Анализ музыкальной композиции -Твоим Именем-

Посмотрела и послушала тизер к песне и музыке под названием "Твоим именем".

Авторы произведения "Твоим именем": Анна Гофман (слова, музыка, вокал), Хассан Белькасем Беналиуа (вокал, перевод с арабского, музыка), Юханн Никадимус (вокал, продюсирование), Геннадий Лаврентьев (музыка, аранжировка, запись, сведение, мастеринг), Сина Фахруддин Гафари (перкуссия), Екатерина Козырева (анимация).

~~~

Мой музыковедческий и искусствоведческий анализ:

По восприятию на слух, эта шедевральная композиция, полюбившаяся мне сразу, начинается с магического  звучания, похожего то ли на электронное, то ли на звучание поющей чаши тибетских лам, но вот уже вскоре появляются струнные мотивы аль-уда (лютня), с первых же нот определяющих точно, что музыка – ориентальная, корни которой происходят из арабских халифатов, а может и доисламских времён.

Далее включается гипнотическая часть композиции – трансовые ритмы, "колдующий" и "заклинающий" мужской вокал на русском языке, контрастом к которому начинает звучать, как утончённая молитва, высокий женский вокал и опевания в стилистике мусульманского арабского мира. Само сочетание этих компонентов порождает суфийскую мистерию.

Ещё несколько раз звучит струнная музыкальная фраза, вероятно также на аль-уде (пытаюсь определить на слух, не видя самих инструментов), перемежающаяся женским вокалом в стиле духовных напевов. Финал "выстелен" длящейся нотой вероятно электронного звучания, к которой присоединяется ритм на джембе или дарбуке.

***

Образы в видео:

Начинается будто с мифического существа Сирин (птица с головой женщины) – она вспорхивает с кустика, и, отрывая, уносит с собой светящийся бутон – волшебную лампу.

Женщина кружится в суфийском танце крутящихся дервишей, которых в Турции называют "semazen", этот танец олицетворяет вращение планет вокруг своей оси и в космосе.
Изысканные кружева и драгоценности символизируют благородство, утончённость вкуса, изысканность и аристократичность. Ведь искусство кружевоплетения и ювелирное искусство это одни из самых сложных и благородных изящных искусств, всегда ценимые во дворцах и среди высокородных людей.

Красивый мужчина в образе Иранского шаха сидит на ковре... Эпоха Иранской династии Сефевидов... Как мой дальний исторический родственник Иранский шах Аббас второй Сефеви на старинных миниатюрах...
Он смотрит в космос и – на кружащуюся прекрасную женщину...

Жемчужины – символ женских слёз о любви, слёз о близких людях...
Жемчуг издревле добывали ловцы жемчуга – мужчины. В древности им закапывали расплавленный воск в уши перед погружением в воду. Это было опасно.

Гранат в арабо-персидском мире и мусульманском востоке – символ любви и страсти.

Женщина турецкой внешности в чёрном одеянии, но без тюрбана, сидит на коленях, как сидят в молитве во время намаза.
На её голову ниспадает красный газовый палантин, как бы укрыть. Красное одевают невесты, как в "Кына геджеси" ("Ночь хны" – собираются женщины с невестой, одеваются в красное, красят руки хною...) в Турции, или же невесты на свадьбе в Индии. Вот уже и кружева стали красными: Горит пламень любви.

Цветенье гранатового деревца – это месяц Май. В Стамбуле во дворах в мае-июне цветут гранатовые деревья алыми цветами, вот прямо здесь и сейчас во дворах, и на балконе у меня тоже гранатовое деревце среди прочих цветов...

Трое мужчин в царских коронах и царских одеждах музицируют ансамблем со средоточенными лицами как библейские мудрецы – цари-пророки Сулейман (Соломон), Дауд (Давид)...

Золотое семечко горького миндаля, посаженное заботливой рукой, поливаемо кровью-вином, красным шербетом, прорастает сетью кровеносных сосудов...

Элегантная женщина турецкой внешности держит в ладонях взращённый плод граната и задаёт свой главный вопрос тому, кого избрала – своим взглядом...

И снова танец – в калейдоскопе золотых царских украшений с рубинами и жемчужинами...
И снова изысканное игольное кружево, какое создают на острове Бурано в Венеции...

***

Анализ провела:
Арзу Михайловна Алхан.
2 июня 2025 года,
город Стамбул – Царьград.

Представлено на Спецкурсе Профессора доцента философии Елены Владимировны Косиловой "Философия Музыки" Кафедры Онтологии и Теории Познания Факультета Философии МГУ им.М.В.Ломоносова.

***

В качестве иллюстрации – скриншот из означенного произведения.


Рецензии