Дерево познания добра и зла

Дерево познания добра и зла с учетом переводов с иврита.Адам, Ева и дерево познания добра и зла.

     После того, как были сотворены Адам и Ева им дана была заповедь плодиться и размножаться, и наполнять землю.
В дальнейшем я буду брать стихи Книги бытия непосредственно из еврейской Торы.
И-Сотворил Элоhим этого адама (человека) по образу своему по образу Элоhима Сотворил его мужской и женский принцип Сотворил их
И-Благословил их Элоhим И-Сказал им Элоhим Плодитесь и Размножайтесь, и Наполняйте эту землю (арец) и захватите ее и Правьте этими рыбами морскими и этими птицами небесными и всеми этими зверями ползающими (перемещающимися) по этой земле (арец)
Захватить (властвовать) – это значит построить цивилизацию, сюда входить и наука, и технология, и экономика, и всё, что с этим связано, это очень важное религиозное предназначение человека и это божья заповедь.
У нас описано две истории творения мира. Первая история – это дни творения мира, а вторая история происходит в райском саду. И во второй и первой истории человек представлен по-разному.
В первой истории нет отдельно мужчины и женщины, так как они появляются сразу. Здесь описывается человечество в целом, ведь заповедь плодиться и размножаться дана всему человечеству в целом. Один человек не может властвовать над землёю, размножение не только ради детей, а как способ заселить всю землю, чтобы ей владеть.
В первом истории про каждый день написано:
И-Стал вечер, И-Стало утро день пятый (и так далее до шестого)
Про субботу так не сказано этой фразы. То есть каждый день упоминается, что он завершён, а про субботу, последний день творения не сказано, что она завершена. Отсюда мы можем понять, что суббота Бога ещё не завершена. Весь сотворённый мир – это суббота Бога.
Что такое суббота – покой Бога? Это значит, что Бог перестал творить на это время, но дал человеку действовать самому, построить цивилизацию и продвинуться в освоении земли.
Во второй истории подробно рассказывается про индивидуума. Сначала у нас есть Адам и у него есть своя функция. Зачем Бог сотворил человека?
И-Взял Йеhова Элоhим этого адама И-Поместил его в этом саду эден для ее обработки и ее охраны (сохранения)
Заметте, нигде не написано, что Адам должен прославлять Бога, как думают многие христиане. Но как Адам должен обрабатывать сад? Не копать же и окучивать, да ещё опылять от вредных насекомых. Обрабатывать сад, это ещё как-то можно понять, а вот охранять, это уже совсем не понятно. Зададимся простым вопросом кто может повредить сад? Глядя на всю прошедшую историю человечества, мы видим, что нет худшего врага, как сам человек.
Получается, что Адам должен охранять сад от людей. Да это же ЭКОЛОГИЯ! Именно так! Это совсем не то, что говорят радикальные экологи, что не нужно ни во что не вмешиваться, природа лучше нас знает, как собой управлять. Есть и другая крайность, всё переделать, реки повернуть, болота осушить, вредителей истребить. Понятно, что нужен разумный подход к экологии.
Но есть ещё тонкие моменты текста, которые видны только на иврите.
     Важный момент. По отношению к слову «обработки и охраны», используется местоименный суффикс женского рода ;; , хотя слово «ган» (сад), мужского рода. Что означает, что эта обработка и эта охрана, по-видимому относятся к чему-то другому.
Адама (человека) поместили в Эденский Сад (лабораторию) с целью доработать его женский принцип, женское начало.
И-Насадил Йеhова Элоhим сад в эдене (нега, наслаждение) издревле (изначально)
И-Поместил там этого адама, которого Произвел
И-Произрастил Йеhова Элоhим из этой земли (адама) всякое дерево, и это дерево жизни внутри этого сада и это дерево познания добра и зла
Как видно из текста дерево познания добра и зла также приятное на вид и хорошее для пищи. Вот первая заповедь, которую Бог дал Адаму:
И-Заповедал Йеhова Элоhим этому адаму Сказав с каждого этого дерева сада Кушай вволю
Но:
А с этого дерева знания добра и зла не кушай с него, ибо в тот день когда покушаешь с него действительно умрешь
Мы, читая Книгу Бытие всегда акцентируем внимание на том, что запрещено есть от дерева познания добра и зла, не обращая внимание на то, что от всех других деревьев есть заповедано Богом.
Как понимать – с каждого этого дерева сада кушай вволю.
То, что разрешено не только можно есть, но и нужно, согласно заповеди Творца, то есть весь мир предназначен адаму в пищу – это и есть познание мира. Съесть – это и есть познать. Но познать было заповедано всё, кроме добра и зла.
Человечество состоит как бы из двух адамов. Первый адам строит, преобразует жизнь вокруг себя к лучшему и т.д. Другой адам говорит, что всё это ерунда, нужно созерцать и познавать творение Бога и ни во что не вмешиваться. Между этими двумя адамами внутри человечества постоянно идёт конфликт. Первый говорит: «Надоела мне вся ваша философия, ты мне докажи, покажи, а если не можешь доказать, тогда это всё ерунда». Второй говорит:» Все «технари» занимаются всякой чепухой, весь мир переломали, больше обращают внимание на внешнее, а нужна только духовная жизнь».
Библейский же текст говорит, что нужно и то, и другое, желательно в одном человеке.
Адам помещён в сад и чем же он там занимается?
И произвел Йеhова Элоhим из этой земли (адамы) всякого этого зверя полевого и всякую эту птицу небесную
И привел к этому адаму посмотреть, что он призовет (позовет, назовёт) себе и все то что он призовет к себе этот адам животная душа имя ему
Как понимать: (как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.)
Имя животного – это его сущность, которую и определял адам. Имя определяет соотношение человека в мире с этим животным, другими словами какая у животного функция по отношению к человеку.
Все имена животных имеют в арабском языке (протоязыке) своё объяснение.
Весь мир ставится в зависимость и соотношение с человеком. Человек в центре и природа подчиняется и служит человеку. Чтобы дать имена растениям и животным человек должен был их понять, какая же у них функция по отношению к нему. Человек в саду занимался тем, что познавал животных, а также и растения.
Вот, что написано про растения:
И всякого этого кустарника полевого пока Не Будет на этой Земле (арец) и всякая эта трава полевая пока не произрастёт, потому что Не Посылал дождь Йеhова Элоhим на эту землю (арец) и адама нет обрабатывать эту землю (адама)
Заметим, что здесь привязано посылание дождя к тому, что есть человек, то есть пока нет человека нет и дождя. Получается как-то странно, в третий день появились растения, но они не росли, пока не появился человек. Из этого следует вывод, что, когда пришёл человек, изучил растения, понял, как всё устроено, испросил дождя у Бога и весь растительный мир ожил, начал расти и развиваться.
Растения на земле растут в результате того, что человек их познаёт и имена животным даёт поскольку их познаёт. Ещё одно интересное замечание.
И этот адам познал хаву свою женщину и забеременела она и родила Кайна
Еврейское слово, переведённое как «познал» в этом стихе повторяет такое же слово в стихе, где адаму заповедано есть от всякого дерева. Есть -  значит познавать.
Слово познал, где говорится о познании хавы, стоит в такой грамматической форме, которая не прошедшее время, а перфект. В современном иврите немного другая грамматика, чем в древнем разговорном. В языке Торы очень сильно отличаются две формы прошедшего времени. В обычном современном переводе в начале ставится И.
И пришёл, И произвёл и т.д. Но на самом деле это не И, а грамматическая форма, которая начинается с И, то есть обычное прошедшее время начинается с И. Есть и сегодняшнее прошедшее время, тогда будет писаться без И, и это перфект. Поэтому правильный перевод будет такой:
А к тому времени адам познал хаву свою женщину и забеременела она и родила Кайна
Тогда будет, что к моменту изгнания из сада хава родила и Каина, и Авеля, как утверждают еврейские древние толкования, причём до съедания с дерева познания добра и зла. Ведь адам получил заповедь плодиться и размножаться, которая никак не была связана с деревом познания.
В саду не было разрыва между познанием и реализацией. Человек познал растения, тут же они выросли, дал имена животным, и они заняли своё место во взаимоотношениях с человеком, познаёт жену и тут же рождаются дети. А вот при изгнании из сада сказано:
И-Выслал его Йеhова Элоhим из сада эдена возделывать ту землю (адама) из которой он был взят
А этой женщине сказал я сильно преумножу твои тяготы и беременность твою в тяготах рожать будешь сыновей и к мужчине твоему твоя страсть, и он будет править (властвовать) тобой
Сказал адаму поскольку ты прислушался к голосу своей женщины
И скушал с того дерева, которое заповедал тебе сказав не кушай с него проклята эта земля (адама) для тебя с тяготами будешь кушать все дни своей жизни
И колючки, и репей она произрастит тебе и будешь питаться полевой травою
В поте лица твоего будешь кушать хлеб (лехем) до возвращения твоего в эту землю (адама) поскольку из нее ты был взят поскольку прах ты и в прах вернешься
Из текста вытекает, что до изгнания продолжительной беременности не было и дети появлялись сразу и без мук. Трудно не согласиться с тем, что всё то, что происходило в саду сильно отличается от последующей жизни.
Итак, адам познал всё в райском саду кроме того, что ему познавать запрещено – это добро и зло. Однако от дерева жизни он ел, но когда его изгоняют:
И-Сказал Йеhова Элоhим вот этот адам стал как один из нас знающим добро и зло,
И сейчас возможно протянет руку
И возьмет с этого дерева жизни
И съест
И будет жить вечно
Чтобы жить вечно нужно было постоянно питаться от дерева жизни. Можно заметить, что дерево жизни намекает на познание самого Творца. Когда же человек стал настоящим человеком в нашем, современном понимании слова? Когда выгнали. Человек сформирован для дальнейшего пути только тогда, когда его выгоняют из сада.
Человек пошёл по жизни с ощущением смертности, которое стало определять его парадигму жизни. Поэтому самая сильная страсть человека – это преодоление смерти. Какие же есть способы преодоления смерти?
Рождение детей.
Мы хотим, что-то оставить, что больше нас.
То есть мы хотим выйти за пределы нас самих, отсюда египетская идея жизнь после смерти, вливание в социум и жажда признания в нём, связь с Богом и т.д. Настоящая религия должна учить преодолению смерти, а не пугать ей. Именно по этой причине основная масса людей от поиска Бога отошла.
Вернёмся в сад
Почему же нельзя вкушать от дерева, которое: приятное и на вид, и хорошее для пищи.
Какой же смысл в этом, дали дерево, но запретили вкушать, то есть познавать. Знал ли человек до того, как съел с дерева познания, что такое добро и зло? Очевидно, что знал, так как об этом ему сообщил Творец, указав на запрет, ведь это зло, а послушание творцу – это добро.
Но адам не различает этого внутри, что напоминает сознание ребёнка, который слышал о зле и добре от матери и отца, но что это такое не понимает, так как нет опыта различения. То есть, когда хава и адам съели плод познания, то зло и добро оказались у них внутри, а до этого было отвлечённым понятием.
Когда добро и зло находится снаружи его сознания, то он может легко отделить одно от другого, так как смотрит на это со стороны. Когда же появляется опыт переживаний вовлеченности в добро и зло, то в сознании всё перемешивается и отделить одно от другого бывает просто невозможно.
Адам и хава съев плод познания добра и зла повзрослели и стали более «продвинуты» в понимании добра и зла. Интересная метафора есть в еврейском понимании дерева познания добра и зла, что сок его плодов похож на вино, которое затемняет боль от рассудочного понимания гремучей смеси добра и зла, живущего в человеке и что ещё удивительно, что мир без такого действия вина понять невозможно.
Когда адама выгоняют из сада, то Бог ему говорит:
В поте лица твоего будешь кушать хлеб (лехем) до возвращения твоего в эту землю
 А как же адам работал в саду? Не потел что ли? Как же можно работать не в поте лица? Адам в саду был человеком интеллектуального труда. По мере того, как адам познавал сад, тот возделывался он только одним словом (мыслью) адама и в этом было его богоподобие. Как сейчас, так и всегда главным было понять, как всё устроено, а дальше дело техники. Теперь же, после изгнания, придётся работать в поте лица.
После того, как адам съел с дерева познания он стал слишком опасен в саду и мог легко там всё разрушить. Ведь в саду адам обладал огромными возможностями преобразования мира, вверенного ему Творцом, поэтому Творец лишает его плодов дерева жизни и адам становится смертным.
Изгнание из сада – это не наказание, а часть плана по созданию человека. Изгнание было неизбежно. Богу было угодно, чтобы у человека (всего человечества) отпечатался в голове идеал к которому нужно стремиться.
Внутренняя часть Святая Святых иерусалимского храма была расписана изображением райского сада с птицами и животными, которые напоминали об утрате Рая.
Жажда вернуться в рай может возникнуть только у тех, кто там когда-то был и отпечатал это в генах своих детей, но всё чаще встречаются люди в которых такая генетическая память стёрта.
Из сада выходит четыре реки и это описание на фоне общего текста выглядит пятном и к делу не относится, тем более, что адам в саду этими реками не занимается.
Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
Перевод с иврита:
И река вышла из эдена орошать этот сад и оттуда разделилась, и стала четырьмя головами (главами, началами)
Из текста видно, что сад, находится не в Эдеме (раю), а совсем рядом. Река протекает через сад, а вытекая разделяется на четыре реки.
Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш.
Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.
Перевод с иврита:
Имя этой одной Пишон он огибающий всю эту землю Хавила в которой есть это золото
И это золото земли (арец) оно хорошо там этот самородный (горный) хрусталь и этот камень оникс
Имя этой второй реки Гихон Огибающий всю землю Куш
Имя этой третьей реки Хиддекель (Тигр) она идущая перед Ашуром (восточнее Ашура – Ассирии) и эта четвертая река она Прат (Евфрат)
В иудейской традиции золото не являлось мерой человеческой ценности, но божественной. Деньгами были только серебряные монеты или просто серебро. Менору изготавливают из цельного куска золота, что является отображением того, что это некое отражение первичного света.
Хрусталь - первичная информация: хрусталь – чистая однородная структура (Сознание) оникс – слоистый, не однородный, очень много вариантов (Подсознание)
Зачем в описании сада и Эдема даются географические описания земель и рек, которые в жизни адама и хавы ни к чему? Это реки Нил, Тигр Евфрат, а название ещё одно реки не определено в современном мире. Нил – это Египет, но зачем эти точности при создании человека? Ещё не началась человеческая история, а уже Бог даёт нам названия рек и земель, которые в будущем повлияют на создание цивилизации.
Что Бог хочет нам сообщить такой информацией?
Нил – Египет.
Тигр и Евфрат – Вавилон.
Оказывается, эти реки вытекают из той базовой реки, которая вытекает из райского сада. То есть существует некая базовая духовность, которая самая фундаментальная и в виде божественной энергии втекает в человечество через определённые страны. Творец нам показывает, что в этих странах будет происходить, что-то фундаментальное. Действительно там и зародились две основные цивилизации.
Интересно то, что когда формируется божий народ, то он создаётся именно из этих двух компонентов. Аврам живёт в Уре Халдейском – это столица Вавилонского Царства. Затем он идёт в Харран, а это тоже Вавилон, только его верхняя часть. Далее Аврам спускается в Египет. Далее Яков бежит в Вавилон к Лоту (Ассирию, Харран – это Вавилон).
В результате переселений вся семья Якова попадает в Египет и уже из Египта рождается божий народ. Страна Израиль находится ровно посередине Вавилона и Египта и их соединяет. Чем характеризуется духовно Вавилон и Египет? Египет поклонялся солнцу, календарь в Египте солнечный, а в Вавилоне лунный, а в Израиле совместный.
Солнечная философия Египта – это открытость миру, экспансия ценностей и т.д., а лунная философия Вавилона сумрачная, сокрытая таинственная. Еврейский народ как бы соединяет эти реки, текущие из райского сада. Как известно, примерно в V веке до нашей эры прекратилось, так называемое, осевое время, когда люди чувствовали высшие миры и умели с ними общаться.
Вавилон и Египет не пережили потерю такого понимания и общения с высшими мирами и распались. Но их продолжением и соединением явился Израиль. Напрашивается параллелизм. Почему после потопа Бог разделил и расселил всё человечество по всему лицу земли, а после Вавилонской Башни исчезло и взаимопонимание?
У каждого народа и цивилизации есть свой внутренний понятийный язык этого мира. На основе этого возникают цивилизации и новые народы выходят на сцену истории, но еврейский народ появляется позже. Его функция в том, чтобы в одном народе соединить всё лучшее, что наработано человечеством.
Один человек не может познать мир для этого нужно всё многообразие людей, это касается и одного народа, и одной культуры, и одной цивилизации. Это многообразие уже было заложено Богом в момент сотворения мира. Это видно на примере Эдемской реки и её разделения на 4 реки. С самого начала этот поток божественной духовности не остаётся единым.
Про четвёртую реку есть споры, но многие склоняются к тому, что это река Инд – это река на которой стоит Индия. Это означает, что в Индии сохранилась ещё некоторая духовность, ещё не соединённая с человечеством. Три реки уже интегрированы в монотеизм, а вот четвёртая пока нет.
Кто только не приходил в Индию и христиане, и мусульмане, но обратить Индию никому не удавалось, как только градус проповеди понижался индусы, возвращались к своим прежним богам. В Индии существует некая базисная духовность, которая очень многим интересна и так же сильно не понятна.
Если в Индии река, которая вытекает из райского сада, то так просто индийское мировоззрение не включить в общую реку монотеизма, в ней ещё предстоит глубоко разобраться.
Теперь вернёмся в сад к эпизоду со змеем.
Самое странное в змее, это то, какой у него главный термин. Этот термин не заметен в переводе.
Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог
И этот Змей (тот который знает) был голым из всех этих полевых зверей которых Сделал Йеhова Элоhим
Как можно убедиться в Торе на иврите написано голый, а не хитрый. Такое же слово стоит в описании адама и хавы, где написано, что они были наги. Змей был хитрее полевых зверей, но не человека.
                Слово (арумим), которое переведено с иврита как хитрый означает: умный, мудрый.
Самым хитрым (голым) был человек. То есть змей по виду был ближе всех к человеку среди всех полевых зверей. Он стоял прямо на своих ногах и на нём не было шерсти.
Зачем нам сказано, что адам и его жена были обнажёнными? Зачем нам это знать? Какая нам разница? Здесь речь не о том, что они были обнажённые, а о том, что они не стыдились.
У всех, или почти всех, людей и племён есть одежда и она является очень важной для человека, а для животных, отсутствие одежды не проблема.
Почему же адам и хава не стыдятся? Потому, что для него всё разделено. Добро, это одно, зло это другое, и они не перемешаны внутри. Адам не видит в обнажённости ничего такого, что может вызвать в нём отрицательные или другие чувства, но всё это приходит, когда он съедает от дерева познания. Трагедия человека заключается в том, что, когда в нём перемешиваются добро и зло он научается использовать одно для другого.
 Итак, змей говорит хаве:
И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
И сказал змей жене: нет, не умрете,
но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
Заповедь не прикасаться Бог не давал, очевидно, что так хаве сказал адам.
Перевод с иврита:
И сказала эта женщина этому змею (тому который знает) из плодов деревьев этого сада мы будем кушать
А из плодов того дерева, которое внутри этого сада сказал Элоhим вы не будете кушать от него и не будете прикасаться к нему иначе вы умрете
И сказал этот змей (тот который знает) этой женщине умереть вы не умрете
Ибо поскольку знает Элоhим, что в день вы скушаете с него
И раскроются ваши глаза
И станете вы как Элоhим знающие добро и зло
Искушая хаву змей сказал правду или нет? Бог знает добро и зло? Творит ли Бог зло? Православие утверждает, что Бог зла не сотвори. Что нам говорит Писание?
«Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это». Исаия 45:7
«Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?» Плач Иеремии 3:38
Наше недоумение по поводу зла от Бога происходит от того, что мы своё сознание и оценку мира сравниваем с божьим.(Брат во Христе Андрей)



Прим. Но действительно, мы привыкли все к греческому переводу. Но перевод с иврита открывает еще какие-то грани Мудрости Божией:
В цитате о бедствиях в Торе написано, что именно Бог творит не бедствия, а именно зло.


В подлиннике: «Я формирую (яцар) свет, и творю тьму (борэ хошех), и делаю мир (асе шалом), и творю зло (ве борэ ра). Я, Господь, делаю все это».


 почему в христианском мире говорят, что этого не может быть? Потому что людм чаще нужен придуманный Бог, а не реальный!


Рецензии