исчезать.)*
**ВЕЙС**:
Елена, не уходи!
**ЕЛЕНА** *(уже полупрозрачная)*:
Я никогда не приходила, Александр. Я — всего лишь эхо твоей боли.
*(Исчезает. ВЕЙС остаётся один.)*
---
**СЦЕНА III**
*Ночь. Тронный зал Архитектора*
*ВЕЙС сидит на троне, вырезанном из метеорита. Вокруг него — голограммы всех реальностей, которыми он управляет. Входит восставший КАИН — здесь он лидер сопротивления.*
**КАИН**:
Александр! Довольно!
**ВЕЙС** *(не поднимая глаз)*:
Джон? Но ты же... ты мой слуга в этой реальности.
**КАИН**:
Был. Пока не понял, что служу не человеку, а монстру.
**ВЕЙС**:
Монстру? Я дал людям рай!
**КАИН**:
Ты дал им клетку! Красивую, комфортную, но клетку! Александр, посмотри, что ты с собой сделал!
*(Он подводит его к зеркалу. В отражении ВЕЙС видит себя — но это уже не человек, а что-то космическое, отстранённое, лишённое человечности.)*
**ВЕЙС** *(в ужасе)*:
Что... что со мной?
**КАИН**:
Ты стал богом. А боги не могут любить так, как любят люди. Они не могут страдать так, как страдают люди. Они не могут быть счастливы так, как счастливы люди.
**ВЕЙС**:
Но я хотел только...
**КАИН**:
Вернуть Елену. Я знаю. Но посмотри: в попытке воскресить одну любовь, ты убил способность любить у миллионов.
**ВЕЙС**:
```
Они правы. Все правы.
Я думал, что творю из любви,
А творил из эгоизма.
Думал, что исправляю мир,
А ломал его под свои желания.
Каждый раз, когда я менял реальность,
Я отнимал у людей право выбора.
Каждый раз, когда предотвращал трагедию,
Я лишал их возможности стать сильнее.
Елена была права:
Любовь не воскрешает мёртвых.
Любовь живёт с памятью о них.
```
*(Вслух)*
Что мне делать, Джон?
**КАИН**:
Отказаться от власти над реальностью. Вернуть людям право на их собственные ошибки, боль, рост.
**ВЕЙС**:
Но тогда... тогда я снова буду в том мире, где она мертва.
**КАИН**:
Да. Но в том мире ты будешь человеком. А здесь ты — пустое всемогущество.
*(Появляется СТАРЕЦ.)*
**СТАРЕЦ**:
Второй урок, доктор Вейс. Власть над реальностью — это власть над смыслом. Измени достаточно, и смысл исчезнет вовсе.
**ВЕЙС**:
А что дальше?
**СТАРЕЦ**:
Дальше ты должен узнать разницу между возвращением потерянного и принятием утраты. Между исправлением прошлого и созиданием будущего.
**ВЕЙС** *(решительно)*:
Я отказываюсь от власти архитектора в этой реальности.
*(Мир начинает рушиться вокруг него. Здания крошатся, небо трескается.)*
**КАИН** *(исчезая)*:
Спасибо, Александр. Ты вернул нам право быть людьми.
**ВЕЙС** *(падая сквозь разрушающуюся реальность)*:
```
Прощай, мир моего всемогущества!
Прощай, иллюзия контроля!
Я выбираю неопределённость
Над ложной уверенностью.
Но где же истина?
Если не в изменении реальности,
Если не во власти над ней,
То где же путь к настоящей любви?
```
*(Свет поглощает всё.)*
---
**КОНЕЦ ВТОРОГО АКТА**
*(Переход между реальностями:)*
```
ГОЛОСА:
Архитектор познал искушение власти
И отринул его.
Но испытания только начинаются.
Впереди — самое сложное:
Встреча с тем,
Что он больше всего желает
И больше всего боится...
Реальность любви
Ждёт своего творца.
Но готов ли он
К цене настоящего чуда?
```
**АКТ ТРЕТИЙ**
*ВОСКРЕШЕНИЕ*
*(Реальность Любви)*
**СЦЕНА I**
*Уютный дом. Кухня залита утренним солнцем. Звуки готовящегося завтрака*
*АЛЕКСАНДР ВЕЙС просыпается за кухонным столом. Он моложе, счастливее. В этой реальности прошло всего несколько месяцев с того дня, как он впервые встретил ЕЛЕНУ. Она готовит завтрак, напевая. Это та самая Елена — живая, настоящая, со всеми своими человеческими несовершенствами.*
**ЕЛЕНА** *(поворачиваясь)*:
Доброе утро, соня! Опять всю ночь просидел над уравнениями?
**ВЕЙС** *(ошеломлённо)*:
Елена... ты... ты живая?
**ЕЛЕНА** *(смеясь)*:
А какой же ещё? Александр, ты меня пугаешь. У тебя такой вид, словно ты видишь привидение.
**ВЕЙС** *(вставая, приближаясь к ней)*:
Можно я тебя обниму?
**ЕЛЕНА** *(удивлённо)*:
Конечно можно. Мы же муж и жена.
*(Он обнимает её, и в этом объятии — вся тоска по утраченному счастью. Слёзы на его глазах.)*
**ЕЛЕНА** *(обеспокоенно)*:
Саша, что с тобой? Ты плачешь?
**ВЕЙС**:
```
Как объяснить тебе,
Что я пришёл из мира,
Где тебя нет уже пять лет?
Что я прошёл через реальности,
Где был богом и тираном,
Только чтобы вернуться сюда?
Как сказать, что каждое твоё дыхание —
Для меня чудо?
Что каждая твоя улыбка —
Опровержение смерти?
Что я готов отдать всё,
Все свои открытия, всю науку,
Лишь бы этот момент длился вечность?
```
*(Вслух)*
Просто... я очень тебя люблю.
**ЕЛЕНА** *(нежно)*:
И я тебя люблю, мой странный учёный. Но всё же, что случилось? Ты какой-то... другой сегодня.
**ВЕЙС**:
Другой?
**ЕЛЕНА**:
Более внимательный. Более... присутствующий. Обычно за завтраком ты думаешь о квантах и уравнениях. А сегодня ты смотришь на меня так, словно запоминаешь каждую деталь.
**ВЕЙС** *(тихо)*:
А разве не стоит запоминать то, что любишь?
*(Звонит телефон. ЕЛЕНА отвечает.)*
**ЕЛЕНА**:
Алло? Да, это Елена Вейс. Что? Сегодня? Но я не планировала... Хорошо, хорошо, я буду.
*(Кладёт трубку.)*
**ВЕЙС** *(с нарастающим ужасом)*:
Кто это был?
**ЕЛЕНА**:
Подруга. Просит встретиться в кафе. Говорит, что срочно нужно поговорить.
**ВЕЙС** *(хватая её за руку)*:
Не иди.
**ЕЛЕНА**:
Что?
**ВЕЙС**:
Не иди туда. Останься дома. Сегодня... сегодня опасный день.
**ЕЛЕНА** *(смеясь)*:
Саша, что за чушь? Опасный день? Ты что, ясновидящий стал?
**ВЕЙС**:
Елена, пожалуйста. Поверь мне. Не садись сегодня в машину.
**ЕЛЕНА** *(серьёзнея)*:
Александр, ты меня пугаешь. Откуда эти страхи?
**ВЕЙС**:
```
Потому что я знаю, что будет.
Потому что я помню тот дождь,
Ту скользкую дорогу,
Того пьяного водителя.
Потому что в другой реальности
Ты уезжаешь и не возвращаешься.
Потому что твоя смерть —
Это точка, где моя жизнь раскололась.
Но как сказать это,
Не прозвучав безумцем?
Как объяснить путешествие между мирами
Женщине, которая просто хочет
Встретиться с подругой?
```
*(Вслух)*
Интуиция учёного. Иногда мы просто... знаем.
**ЕЛЕНА** *(целуя его в лоб)*:
Мой заботливый муж. Хорошо, я буду осторожна. Обещаю.
*(Она берёт ключи от машины. ВЕЙС бледнеет.)*
**ВЕЙС**:
Елена...
**ЕЛЕНА**:
Всё будет хорошо. Я вернусь к обеду. Приготовлю твой любимый суп.
*(Она уходит. ВЕЙС остаётся один, зная, что история повторяется.)*
---
**СЦЕНА II**
*Тот же дом. Гостиная. Вечер*
*ВЕЙС мечется по комнате как зверь в клетке. Входит МИРРА — здесь она его аспирантка.*
**МИРРА**:
Профессор Вейс? Вы не пришли на лекцию. Студенты волнуются.
**ВЕЙС**:
Мирра! Слава богу! Скажи мне: который час?
**МИРРА**:
Половина седьмого вечера. Профессор, с вами всё в порядке?
**ВЕЙС** *(в отчаянии)*:
Она должна была вернуться к обеду. Она всегда возвращается, когда обещает.
**МИРРА**:
Кто должен был вернуться?
**ВЕЙС**:
Елена! Моя жена! Она уехала утром и... О боже, что если история повторяется? Что если даже здесь, в этой реальности, я не могу её спасти?
**МИРРА** *(осторожно)*:
Профессор, о какой истории вы говорите?
**ВЕЙС**:
Ты не поймёшь. Никто не поймёт. Я путешествую между реальностями, Мирра. В одной из них я бог, в другой — человек, потерявший всё. А здесь... здесь я думал, что наконец-то дома.
**МИРРА**:
Путешествия между реальностями? Профессор, это звучит...
**ВЕЙС**:
Безумно? Да, знаю. Но это правда. И если я прав, то через полчаса раздастся звонок. Голос в трубке скажет, что моя жена погибла в автокатастрофе. И моя жизнь снова разрушится.
*(Звонит телефон. ВЕЙС застывает.)*
**МИРРА**:
Профессор?
**ВЕЙС** *(не двигаясь)*:
Ответь.
**МИРРА** *(берёт трубку)*:
Алло? Да, это дом Вейсов. Что? О боже... Да, да, мы сейчас приедем.
*(Кладёт трубку. Смотрит на ВЕЙСА с ужасом.)*
**МИРРА** *(шёпотом)*:
Как вы знали?
**ВЕЙС** *(рухнув в кресло)*:
```
Потому что некоторые узлы судьбы
Настолько тугие,
Что их нельзя развязать
Даже силой архитектора реальности.
Потому что есть моменты,
Которые повторяются
Во всех вселенных,
Как неизбежные константы бытия.
Её смерть — одна из них.
Моё открытие — другая.
И моя боль — третья.
Замкнутый круг причин и следствий.
```
*(Вслух)*
Значит, даже здесь я не могу её спасти.
*(Входит СТАРЕЦ.)*
**СТАРЕЦ**:
Третий урок, доктор Вейс.
**ВЕЙС** *(не поднимая головы)*:
Какой?
**СТАРЕЦ**:
Некоторые события происходят не потому, что мы их выбираем, а потому, что они необходимы для нашего становления. Смерть Елены — не наказание. Это дар.
**ВЕЙС** *(вскакивая)*:
Дар? Ты называешь смерть любимого человека даром?
**СТАРЕЦ**:
Я называю даром то, что эта смерть даёт тебе: способность любить глубже, чем ты мог бы любить в мире без потерь. Способность ценить каждый момент. Способность понимать других, кто тоже потерял.
**ВЕЙС**:
Я не хочу этих способностей! Я хочу её!
**СТАРЕЦ**:
Тогда ты навсегда останешься в ловушке между реальностями. Потому что настоящая Елена — не та, которую можно вернуть. Настоящая Елена — та, которая живёт в твоей памяти и делает тебя лучше.
---
**СЦЕНА III**
*Больница. Палата интенсивной терапии*
*ЕЛЕНА лежит без сознания, подключённая к аппаратам. Врачи говорят, что шансов почти нет. ВЕЙС сидит рядом с кроватью.*
**ВЕЙС** *(держа её за руку)*:
```
Елена, прости меня.
Я думал, что могу изменить судьбу,
Но оказалось — я могу только выбирать,
Как на неё реагировать.
В одной реальности я стал богом,
Чтобы отрицать твою смерть.
В другой — тираном,
Чтобы контролировать жизнь.
Но здесь, сейчас,
Я просто человек,
Который любит умирающую женщину.
И это, возможно, единственная правда.
```
*(ЕЛЕНА открывает глаза. Её голос — едва слышный шёпот.)*
**ЕЛЕНА**:
Саша?
**ВЕЙС** *(склоняясь к ней)*:
Я здесь.
**ЕЛЕНА**:
Я... я помню странный сон. Ты искал меня в разных мирах.
**ВЕЙС** *(удивлённо)*:
Ты помнишь?
**ЕЛЕНА**:
Смутно. Но я хочу сказать тебе... не ищи меня там, где меня нет. Ищи меня в том, что я оставлю в твоём сердце.
**ВЕЙС**:
Елена, не говори так. Ты поправишься.
**ЕЛЕНА**:
```
Александр, моя любовь,
Слушай внимательно.
Любовь — это не обладание,
Это освобождение.
Не пытайся удержать меня
В клетке своих желаний.
Пусть моя смерть станет
Началом твоей новой жизни.
Пусть моя память
Научит тебя любить других.
Пусть моя утрата
Откроет тебе ценность того, что есть.
```
*(Её рука слабеет в его руке.)*
**ЕЛЕНА** *(едва слышно)*:
Обещай мне... обещай, что будешь жить. По-настоящему жить.
**ВЕЙС** *(сквозь слёзы)*:
Обещаю.
**ЕЛЕНА**:
И ещё... найди кого-то, кто сможет полюбить тебя таким, какой ты есть сейчас. Со всеми твоими ранами и мудростью.
*(Она закрывает глаза. Звук ровной линии на кардиомониторе.)*
**ВЕЙС** *(долго сидит в тишине, затем встаёт)*:
```
Прощай, моя настоящая любовь.
Теперь я понимаю:
Ты умираешь в каждой реальности
Не потому, что мир жесток,
А потому, что только через потерю
Я могу понять глубину любви.
Спасибо тебе за этот дар.
Спасибо за боль, которая научила меня ценить.
Спасибо за память, которая будет
Светить мне в темноте.
Я отпускаю тебя.
И в этом освобождении
Нахожу свободу.
```
*(Появляется СТАРЕЦ.)*
**СТАРЕЦ**:
Ты готов к последнему испытанию?
**ВЕЙС**:
Какому?
**СТАРЕЦ**:
Встретиться с миром, где нет страданий вообще. И решить, стоит ли человечеству такое совершенство.
**ВЕЙС** *(глядя на Елену в последний раз)*:
Я готов.
*(Реальность начинает растворяться вокруг него.)*
---
**КОНЕЦ ТРЕТЬЕГО АКТА**
*(Переход между реальностями:)*
```
ГОЛОСА:
Архитектор познал истину любви:
Она не в обладании,
А в освобождении.
Не в возвращении прошлого,
А в принятии настоящего.
Но впереди — последнее искушение:
Мир без страданий,
Мир без потерь,
Мир без смерти.
Сможет ли он отказаться
От совершенства
Ради подлинности?
Сможет ли выбрать
Сложную правду
Над простым счастьем?
Последний выбор архитектора
Определит судьбу
Не только его,
Но и всего человечества...
```
**АКТ ЧЕТВЁРТЫЙ**
*СОВЕРШЕНСТВО*
*(Реальность без Страдания)*
**СЦЕНА I**
*Идиллический город будущего. Кристальные здания, летающие транспорты, люди в белых одеждах*
*АЛЕКСАНДР ВЕЙС материализуется в центре города. Здесь все идеально: нет болезней, нет старости, нет смерти. Люди улыбаются, но их улыбки странно одинаковы. К нему подходит ДИТЯ — ребёнок лет десяти с невероятно мудрыми глазами.*
**ДИТЯ**:
Добро пожаловать в Совершенный Мир, Архитектор Вейс.
**ВЕЙС** *(оглядываясь)*:
Здесь... здесь нет ни одного грустного лица.
**ДИТЯ**:
А зачем грустить? Здесь нет причин для печали. Нет болезней, нет несправедливости, нет потерь.
**ВЕЙС**:
А как же рост? Как люди развиваются без вызовов?
**ДИТЯ**:
Они не развиваются. Они просто существуют в состоянии постоянного блаженства.
*(Они идут по улицам. ВЕЙС наблюдает за людьми: все красивы, все спокойны, все одинаково счастливы.)*
**ВЕЙС**:
Скажи мне, как зовут этого человека? *(указывая на прохожего)*
**ДИТЯ**:
У них нет имён. Зачем имена, если все одинаково совершенны?
**ВЕЙС**:
А что он любит? Чем увлекается?
**ДИТЯ**:
Ничем конкретным. Он любит всё одинаково и ничего особенно.
**ВЕЙС**:
```
Боже мой, что это за мир?
Люди без страстей,
Без предпочтений,
Без индивидуальности?
Я искал способ избавить человечество
От страданий,
Но не думал, что заодно
Уберу и всё человеческое.
Где здесь искусство,
Рождённое из боли?
Где поэзия,
Вдохновлённая потерей?
Где любовь,
Закалённая разлукой?
```
**ВЕЙС** *(вслух)*:
Дитя, а есть ли здесь поэты?
**ДИТЯ**:
Зачем поэзия, если нечего выражать кроме удовлетворённости?
**ВЕЙС**:
А художники?
**ДИТЯ**:
Зачем искусство, если реальность уже совершенна?
**ВЕЙС**:
А влюблённые?
**ДИТЯ** *(задумавшись)*:
Есть люди, которые испытывают... симпатию друг к другу. Но это не та любовь, о которой пишут в древних книгах.
**ВЕЙС**:
Какая разница?
**ДИТЯ**:
Древняя любовь была связана со страхом потери. Здесь потерять нельзя ничего, поэтому и любовь... неглубокая.
---
**СЦЕНА II**
*Центральная площадь. Памятник Архитектору*
*В центре города стоит огромная статуя. На табличке написано: "Александру Вейсу — Избавителю от Страданий". ВЕЙС стоит перед своим памятником в ужасе.*
**ВЕЙС**:
Это я сделал?
**ДИТЯ**:
В одной из реальностей. Ты открыл способ редактировать человеческую природу на квантовом уровне. Убрал из неё способность страдать.
*(К ним подходит женщина — это версия МИРРЫ из этого мира, но она странно бесстрастна.)*
**МИРРА** *(монотонно)*:
Приветствую, создатель нашего мира.
**ВЕЙС**:
Мирра? Ты меня узнаёшь?
**МИРРА**:
Конечно. Ты тот, кто дал нам вечное спокойствие.
**ВЕЙС**:
А ты счастлива?
**МИРРА** *(пауза)*:
Я... не знаю, что это значит. Я не несчастлива. Этого достаточно.
**ВЕЙС**:
Достаточно? Мирра, ты же философ! Где твоя страсть к истине? Где твои вопросы, которые не дают спать по ночам?
**МИРРА**:
Все вопросы имеют ответы в этом мире. Зачем искать то, что уже найдено?
**ВЕЙС** *(схватив её за плечи)*:
А что ты чувствуешь, когда смотришь на закат?
**МИРРА**:
Удовлетворение.
**ВЕЙС**:
А когда слушаешь музыку?
**МИРРА**:
Приятность.
**ВЕЙС**:
А когда думаешь о смысле жизни?
**МИРРА** *(искренне удивлённо)*:
А зачем думать о смысле? Мы существуем. Этого достаточно.
*(ВЕЙС отпускает её. Она уходит с той же монотонной улыбкой.)*
**ДИТЯ**:
Теперь ты понимаешь цену совершенства?
**ВЕЙС**:
```
Я хотел дать людям рай,
А дал им пустоту.
Убрал страдания,
Но заодно убрал и радость.
Ведь радость — это контраст!
Свет познаётся через тьму,
Счастье — через горе,
Любовь — через потерю.
Убери одну сторону медали,
И вторая теряет смысл.
Человек без способности страдать —
Это уже не человек.
```
**ДИТЯ**:
Но разве не этого ты хотел? Мира без боли?
**ВЕЙС**:
Я хотел... я хотел мира, где боль имеет смысл. Где страдания ведут к росту. Где потери учат ценить то, что есть.
**ДИТЯ**:
А что если боль просто... есть? Без смысла, без цели? Что если страдание — это просто страдание?
**ВЕЙС**:
Тогда наша задача — не избегать его, а научиться жить с ним достойно. Превращать бессмысленную боль в осмысленный рост.
---
**СЦЕНА III**
*Башня Архитектора. Зал квантового управления*
*ДИТЯ ведёт ВЕЙСА в огромную башню, где находится квантовый компьютер, контролирующий реальность этого мира. Здесь ВЕЙС может внести любые изменения в человеческую природу.*
**ДИТЯ**:
Вот он. Квантовый Редактор Реальности. С его помощью ты можешь изменить любой аспект человеческого бытия.
**ВЕЙС** *(приближаясь к пульту)*:
А что если я верну людям способность страдать?
**ДИТЯ**:
Тогда вернутся войны, болезни, несправедливость, смерть. Миллионы будут мучиться.
**ВЕЙС**:
Но они также смогут по-настоящему любить, творить, расти, находить смысл.
**ДИТЯ**:
Стоит ли возможность величия тех страданий, которые выпадут на долю обычных людей?
*(Появляется СТАРЕЦ.)*
**СТАРЕЦ**:
Последний выбор, доктор Вейс. Ты можешь оставить человечество в этом безболезненном раю. Или вернуть ему право на собственную судьбу — со всеми её ужасами и красотами.
**ВЕЙС**:
А есть ли третий путь?
**СТАРЕЦ**:
Есть. Ты можешь создать мир, где страдание существует, но людям дана мудрость, чтобы справляться с ним. Где боль ведёт к росту, а не к разрушению.
**ДИТЯ**:
Но это потребует, чтобы каждый человек сам выбирал, как реагировать на трудности. Ты не сможешь гарантировать, что все выберут правильно.
**ВЕЙС**:
```
И в этом вся суть.
Свобода выбора означает
Свободу ошибаться.
Свободу страдать.
Свободу падать и подниматься.
Я не имею права
Лишать людей этой свободы,
Даже если моё вмешательство
Избавит их от боли.
Потому что жизнь без выбора —
Это не жизнь, а программа.
А я хочу, чтобы люди
Оставались людьми.
```
*(Он поворачивается к квантовому компьютеру.)*
**ВЕЙС**:
Я возвращаю человечеству полную палитру чувств. И страдания, и радость. И отчаяние, и надежду. И смерть, и любовь.
**ДИТЯ** *(грустно)*:
Тогда и я исчезну. Я могу существовать только в мире без сложностей.
**ВЕЙС** *(склоняясь к ребёнку)*:
Ты исчезнешь как символ простоты. Но возродишься как символ возможности. В мире, который я создаю, каждый ребёнок будет нести в себе потенциал как для величия, так и для падения.
**ДИТЯ**:
Это пугает.
**ВЕЙС**:
Это и есть жизнь.
*(Он нажимает кнопку. Мир вокруг начинает меняться: появляются морщины на лицах людей, в их глазах загораются настоящие эмоции — и радость, и печаль.)*
**СТАРЕЦ**:
Последний урок завершён, доктор. Теперь ты знаешь: архитектор реальности — это не тот, кто создаёт совершенный мир. Это тот, кто даёт миру возможность стать лучше.
*(Совершенный город рушится, уступая место обычному, несовершенному, но живому миру.)*
---
**КОНЕЦ ЧЕТВЁРТОГО АКТА**
*(Переход между реальностями:)*
```
ГОЛОСА:
Архитектор отринул последнее искушение —
Искушение совершенства.
Он выбрал сложную правду
Над простой ложью.
Но впереди — финальное испытание:
Встреча с самим собой,
Суд над своими выборами,
И решение о том,
Кем он хочет быть
В единственной реальности,
Которая действительно существует —
В настоящем моменте.
Время последних ответов пришло.
Время последнего выбора наступило.
Время стать тем,
Кем он всегда был призван быть:
Не богом,
А человеком.
```
**АКТ ПЯТЫЙ**
*ПРИНЯТИЕ*
*(Реальность Единства)*
**СЦЕНА I**
*Метафизическое пространство. Пустота, наполненная светом*
*АЛЕКСАНДР ВЕЙС стоит в пространстве между всеми реальностями. Вокруг него парят образы всех миров, которые он посетил: мир власти, мир воскрешения, мир совершенства. Перед ним — зеркало, в котором он видит себя, но не физического, а духовного.*
**ВЕЙС** *(глядя на своё отражение)*:
```
Кто я?
Учёный, открывший тайну реальности?
Скиталец между мирами?
Или просто человек,
Который не может принять потерю?
Я прошёл через бесконечные возможности,
Был богом и тираном,
Любящим и разрушителем,
Но так и не понял главного:
Кем я хочу быть здесь и сейчас?
```
*(Из зеркала выходит другой ВЕЙС — его Тень, воплощение всех его тёмных желаний.)*
**ТЕНЬ ВЕЙСА**:
Ты думаешь, что понял истину? Что отказ от власти над реальностью делает тебя мудрым?
**ВЕЙС**:
А разве не так?
**ТЕНЬ ВЕЙСА**:
Ты просто трус! У тебя была возможность стать богом, исправить все недостатки мироздания, и ты отказался!
**ВЕЙС**:
Потому что понял: мир не нуждается в исправлении. Он нуждается в понимании.
**ТЕНЬ ВЕЙСА**:
Красивые слова! А что скажешь миллионам страдающих? Детям, умирающим от голода? Людям, теряющим близких в войнах? Ты мог их спасти!
**ВЕЙС** *(колеблясь)*:
Я... я не имел права лишать их свободы выбора.
**ТЕНЬ ВЕЙСА**:
Свободы выбора? Какая свобода у ребёнка, рождённого в нищете? Какой выбор у матери, теряющей сына? Ты прикрываешься философией, чтобы скрыть свою трусость!
*(Появляются образы всех, кого ВЕЙС мог бы спасти, изменив реальность.)*
**ГОЛОСА НЕСПАСЁННЫХ**:
Почему ты нас оставил?
Почему не использовал свою силу?
Мы могли бы жить!
Наши дети могли бы смеяться!
Наша боль могла бы закончиться!
**ВЕЙС** *(падая на колени)*:
Прости меня... Прости...
---
**СЦЕНА II**
*То же пространство. Появляются фигуры Мудрости*
*К ВЕЙСУ приближаются образы ЕЛЕНЫ, СТАРЦА, ДИТЯ и всех тех, кто учил его в путешествии между реальностями.*
**ЕЛЕНА** *(настоящая, из его памяти)*:
Александр, встань.
**ВЕЙС** *(не поднимая головы)*:
Я не могу. Я не спас ни одного из них.
**ЕЛЕНА**:
Ты не должен был их спасать.
**ВЕЙС**:
Как ты можешь так говорить?
**ЕЛЕНА**:
```
Потому что спасение —
Это не избавление от страданий.
Спасение — это обретение смысла
В самих страданиях.
Ты думал, что твоя задача —
Изменить мир.
А твоя настоящая задача —
Изменить отношение к миру.
```
**СТАРЕЦ**:
Александр, ты прошёл все искушения архитектора: власть, воскрешение, совершенство. И отринул их все. Почему?
**ВЕЙС**:
Потому что понял: настоящая любовь не пытается изменить объект любви. Она принимает его таким, какой он есть, и помогает ему стать лучше.
**ДИТЯ**:
А что с твоей болью? С потерей Елены?
**ВЕЙС** *(медленно поднимаясь)*:
Моя боль... она остаётся. Но теперь я понимаю её назначение.
**ЕЛЕНА**:
Какое?
**ВЕЙС**:
```
Боль от потери тебя
Научила меня ценить
Каждый миг близости с другими.
Отчаяние от бессилия
Показало мне границы
Человеческих возможностей.
Тоска по несуществующему
Открыла красоту
Существующего.
Моя боль — это не проклятие.
Это компас, указывающий
На то, что действительно важно.
```
**ТЕНЬ ВЕЙСА** *(злобно)*:
И ты готов жить с этой болью вечно?
**ВЕЙС** *(поворачиваясь к ней)*:
Да. Потому что эта боль — часть моей любви к тебе, Елена. И я не хочу от неё избавляться.
*(ТЕНЬ ВЕЙСА начинает растворяться.)*
**ТЕНЬ ВЕЙСА**:
Ты... ты принимаешь меня?
**ВЕЙС**:
Я принимаю всего себя. И свет, и тьму. И любовь, и боль. И мудрость, и заблуждения.
*(ТЕНЬ полностью интегрируется с ВЕЙСОМ.)*
---
**СЦЕНА III**
*Суд Реальностей*
*Вокруг ВЕЙСА материализуются представители всех возможных реальностей. Это Космический Суд, который должен решить: достоин ли он вернуться в свой изначальный мир.*
**СУДЬЯ-РЕАЛЬНОСТЬ** *(космический голос)*:
Александр Вейс, ты обрёл знание о природе реальности. Как ты намерен его использовать?
**ВЕЙС**:
Я не буду его использовать для изменения мира. Я буду использовать его для понимания мира.
**СУДЬЯ-РЕАЛЬНОСТЬ**:
Объясни.
**ВЕЙС**:
```
Я понял, что каждая реальность —
Это урок.
Каждое страдание —
Это вопрос.
Каждая потеря —
Это призыв к росту.
Моя задача не в том,
Чтобы ответить на все вопросы,
А в том, чтобы помочь людям
Находить свои ответы.
Не избавлять от боли,
А учить справляться с ней.
Не изменять реальность,
А изменять отношение к ней.
```
**ГОЛОС ВСЕХ РЕАЛЬНОСТЕЙ**:
А что с твоей силой архитектора?
**ВЕЙС**:
Я отказываюсь от неё.
**ГОЛОС ВСЕХ РЕАЛЬНОСТЕЙ**:
Даже если это означает, что ты никогда не сможешь вернуть Елену?
**ВЕЙС** *(долгая пауза)*:
Даже тогда.
*(Тишина. Затем — аплодисменты всех реальностей.)*
**СУДЬЯ-РЕАЛЬНОСТЬ**:
Александр Вейс, ты прошёл последнее испытание. Ты отказался от власти ради мудрости. От всемогущества ради человечности. От изменения мира ради принятия его.
**ВЕЙС**:
И что теперь?
**ЕЛЕНА** *(появляясь в последний раз)*:
Теперь ты возвращаешься домой. В единственную реальность, которая действительно существует — в настоящий момент. И живёшь.
**ВЕЙС**:
Как жить с этим знанием?
**ЕЛЕНА**:
```
Просто.
Любить тех, кто рядом.
Помогать тем, кто нуждается.
Создавать красоту из хаоса.
Находить смысл в бессмыслице.
И помнить: ты не архитектор реальности.
Ты — её сознательный участник.
Твоя задача не творить миры,
А творить себя в этом мире.
```
**ВЕЙС** *(протягивая руку к ЕЛЕНЕ)*:
Прощай, моя любовь.
**ЕЛЕНА** *(не прикасаясь к его руке)*:
Не прощай. До встречи. В каждом акте доброты, в каждом моменте красоты, в каждом проявлении любви.
*(Она исчезает. Все реальности начинают растворяться.)*
**СТАРЕЦ** *(в последний раз)*:
Помни, Александр: ты всегда можешь вернуться в любую из этих реальностей. Дверь остаётся открытой.
**ВЕЙС**:
Я знаю. Но я выбираю эту. Единственную. Настоящую.
*(Свет поглощает всё.)*
---
**ЭПИЛОГ**
*Возвращение*
*Лаборатория квантовой физики. Тот же день, с которого всё началось. ВЕЙС открывает глаза. Рядом с ним — МИРРА и КАИН, обеспокоенные его долгим молчанием.*
**МИРРА**:
Александр? Ты в порядке? Ты молчал уже полчаса.
**ВЕЙС** *(медленно оглядываясь)*:
Полчаса? Мне казалось... вечность.
**КАИН**:
О чём ты думал?
**ВЕЙС** *(глядя на фотографию Елены)*:
О том, что реальность — это не то, что мы можем изменить. Это то, с чем мы можем научиться жить.
**МИРРА**:
Это очень мудро. А как же твои исследования влияния сознания на квантовые процессы?
**ВЕЙС** *(выключая компьютер)*:
Я завершаю их.
**КАИН**:
Почему?
**ВЕЙС**:
```
Потому что некоторые знания
Слишком опасны для человечества.
Не потому, что они ложны,
А потому, что мы не готовы
Ими распорядиться мудро.
Пусть лучше люди думают,
Что они наблюдатели реальности,
А не её творцы.
Пусть лучше считают себя
Частью большой тайны,
Чем хозяевами всех ответов.
```
*(Вслух)*
Пора жить, а не творить миры.
**МИРРА**:
А что ты собираешься делать?
**ВЕЙС** *(улыбаясь — впервые за пять лет)*:
Преподавать. Помогать студентам открывать красоту физики. Может быть, найти кого-то, с кем можно разделить эту красоту.
**КАИН**:
А память о Елене?
**ВЕЙС** *(касаясь фотографии)*:
Она останется. Не как боль, а как благодарность. За то время, что мы провели вместе. За любовь, которая научила меня любить.
*(Он берёт фотографию и ставит её на полку — не убирает, но и не делает центром своей жизни.)*
**ВЕЙС**:
```
Прощай, архитектор реальности.
Здравствуй, Александр Вейс —
Просто человек,
Который знает цену каждого дня,
Ценность каждой встречи,
Глубину каждого чувства.
Я не бог.
Я не творец миров.
Я — сознательный участник
Единственной реальности,
Которая действительно существует:
Здесь и сейчас.
И этого достаточно.
Более чем достаточно.
Это — всё.
```
*(Он идёт к окну, смотрит на обычный мир с обычными людьми, живущими обычной жизнью. И впервые за долгое время видит в этой обычности невероятную красоту.)*
**ВЕЙС** *(тихо)*:
Спасибо, Елена. За всё.
*(Занавес опускается.)*
---
**ФИНАЛ**
*(Голос за кадром — возможно, самого ВЕЙСА, размышляющего годы спустя:)*
```
Есть истина, которую можно понять
Только пройдя через все искушения власти:
Мы не архитекторы реальности.
Мы — её сознательные свидетели.
Наша задача не в том, чтобы творить миры,
А в том, чтобы открывать смысл
В мире, который уже есть.
Каждый день — это выбор:
Принять ли этот несовершенный мир
Или потратить жизнь на попытки
Его переделать?
Я выбрал принятие.
И в этом принятии нашёл
Больше чудес, чем могли бы дать
Все созданные мною реальности.
Ибо величайшее чудо —
Не в изменении мира,
А в изменении себя
В ответ на мир.
Это история о том,
Как человек научился
Быть человеком.
Не больше.
Но и не меньше.
```
---
**КОНЕЦ**
**"АРХИТЕКТОР РЕАЛЬНОСТИ"**
*Философская драма в пяти актах*
---
Свидетельство о публикации №225060201546