Былой Романтизм

Псков, май 1979 года, тёплый, солнечный, с дурманяще носящимися  ароматами цветов: маргариток, анютиных глазок, тюльпанов, пионов, цветущих деревьев, источающих флюиды и феромоны.
Двое друзей Гоша и Володя - ученики десятого класса, одурманенные погодой и желанием общения, пошли на танцы в центр города, в ДКП (Дом Культуры Профсоюзов).
Подойдя к эпическому зданию, друзья начали подниматься по широкой лестнице, ко входу с просторными стеклянными проёмами и дверями под огромными круглыми колоннами. На площадке перед входом они увидели стайку девушек и ребят, так называемой «золотой молодёжи» - «манерных», хорошо «прикинутых» в заграничное шмотьё (wrangler, Lee), стройных, приятной наружности молодых людей. Они вели себя высокомерно, держась особняком, не обращая внимания на окружающих. Простой люд толпился возле кассы, ожидая билеты на танцы, которых не было. Народ чего–то ждал, заглядывая через огромные фасадные стёкла, явно завидуя счастливчикам, которые были уже там, внутри и стояли очередью в гардероб. Наблюдали за происходящим и Гоша с Володей.
Вдруг всё пришло в движение, народ бросился к стеклянным витражам, высматривая что-то, прекратив разговоры. Внутри по коридору, направляясь в сторону танцев, показались музыканты. Они смотрелись как заграничные звёзды. В невероятно стильных костюмах, с высокой стойкой воротника, расписных кожаных сапогах на высоком каблуке, с загнутыми вверх носами. Особенно выделялся гитарист - стройный красавец блондин с правильными чертами лица и длинной шевелюрой, он скорее походил на артиста игравшего «Садко» в опере Римского-Корсакова. Девушки-певицы - обворожительно красивые, пластичные, в обтянутых фигуру костюмах и туфлях на высоком каблуке. Это была группа «Кром», а гитарист Олег Попов.
Когда музыканты прошли, «золотая молодёжь» тут же «просочилась» внутрь, а другой публике билетёрши, стоящие при входе, предложили обойти ДКП и попытать счастья купить билеты в неком окошке, сзади здания. Народ от кассы повалил на улицу и начал обходить ДКП, за всеми последовали и Гоша с Володей. Повернув за угол ДКП, около простой двери с маленьким окошком, Гоша обнаружил толпу и двух парней, которые забросили своего товарища на головы стоящих, толкнули его в каблуки и он пополз по головам к окошку за билетами. Гоша с Володей подошли к стене здания и, плотно прижавшись к ней, чудом протиснулись к окошку, взяли последних два билета. Основная толпа осталась стоять около двери, не желая уходить. А народ всё прибывал, надеясь купить билеты.
Быстро вернувшись назад, друзья оказались внутри, отдав в гардероб куртки, проследовали по коридору в зал танцев. Сцена возвышалась над толпой, а под ней стена из Псковского известняка, музыканты находились поверх голов. Зал огибали квадратные колонны с балконом, выходящим на верхний этаж. Прислонившись к колоннам и вдоль стены под сценой, стояли девушки, парни и парочки, общаясь между собой. На сцене виднелись музыканты. Зазвучала композиция «Feelings», высокий и элегантный солист с микрофоном, похожий на Дэвида Ковердейла, запел приятным баритоном, его поддержала певица - утончённо милая девушка. Посыпались солнечные зайчики по всему залу, парни начали приглашать девушек, в центре зала закружились пары. Олег Попов заиграл соло, он был уже в широкополой шляпе, гитара запела своим необыкновенным голосом, пронзая слух виртуозным исполнением, его сменил саксофонист, плотного телосложения парень с прямыми, казалось сальными волосами, рассыпавшимися по лбу, он надувал щёки, выдувая звонкие трели из сакса. За ним вступили солисты, следующий инструментал подхватил скрипач - солидный молодой человек с серьёзным лицом, в стильной рубашке с высоким воротником, волнистыми чёрными кудрями, горизонтальной морщиной на лбу, усами в виде скобы, похожий на режиссёра Никиту Михалкова. Он поднял скрипку, приложил её к подбородку, коснулся смычком струн, и скрипка ожила в его руках. Гоша с Володей рассматривали девушек в зале. Гоше приглянулась стройная брюнетка в фирменных джинсах, но она уже танцевала с парнем. Позднее, там же на танцах ему встретилась блондинка Лена с красивыми, прямыми прядями длинных волос. Утончённая линия фигуры, в виде идеальной древнегреческой амфоры. Она не была очень красивой, но её женственность, голубые глаза и улыбка, тянули к ней как магнитом, он зачарованно любовался ею. Они несколько раз встречались, общались. В первый раз она пришла к нему на свидание на скамейку, около памятника Кирову, конечно с опозданием, держа его в неведении, «придёт не придёт?». Тем самым подарив огромное счастье, бесшумно подойдя сзади, накрыв ему глаза ладонями, как бы спрашивая «узнаёшь?». Как-то выходя из ДКП, после танцев, Лена на выходе повернула его вперёд спиной, указала на памятник Ленину, находящийся рядом с ДКП на площади, спросила:
- Какая рука у вождя поднята вверх, левая или правая?
Гоша подумал, ответил
- Правая
На самом деле руки у Ленина были опущены. Надо же, столько раз видел этот памятник, сколько раз проходил мимо, играл под ним в детстве, катаясь по гранитным плитам, и не обратил внимания на явную подробность. Они оба задорно смеялись, удивляясь такой оплошности.
Друзья окунулись в сказочно прекрасный мир с классной музыкой и её исполнением, уютным залом, интерьером сказочно необычным. Вокруг витало множество букетов дорогих духов и одеколонов, шлейф которых возбуждал гормональный фон. Прозвучало ещё несколько шлягеров, потом мужским голосом объявили перерыв, всех пригласили в смотровой зал, который находился рядом. В нём показывали мультики «Лёлек и Болек» польской киностудии. Народ мог спокойно общаться на мягких креслах, просматривая потешные мультики на большом экране. После перерыва началось финальное отделение танцев, в котором присутствовал рок–н–ролл на английском языке, лучшие хиты Чака Берри, Элвиса Пресли. Музыканты блистали, звук тоже, классно звучали барабаны, но барабанщика не было видно из–за высокой сцены. Гармонично «построенный» свет сверкал, рябился, струился, бил вспышками из разных прожекторов и устройств, им было залито всё пространство зала, вызывая тем самым неимоверные ощущения, эмоции и кайф. Финальная вещь «My old shoes» (Мои старые штиблеты) произвела фурор, шейк танцевали «до упаду», виртуозные «вставки» барабанщика под микрофонами на каждом барабане звучали классно. Наконец барабанщик коллектива пожелал всем «спокойной ночи и до новых встреч» - это был руководитель коллектива Игорь Попов. В городе он был отмечен ещё тем, что только у него единственного, его белая королева «жигули» пятой модели, тонированная, вся обвешанная различными спойлерами, была идеально чистая, белоснежная, в любое время суток, вне зависимости от погоды и времени года. Этот фокус, неподдающийся разгадке. Иногда водитель просматривался в ней через тонировку, в гоночных кожаных перчатках в дырочку, на кожаном «в плётке» руле. 
Гоша с Володей «остались не у дел», ушли с танцев одни, дошли до дома, так как жили рядом друг с другом, договорились на завтра в воскресенье снова пойти на танцы в ДКП, были и другие танцы, но туда им уже не хотелось.
На следующий день они пришли в ДКП пораньше, в середине дня. Проход в ДКП был свободен, перед входом шла тусовка меломанов, которые явились с «винилом» «забугорных» команд на обмен или продажу. Больше всего ценились хард-роковые группы, такие как Led Zeppelin, Deep Purple, Nazareth, Uriah Heep, Genesis, Slade, Thin Lizzy и другие… Тусовщики встречались в ДКП каждое воскресенье в середине дня при входе, общались, обсуждали новые веяния в музыке, выгадывали, выискивали, обменивали, покупали. Цена одного винила в среднем была выше средней зарплаты в месяц тружеников Советского союза. Гоша тоже приобщился к их компании, в основном из-за общения, но однажды, будучи уже студентом, после учёбы, поработав сторожем по ночам в городской вневедомственной охране, позволил себе приобрести первый винил группы Mungo jerry за сорок пять рублей. Он не был их поклонником, просто очень хотелось иметь диск западной группы, потому как другие винилы были недоступны, и потом, вложение это себя более чем оправдывало, его всегда можно было реализовать в деньги с «оторванными руками».
В будущем став студентом, подрабатывая не только сторожем, но и мусорщиком в гостинице «Рижская», он покупал разный, но уже любимый винил.
Друзья, немного пообщавшись с меломанами, встретили знакомых, нашли новых, прошли внутрь здания, благо там не было ещё народа на танцы. Послышалась музыка со стороны зала для танцев, оказалось, там репетировал ансамбль «Кром».
В конце коридора перед танцами площадка – холл, через который отлично видна сцена, в холле стояло несколько человек, которые наблюдали происходящее, к ним присоединились и Гоша с Володей. Поверх свободно открытого танцпола, на сцене блистали музыканты и две солистки. По центру как на ладони видна ударная установка, барабанщик Игорь Попов лихо отбивает дроби по сольному барабану, по стойке с микрофоном, делает переходы по там–тамам. Гитарист Олег Попов в своей фирменной шляпе «вставляет» соло, солистки исполняют «свежеиспечённую» композицию Bee Gees «Tragedy» из только что вышедшего альбома 1979 года «Spirits Having Flown». Процессом управляет ударник Игорь Попов, недовольно покачав головой, выкрикнул из-за барабанов одной из солисток.
- Светка, опять?
Та поняла его, послушно отреагировала на замечание, кивнула головой. Музыка заиграла вновь с великолепным звуком, «биджизным» пением девушек и классным исполнением. Игорь Попов скрутив губы в трубочку заиграл соло на барабанах, по хэту, тарелкам, там–тамам, микрофону, делая мгновенные переходы от «сольника» (сольный барабан) до «бочки» (большой ножной, вертикальный барабан). Очевидно, музыканты «оттачивали» свою новую программу.
Друзья стояли, наслаждаясь зрелищем, потом пошли дальше в город, на так называемую «Раздачу» - центр города в Летнем саду с автобусными остановками. Почему раздача? Да потому, что после танцев, здоровенные парни махали кулаками, выясняя отношения, тем самым раздавая потерпевшим «гостинцы». Просилась наружу молодая, дурная энергия, также в виде раздачи были девушки, которые шли на автобусную остановку после танцев в летнем саду, а шустрые парни охотились за ними, «снимали» их. Танцплощадка находилась в овраге, со сценой в виде скворечника за высоченным забором, забитая битком народом. Многие парни стояли за забором, выглядывая девчонок. Володя с Гошей тоже подошли к забору, начали рассматривать народ, рядом оказался знакомый, спортсмен гребец Валера - здоровенный парень, выше двух метров ростом и кулаками похожими на гири. Он должен был призваться в армию по весне, но его не призвали. Валера был надеждой академической гребли Пскова. Готовился к соревнованиям. Ходили слухи, что Валеру «отмазал» от армии его тренер, якобы по состоянию здоровья. Приятели, которых призвали в армию, кричали негодуя в военкомате: «Как челюсти на раздаче ломать, так он здоровый, а как в армию идти служить - так он больной».
Валера спокойно относился к сего роду заявлениям, много не говорил, но мог «припечатать», «с легонца» обидчику.
- Какие планы на сегодня? - Валера подошёл к друзьям. Гоша и Володя тоже занимались греблей, потому им было о чём поговорить.
- Д-а-а-а, «народ» хотим посмотреть, - хитро улыбнулся Гоша, под народом, конечно подразумевая девушек.
– Всё не определится вам, «парядышным», не успокоится, всё вам «свежачка» подавай! - съюморил Валера, осклабив верхнюю челюсть, показывая дёсны над короткими зубами. Володя рассказал про появившееся натуральное чешское пиво в кегах, которое разливали в бане на Советской.
- Пиво Класс, с особым тонусом, «приживается» идеально. К нему раков подали, пре-е-едставляешь, они ещё живые, внутри шевелятся, а мы их пивом, пивом, пивом…
- Ну, без «водяры» «заглушить» их, вряд ли.
Съюморил опять Валера. Пиво, - это был бренд местного студенчества, молодёжи и мужиков.
Володя для Гоши «открыл» бар «Гусли», где как он говорил «Столы подлетали к потолку» от востребовательности заведения.

Гусли бар был - это ДА-а-а!
Пили пиво мы тогда,
И легко как «дважды-два»,
По шесть кружек иногда...

Ну, сначала брали две,
Две потом не зная где,
Две вдогонку как всегда,
Ну а больше? Как когда...

Кружки лётали вокруг,
Словно в танце меря круг
Разливали пиво влёт!
В Гуслях – баре; - от ворот.

Банковал там Соловей!
Уж не зря он был Андрей
Кружки до пОлна нальёт,
И селёдочки припрёт.

Знал он толк в разлитьи тех,
Пивных башень, кружек, кег,
Знал, кому когда налить,
Быстро, чисто, обслужить.

Пиво было там - ЦЕНТРЯК!
«Супер-пупер», - просто так
Мужичок за пиво там,
Оставлял свой ценный хлам.

Браслеты, кольца, рыжевьё,
За пиво было как навьё
Составляли здесь столы,
Дружба мерилась людьми.

Пьёшь ты пиво, значит брат,
Сядь со мной тебе я рад!
Пивка с селёдкой аромат,
Всех тянул с любимых хат…
 
Кружки пива мы нальём,
Селёдкой с хлебушком заткнём
И погрузимся в мир иной,
Где правит пиво под луной.
 
А Соловей..., - Дружище наш
Он вздорной юности багаж

ГУСЛЕЙ слышен аромат
До сих пор с любимых хат…

 Лучшее выражение в обиходе «Что, пивка пойдём  попьём?».   
 
Танцы закончились, народ повалил из оврага, показался знакомый парень Серёга с огромной копной волос на голове. Он был любитель техники и прославился тем, что в начале девяностых выгодно продал свой заезженный, израненный, видавший виды «горбатый» запорожец популярному певцу Богдану Титомиру, а тот на этом запорожце «заснял» свой музыкальный клип.
Ну а пока Серёга был на мотоцикле, с ним он не расставался даже на танцах, прислонив своего железного друга к забору. Серёгу окружила компания мотоциклистов, высыпав дружною гурьбой, они остановились, собираясь одевать шлемы и краги, многие были простоволосые. Как обычно, после танцев они носились по городу огромной ватагой, ревя глушаками и частенько уходя от погони ГАИшников.
- К-к-к-то хочет кофе? - немного заикаясь, вдруг громко спросил Серёга своих «ван0далов». Из его уст это означало следующее: Кто хочет долететь до Ленинграда на Варшавский вокзал, попить кофе и вернуться назад?
– Можно. - Ответили отпетые, слегка «подогретые» алкоголем мотоциклисты из его «банды». Затрещали моторы, цепочка «отморозков» понеслась к трассе Ленинград – Киев. Пренебрегая правилами, обожая скорость, летя наперегонки до Питера на своих ревущих любимцах.
В «девяностые» Серёга уже не был мотоциклистом, а работал водилой на видавшей виды газели, занимался перевозками. Гоша нанял его перевезти груз. Серёга был «миллиметровщиком», то и дела рискуя «поцеловать» впереди едущего, «дыша» машинам в зад, подпирая их вплотную, не соблюдая дистанции. Как–то он подъехал на стоянку около магазина, припарковался на пригорке с уклоном, пошёл в магазин, а «ручник» (ручной тормоз) его был сломан. Он оставил гружёную, тяжёлую машину на включённой передаче под уклоном. Серёга вышел из магазина, а его газель снялась со скорости и покатилась с пригорка и врезалась в новенькую иномарку. Серёга с Гошей подошли, смотрят нос иномарки, капот, крыло всмятку, а на Серёгиной «Челите» ни царапины. Владелец иномарки вызвал ГИБДД, те прибыли, подходят к владельцу и задают вопрос:
– А кто в Вас врезался?
Владелец показывает на Серёгину «Газель».
– А почему на ней нет следов? - Опять спрашивает инспектор.
– Ни-ни-кто не-не-не может понять, - Подал голос Серёга.
Самое интересное, что кроме Серёги и Гоши никто не видел происшествия и никакая экспертиза не установит следов аварии на Серёгином «чермете». Поэтому Серёга с Гошей молчали «Как рыба об лёд», делая вид, что не понимают о чём речь. Гоша спросил у Серёги:
– Ты чего ручник-то не можешь сделать?
– В-в-все меня любят и уважают за мою бе-бе-сшабашность, «хрюкнул» он в ответ.
– А в Питер зачем кофе ехать пить среди ночи? Что здесь кофе нет?
- А-а-а-а-а может лучше пить помои? - ответствовал Серёга.
Танцы были «живьём», у музыкантов с публикой был контакт, в кабаках «поднимался» «карась», публика развитого социализма «гуляла» на «широкую ногу», бросая «сотенные» в музыкантов. Среди музыкантов и ансамблей была здоровая творческая конкуренция.
В школе, где учились Гоша с Володей тоже были танцы. Известный ансамбль «Экспромт» из ДКС (Дом Культуры Строителей) выступал на сцене школы со своей светомузыкой, аппаратурой. Классный коллектив в изысканных нарядах, яркими, красивыми лицами подсвеченными светомузыкой выступали перед ребятами на танцах в школе. На Гошу произвёл впечатление «басист» - стройный брюнет с красивым лицом, он прекрасно владел инструментом, сопровождая басовые партии исполняемой песни.
После последнего звонка наступил ответственный период в жизни каждого школьника – выпускные экзамены. Родители для этого пошли навстречу Гоше и пошили ему двубортный костюм в ателье на улице Ленина, который сидел на нём «как на корове седло», но он трудился, учил задания по всем предметам, хотя это было нелегко. На улице играло и манило солнце, погода стояла изумительная, хотелось гулять с друзьями, купаться, играть в волейбол на городском пляже и это он делал, захватив с собой учебники. Городской пляж радовал нагретым, сухим песочком, вода как парное молоко. Гоша со своим приятелем, учеником музыкального училища Дрейлихом Виктором осваивал материал к экзаменам. Виктор был старше на один год, поэтому учил Гошу, как правильно писать шпаргалки, как потом их складывать в гармошки, как незаметно вынимать их на экзамене. Между делом прыгали в воду, наперегонки плыли за буйки, резвясь на открытой воде, получив за это немало замечаний от спасателей. Виктор с утра позвонил Гоше, и-и-и-и… предложил покататься на новом автомобиле.
- Откуда, да ещё новое авто?
- Выходи, узнаешь.
Заверил Виктор.
Оказывается, он тайно как-то сумев изъять ключи, «похитил» в гараже у отца автомобиль, «жигули», «копейку». Друзья поехали за город на полуостров Крупп, где много турбаз. Был солнечный, прекрасный день, в хвойном лесу пахло зелёными шишками и смолой. Заехав в деревню Крупп, зашли в деревенский магазин и купили водку с можжевеловым экстрактом, немного выпили. Водка натурально отдавала хвоёй, поехали дальше. По дороге подобрали голосуещего мужика. Разогнавшись Виктор немного не вписался в крутой поворот, машину занесло, мужик почувствовав что-то неладное попросился выйти, сказав напоследок.
- На повороте, чтобы не заносило нужно нажимать на тормоз.
Виктор и Гоша улыбнулись в ответ.
Приехали на турбазу, покружили вокруг домиков. В одной из беседок сидела весёлая компания из девчонок и парней. Друзья вышли из машины, прихватили с собой бутылку и, влились в коллектив, который справлял день рождения. Увидев двух молодых ребят на новенькой машине, в глазах компании они тут же приобрели авторитет, особенно среди девушек. Их с удовольствием приняли и угостили закусками. Девочки были не прочь с ними пообщаться под настороженные взгляды ухажёров. Выпили, закусили, познакомились. У Виктора «развернулась душа» и он запел красивым низким баритоном.
- Чё-о-о-рный Ворон, что - ж ты вьё-о-о-о-шься над мое-е-е-ю го-ло-во-о-о-о-о-й
- Ты-ы-ы до-бы-чи не до-бьё-ё-ё- о-о-шься, Чё-о-орный во-орон я не твой…
Ты-ы-ы до-бы-чи не до-бьё-ё-ё- о-о-шься, Чё-о-орный во-орон я не твой…
У всех открылись рты и у Гоши тоже. Девочки всё внимание с ухажёров перевели на Виктора и Гошу. Ещё выпили, закусили, похохмили, Виктор рассказал пару анекдотов, но смеялись только девочки, в отличии от их ухажёров. Виктор с Гошей поднялись из-за стола, чтобы не напрягать ситуацию, сели в машину и поехали кататься дальше. Выезжая из кемпинга стали объезжать яму с корягой и о корягу поцарапали дверь автомобиля. Отвезя Гошу и приехав домой, Виктор поставил машину в гараж, поцарапанным боком под висящий на стене велосипед. Когда отец начал выяснять, откуда царапина на двери авто, Виктор объяснил, что нечаянно уронил велосипед на машину.
Гоша зашёл на экзамен Русского языка и литературы, высокая и худощавая как палка педагог, поправив очки с глаз на нос, на седой, стриженной голове, посмотрела на него.
- Ну, сладкую чашу испили, теперь нужно испить горькую чашу.
Доброжелательно напутствовала она Гошу.
Володя, Гошин друг имел свой «ключик» к этому педагогу в ответах по Русскому языку. Например, в материале «Преступление и наказание» по Достоевскому на вопрос, почему бедный студент убил топором старушку, он отвечал очень долго и витиевато. Педагог со своей «Дон Кихотовой» фигурой встала у стены, сложила руки на груди, слушая бесконечный монолог. Володя как из пулемёта нёс откровенный бред, одно и тоже, только разными словами. Явно заговаривая педагога. Она его упоительно слушала, закрыв глаза и начиная уже засыпать. Когда он закончил тем, что оказывается старушка убила бедного студента, загубив на корню его молодое неокрепшее сознание, благодаря безжалостному царскому режиму. У кого-то в классе упал учебник, грохнувшись об пол. Педагог вздрогнула проснувшись.
- Разумно.
Мгновенно припечатала она и оживившись пошла к столу.
На НВП (Начальная Военная Подготовка) старшеклассники, изучая на натуре парашют десантника, внимательно слушали в военной форме подполковника – преподавателя Кадышева. В качестве примера, на котором можно было показать действие парашюта, он выбрал ученика Гошу. Заставил его одеть ремни с лямками на которых висит парашютист. Гоша залез в ремни, Кадышев тщательно застегнул их. Гоша хотел выпрямится и никак, ремни жёстко врезались в промежность показывая все мужские принадлежности. Девочки в классе смущённо захихикали. Кадышев слегка кашлянул, серьёзно посмотрел на Гошу.
- Ну-у-у, ну выпрямляйся, выпрямляйся.
Требовал он.
Гоша исполнил требование, но ремни с удвоенной силой впились в промежность и шею. Гоша вспотел и застыл в измученно согнувшейся позе.
- Ну, кха – кха давай, давай выпрямляйся.
Продолжал требовать Кадышев.
Гоша ещё раз дёрнулся, ремни уже «на смерть» сдавили всё тело.
Не-е-е м-м-мо-г-г-у-у еле, еле промычал Гоша под дружный смех в классе.
Кадышев наконец понял, и не без труда взялся ослабевать ремни.
На другом занятии по НВП проходили винтовку Мосина. Перед занятием Кадышев прочитал лекцию о том, что ни в коем случае нельзя целится в человека.
Положил винтовку на сдвинутые столы, лёг на них, поднял винтовку и стал целится в прицел, прямо на входную дверь. Вдруг в дверь вошёл опоздавший ученик.
- Почему опаздываем?
Спросил Кадышев, смотря на ученика через прицел.
- Да я на «Труде» задержался.
- Туда и возвращайся.
Смотря через прицел скомандовал Кадышев.
Ученик скрылся за дверью.
Вызывая к доске для ответа по учебному материалу, в журнале высматривал фамилии, которых нужно было вызвать, но бесконечно сомневаясь тыкал ручкой напротив фамилий, потом вызывал других, очевидно не хотел ставить неудовлетворительные отметки. Таким как Гоша с Володей, которые сидели на первой парте прямо перед носом Кадышева и наблюдали всё это.
По окончании девятого класса в «Черёхе», район Пскова в подразделении Псковских десантников, по НВП был военно – патриотический лагерь. Ребята со всех школ города жили в палатках, туда попал и Гоша с группой ребят из своего класса. Комары там были «чистые» звери, «зажирали». Одноклассник, Артемьев Андрей угощаясь на ужин неимоверно вкусной варёной картошкой с тушёнкой, отметил улыбаясь своим друзьям.
- Мы едим и в то же время сами являемся едой.
Одноклассники Петров Володя, Баранов Саша, Смирнов Андрей засмеялись, отмахиваясь от комаров, налипших на лицо и шею.
С утра пошли на территорию военного городка. Десантники показали свою  «работу». Физподготовку - турники, гири, «крутили» комплексы с элементами каратэ, рукопашный бой, ножевой бой, прыгали с парашютной вышки, разборку и сборку автомата. Кадышев поставил Гошу к десантнику, который в сторонке показывал разборку и сборку автомата. Его окружила группа ребят, Гоша тоже встал среди них. Кадышев внезапно вернулся зачем – то, отозвал Гошу. Только Гоша отошёл, на том месте где он стоял произошёл внезапный выстрел. В автомате у десантника оказался боевой патрон и, когда он нажал на курок, произошёл выстрел и именно в то место где стоял Гоша. Солдата тут же арестовали, сняв с него ремень. Кадышев нервно кашлянул.
Это хорошо, что я тебя отозвал.

Сдав экзамены, пришло время выпускного бала. В день выпускного всех выпускников построили в колонну и повели на концерт в «Зелёный театр», где для них выступил ансамбль из Ленинграда. Полноценный коллектив с двумя певицами, исполнял популярные молодёжные шлягеры. Гоше запомнилась песня «Любовь пришла» Раймонда Паулса и Роберта Рождественского, которая исполнилась очень достойно. Когда концерт закончился, ученики построились опять в колонны и направились в свои школы. 
– Пора харю наливать.
Отметил Володя другу Гоше.
Колонна двинулась вдоль дороги, по тротуару в направлении школы.
В школе находилась высокая перпендикулярная полу лестница на чердак. Пятеро мальчиков выпускников и с ними Гоша с Володей «не мудрствуя лукаво» решили закупить своё, личное спиртное, кто что хочет, и спрятать его на чердаке. «Не давиться же кислятиной шампанским» под строгим оком классного руководителя и учителей. Кто-то принёс портвейн, кто-то принёс креплёное шестнадцати, восемнадцати градусов вино (борматушку), ну а Гоша как «истинный дженТЕЛЬмен», на выход в открытое море жизни пошёл и купил в универмаге на «Маяке», в вино-водочном отделе бутылку водки.
Так называемый формат Выпускного Бала была дискотека в столовой школы, которую подготовили «продвинутые» девочки в классе, собрав дефицитные, в то время модные записи иностранных групп. После застольных речей учителей и классного руководителя все выпускники уселись за сдвинутые в одну линию столы. Учителя «капнули» каждому порцию шампанского, на столе была сладкая закуска, и стояли тарелки с «бутерами» красной икры. Выпили по дозе шампанского, Володя как крокодил накинулся на икру, потому что она дорогая и дефицитная. Гоше не досталось ни одного «бутера» с икрой, он закусил чем-то другим, заиграла музыка, все пошли танцевать, а друзья пошли к лестнице на чердак. Глотнув из бутылки, Гоша почувствовал кайф, водка прошла легко, не противно, эмоциональный подъём принёс с собой небывалую энергию. Мгновенно спустившись с головокружительной высоты, он вернулся в столовую за стол, слегка закусил и пошёл танцевать, через некоторое время захотелось опять подняться по лестнице, всё повторилось. Вернувшись, будучи всегда скромным и даже застенчивым, начал вызывающе кривляться и танцевать шейк, но не долго, водка опять звала к себе, лестница высотой метров десять от пола до чердака достойно терпела пришельцев и как это ни странно, почему-то с себя никого из страждущих «нарытых оптимистов» не уронила. Водка пилась как вода, невесомый, задорный кайф легко разносился по всему телу, гравитационное поле постепенно нивелировалось, соразмеримо исчезновению содержимого в бутылке. Под конец вечера оставалось граммов сто - сто пятьдесят. Рядом с лестницей находилась стена из прозрачных, стеклянных блоков, один из них отсутствовал, образуя дыру на улицу, остатки водки полетели туда, вместе с бутылкой. Друзья, повображав и повыпендриваясь перед девочками, часам к четырём утра вышли на улицу. Их встретило свежее и светлое утро белой ночи, они шли навстречу новой жизни. Прошли около " Дома Офицеров", рядом с ним в парке покрутились на детской площадке с высокой деревянной горкой для катания, вышли на городской пляж, побродили по песку, подышали от реки поднимавшейся прохладой, часам к шести утра пришли домой. Наполнив квартиру густым перегаром, «амбре» был такой, что родителям пришлось проветривать квартиру, хотя, Гоша и говорил им, полушутя, полусерьёзно, что выпили немного шампанского. На утро, еле живой включил телевизор, там показывали фильм «Сорок первый»…

02.06.2025.    


Рецензии