Тупики повседневности, беседа девятая

Беседа девятая.
Мы уже имели возможность неоднократно убедиться в том, что пропаганда – это разновидность массового гипноза. Пропаганда использует ряд модифицированных гипнотических техник, влияющих на наше сознание, помимо нашей воли. Кроме того, тоталитарное государство, опираясь на всю мощь своего карательного аппарата, ведёт жестокую и непримиримую борьбу с теми, кто пытается противостоять влиянию пропаганды, проявляет критическое мышление и мешает окончательному превращению своих соотечественников в стадо безвольных послушных баранов.
Механизм воздействия пропаганды на сознание людей до конца не изучен. Да и вообще сама пропаганда очень часто воспринимается, как нечто безобидное, как попытка распространения в обществе неких идей. Увы, такое представление о пропаганде давно устарело и вводит нас, скорее в заблуждение, чем проливает свет истины на это явление.
В XX –м столетии пропаганда превратилась в огромную индустрию со своими законами и лидерами. Она использует самые последние достижения науки, позволяющие ей манипулировать общественным сознанием в интересах правящих классов или отдельных лиц.
Ключевое слово здесь «манипулировать». Понятно, что манипулировать сознанием можно совершенно разным образом. Можно взывать к воле и чувствам человека, рассчитывая получить определённую реакцию с его стороны. А можно ,напротив, подавлять эти самые волю и чувства, делая человека безвольной игрушкой в своих руках. В обоих случаях будут использованы  разные способы влияния на сознание человека.
Вопрос в моральной допустимости этих способов, в том, насколько каждый из них соответствует нашим представлениям о добре и зле.
Очень часто  люди отождествляют внушение и гипноз. Многим из нас кажется, что это почти одно и то же. Внушение представляется  такой облегчённой формой гипноза. Однако, это далеко так.  Между внушением и гипнозом существуют довольно серьёзные различия. В самом общем виде,  отличие внушения от гипноза заключается в условиях, степени сознательного контроля и глубине воздействия на психику. Внушение — происходит в обычном бодрствующем состоянии. Человек находится в сознании, может критически оценивать получаемую информацию. Гипноз— это изменённое состояние сознания, при котором сознание частично отключено или сконцентрировано, а внушаемость значительно повышена.
Внушение предполагает воздействие словом, интонацией, образом или авторитетом, без погружения в транс. Может быть прямым или косвенным (например, через рекламу, СМИ, авторитетные фигуры).
Гипноз, как правило,  включает погружение в транс с помощью определённых техник (монотонные стимулы, голос, релаксация), после чего даются команды, которые сильнее проникают в подсознание.
При внушении человек может сопротивляться, анализировать, соглашаться или отвергать информацию. При гипнозе возможность такого сопротивления, практически, сведена, к нулю.
Попробуем разобраться  на конкретных примерах в чём состоит различие между внушением и гипнозом. Типичный пример внушения мы можем наблюдать в педагогической практике.  Учитель говорит нерадивому, но, несомненно, одарённому ученику: «Ты способный, ты справишься!». Ученик, поверив в свои силы, действительно,  начинает лучше учиться.  Под влиянием слов учителя, он принимает вполне осознанное решение, направить свою волю на достижение лучших результатов в учёбе.
При гипнозе — критичность восприятия пациента резко снижается. Слова гипнотизёра воспринимаются без фильтрации, особенно если не противоречат базовым установкам и морали. В отличие от внушения, рассчитанного на активизацию волевого начала в человеке, гипноз влияет на другие области человеческой психики.  Во время гипнотического сеанса, воля пациента подавляется. Можно сказать, он целиком находится во власти гипнотизёра. Пациент воспринимает всё, что говорит ему гипнотизёр. Воля пациента подавлена. Гипнотизёр вводит  пациента в транс и говорит ему: «Тебе не хочется курить». У пациента, действительно, может пропасть тяга к сигаретам. Но пропадает такая тяга не в результате проявления воли со стороны самого пациента, а в результате блокировки его желаний, связанных с курением. Рассмотренные случаи внушения и гипноза затрагивают индивидуальные волевые качества. Они описывают взаимодействие с вполне конкретным человеком, который подвергается внушению или гипнозу. Однако ,как быть с массовым гипнозом, когда подавляется воля некоторого количества людей? Ведь, по сути, такой гипноз может иметь не только психотерапевтический, но и социальный эффект. Он рассчитан на влияние на определённую группу лиц, по той или иной причине оказавшихся в сфере воздействия гипнотизёра.  Современные медиатехнологии позволяют сделать такую сферу воздействия практически неограниченной. Массовый гипноз может затрагивать сотни тысяч и даже миллионы людей. При этом, никто не спрашивает у этих людей, хотят ли они подвергнуться такому гипнозу или нет. Являясь потребителями информационных услуг, они волей-неволей оказываются вовлечены в самые разные попытки манипуляции их сознанием.
Пропаганда, как разновидность массового гипноза, представляет собой систематическое распространение информации, направленной на формирование определённых взглядов или поведения у большой аудитории. Она рассчитана на массовое и длительное влияние, влекущее за собой снижение критического порога восприятия. В результате постоянного воздействия пропаганды люди перестают рационально воспринимать навязываемые им  образы или символы, воспринимая их на веру. Почему в данном случае мы ведём речь об образах ,а не об идеях? Потому что идеи, в своей основе, ориентированы на рациональное логическое восприятие и в принципе, не могут быть объяснены через механизм пропаганды. Образы или символы предполагают упрощенное восприятие действительности и могут быть легко переданы на эмоциональном уровне.
Пропаганда, как и массовый гипноз,  предполагает  групповое погружение в  трансовое состояние, в котором человек утрачивает способность критически воспринимать окружающую его действительность. Пропаганда , как и при гипнозе, часто повторяет одни и те же идеологические нарративы, вызывает эмоции (страх, гнев, гордость), чтобы отключить рациональный фильтр. Как и гипнотизёр, пропагандист апеллирует к фигурам власти, традициям ( традиционным ценностям, духовно-нравственным скрепам), «истине», чтобы вызвать подчинение своей воле со стороны общества. Большую роль здесь играют монотонность, повтор, ритм. Одни и те же образы или символы воспроизводятся много раз, чтобы прочно отпечататься в глубинах сознания человека. В гипнозе используются ритмичные слова, в пропаганде — лозунги, повторяющиеся фразы, слоганы, часто в сопровождении музыки и визуальных символов. Так легче обойти сознание, особенно ,если человек не имеет альтернативных источников информации или просто не способен критически осмысливать происходящее. Но пропаганда и не рассчитана на высоколобых, высокоинтеллектуальных людей. Её цель- маленький человек, со своими страхами и комплексами, на которых она довольно хорошо научилась играть.


Рецензии